Региональный этап
IV Всероссийского дистанционного конкурса
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Камчатском крае
Популяризация традиционных российских нравственных и семейных ценностей
тематическое направление
Семья и традиционные семейные ценности
тема методической разработки
Автор: Могилюк Наталья Сергеевна, учитель иностранных языков,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»
2023 год
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
Популяризация традиционных российских нравственных и семейных ценностей, духовно-нравственное направление.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Тема представленного воспитательного мероприятия - «Семья и традиционные семейные ценности». Семья является важной социальной ценностью. Она играет значимую роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Сегодня понятие семьи и семейных ценностей обрели дополнительную смысловую нагрузку. На этапе политической напряженности, в общей мировой стрессовой ситуации, понятие традиционных семейных ценностей стало тем основанием, на которое люди могут опереться. Традиционные семейные ценности и следование им актуальны как никогда.
Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Поддержка семьи и традиционных семейных ценностей провозглашены в программно-стратегических документах по содержанию воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие ориентировано на возрастную категорию подростков 12‒14 лет, обучающихся 5-7 классов. В ходе подготовки данный разработки были учтены возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к познанию нового, желание взаимодействовать в группе сверстников и побеждать в процессе увлекательного интеллектуального соревнования.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Тема данного воспитательного мероприятия относится к одному из основных направлений примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных учреждений и соответствует целям воспитания в 5-7 классах. Данная разработка входит в программу внеурочных мероприятий и способствует сохранению, укреплению и развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия;
Цель: формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и традиций в семье.
Задачи:
Обучающая: формирование понятия о семье, семейных традициях и ценностях.
Развивающая: развитие творческих способностей, критического мышления, любознательности, формирование коммуникативных качеств.
Воспитательная: формирование жизненной позиции учащегося, общекультурных навыков, умения работать в малых группах.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание значения семьи в жизни человека; принятие ценности семейной жизни; осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним;
Метапредметные:
- познавательные: развитие познавательной инициативы, творчества.
- коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции и мысли в соответствии с целями и условиями общения; проявлять уважительное отношение к собеседникам, соблюдать правила ведения диалога.
- регулятивные: способность к организации своей деятельности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Формирование навыков индивидуальной и групповой работы.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Формой проведения мероприятия выбрана беседа с элементами творческой деятельности. Только в тесном общении с детьми классный руководитель может не только узнать микроклимат класса, проблемы, желания, но и грамотно выстроить воспитательную работу. Кроме того, в ходе беседы происходит обмен мнениями, творческими находками между участниками.
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
В ходе воспитательного мероприятия используются технологии:
Игровые технологии: игра-викторина соответствует учебно-воспитательной цели и задачам мероприятия. Она соответствует возрастным особенностям и уместна в тематике мероприятия.
Технология коллаборации: на этапе рефлексии выполнение задания по созданию «облака слов» способствует развитию творческих способностей, чувства общности, осознанию значимости личного вклада в результат совместной деятельности. Позволяет представить наглядный результат коллективной работы.
Педагогика сотрудничества: в ходе мероприятия создается благоприятная среда для общения, выражения своих эмоций, сотрудничества и творческого поведения учащихся.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Кадровые ресурсы: учитель- классный руководитель.
Материально-технические: ПК, проектор, экран.
1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Методическая разработка может быть использована как самостоятельное мероприятие, а может стать частью цикла мероприятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Тема классного часа выбрана неслучайно. Формирование уважительного отношения к семье и семейным ценностям – важное воспитательное направление в школе.
Форма беседы помогает детям достичь поставленной цели и задач, а педагогу учесть возрастные и психофизиологические особенности учащихся.
Для мероприятия была подготовлена наглядность. Одну часть наглядности выполнил педагог, а другую часть создали обучающиеся в ходе выполнения творческого задания.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Сценарий занятия «Семья. Традиционные семейные ценности»
1. Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы вы определили тему сегодняшнего нашего разговора, я прошу вас прочитать цитаты на экране:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой
Как вы понимаете эти слова?
«Семья – это царство отца, мир матери и рай ребенка»
А что это значит для вас?
«Семья – это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего»
На какие мысли наводят вас эти слова?
Как вы поняли, сегодня мы будем говорить с вами о самом важном в жизни каждого человека: о семье и традиционных семейных ценностях.
2. Основная часть. Организационная деятельность учащихся
А что для вас значит слово семья?
Ученики высказывают мнения
В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее определение: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное.
Семья – это не только наши родственники, живущие рядом. Это близкие люди, сплоченные чувствами, ценностями и традициями. Семья – это наша опора, это преемственность поколений, это любовь и доверие, забота и понимание, взаимоуважение и взаимопомощь. Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас.
Какие еще слова, ассоциации приходят к вам в голову, когда вы думаете о семье?
А еще в слове «семья» можно увидеть два слова: «семь» и «я». Что это может означать?
«7 Я» может еще означать семь поколений. Когда я думаю о своей семье, я думаю, помню о семи поколениях моих предков и о семи поколениях моих потомков. Издавна цифра 7 считается значимой и счастливой, она означает полноту земной жизни человека, успех в его добрых начинаниях.
А что такое ценности?
Вы правильно заметили, что ценность – это то, что имеет большое значение и важность, что ценно и дорого для человека. Ценности разделяют на материальные и духовные. Какие понятия мы можем отнести к каждой из категорий?
А что бесценно для человека? Без чего нельзя существовать?
Отберите у человека возможность дышать и тогда он сразу оценит воздух. Так вот все самое дорогое и ценное в жизни человеку дается бесплатно. Это воздух, любовь, семья, дружба.
Какие ценности вы заложили бы в основу семейной жизни? Что характерно для крепкой и дружной семьи?
Спасибо за ваши ответы.
То есть семейные ценности — это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Именно они являются составляющими крепкого фундамента для семьи.
К основополагающим семейным ценностям относят любовь, уважение, верность, честность, ответственность, умение прощать, заботу, согласие, взаимовыручку. Это те вещи, которые определяют семью как группу наиболее дорогих и близких сердцу людей.
Семейные ценности – это часть исторической памяти семьи, это наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Сплочению и укреплению семьи способствуют традиции. Все они выполняют одну функцию несмотря на то, что в каждой семье они свои: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; семейный выход на парад в День Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.
А какие семейные традиции есть в вашей семье?
Что из услышанного вы бы переняли себе?
Какие эмоции вы испытывали, говоря о семье?
Сохранение семейных ценностей и традиций способствует уважительному отношению к истории своей семьи, обеспечивает преемственность поколений, позволяет лучше понимать друг друга и строить планы на будущее. В наших семьях будут те же традиции, что и в нашей нынешней семье.
2.1. Групповая работа.
А к чему приводит утрата семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих лет сохранялись и приумножались? Ведь случается так, что идея создания семьи теряет привлекательность в глазах некоторых молодых людей сегодня. Такие люди рассматривают вступление в брак и воспитание детей как тяжкое бремя, предпочитают не создавать семью, выбирая свободные отношения.
Я попрошу вас разделиться на группы и написать плюсы и минусы семейной жизни и жизни вне семьи.
Спасибо за ваши ответы. А теперь давайте посмотрим, как меняются эти плюсы и минусы, когда у человека возникает потребность поделиться радостью, успехом? Вы, конечно, можете поделиться с другом, но вот по-настоящему за вас порадоваться могут только в семье, где видели сколько вы сделали для этого достижения. А если человек заболел и требуется помощь? Если человеку плохо, трудно, если с ним случилось несчастье – кто его выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Если предстоит сделать выбор и нужен совет, кто будет действительно искренне переживать и поддерживать во всем?
2.2. Физкультминутка (Отдых)
Закройте глаза (3 с.)
Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (3 с.)
Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы (5 с.)
В вашей семье всегда будет ладно (3 с.)
В душе вашей будет светло и отрадно (3 с.)
В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.
2.3. Работа с пословицами
Не зря в русском фольклоре существует множество пословиц и поговорок о значимости семьи, соедините их начало и конец:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони недалеко падает.
В своем доме и стены помогают.
В гостях хорошо, а дома лучше.
При солнышке тепло, а при матери добро.
2.4. Игра-викторина
А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы викторины.
1. Какое выражение стало символом большой семьи?
- Трое в лодке
- Четверо за компьютером
- Семеро по лавкам
(значение этого фразеологизма проще понять, имея представление о жизни и быте русских крестьян. «Семеро по лавкам» - так говорили о крестьянине, которому приходилось работать на износ, дабы прокормить большую семью.)
2. Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака?
- КУЗНЕЦ - одна из наиболее почитаемых профессий Древней Руси.
- кузнец ковал кольца
- кузнецы чаще всего изготавливали предметы домашнего обихода и орудия, предназначенные для ведения хозяйства.
(«каждый кузнец своего счастья» - говорят в народе. И в этом есть доля правды. Кузнецы в старину ковали кольца, а значит могли «выковать» и счастье для семьи.)
3. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
- Дымковская игрушка
- Матрешка
- Неваляшка
(Матрешка олицетворяет в себе идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства. Матрешку было принято дарить тем, кто хотел обзавестись детьми.)
4. Петр и Феврония Муромские — православные покровители семьи и брака. В народе День Петра и Февронии уже давно считается счастливым для любви. Раньше на Руси был красивый старинный обычай – праздновать помолвку в это день. К памяти этого праздника приурочен российский праздник – день семьи, любви и верности. Когда его отмечают?
- 7 января
- 8 июля
- 26 сентября
(Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен в России годом семьи.)
5. Во время празднования Дня семьи, любви и верности люди плетут венки, дарят букеты и дарят открытки с изображением цветка:
- Роза
- Незабудка
- Ромашка
(Ромашка стала символом праздника неслучайно, ведь в День святых благоверных Петра и Февронии, в полях и лугах активно цветут ромашки. В средневековье ромашка была бесспорным символом любви, даже выше королевы цветов – розы.)
6. Какая птица символизирует верность?
- голубь
- ласточка
- лебедь
(Один из самых популярных символов верности и неразлучности - лебеди. Лебединые пары, однажды встретившись, никогда уже не расстаются. Лебедь выбирает себе спутницу жизни раз и навсегда, и не променяет свою супругу на другую представительницу лебединой стаи.)
7. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку?
- Супруги
- Тандем
- Братья
(Слово «супруг» образовалось от глагола «сопрягати» - соединять, объединять в одну упряжку, стягивать. А разве муж с женой не находятся в одной упряжке?)
8. Схема родственных связей семьи в нескольких поколениях называется
- Семейное поместье
- Симбиоз семьи
- Семейное древо
(Генеалогическое или семейное дерево представляет собой символическое изображение семейных связей. Структура дерева отлично подходит для записи семейной истории: древние корни, мощный ствол, на котором держатся ветви, и покрытые молодой зеленью листья, на которых только начинаю проклевываться побеги.)
Я хочу отметить, что независимо от набранных баллов вы все молодцы, потому что много знаете о семье и ее ценностях.
3. Заключительная часть, рефлексия.
Очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, почитал и бережно хранил традиции своей семьи, гордился свои родом, ведь без прошлого нет будущего.
3.1. Творческая работа
У вас на партах лежат листочки. Я хочу, чтобы вы продолжили фразы:
Для меня семья – это …
Ценности моей семьи: …
Мои любимые семейные традиции: …
Кто из семьи оказал на меня большее влияние? Какое?
После этого я прошу вас нарисовать герб семьи и написать девиз. Обсудите ваш проект с соседом по парте. Какие идеи у вас совпали? Что в проектах других вам понравилось? Не забудьте повесить его дома на видное место!
3.2. Коллективное создание «облака слов», ассоциаций к понятию семья.
(При наличии возможности обучающиеся переходят по QR-коду, размещенному на слайде, и каждый пишет свои ассоциации на слово «Семья». В результате получается облако, состоящее из слов-ответов. Самые частые ответы написаны более крупными буквами.)
Учитель демонстрирует получившуюся иллюстрацию коллективного представления о семье.
Несмотря на то, что понятие «семья» имеет сугубо личное значение, в то же время оно является самым главным в жизни каждого человека. Именно в семье нас учат любви, уважению, заботе, мудрости и ответственности. Родные люди дают нам силы, учат делать первые шаги в жизни, служат опорой в трудную минуту и вселяют уверенность в завтрашнем дне.
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми! Спасибо за внимание и активность!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.