Методическая разработка.
Оценка 5

Методическая разработка.

Оценка 5
Разработки курсов
doc
изобразительное искусство
5 кл
23.04.2017
Методическая разработка.
Известно, что изобразительное искусство является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, что создаёт положительный настрой, развивает фантазию и воображение, даёт возможность закрепить знания о форме и цвете. Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления образов – представлений и овладения способами изображения.
Роспись по дереву..doc
Программа кружка «Роспись по дереву» Пояснительная записка   Известно, что изобразительное искусство является важным средством эстетического  воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, что  создаёт положительный настрой, развивает фантазию и воображение, даёт возможность  закрепить знания о форме и цвете. Изобразительная деятельность ребёнка приобретает  художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления образов –  представлений и овладения способами изображения. Создавая рисунок, учащийся  применяет действия, контролируя их представлением изображаемого предмета. Движения  руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения.  Поэтому следует учить и развивать их, то есть учить способам рисования.      Программа «Роспись по дереву» разработана для изучения декоративно – прикладного  творчества, в ней сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с  национальными и народными корнями искусства. Здесь раскрывается декоративный язык  изображения и образности.         Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим  законам декоративно­прикладного искусства, но также имеет и свои специфические  свойства, требующие изучения. Данная программа представляет собой комплекс занятий,  включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных  композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность  детей.         Актуальность программы состоит в том, что роспись – это наиболее интересный и  доступный вид искусства, при освоении которого ребёнку даётся возможность  самостоятельно открыть для себя волшебный мир кистевого письма. Обычные деревянные  дощечки, ложки, миски и т.д. можно превратить в сказочные сувениры.  На занятиях по росписи у них развивается усидчивость, моторика рук, целеустремлённость и т.д. В процессе обучения дети знакомятся с несколькими видами росписей.     Программа «Роспись по дереву» рассчитана на детей проявляющих интерес к  декоративно­ прикладному искусству. Выполнение программы рассчитано на 2 года.  Возраст участников коллектива 1 года обучения 8 – 10 лет, 2 года обучения 11 – 15 лет.  Перевод воспитанников на следующий год обучения осуществляется на основании  успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков.  Режим занятий:   2 раза в неделю по 1 часу в день – 1 год обучения  2 раза в неделю по 1 часа в день – 2 год обучения. Цель программы: Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, познакомить учащихся с одним из  интереснейших видов декоративно – прикладного искусства – росписью по дереву,  развивать творческие способности, художественный вкус, воспитывать интерес к  народному искусству, формировать духовную культуру личности, приобщать к  общечеловеческим ценностям, развивать художественный вкус и творческие способности, воспитывать интерес и любовь к народному искусству. Задачи программы  Образовательные: обучение практическим навыкам и умению работать с различными  инструментами и материалами; обучение основам техники выполнения различных видов  росписей.  Развивающие: способствовать развитию у детей задатков и способностей в области  декоративно­прикладного искусства, творческого мышления; развивать общую культуру  ребенка. Воспитательные: воспитание творческой личности, способной адаптироваться в  современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать  красоту национальной и местной культуры; воспитание любви к своей Родине. А также   усидчивость; целеустремлённость и аккуратность. Ожидаемые результаты      В конце первого года обучения дети должны уметь:  правильно работать с кистью,  карандашом и красками. Выполнять простые композиции и правильно подготавливать  изделия к работе. Переводить рисунок с кальки; подбирать тон. Соблюдать технику  безопасности самостоятельно подготавливать свое рабочее место.      В конце второго года обучения дети должны уметь: выполнять отделку изделий   росписью; различать виды росписи и технику письма; составлять более сложные  композиции; самостоятельно подготавливать инструмент для работы.     За период обучения в кружке учащиеся получат определенный объем знаний и умений,  которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный  контроль – участие в выставках, подведение итог всей учебно­воспитательной работы,  делается анализ достижений детей.     Формы проведения занятий: Работа на занятиях проходит фронтально, но очень часто требуется индивидуальный  подход. Степень сложности заданий зависит от возрастных особенностей детей. Если детям младшего школьного возраста можно дать составление композиции из деталей,  изготовленных из цветной бумаги, то детям постарше возможен вариант с прорисовкой  этих деталей. При этом учащиеся выполняют одно и тоже задание, но разное по степени  сложности. Тематическое планирование 1 год обучения. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел, тема Вводное занятие. Организация рабочего места. Краткие сведения  об истории росписи по дереву в России.  Цветоведение и композиция. Выполнение  упражнений. Техника безопасности. Работа над росписью по хохломским мотивам Из истории хохломской росписи. Изучение  техники Хохломы (цветовое решение,  орнаменты). Анализ композиций Простейшие элементы травного орнамента. Узор  «травка» (осочки, травинки, капельки, усики,  завитки, кустик) «Подарок для Мишутки» ­ самостоятельное  украшение ложки элементами травного  орнамента (импровизация) Травный орнамент (сложной формы с  использованием ранее изученных элементов) Самостоятельное составление травяного узора  (импровизация). Узор «листочки» Роспись тарелочки с использованием изученных  элементов (импровизация) на бумаге. Упражнение в рисовании  узора «ягодки» кистью  и печаткой ­ тычком Теор. занятия Практ. занятия Общее кол­во часов 2 12 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 1 1 1 1 1 10 Роспись подставки (импровизация). Знакомство с  приемом «оживки » 11 Орнамент с «ягодками» и «листочками».  Дорисовывание орнаментальной полосы по  образцу Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента (на бумаге) 12 13 Составление композиции «Золотые травы  России» 14 Коллективная творческая работа «Хохломской  15 букет» (аппликация) Работа над росписью по городецким мотивам Из истории городецкой росписи. Изучение  техники Городца (цветовое решение, орнаменты).  Анализ композиций 16 Простейшие элементы росписи Городца (дуги,  капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки) 17 Освоение традиционных городецких орнаментов. 18 19 Традиционные элементы городецкой росписи ­  «розан» и «ромашка». Прием «оживки» Рисование вазы с цветами (с розаном и  ромашкой). Дорисовывание начатых элементов Знакомство с художественными элементами  городецкой росписи – «листьями» и «кустиками» 21 Составление узора из листьев «Расписное панно» Знакомство   с   традиционными   элементами 22 городецкой росписи – «купавкой» и «бутоном» 20 23 Декоративное оформление деревянного изделия с элементов использованием   традиционных   Городца  Традиционный   городецкий   мотив   –   «гроздь винограда»  Выполнение   панно   с   использованием   мотива «гроздь винограда» 24 25 26 Декоративное   изображение   розы   в   городецкой росписи 27 Декоративное оформление деревянного изделия с   мотива традиционного использованием   «городецкая роза» Основы композиции (варианты размещения узора на разделочной доске). Самостоятельная работа Исполнение  росписи   разделочной  доски.  Общая композиция Традиционный   мотив   городецкой   росписи   ­ «птица» (городецкий фазан) Изображение различных видов городецких птиц ­ петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь «Конь   вороной»   ­   знакомство   с   традиционным мотивом городецкой росписи – конем 28 29 30 31 32 19 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 33 Последовательность росписи Городецкого коня Организация и проведение выставки ученических работ 34 Работа над выполнением Борецкой росписи  Знакомство с росписью. История. Изучение  техники (цветовое решение, орнаменты)  Анализ  композиций.  Знакомство с элементами Борецкой росписи.  Рисование элементов. 35 36 37 Отработка приемов росписи. 38 Последовательность рисования геометрического  орнамента. 39 Прорисовка растительных элементов «веточка с  ягодами» «трилистник» «тюльпаны». 40 Последовательность рисования  «птиц» в  Борецкой росписи. 41 Сочетание птиц и растительных элементов в  росписи. Подготовка деревянной основы для росписи.  Составление композиции с использованием  Борецких мотивов. Исполнение   росписи   разделочной   доски. Прорисовка   элементов   карандашом.   Заливка цветом.  Нанесение капелек и оживки. Выставка работ школьников. Работа над росписью по мезенским  мотивам. История   росписи,   цветовое   решение,   виды росписи, основные элементы, сюжеты. Освоение   простых   элементов   «спиральки» «зигзаги». Тренировочные   упражнения.   Узоры   в   прямой   и косой клетке. Знакомство с декоративным изображением  птиц в   традиционной   мезенской   росписи.   Уточки   и лебеди. Поэтапное выполнение мотива «Олени» и «кони» в мезенской росписи. С использованием кальки. Поэтапное выполнение мотива «цветок» 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Составление «Дерева». 57 58 59 Упражнение в выполнении основных элементов.   орнаментальной   композиции 1 13 1 16 ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 4 ­ 1 1 2 2 1 1 1 60­ 64 65 Творческая   работа.   Составление   композиции   на деревянной   основе   с   использованием   изученных мотивов Знакомство с Полховским майданом   Традиции. Художественные приемы.  . История. 66 Отработка приемов росписи.  «Ягоды и бутоны» 67 Поэтапное выполнение мотива «цветок». 68 69 70 71 Сочетание листьев и веточек с ягодами бутонами и цветами. Творческая   работа.   Составление   композиции   на деревянной   основе   с   использованием   изученных мотивов 72 Итоговое занятие.  Организация и проведение выставки ученических работ 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 4 ­ 1 1 3 4 ­ 10 1 Итого:72 часа Тематическое планирование 2 год обучения. Раздел, тема Теор. занятия Практ. занятия Общее кол­во часов Вводное  занятие.   Организация   рабочего   места. Цветоведенье и композиция.История. 1 1 2 Искусство   Городецкой   росписи.   Из   истории Городецкой росписи. Мастера Городецкой росписи. Современное искусство Городца. Инструменты материалы   и приспособления для выполнения росписи.   Техника Организация   рабочего   места. безопасности. Методическая последовательность выполнения росписи. Элементы росписи (подмалевка, оживка).  . Работа над росписью по Городецким мотивам   Виды композиций Городецкой  росписи.  Выполнение композиции «цветочная роспись». «  Букет». «Венок». «Гирлянда» «Ромб» «Цветочная полоса». 1 ­ ­ 2 19 № п/п 1 2 3 4­ 5 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 4 2 3 1 1 1 1       ­     10 1 1 2 1 2 2 ­ 1 1 2 1 1 14 6 7 8 9­ 12 13 14 15­ 17 18 Прорисовка связующих элементов (листьев,  стеблей, травки) Цветочная роспись с включением мотива «конь». Цветочная роспись. Включением мотива «птица»  (петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь,  городецкий фазан). Выполнение сюжетной композиции. Создание эскиза для разделочной доски. Нанесение рисунка на заготовку. Выполнения подмалевка. 19 Нанесение связующих элементов. Выполнение линейной оживки и оживки  белилами. Завершение работы. Подведение итогов. Работа над росписью по Мезенским мотивам. История. Традиции. Художественные приемы.      1 Отработка приемов росписи (спираль, стихийка, звездочки.) Прорисовка   узоров:   «геометрические   полосы» Орнамент в квадрате.  Поэтапная прорисовка уточек, коней, оленей. Подготовка   деревянного   изделия   к   росписи. Создание эскизов Разметка рисунка на изделии Проработка в цвете. Подведение итогов. Работа   над   росписью   по   Борецким   мотивам История, традиции, художественные приемы. 33 Прорисовка   бордюров   геометрических   и растительных. 34 Прорисовка розеток и розанов. Составление   композиции   декоративного   дерева «древо жизни» 35 36 37 Последовательность   выполнения   традиционных борецких птичек. «Красный   конь»   ­   знакомство   с   традиционным мотивом борецкой росписи – конем Рисование   традиционных   сюжетов   Борецкой 38 39 40 41 42 43 44 45 46 58 59 60 61 62 63 64 65­ 66 67­ 68 69­ 71 72 Работа над выполнением Хохломской росписи. История. Традиции. Художественные приемы. Упражнения   в   исполнении   элементов   верховой росписи (Травка, под тип орнамента). Выполнение рисунков «под фон»: птицы, петух, рыбы. 47 48 49 50 2 51        Фоновое письмо «Кудрина»                                               ­                  1 52       2 53 54 55 56 57      ­ 2 Подготовка деревянного изделия к росписи.  Создание эскиза. Нанесение   рисунка   на   изделие.   Проработка   в цвете.  Подведение итогов. Знакомство   с   Ракульской   росписью  История. Традиции. Художественные приемы. Тренировочные   Элементы растительного   орнамента   (завитки,   капельки, усики). Построение   ракульского   куста   (прямой   и изогнутый). Многообразие птиц и бордюров в ракульской  росписи. упражнения.   3 ­ ­ ­ Нанесение   рисунка   на   изделие.   Проработка   в цвете.  Подведение итогов. Знакомство   с   пучужской   росписью.  История. Традиции. Художественные приемы. Прорисовка растительных и геометрических  элементов. Поэтапная прорисовка птичек и древа жизни. Создание эскиза для изделия. Итоговое занятие.  Организация и проведение выставки ученических работ росписи. Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива  Основы   композиции   (варианты   размещения узора). Самостоятельная работа. Проработка в цвете. Подведение итогов. ­ ­ ­ ­ 1 1 2 2 2 ­ 11         1      ­       7 1 1 1 3 ­ 2 2 3 ­ ­ ­ ­ 1              ­ ­ ­ ­ 8 1                                                                                               Итого 72 часа. Методическое обеспечение Занимаясь в кружке, учащиеся знакомятся с обработкой древесины, изучают характер  росписи орнамента Хохломы, Городца и т.д. У них формируются навыки кистевого письма. Научатся сами составлять орнаменты, подготавливать изделия под роспись. В результате  занятий у детей вырабатывается усидчивость и целеустремлённость.       На первом занятии руководитель рассказывает о содержании работ в текущем году,  знакомит с распорядком работы в кабинете, выбирается староста группы.                               В начале изучения каждого раздела программы проводятся беседы о народных мастерах, о  приёмах росписи, показываются примерные работы. Беседы о декоративно – прикладном  творчестве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы  воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об  окружающем мире.     Каждый учащийся совместно с руководителем расписывает эскиз (простейший вариант).  Такой подход к обучению способствует побуждению интереса к росписи, и создают у детей творческий настрой.  На заключительных занятиях по каждому этапу работы проводится анализ выполненных  изделий. В оценке работ учитывается качество выполнения росписи. Для работы в кружке необходимы следующие основные материалы и инструменты: ­деревянные   заготовки   из   фанеры   и   дерева,   лак   и   кисти,   наждачная   бумага (мелкозернистая, крупнозернистая) ­краски для росписи (художественная гуашь, основные цвета); ­кисти нескольких видов; ­альбом; ­калька для копирования рисунков; ­учебные видеоматериалы, таблицы. Список литературы 1.         Алексеева В. В. Что такое искусство? М 1973. Вып. I; 1979. Вып.1. 2.         Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву.­М., 1970. 3.         Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11­XX веков.­ М.,  1960. 4.         Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. 159 с.: ил. 5         Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973. 6         Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С.  Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву.­М., 1967. 7.       Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и  птица Сирин.­М., 1983. 8.       Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968. 9.       Изобразительное искусство и художественный труд: Кн. Для учителя/ Б.  М.Ненецкий, Н.Н.Фоимна и др. М.:Просвещение,1991. 192 с. 10.       Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной  деятельности. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. 11.       Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.— М.: Просвещение, 1976. 12. Максимов Ю. В. Народное декоративно­прикладное искусство — детям. — В кн.:  Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. М.,  1976, с. 48—100. 13.       Максимов Ю.В. У истоков мастерства.­М., 1983.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.

Методическая разработка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017