МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МАГАДАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ»
Методическая разработка
Внеурочного мероприятия
на тему: «Северное многоборье»
Номинация: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Земелева Людмила Анатольевна
Руководитель физического воспитания МОГАПОУ «КСиТ»
Контактный телефон
+7-914-850-15-75
Магадан, 2023
Земелева Л.А. «Северное многоборье»: Методическая разработка внеурочного мероприятия, – Магадан, МОГАПОУ «КСиТ», 2023.
Методическая разработка составлена для организации и проведения внеурочного мероприятия для преподавателей физического воспитания обучающихся специальности и профессий МОГАПОУ «КСиТ», направлена на достижение всестороннего развития обучающихся, на основе физического развития, укрепления здоровья, освоения культурного наследия северных народов, привлечение к занятиям физической культурой и спортом
Разработала:
Земелева Людмила Анатольевна, руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории МОГАПОУ «Колледж сервиса и технологий»
Содержание
|
|
Стр. |
|
Пояснительная записка |
4 |
|
Деятельностная карта |
5 |
|
Ход внеурочного мероприятия |
7 |
|
Использованные источники |
11 |
|
Приложение |
12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших направлений в развитии любого региона нашей огромной страны является сохранение и возрождение собственных национальных культур. Большое внимание уделяется изучению богатого культурного наследия предков. Национальные республики и округа Российской Федерации в своих концепциях образования предусматривают обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа.
Сегодня, очевидно, что формирование образования невозможно без глубокого изучения и использования национально-регионального компонента в системе образования и воспитания. В этом наш богатейший духовный, интеллектуальный ресурс, позволяющий надеяться на оптимистические перспективы России. Одним из путей раскрытия подобного потенциала является проведение внеурочных мероприятий и введение упражнений в содержание образования.
В основу соревнования положены виды спорта, входящие в северное многоборье (метание тынзяна на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, тройной национальный прыжок, прыжки через нарты, перетягивание палки). Внеурочное мероприятие осуществляется по трем направлениям:
– физкультурно-оздоровительное - укрепление здоровья, развитие основных двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости;
– воспитательное - вырабатывает у обучающихся волю, уверенность в своих силах, стойкость, настойчивость, выдержку, спокойствие;
– образовательное - пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность обучающегося, расширяет кругозор, тренирует память и логическое мышление, наблюдательность и внимание.
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность соревнований: усиление значимости в физическом воспитании культурного наследия народов Севера. Включение национальнорегионального компонента в соревнования предполагает использование традиционных упражнений народов Севера, что играет существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Мы с интересом узнаем об особенностях северного многоборья, как вида спорта. Это позволяет не только расширить кругозор, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию коренных народов Севера Дальнего Востока. Соревнования по северному многоборью направлены на подготовку обучающихся к традиционно промысловой деятельности народов Севера (охота, оленеводство, рыболовство). Педагогическая целесообразность: Соревнования педагогически целесообразны, т.к. при реализации у обучающихся возникает устойчивый интерес к занятиям спортом, в частности к северному многоборью, расширяется кругозор, развиваются волевые качества личности, укрепляется здоровье.
Уровень усвоения стартовый Новизна соревнований: из всего многообразия национальных видов спорта выбраны самые популярные и доступные для обучения в условиях спортивного зала.
Методическая разработка составлена для организации и проведения внеурочных мероприятий для преподавателей физической культуры и студентов по профессиям и специальностям ГОМАПОУ «КСиТ», направлена на достижение всестороннего развития обучающихся, на основе физического развития, укрепления здоровья, освоения культурного наследия северных народов, привлечение к занятиям физической культурой и спортом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА
Тема внеурочное мероприятие: «Северное многоборье»
Тип внеурочного мероприятия: Соревнования
Вид внеурочного мероприятия: Практическое занятие
Место проведения: МОГАПОУ «КСиТ», спортивный зал
Время проведения: 60 минут
Группа: № 25-М, курс 2. Специальность: Операционная деятельность в логистике
Цель внеурочного мероприятия:
Формирование интереса обучающихся к культуре северных народов через знакомство с национальным видом спорта «Северное многоборье».
Задачи урока:
образовательная:
развивающая:
· Развитие ловкости, силы, координации движений, быстроты реакции
воспитательная:
· Воспитание морально-волевых качеств, привитие патриотизма и общекультурных ценностей;
· Воспитание мужества и выносливости, готовности к труду и обороне России;
здоровьесберегающая:
· Соблюдение техники безопасности при выполнении физических упражнений, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии.
Методическая цель: освоение упражнений «северного многоборья» при помощи игровых технологий.
Техническое обеспечение: Мячи теннисные, свисток, дартс, канат, палки для бега, скамейки, рулетка.
Методы обучения: словесные, наглядный, практический.
Образовательные технологии:
Ø личностно-ориентированные;
Ø здоровьесберегающие;
Ø игровые.
Организационные формы образовательной деятельности:
Ø фронтальная,
Ø групповая,
Ø индивидуальная.
Планируемые результаты:
а) предметные:
- освоение упражнений северного многоборья;
б) метапредметные:
§ регулятивные:
¾ умение достигать цель, видеть результат упражнений;
¾ умение применять упражнения на природе в семье;
§ познавательные:
− формулирование познавательной цели;
− формирование двигательных навыков;
− структурирование полученной информации;
− самостоятельное и групповое изучение упражнений;
§ коммуникативные:
− умение соревноваться;
− умение выполнять упражнения с командой;
− умение помогать друг другу;
− умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу.
в) личностные:
− формирование физических способностей силы, ловкости, быстроты,;
− осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.
Предварительная подготовка обучающихся: материал, об упражнениях северного многоборья;
Предварительная подготовка руководителя физического воспитания: изучение материала урока, подбор информации из различных источников, написание конспекта, подготовка по технике безопасности, подготовка спортивного инвентаря.
Структура урока:
1. Подготовительная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Ход внеурочного мероприятия
№ |
Содержание |
Дозировка |
Методические приемы: организации, обучения, воспитания |
1 |
Вводная часть |
5 мин. |
|
|
Построение. Приветствие группы Беседа: «История развития СЕВЕРНОГО МНОГОБОРЬЯ»
|
2 мин
3мин. |
Построение в одну шеренгу. Приветствие группы, Преподаватель сообщает тему внеурочного мероприятия, цель и задачи соревнования. Напомнить технику безопасности Обратить внимание на спортивную форму. Рассказать о традиция физического развития северных народов, историю происхождения «Северного многоборья» . |
Подготовительная часть |
15 мин. |
Фронтальный метод |
|
Ходьба, на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок. Бег: * бег по прямой с с пятки на носок; *бег на месте с переходом на бег по дистанции; Бег приставными шагами: * перемещаться на приставных шагах (вправо, влево или назад); * по условленному зрительному сигналу;
Переход на ходьбу
Общеразвивающие упражнения (см приложение №1). |
2 мин
3 мин 10 раз
10раз
8 раз
10 мин
|
Максимальная амплитуда в стопе.
Постоянный контроль за мягкостью бега и свободой постановкой ног перекатом Бег в среднем темпе
Следить за дистанцией, правильностью дыхания
Следить за дистанцией, правильностью дыхания
Максимальная амплитуда движения
Обратить внимание учащихся на сохранение правильной осанки.
Обратить внимание на выпады.
Выполнять упражнения четко
Во время поворотов туловище держать прямо, следить за дистанцией.
|
|
Перестроение в две команды |
1 мин |
Придумать название команд |
|
2 |
Основная часть |
35 мин. |
Игровой, групповой |
Эстафета с палкой (Бег с палкой по пересеченной местности) Команда выстраивается в колонну друг за другом. По сигналу капитан начинает движение вперед с палкой оббегает препятствие передает палку своему товарищу по команде и становится в конец колонны. Побеждает команда которая первая закончит эстафету
Метание топора на дальность. 2 команды становятся у линии старта и бросают дротики в мишень. Побеждает команда которая набрала наибольшее числа при метании в цель |
5 мин.
|
Объяснение задания. Делим занимающихся на 2 команды, команды располагаются у штрафной линии
Обратить внимание на технику передачи палки и четкость преодоление препятствий
Контролирует деятельность участников соревнований.
Обратить внимание на технику выполнения метания дротика.
См приложение 2 |
|
Тройной национальный прыжок 1. Две команды выполняют по очереди три прыжка делают один за другим без остановки, отталкиваясь обеими ногами и в конце приземляются на две ноги , следующий начинает прыжок с линии где завершил предыдущий участник команды. Побеждает команда у которой будет лучший результат. |
5 мин. |
Обратить внимание на технику прыжка
Мелом определять результат прыжка каждого участника команды.
участвуют в соревновательных действиях. - Соблюдают правила |
|
Метание тынзян на хорей
Тынзян- аркан, с помощью которого пастухи отлавливают оленя. Игроки каждой команды набрасывают аркан на импровизированные рога оленя. Побеждает команда, которая больше всех заарканит оленей.
|
5мин. |
Постарение команды в колонну за белой линией поля
Следить за правильностью выполнения упражнения, чтоб движение происходило поточным способом Следить за четкостью броска тынзяна, |
|
Прыжки через нарты. Прыжки через нарты(сани для езды на собаках и оленях)- традиционная забава оленеводов. На соревнованиях используются стилизованные нарты. Прыжки выполняются с одновременным отталкиванием обеих ног с места. Побеждает команда которая раньше закончит прыжки через нарты. |
5 мин. |
Две команды по сигналу начинают прыжки через нарты..
Выполнять прыжки быстро и четко. Передвижение осуществляется в колоннах Передачу отдаем касанием руки.
|
|
Перетягивание палки. 2 команды. Правила просты: Двое участников игры садятся напротив друг друга, стопами упираются в одну дощечку. Берутся за палку длиной 30 см. так, что у первого участника хват снаружи, а у второго внутренний хват сверху. По команде судьи участники тянут палку в свою сторону. Выигрывает тот, кто приподнимет соперника с пола или заставит его отпустить палку. Задача – перетянуть соперника на свою сторону или вырвать из его рук палку. |
5 мин. |
Соблюдать правила игры. Побеждает команда, которая больше всего перетянет игроков.
. |
|
|
Стрельба из лука (Дартс). 2 команды становятся у линии старта и бросают дротики в мишень. Побеждает команда которая набрала наибольшее числа при метании в цель |
5 мин |
Соблюдать правила игры. Побеждает команда которая наберет наибольше количества очков. |
|
Перетягивание каната. 2 команды становятся друг против друга и по команде перетягивают канат. |
5 мин |
Выигрывает та команда которая перетянет команду за пределы линии пересечения. |
3 |
Заключительная часть |
10 мин. |
|
Построение Упражнения на восстановление дыхания: И.п. о.с. Поднимаем руки в верх глубокий вдох, задерживаем дыхание, медленный выдох. |
5 мин
8-10 раз |
Построение в одну шеренгу. Дистанция
Для снятия эмоционально – физического напряжения
Выдох 2-3 раза длиннее вдоха |
|
Построение в одну шеренгу Подведение итогов внеурочного мероприятия.
Рефлексия.
Соревнования окончены. До свидания. |
5мин. |
Провести разбор игровых моментов с заданиями. Указать на ошибки. Отметить положительную динамику в освоении упражнений «Северного многоборья». Выделить обучающихся, которые хорошо справлялись с заданием. Похвалить всех за участие в соревнованиях. Преподаватель: - Оцените результаты своей деятельности Учащиеся - Оценивают процесс и результаты своей деятельности
Организованный уход. |
Использованные источники
Список литературы для педагога:
1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего востока. - Якутск, 1979. - С. 154.
2. Бельды Б.Ч. Возрождение традиционных средств физического воспитания народов Севера: Межвузовский сборник научных трудов. - Хабаровск: Хабаровский педагогический институт, 1990.
3. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Методическое пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ интернатов: – СПб: Просвещение, 2004 г.
4. Бугаева А.Л., Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. Ханты – Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2002.
5. Богун П.Н. Единая Всероссийская классификация по национальным видам спорта северного многоборья / Под ред. В.Н.Зуева, Г.В.Сысолятина. М., 2002.
6. Зуев В.Н. Национальные виды спорта северного многоборья. Правила соревнований.- М.: Вектор Бук,2003.
7. Национально-региональный компонент в школах Крайнего Севера /Н.В.Подшивалова, Н.В. Алсуфьева и др.- Н-М.: НТ,1995.
8. Прокопенко В.И. Традиции физического воспитания народов Севера. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993.
9. Северное многоборье: Уч.-метод. пособие / Н.И.Синявский, В.В.Власов и др. Сургут, 2002.
10.Ушкова Е.П. Спорт на севере - больше, чем спорт //Спорт в школе.- 2005.- №23. Правила соревнований по национальным видам спорта малочисленных 21 народов Севера Нижневартовского района / Сост. В.И.Прокопенко, Н.В.Самодовова. Нижневартовск, 1997.
Список литературы для обучающихся:
1.Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта. -С-Петербург.: Просвещение, 2004,-с.40.
2.Единая Всероссийская классификация по национальным видам спорта северного многоборья/ Под редакцией Г.В.Сысолятина - М.: Вектор Бук,1994.- с.3-14.
3.Зуев В.Н. Национальные виды спорта северного многоборья. Правила соревнований.- М.: Вектор Бук,2003.- с
Приложение № 1.
ОРУ без предмета на месте
1. И. п. – о.с. 1 – 2 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть внутрь, отвести правую ногу назад на носок и слегка прогнуться;
3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону.
2. И. п. – о.с. 1 – 2 – наклон головы назад до отказа; 3 – 4 – и.п.; 5 - 6 - наклон головы вперед; 7 – 8 – и. п.
3. И. п. – о.с. 1 – 2 – наклон головы вправо; 3 – 4 – и. п.; 5– 8 – то же в другую сторону
4. И. п. – о.с. 1 – 2 – поворот головы вправо; 3 – 4 – и. п.; 5 –8 –то же в другую сторону.
5. И. п. – о.с. 1 – 4 – круговые движения головой в левую сторону; 5 – 8 – то же в другую сторону.
6. И. п. – руки к плечам. 1 – 2 – два круга согнутыми руками вперед; 3 – 4 – то же назад; 1 – 4 – поочередные круговые движения вперед; 5– 8 – то же назад.
7. И. п. – о.с. 1 – 2 – круг руками вправо; 3 – 4 – то же влево.
8. И. п. – стойка руки за головой. 1 – 3 – три пружинящих наклона, стараясь головой коснуться колена; 4 – и. п.
9. И. п. – широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон к правой, хлопок у пятки; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же к другой ноге.
10. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – сгибая левую, наклон вправо, левую руку вверх, правую за спину; 2 – 3 – два пружинящих наклона вправо; 4 – и. п.; 5 – 8 – то же в другую сторону.
11. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – поворот туловища направо (пятки от пола не отрывать); 2 – и. п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.
12. И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой, хлопок под ней; 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону.
13. И. п. – о. с., руки на поясе. 1– наклонный выпад вправо; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.
14. И. п. – о. с., руки на поясе. 1 – глубокий выпад правой; 2 – 3 два пружинящих покачивания; 4 – толчком правой вернуться в и. п. 5 – 8 – то же с другой ноги.
Приложение № 2.
История развития северного многоборья
Традиции северного народа по физической культуре детей отражали главным образам знания, накопленные эмпирическим (опытным) путем, они передаются из поколения в поколения в суровых условиях Севера.
Основными средствами физического воспитания народов Севера являлись исторически сложившиеся народные игры, состязания и самобытные физические упражнения. Широко использовались такие виды состязаний как борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, гонки на охотничьих лыжах собаках, оленях и лодках, поднятие и переноска тяжестей, перетягивание пылки, метание аркана, прыжки в высоту, через нарды. Они обычно проводились на народных праздниках, сходках, во время отдыха, на промыслах и т.д..
В разные сезоны года национальные виды физических упражнений были разные. Зимой и весной преобладали катания на лыжах санях, нартах, езда на оленях и собаках. Летом преобладали бег по пересеченной местности, национальные прыжки, борьба и плавание.
Накопление опыта физического воспитания северных народов передавалось из поколения в поколение, традиционное физическое воспитание при этом выполняло главную функцию приспособление этноса к суровым условиям Севера, укрепления здоровья и передавали опыт к традиционным видам деятельность северных народов: оленеводства, охоты, рыболовство.
Северное многоборье – основной и наиболее популярный вид спорта у северных народов. Это довольно экзотический и зрелищный спорт. Все северные виды спорта представлены пятью основными дисциплинами. К ним относятся:
· метание тынзяна на хорей;
· бег по пересеченной местности с палкой на 1, 2, 3 километра по пересеченной местности;
· прыжки через нарты;
· национальный тройной прыжок, выполняемый двумя ногами;
· метание топора на дальность.
Северное многоборье в виду того, что в него входят разные по содержанию и структуре двигательные действия, то соответственно развиваются и многие физические качества такие как: взрывная сила, координация движений, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота. При этом укрепляются не только группы мышц тела спортсмена, но и приходит умение мыслить, анализировать и концентрироваться для достижения цели, закладывается характер, укрепляется воля[1].
Сохранение и развитие национальных видов спорта сегодня – это не только дань истории, традициям – это древнее искусство, которое передается из поколения в поколение и наш долг сохранять и развивать его для будущих поколений.
Приложение № 3
Северное многоборье
Бег с палкой по пересеченной местности
Возникновение этой дисциплины, как и других, связано с образом жизни коренных народов Севера. Преодолевая многие километры пешком, тундровик пользовался палкой, чтобы перебраться через овраги и болота. Современные спортсмены состязаются в беге по пересеченной местности на участке 3 км. Во время национальных праздников, например, Дня оленевода, дистанция гораздо короче: в забегах участвуют все желающие.
Метание топора на дальност (метание мяча на дальность)
Умение метать топор – ценный навык, который помогал коренным жителям Арктики не только прокормиться, но и выжить в критической ситуации. Легенда о происхождении этого вида спорта гласит, что оленевод, любуясь полетом стаи лебедей, стал искать вокруг себя предметы, которые могли бы взлететь в небо, как птица.
Современные соревнования проходят на открытой площадке с соблюдением всех мер техники безопасности. По данным Федерации Северного многоборья России, рекорд по метанию топора принадлежит Григорию Окотэтто (ЯНАО). В 2002 году он метнул топорик более чем на 250 м!
Тройной национальный прыжок
Три прыжка делают один за другим без остановок, отталкиваясь обеими ногами, и в конце также приземляются на обе ноги. Легенда о возникновении тройного прыжка гласит, что таким образом охотник-тундровик спасся от волков, перепрыгивая через реку с камня на камень. Современный рекорд (11 м 11 см), по данным Федерации Северного многоборья России, принадлежит Семену Говорову из Якутии и установлен в 1994 году.
Тынзян – это аркан, с помощью которого пастухи отлавливают оленя, а хорей – это шест, которым оленей погоняют. Хорей вертикально устанавливают в центре площадки, метание производится с любой точки радиуса круга. Для взрослых мужчин это 15 м, для женщин – 11. На переднем конце тынзяна – костяшка-сармик с двумя отверстиями, через которые протянут аркан.
Прыжки через нарты (сани для езды на собаках и оленях) – традиционная забава оленеводов. На современных состязаниях используют стилизованные нарты. Прыжки выполняются с одновременным отталкиванием обеих ног с места. Для соревнований расставляют 10 нарт. Перепрыгивать через преграды можно в одну и в другую сторону неограниченное количество раз. В 2018 году Родион Талигин из ЯНАО поставил рекорд, перепрыгнув через 1226 нарт!
Перетягивание палки – традиционная забава, которую любят многие народы севера: ненцы, эвенки, эскимосы. Правила просты: участники садятся друг напротив друга, и каждый тянет палку на себя. Берутся за палку длиной 30 см. так, что у первого участника хват снаружи, а у второго внутренний хват сверху. По команде судьи участники тянут палку в свою сторону. Выигрывает тот, кто приподнимет соперника с пола или заставит его отпустить палку. На выполнение дается три попытки, во время которых меняется хват. Выбор пар строго дифференцирован, выбираются равные по силе участники, обязательно страховка. Задача – перетянуть соперника на свою сторону или вырвать из его рук палку.
В Якутии борьба получила особую популярность и развитие. «Мас» в переводе с якутского – «палка», «рестлинг» – от английского «борьба», так старый вид спорта получил новое название – мас-рестлинг. В 2015 году мас-рестлинг получил государственную аккредитацию в Минспорте Российской Федерации, а Всероссийская федерация мас-рестлинга была наделена статусом общероссийской спортивной федерации.
Стрельба из лука распространена у большинства народов мира, в том числе у коренных жителей Арктики, однако везде свои особенности: материалы для изготовления лука и стрел, техника стрельбы.
На Чукотке древние традиции подсказывали особый вид досуга – спортивные состязания и игры на развитие силы и выносливости. Среди национальных игр чукчей и эскимосов: метание чаата (чукотский аркан), рыболовных снастей, гарпуна, перетягивание веток, ремней, каната. Соревнования по перетягивание каната зачастую становятся частью программы праздничных, спортивных, национальных мероприятий полуострова. Один из главных символов Чукотки – чукотско-эскимосский мяч – тоже является традиционным участником всех национальных спортивных состязаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.