Методическая разработка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде. 2. Обобщить знания, умения и навыки прикладного плавания, полученные на занятиях в школьном бассейне. 3. Показать систему работы по прикладному плаванию, как одному из звеньев комплексной работы по использованию здоровьесберегающих технологий в школе полного продленного дня. Задачи работы для педагога:1. Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде. 2. Обобщить знания, умения и навыки прикладного плавания, полученные на занятиях в школьном бассейне. 3. Показать систему работы по прикладному плаванию, как одному из звеньев комплексной работы по использованию здоровьесберегающих технологий в школе полного продленного дня. Задачи работы для педагога:
Иконка файла материала metodicheskaya_razrabotka_1.docx
Методическая разработка для инструкторов ФК, плавания, специалистов, проводящих занятия по плаванию с детьми младшего школьного возраста Пояснительная записка Цель методической разработки: 1. Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде. 2. Обобщить знания, умения и навыки прикладного плавания, полученные на занятиях в школьном бассейне. 3. Показать систему работы по прикладному плаванию, как одному из звеньев комплексной работы по использованию здоровьесберегающих технологий в школе полного продленного дня. 1Задачи работы для педагога: обучающие воспитательные Учить детей анализировать ситуацию Поиск различных вариантов решения проблемы Учить коллективным действиям, взаимопомощи Учить не теряться в неожиданной ситуации и не сдаваться, пробуя все возможные способы ее решения Обучить навыкам самоспасения на воде Воспитание смелости и решительности Учить адекватно Учить движениям и положениям тела распределять силы в для продвижения и отдыху на воде водной среде Обучение различным дыхательным и мышечным для восстановления жизнедеятельности в различных экстренных ситуациях проектной Учить деятельности: упражнениям элементам  Анализ начальных данных  Проблематизация, обсуждение различных вариантов решения проблемы  Выдвижение общей гипотезы  Синтез, поиск и систематизация недостающих данных  Анализ выдвинутой гипотезы на основе полученной информации, аргументов и фактов  Выстраивание схемы решения проблемы  Проверка на практике выдвинутых предположений  Оформление материалов, создание фильма Задачи для учащегося: 2Основное правило: «Прежде, чем действовать, поразмышляй!»  Научиться анализировать ситуацию и не теряться, если окажешься в воде в сложной ситуации. для чего нужно уметь  Определить буксировать предметы по воде и над водой.  Опытным путем определить, каким способом легче плыть с рюкзаком.  Найти способы развязывать узлы и распутывать веревки.  Узнать, что такое судорога мышцы и как ее преодолеть.  Уметь помочь уставшему на воде и оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Обоснование разработки, необходимость актуальность. ее и рост Здоровье ребенка, его адаптация, и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка такой средой является школа, т.к. 70% времени бодрствования ребенка связаны со школой. Не случайно в последние годы все больше говорят о здоровьесберегающих технологиях. У школы есть свои задачи в охране и укреплении здоровья школьников. Эти задачи можно разделить на две части: которые способствовать его сохранению и укреплению.  Создать в школе такие условия жизни и обучения, не будут ухудшать здоровье, а будут  Создать в школе систему работы по формированию ценности здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективного использования физической культуры, и в частности, плавания. В связи с этим, наличие бассейна, хоть и маленьких габаритов, является большим плюсом в решении этих задач 3Учебный процесс – это серьезный, а порой очень тяжелый труд, и это естественно. Но ребенок должен иметь возможность восстановиться после этой работы, прийти в себя, отдохнуть, набраться сил и энергии для следующего этапа работы. Но сегодня этого времени у школьника нет. Для того чтобы хорошо учиться, он недосыпает, мало гуляет и занимается спортом. Поэтому максимально использовать школьный бассейн и для укрепления здоровья и, самое главное, для обучения плаванию в режиме школы полного продленного дня очень важно. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют плавать. Большей частью это дети школьного возраста. 60% учащихся 4-5 классов Москвы не умеют держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Однако технику лучше осваивают дети младшего школьного возраста. Новизна разработки В настоящее время существует программа обучения плавания для детских дошкольных учреждений и программа для школьников, рассчитанная на 18 часов (1 четверть) за счет уроков физкультуры с выходом в бассейн. Программы для начальной школы, рассчитанной на 60 часов в год, ранее не было. Работая в начальной школе, я разработала такую программу, уделив большое внимание разделу «Прикладное плавание». Подготовить мастеров спорта по плаванию в условиях небольшого школьного бассейна невозможно, а научить основным навыкам поведения в сложных условиях открытого водоема, необходимо. Методическая разработка особенно актуальна после трагической гибели детей на теплоходе «Булгария» летом этого года. Школьников необходимо обучать творческому применению полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности, состоянию здоровья, самостоятельных занятий, да и буквально сохранению жизни. Результатом работы служит создание видеофильма, который я показываю на родительских собраниях, что служит отличной 4агитацией родителям, которые сомневаются в эффективности занятий плаванием. Тематическое планирование занятий по прикладному плаванию 2 класс 2 триместр Темы занятий Теоретические сведения, просмотр фильма Спец.упр. пловца на суше и в воде Техника поворотов Буксирование предмета по воде Перенос груз над водой Плавание в одежде Раздевание в воде Освобождение от водорослей «Если ногу свело судорогой» «Если ты попал в водоворот» Помощь уставшему на воле Освобождение от захватов Плавание со связанными ногами «Если тебя захватили пираты…» Элементы прикладного плавания в разл. сочетаниях Комплексное плавание Игры в воде Свободное купание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 + 2 2 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + к + + + + + + + + + к + + + + + + + + + + + + + + + + + + к + + + + + + к + + + + + + + + к + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 5Физиологическое обоснование нагрузки на занятиях прикладным плаванием (Контрольный урок 2 класс, 2 триместр) Бассейн разделен поплавками на 2 дорожки, что позволяет увеличить моторную плотность урока до 85%. Использую разделительную дорожку после того, как дети научатся выполнять повороты, чтобы не вставать на дно после проплывания одного бассейна. На контрольном уроке дети проплыли всего 350 метров, с максимальной скоростью –30 м. Отдых в воде 10 раз по 10 выдохов. Продолжительность урока – 45 мин. Показатели частоты дыхания, частоты сердечных сокращений и артериального давления Голубцова Лена 8 лет 34 84 90/60 39 120 46 154 38 120 36 86 90/60 Малахов Саша 7 лет 38 100 100/60 46 114 48 160 44 128 39 105 90/50 Перед уроком После подготовит. части После основной части После урока Через 5 минут после урока Чд Чсс Ад Чд Чсс Чд Чсс Чд Чсс Чд Чсс Ад 650 40 30 20 10 0 Голубцова Лена  Малахов Саша   Изменение частоты дыхания в течение контрольного урока у испытуемых      0 мин             15 мин            35 мин          45 мин          50 мин Изменение частоты сердечных сокращений (реакция на нагрузку) 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Лена Саша   у испытуемых в течение контрольного урока 0 мин 15 мин 35 мин 45 мин 50 мин Полученные в результате контрольного измерения данные подтверждают, что показатели ЧСС находятся в норме для детей 7-8 лет (норма – 140-160 ударов в минуту при продолжительности занятия 35 минут. Л.Е.Симошина 1997 год,). Максимальная ЧСС увеличилась на 60-80% от исходного уровня, частота дыхания увеличилась на 10-12 дых/мин. Через 5 минут после окончания урока все физиологические показатели практически возвращаются к исходному уровню, что говорит о хорошем состоянии детей и адекватной реакции организма на нагрузку. Большую роль в восстановлении играют паузы отдыха и дыхательные упражнения (особенно выдохи в воду). 7Апробация методики Я учу школьников плавать 19 лет, а методику обучения навыкам прикладного плавания практикую в течение 10 лет. Известно, что результаты обучения напрямую зависят от количества посещенных занятий. Только тот ребенок будет регулярно посещать бассейн, которому на занятиях интересно, хотя порой и сложно. Прикладное плавание позволяет делать занятия познавательными и эмоциональными, а следовательно и добиваться высоких результатов обучения. № 1 2 3 4 5 6 7 8 Динамика роста результатов за 8 лет Учебный год Выполнение стандарта в %(25 м спортивным способом) 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 70% 74% 75% 82% 88% 87% 92% 95% 8100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2004-05 2005-06 2006-07 2007-08 2008-09 2009-10 2010-11 Анализ заболеваемости учащихся школы за последние 3 года психо­невр заб серд.­сос заб опорно­двиг.заб эндокрин.заб 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0 2008­09 2009­10 2010­11 Открытое занятие по теме «Прикладное плавание» я несколько раз проводила для инструкторов по плаванию Зеленоградского округа, на которых получила высокую оценку коллег и методиста ДООЦ «Зеленоградец» Бабаевой Т.А. На выставке творческих инновационных работ города учащиеся школы №1701стали лауреатами, представляя видеофильм «Основы прикладного плавания». 9Показывая занятие по прикладному плаванию, я стала победителем окружного и финалистом Московского конкурса «Учитель года-2009» в номинации «Педагог-внешкольник». Всячески пропагандируя пользу плавания и здоровый образ жизни, мои работы опубликованы на страницах Internet: https://docs.google.com/present http://s1701.zouo.ru/index.php?id=605 http://s1701.zouo.ru/index.php?id=234 Мотивация работы Первое занятие по теме - теоретическое. Дети смотрят видеофильм по ОБЖ «Правила поведения на воде». Затем школьникам было предложено подумать на тему «Вода – радость или опасность?» Учащиеся: Миша: «Когда жарко, хорошо поплавать в речке!» Кристина: «Мы летом поедем на море, в Турцию». Тимур: «Я люблю ловить в пруду рыбу!» Лена: «А мы с мамой, папой и братом часто катаемся на лодке». Денис: «В океане бывают акулы, которые питаются людьми». Кристина: « А еще можно утонуть, если пьяный…» Учитель: «Как вы думаете, много ли людей тонет в воде каждый год?» Учащиеся: Миша: «Много». Оля: «Миллион…» Остальные не знают 10Учитель: «В России каждый год тонет около 15 тысяч человек, и каждый 3-ий – это ребенок. В летний период на воде гибнет примерно 130 человек в день. Что касается Москвы, то за лето тонет около 50 детей! Как вы думаете, из-за чего это происходит? Учащиеся: Тимур: «Плавать не умеют…» Оля: «В шторм попадают…» Лена: «Может винт корабля разрубить человека…» Кристина: « А еще можно утонуть, если пьяный…» Денис: «А еще огромные спруты запутывают ноги, и тянут на дно» Учитель: «Чтобы остаться в живых, надо знать врагов выживания. Эти враги: 1. Опасность утонуть, паника. Это - опасность №1. Человек жив, только если кровь поставляет кислород ко всем органам. Нам необходимо вдыхать воздух. Однако когда мы погружаемся в воду, легкие удерживают нас на плаву. Если голова или хотя бы лицо остаются на воде, мы легко наполним воздухом легкие. Но самое главное при попадании в воду – это сохранение спокойствия. При панике человек теряет очень много энергии. 2. Незащищенность от окружающей среды. Это относится к холодной воде. В воде тело остывает в 25 раз быстрее, чем на воздухе. Если температура тела станет ниже 25 градусов, человек гибнет. Нужно знать правила поведения на льду. 113. Алкоголь. Все знают, как много беды приносит эта вредная привычка. Помните, вода не любит пьяных! Я научу вас плавать в сложных условиях, и если вы будете знать основные правила поведения на воде, она принесет вам только радость и здоровье! - Вы хотите летом пойти классом в поход?» Дети: «Да…» Учитель: «А если впереди встретится глубокая река?» Лена: «Переправимся на лодке или перейдем вброд». Миша: «По мосту перейдем…» Учитель: «А если нет лодки, моста и брода, а за плечами тяжелый рюкзак?» Дети: «Придется плыть в одежде и с рюкзаком!...» Учитель: «Хорошо, переправимся вплавь, а как одежду посушить и еду приготовить, спички же намокли?» Кристина: «Добудем трением, я в кино видела». Денис: «Надо через лупу солнечный луч пропустить, и тогда сможем костер развести». Учитель: «Это правильно, но можно это сделать проще, если плыть, а спички нести над водой. Каким стилем легче плыть с вытянутой рукой?» Денис: «Кролем или дельфином…» Миша: «Нет, надо плыть на спине, так дышать легче!» 12Денис: «А еще так с пистолетом плывут, чтоб не намок, я в кино видел!» Лена: «А еще вдруг почтальону надо передать срочную телеграмму, а моста нет!» Учитель: «Правильно! А если кто-то очень сильно устал, и не может плыть дальше? Дети: «Поможем, нельзя в беде товарища бросать!» Учитель: «Молодцы! Нам предстоит большая работа, но надо верить в свои силы и не сдаваться. Попутного ветра вам и семь футов под килем! Удачи вам!» Основные темы прикладного плавания дети сами снимают на видеокамеру, затем монтируют фильм, накладывают титры и музыку. Алгоритм работы 13Ребенок не хочет ходить в бассейн, т.к. боится утонуть Проблемная ситуация Продуктивн ые проблемно- познаватель ные вопросы Проблема Что делать? Изучить способы помощи себе и товарищу в Стратегия доказательс тва Как? Какова наиболее вероятная причина отказа ребенка от плавания в бассейне? При каких условиях эта проблема может быть устранена? Механизм установления благоприятных условий для обучения плаванию в сложных условиях. Дети плохо знают приемы самоспасения на воде сложных условиях Экспериментальным путем Узнать о статистике погибших на воде и причины приведших к трагедии Изучить литературу по основам прикладного плавания На практике приобрести навыки плавания в сложных условиях Видеофильм «Экстремальное плавание» Показ его на родительском собрании и защита его на школьной конференции проектных работ. Что получить? (результат) Основные модули работы:  Переправа вплавь с предметами Если нужно переплыть через водный рубеж, имея с собой какой-либо нетяжелый предмет (пакет с продуктами, медикаментами, рыболовные принадлежности и т.п.), то лучше всего привязать его так, чтобы он оказался на темени, и плыть брассом, 14удерживая голову над водой. Можно плыть и на боку, удерживая предмет над водой в одной руке и делая движения ногами и другой рукой, однако этот способ утомительнее. Если предмет можно погружать в воду, рекомендуется плыть на боку, удерживая его в вытянутой вдоль туловища руке, или привязать его за спину и плыть брассом. В бассейне при изучении этой темы, мы пользуемся пластиковыми бутылками (вначале пустыми, затем наполовину заполненными водой, и совсем полными).  Плавание с рюкзаком Если нужно переправиться через реку, имея с собой какой- либо груз, необходимо умение плавать с рюкзаком.  Плавание в одежде (…если ты упал с моста или лодки…) При плавании в одежде применяют способы без выноса рук из воды. Это в первую очередь брасс на груди и плавание на боку. Движения рук и ног должны быть плавными и неторопливыми с сохранением ритма дыхания. Если же плыть до берега далеко, лучше одежду снять, однако в холодной воде полностью лучше не раздеваться, так как одежда предохраняет от охлаждения. При снятии 15 с ноги обуви, необходимо сделать вдох, сгруппироваться, взяться одной рукой за каблук, другой за носок обуви и снять ее  с ноги. Верхнюю одежду следует снимать в положении на спине. Помощь уставшему на воде Во время плавания может возникнуть необходимость оказать помощь слабоплавающему или уставшему пловцу. Помочь ему можно, плывя способом брасс на груди или выполняя движения руками брассом, а ногами – кролем. Уставший пловец держится руками за плечи спасателя. Ролевая игра «Если ногу свело судорогой…» Судороги при плавании представляют определенную опасность. Возникновение судорог (непроизвольное болезненное сокращение мышц) связано с перенапряжением, охлаждением или с эмоциональном возбуждением. Не надо бояться судорог. Если при плавании свело ногу (чаще всего икроножную мышцу), главное – сохранить спокойствие. Необходимо сделать глубокий вдох, и погрузив голову в воду, принять позу поплавка, взяться за пальцы сведенной судорогой ноги и потянуть их на себя. Затем максимально расслабить ногу и 16плыть дальше, не нагружая ее, работая преимущественно руками.  Мотивационная игра «Если ноги запутались в На водохранилищах, реках, озерах участки поверхности водорослях…» воды бывают покрыты водорослями. Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями легко справиться, только нужно не поддаваться панике, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, т.к. необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки выполняются у самой поверхности воды. Чтобы раздвинуть стебли при остановках, необходимо выполнить вдох, опустить голову в воду, задержать дыхание, принять положение согнувшись. В этом положении снять стебли с рук, с одной и другой ноги.  Мотивационная игра «Ты попал в водоворот…» Вихревые воронки, действительно опасные для пловцов, образуются лишь вблизи гидротехнических сооружений, где купаться запрещено. Водовороты встречаются на равнинных реках довольно редко - над какими-либо подводными препятствиями: за мостовыми опорами, деревом или большим камнем, за каменистым мысом у вогнутого берега. В зависимости от силы течения водовороты бывают сильнее или слабее, но даже самые сильные не могут затянуть пловца. Хорошо плавающий человек легко преодолеет водоворот, плывя по течению без остановки. Следует помнить, что в водовороте теряется ощущение послушной воды, но это само по себе не опасно. 17 Освобождение от захвата утопающего Оказывая помощь тонущему, спасатель должен помнить, что самое главное — это успокоить обессилевшего человека, вселить уверенность в ваших силах. В критических ситуациях тонущие могут вести себя различным образом. Те из них, кто боролся за свою жизнь, осознанно контролируя свои действия, при приближении спасателя успокаиваются и доверяются ему. Но может быть и иначе: охваченный паническим страхом человек, потеряв самообладание, изо всех сил старается как-нибудь ухватиться за своего спасителя, подтянуться к нему и даже влезть на него. Если пловец умеет освобождаться от захватов, то они не представляют для него опасности. Однако, если спасающий поддастся панике, начнет делать беспорядочные движения, он сам может оказаться в положении тонущего. От некоторых захватов можно вообще не освобождаться. Так, если утопающий схватил спасателя за руку, можно, вытянув ее, плыть к берегу, увлекая за собой держащегося за нее пострадавшего. Так же можно поступать при захвате за одежду. Во всех этих случаях необходимо вести наблюдение за пострадавшим и стараться его успокоить. школьникам выполнять освобождение от захвата в воде очень сложно, поэтому знакомимся с этими приемами на суше в парах. Младшим  Плавание со связанными руками, ногами, глазами. 18 Проблемно- ролевая игра «Тебя захватили пираты…» Если человек окажется в воде, когда у него связаны руки, ноги и глаза («Ты в плену»), алгоритм действий таков: плывем «дельфином», освобождая руки, глаза, и затем ноги. 19Первая медицинская помощь пострадавшему на воде В первую очередь для пострадавшего необходимо вызвать скорую помощь, и начать оказывать первую помощь. После извлечения из воды человека, потерявшего сознание, следует как можно быстрее освободить его от одежды до пояса, чтобы устранить возможные причины затруднения дыхания и кровообращения. Затем нужно обеспечить (прежде чем приступить к выполнению искусственного дыхания) проходимость дыхательных путей. Для этого необходимо: 1) удалить воду из верхних дыхательных путей; 2) уложить пострадавшего на твердую поверхность; 3) запрокинуть голову пострадавшего назад — разогнуть шею; 4) очистить рот и глотку от инородных тел и слизи. Удалять воду из дыхательных путей могут один или двое спасателей. На эту операцию не следует тратить больше 30–45 сек. Для удаления воды из дыхательных путей один из 20спасающих становится на колено, другую ногу ставит так, чтобы бедро ее оказалось в горизонтальном положении. Пострадавшего кладут на бедро этой ноги животом вниз. Одной рукой спасатель удерживает пострадавшего за волосы или за лоб, а другой слегка надавливает между лопатками. Второй спасатель в это время может платком очистить полость рта пострадавшего от инородных тел и слизи. Удалив воду из дыхательных путей, пострадавшего следует уложить на ровную твердую поверхность и запрокинуть голову. Для этого под его лопатки можно подложить, например, валик из одежды. Запрокидывание головы обеспечивает открытие верхних дыхательных путей. Как только все это выполнено, немедленно приступают к выполнению искусственного дыхания. Его продолжают непрерывно до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно. Известны случаи, когда пострадавших возвращали к жизни после нескольких часов искусственного дыхания. Прекращать искусственное дыхание можно только по указанию врача. Выводы, рефлексия деятельности К утоплению могут привести разные причины: незнание опасности при купании и плавании и неумении избежать их, выйти из тяжелого положения. Чаще всего к несчастным случаям приводят дальние заплывы, купание в шторм, купание в нетрезвом состоянии, неумение плавать, переохлаждение, разрывы надувных поддерживающих средств, отсутствие присмотра за детьми, хулиганство. Обучаясь плавать, дети должны понять, что опасность, которую таит в себе вода, в большей мере зависит от состояния подготовленности пловца, а то, что угрожает опасностью человеку, который совсем не умеет плавать, может быть совсем безопасным для хорошего пловца. Лучший способ предохранения от несчастных случаев – это хорошее умение 21плавать, овладев всеми основными приемами плавания в сложных условиях, придерживаясь основных правил поведения на воде. Работа по прикладному плаванию интересна, увлекательна, познавательна. Дети узнают много нового, причем ответы на поставленные вопросы и различные задания они находят экспериментальным путем. Очень интересно было наблюдать за ними, когда созданный ими видеофильм мы показывали на родительском собрании. Каждый ребенок смотрел не на экран, а на реакцию своих родителей. Наиболее сложный в работе, на мой взгляд, раздел «Как помочь уставшему на воде», т.к. у 8 летних детей еще недостаточно силы для выполнения этого задания, хотя некоторым это удалось. Большинство же помогали куклам. Главное, что узнают ребята изучая раздел «Прикладное плавание», -необходимо строго соблюдать правила безопасного поведения, и тогда вода принесет всем радость и здоровье! Список используемой литературы и информации Internet: 221. 2. / Основы поведения и меры безопасности людей на воде. пособие. Методическое Москва. 1993г А.Литвинов. Азбука плавания. «Фолиант» 1998г. 3. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная допризывной подготовка молодежи Учебно- методическое пособие. М.: Советский спорт. 2003г. 4. Коротнова Плавание. Игровой метод обучения. Библиотечка тренера 4.Е.Н. 5.http://spo.1septem ber.ru 6.www.lantafilm.ru 7.obruch.ru/index.php 8. .http://sad-2843 23