Муниципальная автономная организация
дополнительного образования и профессионального обучения
«Ленинградский учебный центр» станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
Методическая разработка в рамках предметной недели
открытого урока «Все и частично об эффективности общения»
для обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы психологии личности»
составитель: учитель МАОДОПО ЛУЦ
Ремез Ю.В.
ст. Ленинградская
2022г.
Дата: 11.04.2022
Группа: ПЛ - 1
Урок с элементами психологического тренинга:
«Все и частично об эффективности общения»
Цель: формирование и отработка практических умений и навыков эффективного общения: установление контакта, умение слушать, умение передавать и принимать информацию. Обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках «Психология общения».
Задачи:
· помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
· способствовать формированию умения работать в группе
· обучить подростков способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.
· помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
Задачи:
образовательная - закрепить приёмы конструктивного общения, формировать интерес к другому человеку как к личности; отработать умения и навыки эффективного общения: установление контакта, умение слушать, умение передавать и принимать информацию;
развивающая - способствовать развитию интереса и желания к позитивному общению, развивать коммуникативные умения подростков в процессе их взаимодействия, развивать эмпатию и групповую активность, развитие умение выступать публично, четко, ясно и аргументировано выражать свои мысли, умение работать в коллективе;
воспитательная - эффективно общаться друг с другом, применяя правила психологии эффективного общения; укрепить взаимоотношения со сверстниками, воспитывать коммуникабельность, культуру работы в паре, увлеченность, работоспособность, активность и интерес к делу.
Оборудование: цветная бумага, карандаши, клей, цветные ленточки, раздаточный материал, ваза с конфетами, мульти-медийная презентация, мульти-медийный проектор.
Методы и формы работы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентация.
Тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Продолжительность занятия: 40 мин
Ход занятия:
I. Приветствие. Организационный момент.
Жизнь — самая большая ценность,
какой обладает человек,
а самая большая роскошь в этой жизни
— роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Приветствие игровое упражнение
1. Броуновское движение
· Встаньте пожалуйста, сейчас вам предстоит двигаться по комнате, хаотично как молекулам, а затем встречаясь друг с другом соединяться в атомы.
· по моему первому хлопку вы начинаете движение хаотичное, вы молекулы
по моему второму
· хлопку вы, двигаясь хаотично, встречаясь с другим участником здороваетесь с ним за руку, образуя атомы
· по третьему хлопку заканчиваете упражнение.
Первый хлопок: начинайте движение
Второй хлопок: здороваетесь друг с другом за руку
Третий хлопок: Окончание задания
Спасибо,
· теперь по моему следующему хлопку вы продолжаете движение, при этом при встрече друг с другом, здороваетесь, глядя друг другу в глаза.
· По второму хлопку останавливаетесь
Спасибо,
· теперь еще раз поздороваемся друг с другом, по моему следующему хлопку вы продолжаете движение, при этом при встрече друг с другом, здороваетесь, спинами.
· По второму хлопку останавливаетесь
Спасибо! Благодарю всех за участие. Займите пожалуйста ваши места.
2. Упражнение-игра «Имя».
Цель: выяснить эмоциональное состояние воспитанников, установление контакта, создание положительного настроя на занятие.
- Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди.
- Сейчас каждый из вас называет имя соседа и старается назвать его в разных вариантах: например, оля – Олечка, Олюшка, Оленька, Ольга, Оль, Олька.
Упражнение – разогрев «Вездеход» (2 мин)
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.
Сейчас я предлагаю всем встать в круг, вы будете передвигаться по комнате и внимательно слушать задания ведущего. В соответствии с заданиями выполнять и проигрывать различные действия.
«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!».
Вступительное слово: я рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы с вами отлично пообщаемся, потому что сегодня будем тренировать наши коммуникативные умения. Как известно общение сопровождает нас всегда, повсюду, и невозможно представить, как человек может обойтись без этого уникального дара. Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый.
II. Основной. 35 мин.
Блиц опрос: (представлены с вариантами ответов)
1.Дайте определение понятию общение?
- общение — сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.
- Общение - это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
2. Какие стороны общения вы знаете?
- Коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
3.Что обозначает коммуникативная сторона общения?
- Непосредственный процесс передачи информации
4.Что такое интерактивная сторона общения?
- Взаимодействие. В процессе общения мы обмениваемся не только словами, но и действиями, поступками. заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности — например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
5. Что такое перцептивная сторона общения?
- Восприятие. В процессе общения мы оцениваем нашего собеседника и составляем свое мнение о нем. процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.
6. Какие средства общения вы знаете?
- слово, интонация, мимика, жесты, поза, взгляд, расстояние, громкость, скорость, тембр,ритм.
7.Что называется вербальным общением?
- Процесс передачи информации при помощи слов.
8.Что называется невербальным общением?
- Процесс передачи информации с помощью жестов, мимики, взгляда, позы расстояния, не прибегая к помощи слов, такая информация может дополнять или опровергать вербальную.
9. Какие основные механизмы познания другого человека в процессе общения вы знаете?
- Идентификация, эмпатия, рефлексия
10. Что такое идентификация?
- идентификация (отождествление, уподобление) –попытка поставить себя на место собеседника;
11.Что такое эмпатия?
- эмпатия (сопереживание) - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания;
12. Что такое рефлексия?
- рефлексия (обращение назад)– это не просто знание или понимание партнера, а и знание того, как партнер понимает меня, это удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Процесс общения включает, по меньшей части, три главные части:
· познание собеседника;
· формирование доверительных отношений с ним;
· собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Для эффективной коммуникации характерно:
- достижение взаимопонимания партнеров;
- лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
· стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
· «предвзятые представления» — склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
· плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое;
· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы — заключения — при отсутствии достаточного числа факторов;
· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
· неверный выбор стратегии и тактики общения.
Виды общения
1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости). Это — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные, грубые реплики.
3. Ролевое общение, когда регламентированны содержание и средства общения социальной ролью партнеров по общению.
4. Деловое общение — вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенности личности характер, настроение партнера оказываются менее важными. Направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере.
5. Духовное, межличностное общение — это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
6. Ритуальное общение — представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении представлена минимально.
7. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.
8. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
9. Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
УПРАЖНЕНИЕ: Установление контакта, общение в разных позах.
Разбейтесь пожалуйста на пары, нельзя составлять пару с человеком, с которым вы работали в предыдущем упражнении.
Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (вы можете обсуждать любую тему по своему усмотрению). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора.
1, 5 мин сидя спиной друг к другу. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу),
1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.
Спасибо:
Анализ:
В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?
Почему?
Умение передавать информацию
Передача сообщения
«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации.
Сейчас выберите 5 участников, которые примут участие в упражнении
Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений.
Пусть один участник останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью. Я зачитаю ему дважды текст, который он должен будет передать другому участнику. Затем второй участник будет передавать текст третьему участнику и так далее по цепочке дойдя до последнего участника. В процессе передачи текста друг другу, участники могут задавать друг другу уточняющие вопросы.
Остальные участники внимательно слушают процесс передачи информации и фиксируют для себя на каком участнике пошел сбой информации по какой причине это произошло.
Тренер зачитывает текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос « Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?».
Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Обсуждение упражнения
Когда участник ответит на этот вопрос, текст зачитывается еще раз всем участникам и начинается обсуждение:
1. На каком этапе процесса информации произошел сбой?
2. Какова причина сбоя?
3. В чем по вашему мнению была сложность передачи данной информации?
4. Что можно предпринять для того чтобы избежать искажения и потери информации (обратная связь с каждым, уменьшить число передаточных звеньев, использовать прием перефразирования)
3. Завершающий этап.
Вопросы для рефлексии
1. Что было самым полезным в занятии?
2. Изменилось ли ваше эмоциональное состояние в ходе тренинга и каким образом?
3. Какие упражнения вам понравились и что они принесли вам в плане развития навыков общения?
4. Что было самым приятным в занятии?
5. Был ли в ходе занятия какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
6. Какое главное открытие вы сделали для себя в результате занятия?
7. Чтобы вы хотели пожелать тренеру?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.