Методическая разработка в рамках предметной недели урока «Все и частично об эффективности общения» для обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы психологии личности»
Оценка 4.6

Методическая разработка в рамках предметной недели урока «Все и частично об эффективности общения» для обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы психологии личности»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
детская психология
02.06.2022
Методическая разработка в рамках предметной недели  урока «Все и частично об эффективности общения» для обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы психологии личности»
методическая разработка урока предназначена для детей 8-9 классов. В рамках изучения Основ психологии личности учащиеся знакомятся с основами психологии общения. данный урок - это уже приминение знаний, полученные на пройденных уроках.
Методическая разработка к неделе профессий по Основам психологии личности.docx

        Муниципальная автономная организация

дополнительного образования и профессионального обучения

«Ленинградский учебный центр» станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка в рамках предметной недели

открытого урока «Все и частично об эффективности общения»

для обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы психологии личности»

 

 

 

 

 

составитель: учитель МАОДОПО ЛУЦ

Ремез Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Ленинградская

2022г.

Дата: 11.04.2022

Группа: ПЛ - 1

Урок с элементами психологического тренинга:

«Все и частично об эффективности общения»

Цель: формирование  и отработка практических умений и навыков эффективного общения:  установление контакта, умение слушать, умение передавать и принимать информацию. Обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках «Психология общения».

Задачи:

·         помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

·         способствовать формированию умения работать в группе

·         обучить подростков способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.

·         помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

 

Задачи:

образовательная  - закрепить  приёмы конструктивного общения,  формировать интерес к другому человеку как к личности; отработать умения и навыки эффективного общения: установление контакта, умение слушать, умение передавать и принимать информацию;

развивающая  - способствовать развитию интереса и желания к позитивному общению,  развивать коммуникативные умения подростков в процессе их взаимодействия, развивать эмпатию и групповую активность,  развитие умение выступать публично, четко, ясно и аргументировано выражать свои мысли, умение работать в коллективе;

воспитательная - эффективно общаться друг с другом, применяя правила  психологии эффективного общения; укрепить взаимоотношения со сверстниками, воспитывать коммуникабельность,  культуру работы в паре, увлеченность, работоспособность, активность и  интерес к делу.

Оборудование: цветная бумага, карандаши, клей, цветные ленточки, раздаточный материал, ваза с конфетами, мульти-медийная презентация, мульти-медийный проектор.

Методы и формы работы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентация.

Тип занятия:  урок применения знаний, умений и навыков.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Продолжительность занятия: 40 мин

                                                       

Ход  занятия:

I. Приветствие. Организационный момент.

Жизнь — самая большая ценность,

какой обладает человек,

а самая большая роскошь в этой жизни

— роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Приветствие игровое упражнение

1.      Броуновское движение

·         Встаньте пожалуйста, сейчас вам предстоит двигаться по комнате, хаотично как молекулам, а затем встречаясь друг с другом соединяться в атомы.

·         по моему первому хлопку вы начинаете движение хаотичное, вы молекулы

по моему второму

·         хлопку вы, двигаясь хаотично, встречаясь с другим участником здороваетесь с ним за руку, образуя атомы

·          по третьему хлопку заканчиваете упражнение.

Первый хлопок: начинайте движение

Второй хлопок: здороваетесь друг с другом за руку

Третий хлопок: Окончание задания

Спасибо,

·         теперь по моему следующему хлопку вы продолжаете движение, при этом при встрече друг с другом, здороваетесь, глядя друг другу в глаза.

·         По второму хлопку останавливаетесь

Спасибо,

·         теперь еще раз поздороваемся друг с другом, по моему следующему хлопку вы продолжаете движение, при этом при встрече друг с другом, здороваетесь, спинами.

·         По второму хлопку останавливаетесь

Спасибо! Благодарю всех за участие. Займите пожалуйста ваши места.

2. Упражнение-игра «Имя».

Цель: выяснить эмоциональное состояние воспитанников, установление контакта, создание положительного настроя на занятие.

- Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди.

- Сейчас каждый из вас называет имя соседа и старается назвать его в разных вариантах: например, оля – Олечка, Олюшка, Оленька, Ольга, Оль, Олька.

Упражнение – разогрев «Вездеход» (2 мин)

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.

Сейчас я предлагаю всем встать в круг, вы будете передвигаться по комнате и внимательно слушать задания ведущего. В соответствии с заданиями выполнять и проигрывать различные действия.

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!».

 

Вступительное слово:  я рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы с вами отлично пообщаемся, потому что сегодня будем тренировать наши коммуникативные умения. Как известно общение сопровождает нас всегда, повсюду, и невозможно представить, как человек может обойтись без этого уникального дара. Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый.

II. Основной.    35 мин.

Блиц опрос:  (представлены с вариантами ответов)

 1.Дайте определение понятию общение?

- общение — сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

- Общение -  это взаимодействие двух и более людей,  состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

2. Какие стороны общения вы знаете?

- Коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3.Что обозначает коммуникативная сторона общения?

- Непосредственный процесс передачи информации

4.Что такое интерактивная сторона общения?

- Взаимодействие. В процессе общения мы обмениваемся не только словами, но и действиями, поступками. заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности — например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

5. Что такое перцептивная сторона общения?

 - Восприятие. В процессе общения мы оцениваем нашего собеседника и составляем свое мнение о нем. процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

6. Какие средства общения вы знаете?

- слово, интонация, мимика, жесты, поза, взгляд,  расстояние, громкость, скорость, тембр,ритм.

7.Что называется вербальным общением?

- Процесс передачи информации при помощи слов.

8.Что называется невербальным общением?

- Процесс передачи информации с помощью жестов, мимики, взгляда, позы расстояния, не прибегая к помощи слов, такая информация может дополнять или опровергать вербальную.

9. Какие основные механизмы познания другого человека в процессе общения вы знаете?

 - Идентификация, эмпатия, рефлексия

10. Что такое идентификация?

 - идентификация (отождествление, уподобление) –попытка поставить себя на место собеседника;

11.Что такое эмпатия?

- эмпатия (сопереживание) -  это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания;

12. Что такое рефлексия?

- рефлексия (обращение назад)– это не просто знание или понимание партнера, а и знание того, как партнер понимает меня,  это удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Процесс  общения включает, по меньшей части, три главные части:

·        познание собеседника;

·        формирование доверительных отношений с ним;

·        собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

 

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Для эффективной коммуникации характерно:

- достижение взаимопонимания партнеров;

- лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

·         стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

·         «предвзятые представления» — склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

·         плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

·         отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое;

·         пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы — заключения — при отсутствии достаточного числа факторов;

·         ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

·         неверный выбор стратегии и тактики общения.

Виды общения

1.   «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости). Это — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2.   Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные, грубые реплики.

3.   Ролевое общение, когда регламентированны содержание и средства общения социальной ролью партнеров по общению.

4.   Деловое общение — вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенности личности характер, настроение партнера оказываются менее важными. Направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере.

5.   Духовное, межличностное общение — это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6.   Ритуальное общение — представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении представлена минимально.

7.   Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

8.   Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

9.   Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

УПРАЖНЕНИЕ: Установление контакта, общение в разных позах.

Разбейтесь пожалуйста на пары, нельзя составлять пару с человеком, с которым вы работали в предыдущем упражнении.

Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (вы можете обсуждать любую тему по своему усмотрению).  По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора.

1, 5 мин сидя спиной друг к другу. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу),

1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Спасибо:

Анализ:

В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

Почему?

Умение передавать информацию

Передача сообщения

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации.

Сейчас  выберите 5 участников, которые примут участие в упражнении

Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений.

Пусть  один участник останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью.  Я зачитаю ему дважды  текст, который он должен будет передать другому участнику. Затем второй участник будет передавать текст третьему участнику и так далее по цепочке дойдя до последнего участника. В процессе передачи текста друг другу, участники могут задавать друг другу уточняющие вопросы.

Остальные участники внимательно слушают процесс передачи информации и фиксируют для себя на каком участнике пошел сбой информации  по какой причине это произошло.

Тренер зачитывает текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос « Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?».

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения

Когда участник ответит на этот вопрос, текст зачитывается еще раз всем участникам и начинается обсуждение:

1.     На каком этапе процесса информации произошел сбой?

2.     Какова причина сбоя?

3.     В  чем по вашему мнению была сложность передачи данной информации?

4.     Что можно предпринять для того чтобы избежать искажения и потери информации (обратная связь с каждым, уменьшить число передаточных звеньев, использовать прием перефразирования)

3. Завершающий этап.

Вопросы для рефлексии

1.     Что было самым полезным в занятии?

2.     Изменилось ли ваше эмоциональное состояние в ходе тренинга и каким образом?

3.     Какие упражнения вам понравились и что они принесли вам в плане развития навыков общения?

4.     Что было самым приятным в занятии?

5.     Был ли в ходе занятия какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?

6.     Какое главное открытие вы сделали для себя в результате занятия?

7.     Чтобы вы хотели пожелать тренеру?

 


 

Муниципальная автономная организация дополнительного образования и профессионального обучения «Ленинградский учебный центр» станицы

Муниципальная автономная организация дополнительного образования и профессионального обучения «Ленинградский учебный центр» станицы

Дата: 11.04.2022 Группа: ПЛ - 1

Дата: 11.04.2022 Группа: ПЛ - 1

Первый хлопок: начинайте движение

Первый хлопок: начинайте движение

Общение - это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера

Общение - это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме

Ритуальное общение — представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным)

Ритуальное общение — представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным)

Остальные участники внимательно слушают процесс передачи информации и фиксируют для себя на каком участнике пошел сбой информации по какой причине это произошло

Остальные участники внимательно слушают процесс передачи информации и фиксируют для себя на каком участнике пошел сбой информации по какой причине это произошло
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022