МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью данной работы является: Определение закономерностей становления и развития физиологических функций и психических процессов организма в среднем школьном возрасте. 3. ЗАДАЧИ РАБОТЫ Задачами данной работы являются: 1. Изучение особенностей функций органов, систем и целого организма в онтогенезе; выявление основных факторов, определяющих развитие организма в среднем школьном возрасте. 2. Выявление целесообразности обучения спортивными играми после уроков. 3. Проведение эксперимента. Анализ и обобщение полученных результатовЦелью данной работы является: Определение закономерностей становления и развития физиологических функций и психических процессов организма в среднем школьном возрасте. 3. ЗАДАЧИ РАБОТЫ Задачами данной работы являются: 1. Изучение особенностей функций органов, систем и целого организма в онтогенезе; выявление основных факторов, определяющих развитие организма в среднем школьном возрасте. 2. Выявление целесообразности обучения спортивными играми после уроков. 3. Проведение эксперимента. Анализ и обобщение полученных результатов
Иконка файла материала prezentaciya_.docx
“  г.   МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА Тема: Влияние внеклассных занятий на двигательные способности ученика ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОГЛАВЛЕНИЕ      .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  2                                                     2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  33. ЗАДАЧИ РАБОТЫ     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  3                                                 4. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО    .  .  .  3                       ВОЗРАСТА 4.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ .  .  .  .  .  .  .  .  .  3                                 4.2. АНАТОМО­ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ   .  .  .  5               4.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ    .  .  .  .  5                     5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР    .  .  . 6              5.1. ГИГИИЕНИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ       ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР                                                    5.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР  .  .  6          5.3. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР   .  .  7           6. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 8                                      7. ТАБЛИЦЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТА   .  .  .  .  . 8                      8. ДИАГРАММЫ   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  11                                                9. ВЫВОДЫ   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  15                                                   10. ЗАКЛЮЧЕНИЯ   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  15                                              11. ИТОГИ    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  15                                                     22.  ЦЕЛЬ  РАБОТЫ      Целью данной работы является: Определение закономерностей становления и развития физиологических функций и психических процессов организма в среднем школьном возрасте. 3.  ЗАДАЧИ  РАБОТЫ      Задачами данной работы являются: 1. Изучение особенностей функций органов, систем и целого организма  в онтогенезе; выявление   основных   факторов,   определяющих   развитие   организма   в   среднем школьном возрасте. 2. Выявление целесообразности обучения спортивными играми после уроков. 3. Проведение   эксперимента.   Анализ   и   обобщение   полученных   результатов исследования. 4. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4.1   ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ       На основе многочисленных исследований развития детей Л.С.Выготский сделал следующие обобщения, сформулированные в виде законов и применимые к любому возрасту.      Первый закон, или первая особенность детского развития, заключается в том, что “это есть процесс, протекающий во времени, но протекающий циклически”…  Второй основной   закон   детского   развития   гласит,   что   отдельные   стороны   ребенка развиваются не равномерно и не пропорционально”. 3Цель возрастной физиологии, как ее определил А.А. Маркосян, это изучение закономерностей   “становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения и до конца жизни”.     Рост,   развитие   и   созревание   –   разные   стороны   единого   процесса жизнедеятельности организма, в основе которого лежат обмен веществ и энергии, совершенствование механизмов гомеостаза и повышение адаптивности организма, в основе   которого   лежат   обмен   веществ   и   энергии,   совершенствование   механизмов гомеостаза и повышение адаптивности организма при изменениях окружающей среды и требований социума.      Препубертатный период как первая фаза полового созревания часто упоминается в литературе по школьной гигиене, хотя и не вошел в официальные классификации. Принято считать, что у мальчиков этот период начинается в 10 лет и заканчивается в 12­13 лет. Фактически это уже не подготовка к половому созреванию, а начало его, Многие   внешние   проявления   гормональной   перестройки   в   организме   несколько запаздывают,   и   начало   пубертатного   периода   становится   заметным   по   мере вторичных   половых   признаков.   Возрастные   изменения   происходят   и   в   высшей нервной деятельности.       В течение препубертатного периода, особенно в возрасте 10­11 лет, отмечается общее повышение возбудимости  ЦНС   при одновременном ослаблении тормозных процессов,   Особенно   страдает   дифференцировочное   торможение.   В   поведении преобладают признаки психической неуравновешенности   Возрастные   особенности   нейрогуморальной   регуляции   системы   крови   проявляются особенно четко при предъявлении организму чрезвычайных требований, в частности при выполнении мышечной работы, либо при пребывании в условиях гипоксии.          Сердце меняет свой размер, положение в грудной клетке ребенка, до полового созревания   интенсивно   функционирует   митохондриальный   аппарат   и   повышена скорость   обновления   субклеточных   структур,   те   же   митохондрии   быстрее разрушаются и синтезируются вновь.      Растущий организм непрерывно повышает требования к гемодинамике и к работе сердца..  В целом  можно  сказать,  что  сердце  растущего  организма   работает  более напряженно, чем сердце взрослого человека.      Артериальное давление у детей значительно ниже, чем у взрослых.      Жизненная емкость легких меняется с развитием организма. Величина ее зависит от физического развития, возраста, пола, окружности грудной клетки  (12 лет – 2100 мл).      Частота дыхания в 10 лет – 20 циклов в 1 минуту, В   14­15   лет   ­     18­20,     Взрослый   человек   дышит   с   частотой   14­16   дыхательных движений в 1 минуту.      Глубина дыхания у подростков в 4 раза меньше, чем у взрослых.       4Выдыхаемый и альвеолярный воздух у детей имеет особенности газового состава. Например,   у   детей   до   5   лет   выдыхаемый   воздух   содержит   в   3   раза   меньше углекислого газа, чем у взрослых.       4.2. АНАТОМО­ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ                В среднем школьном возрасте дети продолжают расти. При этом меняются не только масса, но и пропорции тела ребенка. В частности происходит уменьшение относительных размеров головы.      Мальчики вступают в пубертатную фазу ускорения роста, как правило, с 13 лет 10 месяцев.      К 10 годам у детей заканчивается формирование механизмов иммунитета, от чего дети в этот период болеют меньше, чем дошкольники.          Продолжает формироваться скелет ребенка. Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура (в   частности,   мышцы   спины   и   брюшного   пресса)   относительно   слаба.   Прочность опорного аппарата также еще не велика.         При   недостатке   свежего   воздуха,   движений   при   неправильном   питании   и   нездоровом образе жизни у ребенка легче, чем у взрослого, возникает уменьшение количества эритроцитов или содержания гемоглобина в крови.          На  протяжении среднего школьного возраста  продолжается созревание коры головного   мозга.   Особенно   интенсивно   развивается   не   достигшая   взрослого состояния лобная часть коры головного мозга – ее извилины и борозды (их развитие заканчивается к 12 – 15 годам), а также нервные элементы, которые связывают эту область   с   другими   участками   мозга.   К   10­12   годам   между   корой   и   подкоркой головного   мозга   окончательно   устанавливаются   отношения,   характерные   для взрослых людей. 4.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ        Восприятие   подростка   более   целенаправленно,   планомерно  и   организованно, определяющее   значение   имеет   отношение   подростка   к   наблюдаемому   объекту; характерная   особенность   –   неумение   связывать   восприятие   окружающей   жизни   с учебным материалом.           Характерная   черта   внимания   –   его   специфическая   избирательность,   легкая возбудимость,   интерес   к   необычному   становятся   причиной   непроизвольного переключения внимания. 5Происходят   существенные   сдвиги   в   мыслительной   деятельности,   мышление становится   более   систематизированным,   улучшается   способность   к   абстрактному мышлению,   мышление   приобретает   новую   черту   –   критичность.   Этот   возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.      Речь ­  заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным   суждениям.   Чаще   встречаются   предложения   со   сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.      Основные психологические потребности подростка – стремление к    общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к “эмансипации” от взрослых, к признанию   своих   прав   со   стороны   других   людей.   Происходит   нравственное   и социальное формирование личности. 5.  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР 5.1. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР           Главным   содержанием   подвижных   игр   являются   разнообразные   движения   и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благоприятное влияние   на   сердечно­сосудистую,   мышечную,   дыхательную   и   другие   системы организма.     Подвижные   игры   повышают   функциональную   деятельность,   вовлекают разнообразную   динамическую   работу  различные,    крупные   и  мелкие  мышцы   тела, увеличивают подвижность в суставах.            Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных и спортивных игр на открытом воздухе и зимой и летом.            Под влиянием физических упражнений,  применяемых в играх, активизируются углеводный, белковый жировой и минеральный обмен веществ. Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.      Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это   достигается   путем   оптимальных   нагрузок,   а   также   такой   организации   игры, которая вызвала бы у играющих положительные эмоции.           Правила   в   играх   способствуют   упорядочению   взаимодействий   участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции. 65.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР         Игра   есть   первая   деятельность,   которой   принадлежит   большая   роль   в   формировании личности. В   играх   дети   отражают   накопленный   опыт,   углубляют,   закрепляют   свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.          Занятия играми обогащает участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.           В   руках   педагога   игры   способствуют   всестороннему   развитию   ребенка.  Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение   анализировать,   сопоставлять   и   обобщать   виденное,   на   основе   чего   делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.          В играх участникам приходится исполнять отдельные роли (игрока, водящего, судьи, счетчика очков, организатора игры и др.). Это способствует развитию у них организаторских навыков и знаний.           Соревнования   по   подвижным   и   спортивным   играм   знакомят   участников   с правилами   и   организацией   соревнований.   Эти   знания   и   навыки   помогают   детям самостоятельно проводить соревнования.              5.3.  ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР          Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости,   силы,   выносливости,   гибкости.   Причем   в   подвижных   играх   физические качества развиваются в комплексе.      Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные тактильные сигналы).      Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. 7Игры со скоростно­силовой направленностью воспитывают силу.           Игры   с   частыми   повторениями   напряженных   движений,   с   непрерывной двигательной   деятельностью,   связанной   со   значительной   затратой   сил   и   энергии, развивают выносливость.          Игры, связанные  с  частым  изменением   направления  движений,  способствуют воспитанию гибкости.      Очень велико значение спортивных игр в нравственном воспитании ребенка. Игра   носит   коллективный   характер,   в   связи   с   чем,   приучает   детей   к деятельности   в   коллективе.   Игры   развивают   у   детей   чувство   товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре,   ребенок   должен   жертвовать   своими   интересами   ради   интересов   команды: уступить   мяч   товарищу,   находящемуся   в   лучшем   положении,   помочь   слабому защитнику отобрать мяч.          В игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды другой. В связи с этим, перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения, для этого необходимо в кратчайший срок оценить создавшуюся обстановку, выбрать правильное действие и выполнить его, В силу этого игры помогают самопознанию.          Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.          В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных   особенностей   в   процессе   игры   помогает   лучше   узнать   каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьник как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в классе ребенок совершенно по­иному проявляет себя в игре, Все это крайне важно для правильного подхода к детям. 6. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 8Для проведения эксперимента взяты две группы по 10 человек в каждой. В экспериментальной группе все 10 человек занимаются два раза в неделю по два часа в секции  футбола. Пять первых человек из списка учатся в шестом классе, остальные в пятом классе.           В обычной группе ребята не занимаются в спортивных секциях. Пять первых человек учатся в шестом классе, остальные в пятом.      Эксперимент проводился с разминкой, но без специальной подготовки учащихся к этим видам, во время обычного школьного урока. 7. ТАБЛИЦЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ              Все данные исследования заносились в таблицу, по которым были построены диаграммы. Таблица 1. Уровня подготовленности учащихся 5­го и 6­го классов                                                 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ГРУППЫ №         Ф.И.О. Прыжок в длину (см) 1 2 3 4 Андреев    Максим Артемьев  Александр Иванов         Артем Сарафанов     Иван 5 Шмаин         Артем Бочаров  6 180 165 168 175 180 165 Прыжки  на  скакалке 125 Шести­  минутный бег (м) 1450 142 151 160 167 134 1400 1350 1400 1400 1300 Поднимание  туловища 42 42 40 41 55 43 97 8 9 10 Дмитрий Федоткин    Максим Дергачев  Дмитрий Латышев  Евгений Трифонов  Александр 165 165 185 175 130 120 90 200 1400 1300 1300 1400 50 40 42 45 Таблица 2. Уровня подготовленности учащихся 5­го и 6­го классов ОБЫЧНОЙ ГРУППЫ         Ф.И.О. №   пп Прыжок в  длину (см) 1 2 3 4 Андреев      Даня Колобов      Илья Стрионов   Костя Тихомиров     Женя 177 162 184 130 Прыжки  на  скакалке 100 Шести­   минутный бег(м) 1300 125  87 134 1250 1300 1250 Поднимание   туловища 36 45 48 43 105 Швыдкий   6 7 8 9 10 Игорь Аршинов    Михаил Водовозов    Саша Гончаров    Илья Кранин       Саша Турбин     Алексей 153 130 170 150 148 160  88 110 101  78 193 101 1250 1250 1200 1150 1150 1250 35 35 40 35 36 37 8. ДИАГРАММЫ Диаграмма 1.  Результаты экспериментальной группы по прыжкам в длину  11185 180 175 170 165 160 155 5 3 Результаты обычной группы  по прыжкам по прыжкам в длину с места Диаграмма 2.   Диаграмма 3. Результаты экспериментальной группы по прыжкам на     скакалке за 1 минуту Диаграмма 4. Результаты обычной группы по прыжкам на скакалке за 1 минуту 12200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 5 4 3 5 3 13140 120 100 80 60 40 20 0 5 4 3  Диаграмма 5. Выносливость. Шестиминутный бег. Экспериментальной группы в  метрах Диаграмма 6. Шестиминутный бег обычной группы 1450 1400 1350 1300 1250 1200 3 141300 1250 1200 1150 1100 1050   3 Диаграмма 7. Результаты по подниманию туловища экспериментальной группы. Диаграмма 8. Результаты по подниманию туловища обычной группы 60 50 40 30 20 10 0 3 1550 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 5 4 3 9. ВЫВОДЫ   ПО  ЭКСПЕРИМЕНТУ Экспериментальная группа Прыжок в длину с места “5” ­ 80% “4” ­ 20% Прыжки на скакалке “5” ­ 80% “4” ­ 20% Шестиминутный бег “5” ­ 100% Поднимание туловища “5” ­ 100% Обычная группа Прыжок в длину с места “5” ­ 40% “4” ­ 20% “3” – 40% Прыжки на скакалке “5” ­ 20% “4” ­ 50% “3” – 30% Шестиминутный бег “4” ­ 100% 16Поднимание туловища “5” - 60% “4” - 30% “3” – 10% 179. ВЫВОДЫ Спортивная   деятельность   развивает   у   подростка   такие   личностные качества как:   важнейшие • Выносливость • Сила  • Быстрота • Ловкость • Решительность • Настойчивость • Ответственность • Коллективизм • Целеустремленность              Ребята,   которые   занимаются   хорошо   на   уроках     и   дополнительно спортивными   играми,   опережают   своих   сверстников     в     выносливости, силовых,   скоростно­силовых   и   скоростных   физических   качествах   и двигательных действиях. 10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дополнительные занятия спортом способствуют:      1. Укреплению двигательного аппарата 2. Улучшению общего обмена веществ 3. Повышению деятельности всех органов и систем организма 4. Служат полезным средством активного отдыха 5. Укреплению нервной системы 11. ИТОГИ      Экспериментальная группа, в которой дети занимаются активно на уроках и  после   уроков  дополнительно   спортивными   играми   имеют   более   высокие физические   показатели,   чем   ученики     обычной   группы.   Они   более дисциплинированы,   организованы,   сплоченны,   умеют   предложить   свою помощь коллективу. Пожертвовать своими интересами ради команды.