МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. МДК 01.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и вентиляции для специальности 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень)
Иконка файла материала урок РУМОТс21-15 на 08.07.17.doc
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства  Минобразования Чувашии (ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ") 02/02­06 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло­ и  топливоснабжения.     Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем   тепло­  МДК 01.01.   и топливоснабжения.          Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и вентиляции 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование   для специальности   (базовый уровень)             СОСТАВИЛ преподаватель ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ"      _______________ Тихонова В.Г. РАССМОТРЕНО                                             на заседании цикловой комиссии                   Архитектуры и комплексных   градостроительных решений                            Протокол № 11 От «17» мая 2017 года Председатель _____________      Тихонова В.Г. СОГЛАСОВАНО Методист _____________2017 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка составлена на проведение занятия по теме  «Классификация систем вентиляции и определение размера  воздухообмена в помещении». Открытый   урок   проводится   для   группы   по   специальности:   13.02.02.   Теплоснабжение   и теплотехническое оборудование ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло­ и топливоснабжения МДК 01.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло­   и   топливоснабжения   Тема   1.1.   Эксплуатация,   расчет   и   выбор   систем   отопления   и вентиляции   со  студентами   2­го   курса   группы   Тс21­15   в   2016­2017  учебном   году  08.07.2017  в рамках заседания РУМО по строительному направлению.  методическую карту занятия раздаточный материал лекции инструкцию по проведению творческой работы раздаточный материал для проверки полученных знаний (кроссворд) условные знаки в виде разноцветных разных фигурок для оценки полученных знаний. Методическая разработка содержит: • • • • • Тема   урока   «Классификация   систем   вентиляции   и   определение   размера   воздухообмена   в помещении» является составной частью Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и   вентиляции,   что   соответствует   рабочей   программе   данной   дисциплины   и   календарно­ тематическому плану.  Изучение указанной темы способствует развитию логического мышления студентов, навыков самостоятельной оценки происходящих процессов, навыков творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности. Программа профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и   систем   тепло­   и   топливоснабжения   –   является   частью   основной   профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень) в части освоения   основного   вида   профессиональной   деятельности   (ВПД)   и   соответствующих профессиональных компетенций: ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло­ и  топливоснабжения. ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло­ и  топливоснабжения  ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий  теплотехнического оборудования и систем тепло­ и топливоснабжения. Так же общих компетенций: устойчивый интерес. профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. знаний (для юношей). выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4 Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   эффективного ОК.5 Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в   профессиональной деятельности.   Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами,   руководством, потребителями Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды   (подчиненных),   за   результат выполнения заданий. ОК.7 ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься ОК.9 ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности ОК.6ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  «ЧЕБОКСАРСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА» МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ   Эксплуатация   теплотехнического   оборудования   и   систем   тепло­   и ПМ.01. топливоснабжения.   МДК   01.01.   Эксплуатация   теплотехнического   оборудования   и   систем     топливоснабжения. Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и вентиляции  Место проведения: аудитория Б109 учебного корпуса №2 по адресу г. Чебоксары, улица Ильбеково, дом 6. Группа: Тс 21­15 Преподаватель: Тихонова В.Г. Дата: 08 июня 2017 г.   тепло­   и Перед проведением урока студенты освоили все предшествующие темы по дисциплине, разделены на подгруппы с названиями: • Вентилятор • Калорифер • Фильтр  и выполнили домашнее задание: 1. Проанализировать зависимость и связь между системами «Отопление» и «Вентиляция» зданий. 2. Повторение на тему «Требования к воздуху и виды загрязнения воздуха в помещении».  3. Подготовить творческий материал на тему «Классификация систем вентиляции» Время проведения урока 10.10 – 10.55 (45 мин.) Тема занятия: «Классификация систем вентиляции и определение размера воздухообмена  в помещении» Тип занятия: изучение нового материала Вид занятия: урок усвоения новых знаний  Организационная деятельность на уроке: групповая Методы обучения:  1). Контроль знаний – проверка домашнего задания, устный опрос; 2). Лекция с элементами беседы; а) сообщение по теме: «Классификация систем вентиляции и определение размера  воздухообмена в помещении» подготовленное преподавателем Тихоновой В.Г. б) сообщения по учебным стендам: «Кондиционер», Мобильная установка  «Контролируемая вентиляция жилых помещений» и «Система  вентиляции и  кондиционирования воздуха, промышленное исполнение» подготовленные студентами и  его обсуждение. 3). Закрепление материала – ответы на вопросы с заполнением кроссворда «Вентиляция» у  доски и в тетради по карточкам каждым звеном индивидуально. Цели занятия:  1). Обучающая (образовательная):  изучить классификацию систем вентиляции и выполнить расчет воздухообмена в  помещении Задачи:­ ознакомить студентов с новыми понятиями и терминами; ­ обобщить и систематизировать знания о процессах движения воздушной среды в  помещениях; ­ изучить классификацию систем вентиляции; ­ научить студентов выполнять расчет по организации воздухообмена в помещении и  создании комфортных условий для проживания и деятельности человека. 2). Воспитательная: ­ развитие интереса к новым знаниям; ­ воспитание навыков самостоятельного мышления и анализа. 3). Развивающая: ­ развитие организованности и внимания; ­ развитие навыков работы и умения планировать в коллективе. Код Наименование результата обучения ПК 1.1. Осуществлять   пуск   и   останов   теплотехнического   оборудования   и   систем   тепло­   и топливоснабжения. ОК 2 ПК 1.2. Управлять   режимами   работы   теплотехнического   оборудования   и   систем   тепло­   и топливоснабжения. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.   Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды   (подчиненных),   за   результат ОК.7 выполнения заданий. Планируемый результат: ОК.6 С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными   компетенциями   обучающийся   в   ходе   освоения   профессионального модуля должен: иметь практический опыт: безопасной эксплуатации: теплотехнического оборудования и систем тепло­ и топливоснабжения; систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического  оборудования и систем тепло­ и топливоснабжения; организации процессов: бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом  тепловых сетей; уметь: выполнять: безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического  оборудования и систем тепло­ и топливоснабжения; составлять: принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов,  знать: устройство, принцип действия и характеристики: основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло­ и  топливоснабжения; правила: методики: технической эксплуатации тепловых энергоустановок; охраны труда; разработки и расчёта принципиальных тепловых схем систем теплоснабжения; Основные учебные элементы для усвоения:• • классификация систем вентиляции определение размера воздухообмена в помещении  Межпредметные связи: Инженерная графика Материаловедение Основы гидравлики и теплотехники Внутрипредметные связи: Потери теплоты через ограждающие конструкции Системы отопления Оборудование систем отопления Дидактическое обеспечение занятия:   Техническое обеспечение занятия: Краткий конспект лекции; Раздаточный материал (карточки­задания).  Учебный стенд «Кондиционер»,   Учебный стенд Мобильная установка «Контролируемая вентиляция жилых  помещений»   Учебный стенд «Система  вентиляции и кондиционирования воздуха, промышленное  исполнение» Содержание и последовательность учебного занятия: 1. Организационно­мобилизационная часть­3 мин. 1.1 Сообщение темы занятия. 1.2  Целевая установка. 2. Основная часть занятия­33 мин. 2.1 Актуализация опорных знаний: установление межпредметных и внутрипредметных  связей. 2.2 Проверка задания на дом: Творческое выступление представителей подгрупп: ­ стихи:  • Вентилятор – Чернов Вадим: Было раннее летнее утро, Птицы пели рассветную трель. Стало весело мне и уютно, Пока не настал жаркий день. Настроение сразу упало, Ноги еле свои волочу: Так как время работать настало, А на работу идти не хочу. Чтобы сидеть в своем офисе летом, Пора покупать мне кондёр! Он простой и для прохлады, И для сильной мерзлоты, Можно все убрать преграды, Если сплит поставишь ты! • Калорифер – Минетуллов Зинур: Воздух – это­то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет Улетает самолёт.Птица в воздухе летает. Разным воздух наш бывает, Воздух может быть прозрачным, Пахнуть может дымом дачным. Может пахнуть апельсином, Кофе, завтраком, бензином. Он из фена вылетает,  Тёплым он тогда бывает. А когда вокруг мороз, Щиплет больно он за нос. Шторой в комнате играл, Бурю в море он поднял... Воздух разный, он такой! Очистим мы его с тобой.  • Фильтр – Ельцов Валерий: Вентилятор ­ друг ты мой! Освежаешь дом родной! Ты ­ напольный, потолочный, И машинный, и проточный. Ты снаружи и внутри, Ветер свежий подари! В жаркий, солнечный денёк Так приятен Холодок! ­ песня под гитару о специальности 13.02.02:  • Вентилятор – Феоктистов Павел: Тепло по радиаторам, Тепло по радиаторам, А ток по километрам проводов ­ Разносится энергия, Разносится энергия  По сотням деревень и городов! И нет у энергетиков, И нет у энергетиков  Суббот и красных дней календаря, В домах окошки светятся, В домах окошки светятся, А значит, мы работаем не зря!  Припев: И снится нам не лето и не розы, Не солнечный закат и не рассвет, А снятся нам январские морозы  И город, где всегда тепло и свет! А люди в веке каменном  Пещеры грели пламенем  И пламенем светили в темноту, Не зная про энергию, Не зная про энергию, Дарующую свет и теплоту! Непросто жить на свете нам, Обычным энергетикам,И ношу непосильную нести, Но нам все это нравится, И если сможешь справиться, ­ Работать в энергетику иди! Припев.  2.3 Изложение нового материала – преподаватель Тихонова В. Г. Содержание нового материала: 1 вопрос: Классификация систем вентиляции Организованный воздухообмен, вентиляция, является основным способом обеспечения  чистоты воздуха: • • • • в квартирах жилых домов,  в общественных зданиях,  административных зданиях,  производственных зданиях и сооружениях.  В   настоящее   время   накоплен   огромный   опыт   и   материалы   исследования   воздушно­ теплового режима зданий, опыт проектирования и монтажа систем вентиляции. На рынке материалов и оборудования присутствуют все необходимые элементы систем вентиляции практически любых размеров и конфигураций. От качества и надежности работы вентиляции зависит • • • • комфортность проживания человека работы человека,  сохранность конструкций долговечность конструкций. Системы вентиляции классифицируют по ряду признаков: 1. по природе давления:  ­ системы с гравитационным побуждением воздуха (естественная вентиляция). ­ системы с искусственным побуждением воздуха (механическая вентиляция). В практике возможно сочетание двух систем в одном здании. 2. по функциональному признаку: ­ вытяжные;  ­ приточные;  ­ приточно­вытяжные. 3. по схеме воздухообмена: ­ местные (воздух удаляется или подается непосредственно у места работающего); ­ общеобменные (смена воздуха происходит в общем объеме помещения); ­ смешанные (включают в себя местные и общеобменные). 4. по характеру обработки воздуха: ­ прямоточные (в помещение подается только наружный воздух); ­ рециркуляционные (весь воздух из помещения или его часть после обработки вновь  поступают в помещение). При естественной вентиляции давление, заставляющее воздух перемещаться, обусловлено гравитационными   силами,   возникающими   вследствие   разности   плотности   воздуха помещения и наружного воздуха. Кроме гравитационного давления в системах естественной вентиляции используют ветровое давление. В системах механической вентиляции воздух перемещается под давлением, создаваемым нагнетателем (например, вентилятором). В жилищном строительстве, как правило, применяются системы естественной приточно­ вытяжной вентиляции. Системы с гравитационным побуждением воздуха имеют: • • простое устройство,  несложны в эксплуатации,• невысокую стоимость,  однако, из­за малого радиуса действия (до 8 м) малоэффективны, особенно для помещений с незначительными избытками теплоты.  Поэтому наибольшее распространение естественная вентиляция получила: в жилых зданиях, не требующих интенсивного воздухообмена,  общественных зданиях, не требующих интенсивного воздухообмена, производственных зданиях, не требующих интенсивного воздухообмена.  К   достоинствам   естественной   вентиляции   относится   также   практическое   отсутствие необходимости её обслуживания.  • • • • Недостатками являются: неустойчивый воздушный режим квартир, вызываемый:  значительным влиянием температуры наружного воздуха   влиянием ветра,   дискомфорт от использования форточек при низких наружных температурах. В жилых зданиях, согласно требованиям СНиП, проектируется вентиляция  естественная,   канальная, с устройством каналов во внутренних кирпичных стенах, с минимальным сечением каналов 140х140 мм.  Воздух   из   ванной   комнаты   удаляется   через   канал   санузла,   для   этого   предусмотрено отверстие 200x200 в перегородке между санузлом и ванной.  Отработанный воздух выбрасывается по каналам на чердак и удаляется наружу через сборные короба и вентиляционные шахты.  На каждый подъезд жилого дома устраивается одна вытяжная шахта.  Последние должны быть обязательно заизолированы. Тепловая изоляция необходима во избежание осаждения конденсата на их внутренних поверхностях в зимнее время.  Материал стенок  каналов,  коробов,  вентшахт должен быть несгораем.  2 вопрос: Определение размера воздухообмена в помещении Воздухообменом   называется   частичная   или   полная   замена   воздуха,   содержащегося   в помещении на чистый атмосферный воздух. Воздухообмен   определяется   для   каждого   помещения   на   основании   расчета выделяющихся в помещении вредностей. При невозможности точного определения характера и количества вредностей и их учета, вентиляционный воздухообмен определяется по кратности.  Кратностью воздухообмена называется количество воздуха, подаваемого или удаляемого  за 1 час из помещения, отнесенного к его объему. Расчет воздухообмена по кратности определяется по формуле: L = V х n, м3/ч, где V – объем помещения, м3; n – кратность воздухообмена (принимается по справочникам по вентиляции). В квартирах жилых домов предусматривают вытяжку из:  кухонь,  санузлов  ванных комнат.  Удаление воздуха из жилых комнат квартиры осуществляется через каналы, находящиеся в кухне и санузле.  Приточный наружный воздух поступает в квартиры через:  форточки, фрамуги   открываемые окна,  неплотности в оконных переплетах.  Высокая   герметичность   современных   окон   сделала   практически   неработоспособными системы естественной вентиляции.  В квартирах ухудшилась комфортность проживания:   имеет место высокая влажность   низкое качество воздуха,   возрастает вероятность грибковых поражений конструкций.  Разгерметизация квартир путем открывания форточек и окон не позволяет обеспечивать комфортный микроклимат. Открывание форточек:  повышает потери тепла через наружные ограждения,   вызывает повышенный уровень шума в квартирах домов, выходящих на улицы. В   настоящее   время   применяют   устройства   регулируемой   вентиляции   с   естественным притоком   через   специальные   приточные   клапаны,   которые   обеспечивают   нормативный воздухообмен в помещениях и снижают затраты тепла на 10 – 15 %. 2.4 Выступление студентов с сообщением о учебных стендах: • Вентилятор – Гувалин Виктор Учебный стенд «Кондиционер»: • Фильтр – Захаров Савелий Учебный стенд Мобильная установка  «Контролируемая вентиляция жилых помещений»  • Калорифер – Нелюбова Александра Учебный стенд «Система  вентиляции и  кондиционирования воздуха, промышленное исполнение» 2.5 Проверка полученных знаний: задание кроссворд «Вентиляция» (раздаточный  материал) Вопросы для заполнения кроссворда: 1. Как   называется   частичная   или   полная   замена   воздуха,   содержащегося   в помещении на чистый атмосферный воздух? 2. Как называют системы с гравитационным побуждением воздуха? 3. Назовите вид системы вентиляции, когда в помещение подается только наружный воздух. 4. Назовите   вид   системы   вентиляции   по   функциональному   признаку,   когда осуществляется удаление воздуха из помещения. 5. Как называют устройство для подогрева воздуха в помещении? 6. Как   называют   систему   вентиляции,   если   загрязненный   воздух   удаляется   по обособленным каналам? 7. Как   называют   систему   вентиляции,   если   воздух   удаляется   или   подается непосредственно у места работающего?8. Как называют систему вентиляции, если весь воздух из помещения или его часть после обработки вновь поступают в помещение? 9. Как   называют   систему   вентиляции   по   функциональному   признаку,   если осуществляется подача чистого воздуха в помещение? 10. Как   называют   систему   вентиляции,   если   смена   воздуха   происходит   в   общем объеме помещения? 3. Закрепление (рефлексия) ­5 мин. Что нового узнали для себя о классификации систем вентиляции? Какой момент хотели бы вы повторить из сегодняшнего занятия? При выполнении какой задачи вы испытывали сложность? 4. Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок – 2 мин. 5. Домашнее задание ­2 мин. Методы контроля: письменный контроль, фронтальный опрос Вид контроля: текущий Самостоятельная работа студентов: Аудиторная:   • • • ведение конспекта выступление с подготовленными сообщениями поиск ответов на поставленные вопросы Внеаудиторная: изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с  нормативными документами, учебно­исследовательская работа при самом широком  использовании Интернета и других IT­технологий. Проектные формы работы, подготовка сообщений к выступлению. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций  преподавателя. Задание на дом: Выполнить расчет воздухообмена для помещения газифицированной  кухни в жилом доме и вычертить вентканалы с воздухозаборными решетками при условии :  вариант 1: площадь помещения – 11,2 м2, высота помещения ­ 2,7м2, оборудование ­ 4­х конфорочная газовая плита. вариант 2: площадь помещения – 14,5 м2, высота помещения – 3,0 м2, оборудование ­ 4­х конфорочная газовая плита. Приложение: План помещения кухни (два варианта) Литература: Основная: 1. Стефанов Е. В.«Вентиляция и кондиционирование воздуха», М, ИНФРА,2010. 2. Староверов И.Г. Внутренние санитарно­технические устройства. В трех частях. Часть 2:  Вентиляция и канализация, М., Стройиздат, 1990. 3. Сибикин Ю.Д. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, М., АСАДЕМА,  2006. Дополнительная: ­СНиП 41­01­2003* «Отопление, вентиляция и кондиционирование»; ­СНиП 23­02­2003 «Тепловая защита зданий»;  ­СНиП 23­01­99* «Строительная климатология»; ­СНиП 31­01­2003* «Здания жилые многоквартирные»; ­ГОСТ 30494­96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в  помещениях»;