Доклад на тему:
«Интерактивные формы обучения на уроках английского языка»
2015
Основной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в процессе общения с носителем иностранного языка реагировать на услышанное или прочитанное, выразить свое мнение, задать вопрос и ответить на него устно или письменно. Для решения этой задачи необходимо систематически работать над методами повышения активности у учащихся во время урока иностранного языка и во время самоподготовки дома. Прежде всего, эта активность будет зависеть от того, есть ли у учащихся интерес к предмету.
В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии.
Интеракция – это коллективная деятельность, которая рассматривается не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной её организации. Общение является двусторонним явлением, по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе интеракции, т. е взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это взаимный, «act» - действовать. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение- это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики «интерактива». Cледует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные, и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад в учебный процесс, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества и кооперации. Интерактивная деятельность на уроках английского языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках английского языка организуются индивидуальная, парная, и групповая формы работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «преподаватель- учащийся- учащийся». Такое взаимодействие обеспечивает групповая работа на уроках, создание творческих проектов как групповых, так и индивидуальных, деловые и ролевые игры и другие.
Мы говорим «да» интерактивным методам!
v Высокая мотивация!
v Прочность знаний!
v Творчество и фантазия!
v Коммуникабельность!
v Активная жизненная позиция!
v Командный дух!
v Ценность индивидуальности!
v Свобода самовыражения!
v Акцент на деятельность!
v Взаимоуважение!
v Демократичность!
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Особенность интерактивных методов в том, что можно использовать различные методы и формы в не зависимости от типа урока и этапа урока. Исходя из основной схемы урока, были примерно распределены используемые интерактивные методы на каждый этап.
1 этап – мотивация
Цель: Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы
«Блицопрос»;
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый получивший такой микрофон обязан кратко, четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на листе бумаге или на доске. После создания такого «банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Цели:
- Научить учащихся генерировать идеи. При этом не надо требовать, чтобы каждая
их идея была правильной и рациональной.
- Научить учащихся смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить фантазировать.
- Научить говорить по одному, слушать других учащихся не перебивая, уважать
чужое мнение.
- Оценить общую активность учащихся.
Учащимся предлагаются пословицы на английском языке. Они должны подобрать к ним эквивалент на русском. Можно русский перевод оформить на доске, и тогда учащимся нужно будет только выбрать необходимый вариант.
Далее учащимся предлагаются рифмованные загадки в которых нужно вставить слово в рифму.
2 этап – озвучивание темы и задач
Цель:
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока
Через эпиграф, слово, название
Анализируя “Ожидания” мы, можем:
1) узнать, какие вопросы интересуют учащихся по теме урока;
2) выявить первоначальное представление по теме;
3) получить информацию о способностях учащихся, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;
4) помочь учащимся понять свою мотивацию;
5) почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
6) сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”.
3 этап – получение необходимой информации
Цель: используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый обучающийся будет вовлечен в процесс познания
Различные формы контроля:
Ученический опрос - учащиеся сами задают вопросы отвечающему
Цепочка – преподаватель предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме дома, на уроке учащиеся формулируют вопросы, другие отвечают
Тихий опрос
– учащимся задается какая-либо письменная работа,
а в это же время преподаватель приглашает одного ученика для устного ответа
4 этап – интерактивное задание
Цель: Практическое усвоение материала
При изучении новой темы предлагаются такие методы, как:
Аквариум
Пресс
Карусель
Стимуляция
Игровые технологии
Дебаты
Семинар
Снежный ком
Защита проекта
Работа в малых группах:
Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.
Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.
Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
5 этап – подведение итогов.
Цель: Обсуждение с целью закрепления материала.
Применяются следующие методы:
Большой круг
ПРЕСС
Неожиданное предложение
Снежный ком
Проект
Творческое задание
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями в Power Point
Выводы:
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
обучающимся:
· развитие личностной рефлексии;
· осознание включенности в общую работу;
· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
· развитие навыков общения;
· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
· повышение познавательной активности
Классу (группе):
· формирование класса как групповой общности;
· повышение познавательного интереса;
· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
преподавателю:
· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Хотя мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Но практика показывает, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и преподавателя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем.
Интерактивное обучение повышает мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Сегодня идти в ногу со временем – это
значит отставать.
Его надо опережать.
Увидьте себя в будущем.
А если увидели – постройте его. (Н.В. Просвиркин)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.