разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
 «Хлеб – всему голова»
(с использованием современных образовательных технологий: игровых, информационно – компьютерных, здоровьесберегающих)
Цель: создание условий для  развития познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о хлебе.Познакомить детей с понятием, что хлеб является ежедневным продуктом. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу
            
        
        
        
                    
                
                    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района СанктПетербурга
Методическая разработка 
совместной образовательной деятельности 
с детьми старшего дошкольного возраста
 «Хлеб – всему голова»
(с использованием современных образовательных
технологий: игровых, информационно – компьютерных,
здоровьесберегающих)
                                Составитель:
 Ирина Григорьевна Орехова             
             Воспитатель
высшей категорииСанкт  Петербург
2017 год
Цель: создание условий для  развития познавательноисследовательской 
деятельности, формирование знаний о хлебе.
Задачи:
Образовательная область
Задачи 
Познавательное развитие
Социальнокоммуникативное 
развитие
Речевое развитие
Познакомить детей с понятием, что 
хлеб является ежедневным 
продуктом. Развивать интерес 
продуктам питания через 
рассказывание, откуда берется хлеб, 
кто его выращивает и печет. Уточнить
представление детей о том, какой 
путь проходит зерно, чтобы стать 
хлебом.
Воспитывать уважение к труду 
взрослых, бережное отношение к 
хлебу
Знакомить с профессиями пахарь, 
пекарь
Учить работать по подгруппам, учить 
договариваться.
Развивать умение грамотно строить 
предложения при ответе на вопрос; 
высказывать свою точку зрения, 
составлять рассказ по картинке, 
расширять словарный запас: злаки, 
жито; зерновые растения, колосья, 
пшеница, рожь. 
Художественноэстетическое 
Развивать умение детей лепить из 
2развитие
Физическое развитие
куска соленого теста пирог и 
украшать его.
Развивать мелкую моторику рук 
детей, развивать навыки  командной 
игры
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из 
произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», 
«Песня пахаря» А. Кольцова, Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, 
«Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», оформление мини
музея хлеба. 
Виды   детской   деятельности: 
исследовательская, чтение фольклорных произведений, игровая.
коммуникативная,
  познавательно
Методы и приемы:
Практические: игры, словесные игры, объяснение, разъяснение, рассказ 
воспитателя. 
Наглядные: компьютерная презентация, посылка с наполнением.
Словесные: составление описательных рассказов, рассказов по картинке, 
восприятие стихотворной формы текста, отгадывание загадок.
Оборудование: колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного 
хлеба, шапочкимаски колосков; гречневая, овсяная, рисовая крупа в 
прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация « Хлеб – всему 
голова»; горшочки с песком, опилками и землёй; зёрна пшеницы, предметы 
для осуществления продуктивной деятельности, атрибуты к играм (машинки, 
мешочки с крупой)                                                                   
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная:   «Колоски», «Пекари»
Игровая: Игра «Что из чего»
Словесная игра: «Мука, какая»
Познавательно – исследовательская:                                                                  
Рассматривание детьми через лупы колосья пшеницы и ржи.
3Коммуникативная: Беседа про злаковые растения, беседа о труде людей, 
выращивающих хлеб, об орудиях труда, облегчающих их труд.
Восприятие художественной литературы: Заучивание стихов о хлебе, 
пословиц и поговорок.
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице): Технология 
приготовления калачей.
Форма проведения: совместная деятельность. 
Используемые технологии: ИКТ технологии, игровые технологии, 
технология личностного ориентирования, здоровье сберегающие технологии.
Ход  деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель:
(дети повторяют за воспитателем)
Придумано кемто просто и мудро:
При встрече здороваться  Доброе утро! 
Доброе утро – солнцу и птицам! 
Доброе утро – улыбчивым лицам! 
И каждый становиться добрым, доверчивым, 
Пусть доброе утро длится до вечера! 
Проблемная ситуация:
Ребята, сегодня нам в сад пришла посылка, адресованная вам. 
(дети рассматривают содержимое посылки, в которой колосья, мука, дрожжи,
каравай)
Воспитатель: (демонстрирует каравай ) 
Без него нельзя ни дня,
Он на нашем столе всегда,
И на завтрак и на обед, 
4И на ужин к винегрету…
Что это? (Хлеб). Верно, хлеб, какой ароматный (дает понюхать)
Слайд №1 (заставка о хлебе)
О чем мы сегодня будем говорить? ( о хлебе)
Ребята, а вы любите хлеб?
Какой хлеб вы предпочитаете?
Назовите, хлеб какой?
(вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. 
А зачем же в посылке все остальное? 
 (дети делают вывод, что это все относится к хлебу)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на картинку , вы согласны с тем, что нарисовал 
художник?
Слайд №2 ( дерево, на котором растет хлеб)
Воспитатель:
Ребята, а кто знает, откуда берется хлеб?
 (предположения детей)
Откуда же хлеб на наш стол пришел? Попробуем узнать. А подскажут нам 
предметы из посылки. Первым будет колосок.
Исследование «Как появляется хлеб?»
(дети разбиваются на подгруппы, рассматривают через лупы колосья пшеницы
и ржи).
Воспитатель:
Из чего состоит колосок?
(из зерен).
Вот зерно, люди сажают зерно в землю. 
5Слайд №4 (посевное поле, трактор с плугом)
Сначала трактор с плугом вспахивает землю
Как называется человек, вспахивающий землю?
(пахарь)
 Затем поле засеивают зерном. Появляются первые всходы, они питаются 
дождями и яркими лучами солнца и растут все лето.
Слайд №5 (поле с колосьями)
 Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми.
Проводится физкультминутка  «Колоски»  дети надевают шапочкимаски. 
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели) 
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимают руки над головой и 
поднимаются) 
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя) 
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперед) 
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели, потянулись) 
Весело потянутся к солнцу колоски (поднялись на носочки, взялись за руки в 
кружок) 
Не один уже, а вот сколько их растёт (подняли руки) 
Так и буду делать каждый, каждый год (сделали круг большим) 
А однажды на поле гляну поутру (развели руки в стороны) 
Как один я, столько хлеба соберу? 
На моей ладошке хлебное зерно (показываем на ладошке зёрнышко) 
Посажу  ка в землю – пусть растёт оно! 
Воспитатель:
Ребята, предлагаю еще раз рассмотреть колоски. Они все одинаковые?
(в процессе рассматривания дети учатся определять сходство и различие 
колосьев разных видов).
6Воспитатель:
Показывает колос пшеницы, называет его: Это колос пшеницы – пшеничный 
колос.  А это колос ржи. Как можно назвать колос ржи? Какой он? 
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова 
– «жито». 
(Слово «жито» похоже на слово «жить»). 
 Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? 
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. 
Слайд №6 (комбайн собирает урожай, груженые машины отвозят зерно)
Воспитатель:
Ребята, что изображено на экране?
(составление короткого рассказа по сюжетной картинке)
После того, как колосья выросли, комбайн собирает урожай, груженые 
машины отвозят зерно .
Воспитатель:
Как вы думаете, куда отвозят зерно на машинах
(в хранилище зерна)
Может, кто  то знает, как называется это хранилище?
Элеватор 
Слайд №7 (элеватор)
Воспитатель:
Что же дальше? 
(Воспитатель показывает муку из посылки и 
воспитатель слушает предполагаемые ответы детей)
Слайд №8 (мельницы)
Из элеватора  развозят зерно по мельницам. Где зерно перемалывают в муку,
собирают в мешки.
Мука из зерен пшеницы – какая? 
(пшеничная)
7Мука из зерен ржи – какая? 
(Ржаная)
Воспитатель:
Воспитатель демонстрирует из посылки пакетик с дрожжами.
Это дрожжи, зачем они?
(с помощью них пекут хлеб)
Да, получив муку, из нее делают тесто для хлеба
Слайд №9 (вода, соль, сахар, дрожжи, мука)
А как называется профессия человека, выпекающего хлеб?
(пекарь)
Слайд №10 (пекарь выпекает хлеб)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Чья команда быстрее перевезет 
зерно на элеватор, с элеватора  на мельницу, с мельницы в пекарню.
 Представьте, что вы пекари:
 Пекарь, пекарь
 Из муки испеки нам колобки.
 Дa, сушки — Ванюшке,
 Дa, баранки — Танюшке,
 Дa, бублики — Гришке,
 Дa, пирог – Маришке.
 Вот он —
 Хлебушко душистый,
 С хрусткой корочкой витой.
 Вот он — теплый, золотистый
 Словно солнцем залитой,
 В каждый дом, на каждый стол,
 Он пожаловал? Пришел,
 В нем здоровье наше, сила,
 В нем чудесное тепло.
8Сколько рук его растило,
 Охраняло, берегло.
 В нем земли родимой соки,
 Солнца свет веселый в нем,
 Уплетай за обе щеки,
 Вырастай богатырем.
Продуктивная деятельность:
(дети разбиваются на подгруппы)
Воспитатель:
Теперь пришла пора и нам вылепить свой хлеб. 
Мы сегодня сделает тесто, для теста нам понадобится мука, вода и соль 
(можно приготовить все заранее – миска для смешивания, стакан с мукой и 
солью, пол стакана воды). Высыпаем в миску муку и соль, затем вливаем воду,
перемешиваем до однородной массы, замешиваем тесто. Готовое тесто ложем 
на доску и начинаем лепить наш: делим кусок на 23 части  большой и 2 
маленьких;  делаем большой шар, слегка приминаем его, затем по краям 
делаем бортик, защипываем его внутрь, к центру каравая, из маленьких 
комочков теста делаем лепешку на ней с помощью стеки делаем надрезы, 
получился листочек, из второго кусочка  делает вытянутую лепешку и 
закручиваем ее, получился цветочек. Цветочек прилепляем к середине 
каравая, а листочек прилепляем рядом с цветочком.
Воспитатель:
Прекрасные караваи, крендельки у нас получились!
Ну а что же дальше?
( ответы детей)
Слайд №11 (картинка, семья за столом у каравая)
Затем готовый горячий хлеб на специальных машинах развозят по магазинам,
детским садам.
9Из магазинов хлеб попадает к вам домой.
Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе 
каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, действительно, сколько рук 
нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом.
Воспитатель:
Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь.
Ребята, посмотрите на экран, что  мы можем сказать об увиденном?
Слайд №11 (кидаются хлебом и т.п.)
Скажите, как нужно относиться к хлебу?
Нужно с уважением относиться к каждому кусочку.
 Не покупать лишнего хлеба.
 Не выбрасывать хлеб.
Воспитатель:
Дети помните всегда, что хлеб — это труд человеческий, надежды на 
будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть. Издавна 
говорилось, что если наступишь на хлеб, провалишься от стыда сквозь землю.
Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому
что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по 125 грамм 
хлеба на человека.
Слайд 12 ( блокадный хлеб)
Хлеб этот был из опилок, земли, и немного муки.
 Мне больно, когда я случается, вижу,
 Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий.
 Эй, ты, попирающий корку нагою,
 Ты топчешь достоинство наше людское,
 Ты мать оскорбил, ты обиду нанес,
 Земле, на которой родился и рос.
Рефлексия:
Воспитатель:
10Вот мы и узнали, как хлеб попал на наш стол. Посылка эта была от всех 
людей, которые делают хлеб.
И вам предлагаю показать, что мы сегодня узнали
(На доске  «Смарт» игра «Что, за чем?»)
Ребята, эти картинки их нужно расположить в последовательность, что за чем 
следует.
Воспитатель: 
Молодцы! Расскажите своим друзьям, родителям, все, что вы узнали о хлебе. 
А наше знакомство с хлебом еще будет продолжаться.
11