Методическая разработка

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Введение в предмет 2. Влияние занятий туризмом на здоровье человека 3. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и на-выков 4. Место туризма в системе воспитания школьников 5. Современная ситуация в сфере туризма 6. Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях спортивным ориентированием 7. Межпредметные связи при изучении курса туризма и спортивного ориентирования 1.Введение. Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопроходимой таежной тропе – привычный персонаж современной жизни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкаются на, казалось бы, недоступные горные вершины, третьи спускаются в загадочные пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники, путешественники, туристы. Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга1. Введение в предмет 2. Влияние занятий туризмом на здоровье человека 3. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и на-выков 4. Место туризма в системе воспитания школьников 5. Современная ситуация в сфере туризма 6. Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях спортивным ориентированием 7. Межпредметные связи при изучении курса туризма и спортивного ориентирования 1.Введение. Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопроходимой таежной тропе – привычный персонаж современной жизни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкаются на, казалось бы, недоступные горные вершины, третьи спускаются в загадочные пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники, путешественники, туристы. Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга
Иконка файла материала turizm_kak_sredstvo_fizicheskogo_vospitaniya.doc
Методическая разработка  Тема: Оглавление 1. Введение в предмет 2. Влияние занятий туризмом на здоровье человека 3. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и  навыков 4. Место туризма в системе воспитания школьников5. Современная ситуация в сфере туризма 6. Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях  спортивным ориентированием 7. Межпредметные связи при изучении курса туризма и спортивного  ориентирования Человек с рюкзаком на проселочной дороге  или труднопроходимой  1.Введение. таежной тропе – привычный персонаж современной  жизни.  Одни через снега   и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие   карабкаются на, казалось бы, недоступные   горные вершины, третьи спускаются в  загадочные  пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят  2континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники,  путешественники, туристы. Умению жить в полевых  условиях и преодолевать трудности  походной  жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника, ­ надо учить.  В Положении о системе подготовки кадров в спортивном туризме  Российской Федерации разработана  четкая система подготовки кадров всех  категорий – от организаторов спортивного туризма до инструкторов  спортивного туризма международного класса, которые получают свои  специальности на курсах, семинарах. Те, кто хочет работать с многочисленной армией туристов­ школьников, оканчивают в основном факультеты  физической культуры педагогических университетов и институтов.   Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления  трудящихся, одно из важных средств воспитания  детей. Во время  путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим  нашей Родины, ее  естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно  полезную работу, воссоздают страницы истории, связанные с боевыми и  трудовыми подвигами нашего народа, проводят наблюдения над природой,  охраняют ее. 2.Влияние занятий туризмом на здоровье человека. В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций  организма из­за недостаточности движения. При наличии транспорта,  3особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить  воду – есть водопровод, не надо заготавливать дрова – газовая или  электрическая  плита решит эту проблему. По данным Научно­ исследовательского института детей и подростков Академии педагогических  наук, школьные уроки физкультуры – дважды в неделю по 45 минут – дают  лишь 11% двигательной деятельности, необходимой для  развития растущего  детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической  культурой и спортом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения  на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают  здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно­ сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности ,  волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность,  сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие  видные деятели науки связывают свой отдых с туризмом.  3.Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков. 4Походная жизнь учит многому. Один преподаватель предлагал оценивать  занятия физической культурой исходя из того, как они влияют на состояние  здоровья учащихся и насколько способствуют овладению жизненно важными  навыками. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В  туристском походе уж точно научишься переносить тяжести:  рюкзак в этом – главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу:  делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые  препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает  съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная  способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам,  солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны  ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть  хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!   Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и  учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы–горники на Кавказе в  годы  Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды  Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).  4.Место туризма в системе воспитания школьников. 5Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм  человека позволяют использовать его как средство физического воспитания,  начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня,  степенные и категорийные походы – один из методов внеклассной работы. В программе «Физическое воспитание  с оздоровительной  направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ»  (Москва, 1992) туризму уделяется большое внимание. С 1 по 4 класс из 170 ч  отводится на туризм и 68 ч – на ориентирование на местности. Два раза в  месяц рекомендуется  проводить День туриста. Для учителя физической  культуры и классных руководителей, думающих о здоровье детей, это  представляет широкое поле для творческой деятельности.  В программах общеобразовательных школ в общешкольных  физкультурно­массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях  здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется  туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией. Многие классные руководители заканчивают учебный год походами  выходного дня, привлекают к их проведению родителей, бывших своих  учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья. Существуют система организации работы по туризму с детьми.  Возглавляет эту работу в стране Центр детско­юношеского туризма при  Министерстве образования Российской Федерации. Он выпускает большое  количество учебно­методической литературы по туризму, организует  республиканские соревнования не только школьников, но и учителей. В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма.  В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся,  туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного  образования   проводят с детьми работу по многим видам туризма.    65.Современная ситуация в сфере туризма. До 1990 г  самодеятельный туризм как общественное движение  реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и  экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей,  административных районов, туристских секций крупных предприятий,  учреждений и учебных заведений. Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско­ юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их  осуществлялось органами народного образования. В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов  и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое­где и совсем не  предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму. Число туристских клубов, которых до 1990 г было 700, уменьшилось до  200­250. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные  организации продолжают действовать территориальные федерации  спортивного туризма. 70 областных, краевых республиканских организаций  входит в Туристско­ спортивный союз России (ТССР). Он информационно и  методически связан с системой детско­юношеского туризма (структура  Минобразования России). Движение тесно взаимодействует на местах с  другими спортивными и юношескими движениями: альпинистскими,  скаутским, военно­патриотическим и др. Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно­ оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, и в его  развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным  благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со  стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровне, а  также инициативе лидеров федерации и клубов спортивного туризма. Самая  главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание  социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В  территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных  поздравлений, занимающихся развитием спортивно­оздоровительного  туризма. К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения  новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет  большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники –  мастера спорта и инструкторы спортивного туризма. При подготовке  Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»  началась совместная деятельность Управления координации развития туризма Государственного комитета Федерации туризма России и федеральных служб  7лесного хозяйства по проработке вопросов развития туризма в национальных  парках. За последние годы Госкомитет совместно с Туристско­спортивным  союзом России много работал над становлением движения. Ежегодно  формируется полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано  типовое положение о клубе, введена новая классификация спортивных  маршрутов, разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный  перечень всей нормативной документации спортивного туризма. 86.Экологическое воспитание в турпоходах и на занятиях спортивным ориентированием Вряд ли найдёшь человека, который бы отказался после рабочей недели  побывать на природе, в лесу. С каждым годом лес приобретает всё большее  рекреационное значение. Слово «рекреация» в переводе означает отдых или  восстановление сил человека. Туристы и ориентировщики напрямую  контактируют с природой и лесом, часто не задумываясь над тем, что этот  контакт не проходит безболезненно для природы. Из­за отсутствия у  некоторых путешественников должных знаний, воспитания, чувства  ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются  памятники природы, возникают пожары в лесных массивах. В туристских походах, в секциях спортивного ориентирования  необходимо заниматься экологическим воспитанием. Надо дать понять юным туристам, что природа очень хрупкая и требует к себе бережного отношения. Рассказывая о лесе, нужно объяснить, что дерево  – это живой организм, который рождается, живёт, дышит, питается,  размножается, растёт и умирает. Его тело, так же как и тело человека,  состоит из клеток и имеет различные органы. Все части тела дерева  пронизывают сосуды, по которым циркулирует, как кровь, сок с  питательными веществами. Нужно развивать у детей нравственно­этические взгляды на природу.  Следует настойчиво им разъяснить, что надо ограничивать свои потребности  при общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой,  являются общим достоянием. Необходимо воспитывать у юных туристов эстетическое отношение к  природе. Бережно относиться к природе нужно не только потому, что она  способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, дарит грибы, ягоды,  обеспечивает сырьём промышленность, является основой сельского, лесного,  рыбного хозяйства и вообще источником всей жизни. Но ещё и потому, что в  ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изысканность  цвета. Нужно затронуть душевные струны туриста, пробудить в нём любовь к  совершенному, возвышенному, прекрасному. Педагог должен обратить внимание ребят на многочисленные опасности,  подстерегающие всё живое в природе, ведь зачастую лишь один из многих  тысяч мальков превращается во взрослого красавца окуня, лишь одно семечко из миллионов вырастает в белоснежную красавицу берёзу. И как легко при  бездумном отношении к природе её можно погубить. Детям нужно  разъяснить, что болезнь, медленное загнивание и усыхание леса легко  происходит от хотя и незначительных, но многократных повреждений стволов 9туристскими топорами и ножами, открывающих путь в тело растения вредным грибкам и насекомым, вирусным болезням. От шума туристских приёмников животные уходят в отдалённые районы.  Приёмник и магнитофон – враги не только животных, но и растений, по  крайней мере, тех, которые опыляются шмелями, пчёлами, жуками, потому  что высокочастотные звуки не дают этим насекомым подняться в воздух. Руководитель личным примером, например, при подготовке к походу,  может воспитывать правильное отношение к природе. Следует нести с собой  стойки для костра и колышки для палаток, чтобы на их изготовление не  рубить молодые деревья. Молодые туристы должны уметь выбрать место для  костра, чтобы он не принёс вреда окружающей природе, и место для рытья  «холодильника» и мусорной ямы, чтобы не повредить корни растений.  Собирая с ребятами лечебные травы (душицу, зверобой, мяту, листья  земляники, ягоды шиповника и т.д.), нужно объяснить, почему нельзя рвать  всё подряд: части растений оставляют для их восстановления. Грибы не  дёргают, а срезают, сохраняя грибницу. Туристам нужно много знать о пчелиных семьях, жуках­могильщиках,  лесных мышах, муравьях, чтобы проникнуться любовью и уважением к  природе, стать не только её потребителем, но и помощником. Большое воспитательное значение имеет работа по приведению в порядок мест туристских привалов, их санитарная очистка, уборка мусора на  маршруте (полиэтиленовых пакетов, консервных банок, пластмассовых  бутылок), тушение оставленного костра, восстановление ограды муравейника, очистка родников. Ребят можно привлечь к оказанию помощи животным в тяжёлое зимнее  время – приучить их заготовлять веточный корм, оставлять на привалах  прикорм для птиц (крошки хлеба, кусочки сала и т.д.). В 1978 г. впервые вышла в свет Красная книга СССР. В ней было  зарегистрировано 598 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов  животных и растений нашей страны. Занесённые в Красную книгу виды  животных и растений подлежат особой охране на всей территории страны.  Туристам необходимо рассказать об этой книге. В последней редакции Правил соревнований по спортивному  ориентированию есть раздел «Природоохранные мероприятия». Он гласит: «1.Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все  природоохранные правила в районе соревнований. ФСО (Федерация  спортивного ориентирования) России и местные федерации вправе, исходя из  природоохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения на  количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на  максимальное число участников, посещающих один КП. 2.В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны быть соблюдены все требования экологии и безопасности». 107.Межпредметные связи при изучении курса Туризма и спортивного ориентирования. Не зная  анатомии, не зная, где прикрепляется определенная мышца,  каковы ее функции, нельзя точно определить ее роль в конкретном движении,  правильно подобрать упражнение для ее развития. Не изучая анатомию,  трудно понять, почему тренер­преподаватель не дает своему ученику после  финиша на 100 м сидеть или стоять, а советует пройтись или медленно  пробежаться. А ведь все  очень просто: во время ходьбы или медленного бега  мышцы ног, сокращаясь, гонят венозную кровь к сердцу. Поднимаясь из  нижних конечностей, кровь не может опуститься вниз из­за своеобразного  строения вен (наличие «кармашков»), а также действия мышц. Значит, мышцы способствуют более быстрому прохождению крови по большому кругу  кровообращения, она быстрее избавляется от углекислоты, насыщается  кислородом, быстрее происходит восстановление. Узнав о роли  диафрагмального дыхания, спортсмен может задуматься о том, сколько  пользы будет, если включить это дыхание на дистанции: при вдохе брюшной  пресс расслабляется, при выдохе мышцы пресса, сокращаясь, поднимают  диафрагму и происходит более качественный выдох.  Изучая по биохимии скорость химических реакций, задумываешься над  тем, когда именно пить глюкозу перед стартом в спортивном ориентировании. Если за три минуты до старта, то с началом работы глюкоза сразу попадает в  кровь, расщепляясь на углекислый газ и воду, и дает спортсмену  дополнительную энергию. Если принять глюкозу за пять минут до старта , то  она успевает перейти в более сложный сахар гликоген, который, чтобы дать  энергию, должен сначала расщепиться на простые углеводы. Это расщепление  требует дополнительной энергии. При изучении техники преодоления препятствий в лесу нельзя обойтись  без биомеханики. Хочешь ты или нет, а выполняешь ее законы. Лучше знать  этот предмет, чтобы безболезненно и быстро изучить свой – технику  передвижения в лесу. Не зная физиологии, нельзя понять процессы энергообеспечения  организма при различном характере работы. Надо иметь представление о том,  что такое креатинфосфатные, аэробные и анаэробные процессы, за счет чего  11берет энергию спринтер и марафонец – это дает возможность правильно  тренироваться. Трудно переоценить роль психологии при занятиях туризмом и  ориентированием. Учитывая психологические особенности членов группы, в  дальнем походе можно избежать многих трагедий. О роли психологии в  спортивном ориентировании мы уже говорили. Гигиена, теория и методика физического воспитания, лыжного спорта,  легкой атлетики, плавания, гимнастики, подвижных и спортивных игр, школа  выживания – все это пригодиться в походе и на дистанции. Даже знания иностранного языка! Ведь через несколько лет  ориентирование будет олимпийским видом, и вдруг ты попадаешь в  национальную сборную? А что? Мечтать не вредно. Кстати, часто мечта  становится явью. На занятиях туризмом и ориентированием можно дополнить знания  ребят, полученные на уроках географии, биологии, психологии, биохимии,  геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других  дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и  ориентирование не только культура тела, но и культура духа!       12Список литературы 1. Богатов С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование. – М., 1982.  2. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В..Немытов Д. Н. Туризм и спортивное  ориентирование. – М., 2001. 3. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории  и методики. – М., 1987.                       4. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. – М., 1990. 5. Константинов Ю. С.  Туристские соревнования учащихся. – М., 1995. 6. Пронтишева Л. П. Истоки мастерства. – М.. 1990. 7. Система подготовки младших школьников в начальный период  обучения спортивному ориентированию. – М.. 1978. 1314