МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
МДК 01.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и вентиляции для специальности 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень)
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства
Минобразования Чувашии
(ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ")
02/0206
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло
МДК 01.01.
и топливоснабжения.
Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и вентиляции
13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
для специальности
(базовый уровень)
СОСТАВИЛ
преподаватель ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ"
_______________ Тихонова В.Г.
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
Архитектуры и комплексных
градостроительных решений
Протокол № 11
От «17» мая 2017 года
Председатель
_____________ Тихонова В.Г.
СОГЛАСОВАНО
Методист _____________2017 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена на проведение занятия по теме
«Классификация систем вентиляции и определение размера
воздухообмена в помещении».
Открытый урок проводится для группы по специальности: 13.02.02. Теплоснабжение и
теплотехническое оборудование ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем
тепло и топливоснабжения МДК 01.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем
тепло и топливоснабжения Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и
вентиляции со студентами 2го курса группы Тс2115 в 20162017 учебном году 08.07.2017 в
рамках заседания РУМО по строительному направлению.
методическую карту занятия
раздаточный материал лекции
инструкцию по проведению творческой работы
раздаточный материал для проверки полученных знаний (кроссворд)
условные знаки в виде разноцветных разных фигурок для оценки полученных знаний.
Методическая разработка содержит:
•
•
•
•
•
Тема урока «Классификация систем вентиляции и определение размера воздухообмена в
помещении» является составной частью Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления
и вентиляции, что соответствует рабочей программе данной дисциплины и календарно
тематическому плану.
Изучение указанной темы способствует развитию логического мышления студентов, навыков
самостоятельной оценки происходящих процессов, навыков творчества, что позволит в дальнейшем
успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности.
Программа профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования
и систем тепло и топливоснабжения – является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального
образования 13.02.02. Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень) в части
освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих
профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий
теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения.
Так же общих компетенций:
устойчивый интерес.
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
знаний (для юношей).
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
ОК.5 Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК.7
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
ОК.9
ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
ОК.6ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЧЕБОКСАРСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО
ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и
ПМ.01.
топливоснабжения.
МДК 01.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем
топливоснабжения.
Тема 1.1. Эксплуатация, расчет и выбор систем отопления и вентиляции
Место проведения: аудитория Б109 учебного корпуса №2 по адресу г. Чебоксары, улица
Ильбеково, дом 6.
Группа: Тс 2115
Преподаватель: Тихонова В.Г.
Дата: 08 июня 2017 г.
тепло и
Перед проведением урока студенты освоили все предшествующие темы по дисциплине,
разделены на подгруппы с названиями:
• Вентилятор
• Калорифер
• Фильтр
и выполнили домашнее задание:
1. Проанализировать зависимость и связь между системами «Отопление» и «Вентиляция»
зданий.
2. Повторение на тему «Требования к воздуху и виды загрязнения воздуха в помещении».
3. Подготовить творческий материал на тему «Классификация систем вентиляции»
Время проведения урока 10.10 – 10.55 (45 мин.)
Тема занятия: «Классификация систем вентиляции и определение размера воздухообмена
в помещении»
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: урок усвоения новых знаний
Организационная деятельность на уроке: групповая
Методы обучения:
1). Контроль знаний – проверка домашнего задания, устный опрос;
2). Лекция с элементами беседы;
а) сообщение по теме: «Классификация систем вентиляции и определение размера
воздухообмена в помещении» подготовленное преподавателем Тихоновой В.Г.
б) сообщения по учебным стендам: «Кондиционер», Мобильная установка
«Контролируемая вентиляция жилых помещений» и «Система вентиляции и
кондиционирования воздуха, промышленное исполнение» подготовленные студентами и
его обсуждение.
3). Закрепление материала – ответы на вопросы с заполнением кроссворда «Вентиляция» у
доски и в тетради по карточкам каждым звеном индивидуально.
Цели занятия:
1). Обучающая (образовательная):
изучить классификацию систем вентиляции и выполнить расчет воздухообмена в
помещении
Задачи: ознакомить студентов с новыми понятиями и терминами;
обобщить и систематизировать знания о процессах движения воздушной среды в
помещениях;
изучить классификацию систем вентиляции;
научить студентов выполнять расчет по организации воздухообмена в помещении и
создании комфортных условий для проживания и деятельности человека.
2). Воспитательная:
развитие интереса к новым знаниям;
воспитание навыков самостоятельного мышления и анализа.
3). Развивающая:
развитие организованности и внимания;
развитие навыков работы и умения планировать в коллективе.
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
ОК 2
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
ОК.7
выполнения заданий.
Планируемый результат:
ОК.6
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального
модуля должен:
иметь практический опыт:
безопасной эксплуатации:
теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения;
систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического
оборудования и систем тепло и топливоснабжения;
организации процессов:
бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом
тепловых сетей;
уметь:
выполнять:
безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического
оборудования и систем тепло и топливоснабжения;
составлять:
принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов,
знать:
устройство, принцип действия и характеристики:
основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения;
правила:
методики:
технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
охраны труда;
разработки и расчёта принципиальных тепловых схем систем теплоснабжения;
Основные учебные элементы для усвоения:•
•
классификация систем вентиляции
определение размера воздухообмена в помещении
Межпредметные связи:
Инженерная графика
Материаловедение
Основы гидравлики и теплотехники
Внутрипредметные связи:
Потери теплоты через ограждающие конструкции
Системы отопления
Оборудование систем отопления
Дидактическое обеспечение занятия:
Техническое обеспечение занятия:
Краткий конспект лекции;
Раздаточный материал (карточкизадания).
Учебный стенд «Кондиционер»,
Учебный стенд Мобильная установка «Контролируемая вентиляция жилых
помещений»
Учебный стенд «Система вентиляции и кондиционирования воздуха, промышленное
исполнение»
Содержание и последовательность учебного занятия:
1. Организационномобилизационная часть3 мин.
1.1 Сообщение темы занятия.
1.2 Целевая установка.
2. Основная часть занятия33 мин.
2.1 Актуализация опорных знаний: установление межпредметных и внутрипредметных
связей.
2.2 Проверка задания на дом:
Творческое выступление представителей подгрупп:
стихи:
• Вентилятор – Чернов Вадим:
Было раннее летнее утро,
Птицы пели рассветную трель.
Стало весело мне и уютно,
Пока не настал жаркий день.
Настроение сразу упало,
Ноги еле свои волочу:
Так как время работать настало,
А на работу идти не хочу.
Чтобы сидеть в своем офисе летом,
Пора покупать мне кондёр!
Он простой и для прохлады,
И для сильной мерзлоты,
Можно все убрать преграды,
Если сплит поставишь ты!
• Калорифер – Минетуллов Зинур:
Воздух – этото, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял...
Воздух разный, он такой!
Очистим мы его с тобой.
• Фильтр – Ельцов Валерий:
Вентилятор друг ты мой!
Освежаешь дом родной!
Ты напольный, потолочный,
И машинный, и проточный.
Ты снаружи и внутри,
Ветер свежий подари!
В жаркий, солнечный денёк
Так приятен Холодок!
песня под гитару о специальности 13.02.02:
• Вентилятор – Феоктистов Павел:
Тепло по радиаторам,
Тепло по радиаторам,
А ток по километрам проводов
Разносится энергия,
Разносится энергия
По сотням деревень и городов!
И нет у энергетиков,
И нет у энергетиков
Суббот и красных дней календаря,
В домах окошки светятся,
В домах окошки светятся,
А значит, мы работаем не зря!
Припев:
И снится нам не лето и не розы,
Не солнечный закат и не рассвет,
А снятся нам январские морозы
И город, где всегда тепло и свет!
А люди в веке каменном
Пещеры грели пламенем
И пламенем светили в темноту,
Не зная про энергию,
Не зная про энергию,
Дарующую свет и теплоту!
Непросто жить на свете нам,
Обычным энергетикам,И ношу непосильную нести,
Но нам все это нравится,
И если сможешь справиться,
Работать в энергетику иди!
Припев.
2.3 Изложение нового материала – преподаватель Тихонова В. Г.
Содержание нового материала:
1 вопрос: Классификация систем вентиляции
Организованный воздухообмен, вентиляция, является основным способом обеспечения
чистоты воздуха:
•
•
•
•
в квартирах жилых домов,
в общественных зданиях,
административных зданиях,
производственных зданиях и сооружениях.
В настоящее время накоплен огромный опыт и материалы исследования воздушно
теплового режима зданий, опыт проектирования и монтажа систем вентиляции. На рынке
материалов и оборудования присутствуют все необходимые элементы систем вентиляции
практически любых размеров и конфигураций.
От качества и надежности работы вентиляции зависит
•
•
•
•
комфортность проживания человека
работы человека,
сохранность конструкций
долговечность конструкций.
Системы вентиляции классифицируют по ряду признаков:
1. по природе давления:
системы с гравитационным побуждением воздуха (естественная вентиляция).
системы с искусственным побуждением воздуха (механическая вентиляция).
В практике возможно сочетание двух систем в одном здании.
2. по функциональному признаку:
вытяжные;
приточные;
приточновытяжные.
3. по схеме воздухообмена:
местные (воздух удаляется или подается непосредственно у места работающего);
общеобменные (смена воздуха происходит в общем объеме помещения);
смешанные (включают в себя местные и общеобменные).
4. по характеру обработки воздуха:
прямоточные (в помещение подается только наружный воздух);
рециркуляционные (весь воздух из помещения или его часть после обработки вновь
поступают в помещение).
При естественной вентиляции давление, заставляющее воздух перемещаться, обусловлено
гравитационными силами, возникающими вследствие разности плотности воздуха
помещения и наружного воздуха. Кроме гравитационного давления в системах естественной
вентиляции используют ветровое давление.
В системах механической вентиляции воздух перемещается под давлением, создаваемым
нагнетателем (например, вентилятором).
В жилищном строительстве, как правило, применяются системы естественной приточно
вытяжной вентиляции.
Системы с гравитационным побуждением воздуха имеют:
•
•
простое устройство,
несложны в эксплуатации,•
невысокую стоимость,
однако, изза малого радиуса действия (до 8 м) малоэффективны, особенно для помещений с
незначительными избытками теплоты.
Поэтому наибольшее распространение естественная вентиляция получила:
в жилых зданиях, не требующих интенсивного воздухообмена,
общественных зданиях, не требующих интенсивного воздухообмена,
производственных зданиях, не требующих интенсивного воздухообмена.
К достоинствам естественной вентиляции относится также практическое отсутствие
необходимости её обслуживания.
•
•
•
•
Недостатками являются:
неустойчивый воздушный режим квартир, вызываемый:
значительным влиянием температуры наружного воздуха
влиянием ветра,
дискомфорт от использования форточек при низких наружных температурах.
В жилых зданиях, согласно требованиям СНиП, проектируется вентиляция
естественная,
канальная, с устройством каналов во внутренних кирпичных стенах, с минимальным
сечением каналов 140х140 мм.
Воздух из ванной комнаты удаляется через канал санузла, для этого предусмотрено
отверстие 200x200 в перегородке между санузлом и ванной.
Отработанный воздух выбрасывается по каналам на чердак и удаляется наружу через
сборные короба и вентиляционные шахты.
На каждый подъезд жилого дома устраивается одна вытяжная шахта.
Последние должны быть обязательно заизолированы. Тепловая изоляция необходима во
избежание осаждения конденсата на их внутренних поверхностях в зимнее время.
Материал стенок
каналов,
коробов,
вентшахт должен быть несгораем.
2 вопрос: Определение размера воздухообмена в помещении
Воздухообменом называется частичная или полная замена воздуха, содержащегося в
помещении на чистый атмосферный воздух.
Воздухообмен определяется для каждого помещения на основании расчета
выделяющихся в помещении вредностей.
При невозможности точного определения характера и количества вредностей и их учета,
вентиляционный воздухообмен определяется по кратности.
Кратностью воздухообмена называется количество воздуха, подаваемого или удаляемого
за 1 час из помещения, отнесенного к его объему.
Расчет воздухообмена по кратности определяется по формуле:
L = V х n, м3/ч, где
V – объем помещения, м3;
n – кратность воздухообмена (принимается по справочникам по вентиляции).
В квартирах жилых домов предусматривают вытяжку из:
кухонь,
санузлов
ванных комнат.
Удаление воздуха из жилых комнат квартиры осуществляется через каналы, находящиеся
в кухне и санузле.
Приточный наружный воздух поступает в квартиры через:
форточки, фрамуги
открываемые окна,
неплотности в оконных переплетах.
Высокая герметичность современных окон сделала практически неработоспособными
системы естественной вентиляции.
В квартирах ухудшилась комфортность проживания:
имеет место высокая влажность
низкое качество воздуха,
возрастает вероятность грибковых поражений конструкций.
Разгерметизация квартир путем открывания форточек и окон не позволяет обеспечивать
комфортный микроклимат. Открывание форточек:
повышает потери тепла через наружные ограждения,
вызывает повышенный уровень шума в квартирах домов, выходящих на улицы.
В настоящее время применяют устройства регулируемой вентиляции с естественным
притоком через специальные приточные клапаны, которые обеспечивают нормативный
воздухообмен в помещениях и снижают затраты тепла на 10 – 15 %.
2.4 Выступление студентов с сообщением о учебных стендах:
• Вентилятор – Гувалин Виктор Учебный стенд «Кондиционер»:
• Фильтр – Захаров Савелий Учебный стенд Мобильная установка
«Контролируемая вентиляция жилых помещений»
• Калорифер – Нелюбова Александра Учебный стенд «Система вентиляции и
кондиционирования воздуха, промышленное исполнение»
2.5 Проверка полученных знаний: задание кроссворд «Вентиляция» (раздаточный
материал)
Вопросы для заполнения кроссворда:
1. Как называется частичная или полная замена воздуха, содержащегося в
помещении на чистый атмосферный воздух?
2. Как называют системы с гравитационным побуждением воздуха?
3. Назовите вид системы вентиляции, когда в помещение подается только наружный
воздух.
4. Назовите вид системы вентиляции по функциональному признаку, когда
осуществляется удаление воздуха из помещения.
5. Как называют устройство для подогрева воздуха в помещении?
6. Как называют систему вентиляции, если загрязненный воздух удаляется по
обособленным каналам?
7. Как называют систему вентиляции, если воздух удаляется или подается
непосредственно у места работающего?8. Как называют систему вентиляции, если весь воздух из помещения или его часть
после обработки вновь поступают в помещение?
9. Как называют систему вентиляции по функциональному признаку, если
осуществляется подача чистого воздуха в помещение?
10. Как называют систему вентиляции, если смена воздуха происходит в общем
объеме помещения?
3. Закрепление (рефлексия) 5 мин.
Что нового узнали для себя о классификации систем вентиляции?
Какой момент хотели бы вы повторить из сегодняшнего занятия?
При выполнении какой задачи вы испытывали сложность?
4. Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок – 2 мин.
5. Домашнее задание 2 мин.
Методы контроля: письменный контроль, фронтальный опрос
Вид контроля: текущий
Самостоятельная работа студентов:
Аудиторная:
•
•
•
ведение конспекта
выступление с подготовленными сообщениями
поиск ответов на поставленные вопросы
Внеаудиторная: изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с
нормативными документами, учебноисследовательская работа при самом широком
использовании Интернета и других ITтехнологий.
Проектные формы работы, подготовка сообщений к выступлению.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя.
Задание на дом: Выполнить расчет воздухообмена для помещения газифицированной
кухни в жилом доме и вычертить вентканалы с воздухозаборными решетками при условии :
вариант 1: площадь помещения – 11,2 м2,
высота помещения 2,7м2,
оборудование 4х конфорочная газовая плита.
вариант 2: площадь помещения – 14,5 м2,
высота помещения – 3,0 м2,
оборудование 4х конфорочная газовая плита.
Приложение: План помещения кухни (два варианта)
Литература:
Основная:
1. Стефанов Е. В.«Вентиляция и кондиционирование воздуха», М, ИНФРА,2010.
2. Староверов И.Г. Внутренние санитарнотехнические устройства. В трех частях. Часть 2:
Вентиляция и канализация, М., Стройиздат, 1990.
3. Сибикин Ю.Д. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, М., АСАДЕМА,
2006.
Дополнительная:
СНиП 41012003* «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
СНиП 23022003 «Тепловая защита зданий»;
СНиП 230199* «Строительная климатология»;
СНиП 31012003* «Здания жилые многоквартирные»;
ГОСТ 3049496 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в
помещениях»;