Методическая разработка « Плавание, как метод реабилитации при заболевании опорно-двигательного аппарата»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физическая активность - одно их необходимых условий жизни, естественная потребность живого организма на всех этапах развития, важный фактор коррекции образа жизни человека. Лечебная физкультура (ЛФК), с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие, а с другой - уменьшает неблагоприятные последствия недостаточной двигательной активности. При проведении ЛФК в воде применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду. Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения, упражнения с усилием у бортика, в упоре о стенкуФизическая активность - одно их необходимых условий жизни, естественная потребность живого организма на всех этапах развития, важный фактор коррекции образа жизни человека. Лечебная физкультура (ЛФК), с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие, а с другой - уменьшает неблагоприятные последствия недостаточной двигательной активности. При проведении ЛФК в воде применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду. Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения, упражнения с усилием у бортика, в упоре о стенку
Иконка файла материала programma_voda.docx
Методическая разработка « Плавание, как метод реабилитации при заболевании опорно­двигательного аппарата» 1Физическая активность ­ одно их необходимых условий жизни, естественная потребность   живого   организма   на   всех   этапах   развития,   важный   фактор коррекции   Лечебная физкультура (ЛФК), с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное   действие,   а   с   другой   ­   уменьшает   неблагоприятные   последствия недостаточной двигательной активности.  человека. образа жизни       При   проведении   ЛФК   в   воде   применяются   разнообразные   физические упражнения,   выполняемые   при   различной   глубине   погружения   в   воду. Проводятся активные и пассивные упражнения с элементами облегчения и отягощения, упражнения с усилием у бортика, в упоре о стенку бассейна, со специальным   оборудованием,   упражнения,   имитирующие   "чистые"   или смешанные   висы,   способствующие   мышечной   релаксации   и   растяжению позвоночника, дыхательные упражнения, разновидности ходьбы. Особый вид физических   упражнений   в   воде   ­   плавание:   свободное,   с   элементами облегчения (ластами, досками и др.), с имитацией спортивных стилей. Есть также   игры   в   воде,   подвижные   и   малоподвижные,   имитация   элементов водного   поло,   игры   с   передвижением   по   дну   бассейна   и   много   другое.   При   построении   занятий   в   бассейнах   тренеры   учитывают   специфику воздействия   водной   среды   и   упражнений   в   ней.   Так,   вследствие гидростатического давления при погружении человека в воду до шеи вдох затрудняется, а выдох облегчается, увеличивается кровенаполнение легочных сосудов.   Дыхание   происходит   с   преодолением   сопротивления,   что способствует   усилению   кровообращению,   улучшению   работы     сердечно­ сосудистой системы. В то же время гидростатическое давление способствует компрессии   периферических   сосудов   ног,   создает   чувство   стабильности   в суставах. Поэтому дозированные упражнения с ходьбой в бассейне показаны при   Вес   человека   в   воде   удивительным   образом   уменьшается   на   9/10   под действием   выталкивающей   подъемной   силы   воды.   Изменение   глубины погружения   при   выполнении   упражнений,   в   том   числе   ходьбы,   позволяет изменять нагрузку. Подъемная сила воды облегчает восстановление навыков ходьбы у  людей с  повреждениями  и параличами нижних  конечностей,  при которых   необходимы   разгрузка   и   движение   в   облегченных   условиях.   Показания и противопоказания к применению ЛФК определяются характером расстройств   и   механизмом   их   лечебного   действия   на   организм.   Занятия лечебным   плаванием   практически   не   имеют   возрастных   противопоказаний. Его   назначают   взрослым   и   детям,   в   том   числе   новорожденным,   а   также растяжениях ушибах. и       2пожилым людям для восстановления и профилактики осложнений со стороны дыхательной и сердечно­сосудистой систем.  Особого внимания требует контроль   за соблюдением температурных норм. Температура   воды   23—25°С     при   температуре   воздуха   24—25   "С   и относительной влажности 50—70 % приемлема для занятий с более сильными и подготовленными группами. Для больных наиболее комфортна температура пресной воды в бассейне 28— 32   "С.   При   заболеваниях   опорно­двигательного   аппарата   и   некоторых заболеваниях нервной системы температура воды при проведении процедур должна   быть  35—37  °С.  Эта   температура   показана   при   сочетании   ЛФК   с процедурами   вытяжения,   проводимыми   в   той   же   чаше   бассейна Прямые   показания   к   систематическим   занятиям   ЛФК   в   воде:   1.   Нарушения   двигательной   функции   после   повреждения   позвоночника   со сдавлением   или   нарушением   целостности   спинного   мозга,   а   также   после повреждения головного мозга и периферических нервов. 2. Вторичные корешковые болевые синдромы при остеохондрозе (в том числе после оперативного вмешательства), спондилоартрите. 3.   Последствия   повреждения   отдельных   периферических   нервов   (парезы, атрофия мышц, контрактуры, деформация и т. д.). 4.     Неврозы   и   астенические   состояния,   в   том   числе   с   сопутствующими вегетативными и сосудистыми расстройствами. 5.   Остаточные   явления   после   перенесенного   полиомиелита   и   детских церебральных   параличей   (парезы,   мышечные   атрофии,   нейрогенные контрактуры и деформации конечностей и т. д.). 6.   Нарушения   осанки,   деформации   позвоночника   и   ног   (на   пример, сутуловатость, сколиозы, плоскостопие и др.). 7. Хронические заболевания костей, суставов; артриты и арт розы различной этиологии (деформирующие, ревматоидные, обменные, болезнь Бехтерева и др.)   и   вне   пери   ода   обострения   заболевания   периартикулярных   тканей   и сухожильно­связочного   аппарата   посттравматического   и   другого происхождения. 8.   Слабость   физического   развития,   недостаточное   развитие   мускулатуры, суставно­связочного аппарата и т. д. 39. Восстановительный период после длительной гипокинезии у здоровых лиц и после   высоких   нагрузок   у   спортсменов,   Примечание.   В   ряде   случаев   при тяжелых   формах   двигательных   расстройств   (параличи)   и   сопутствующих заболеваниях   упражнения   в   воде   могут   проводиться   лишь   в   специальных бассейнах с помощью инструктора ЛФК, при использовании приспособлений для занятий, при оптимальной для данного больного температуре воды. При   показаниях   к   лечебному   применению   физических   упражнений   в   воде выбор   той   или   другой   методики,   решение   вопроса   о   допустимом   уровне физической   нагрузки   соотносят   с  состоянием   каждого   больного,  учитывая нозологическую   форму   заболевания,   особенности   больного,   его   возраст   и общее   состояние,   степень   физической   подготовки,   в   частности   умение держаться на воде, и т. д. Иногда целесообразно начинать занятия с упражнений в ваннах, переходя в дальнейшем   к   гимнастике   и   плаванию   в   бассейне.   Применяемые гимнастические   упражнения   в   воде   могут   быть   разнообразными.   Они классифицируются по следующим признакам: По анатомическому признаку  – для развития мелких ( движение пальцами, стопами,   кистями),   средних   (   движение   шеей,   голенями,   бедрами   , предплечьями,   плечом)   ,   и   крупных   (   движения   верхними   или   нижними конечностями , туловищем) групп мышц; По характеру мышечного сокращения­ динамические и статическими, когда мышцы напрягаются , но движения не происходит ( условно  сюда относятся дыхательные упражнения); По   степени   активности­   активные(   самостоятельное   движение),   активно­ пассивные ( например , помогая  здоровой рукой), пассивные;  на   растягивание  в   равновесии, Также   применяются   упражнения   : направленные   на   повышение   подвижности   в   суставе   ;  координацию; укрепление   ослабленных   и   расслабление   напряженных   мышц,  т.е. корригирующие;  расслабление  с   использованием   предметов   и   снарядов; дыхательные .                         4Противопоказания к физическим упражнениям в воде: 1.   Открытые   раны,   гранулирующие   поверхности,   трофические   язвы, послеоперационные свищи и т. д. 2.   Острые   и   хронические   заболевания   кожи   (   экзема, инфекционные поражения).  грибковые   и 3.   Заболевания   глаз   (конъюнктивит,   блефарит,   кератит,   повышенная чувствительность к хлору). 4.   Заболевания   ЛОР   органов   (острые   и   хронические   гнойные   отиты, перфорации   барабанной   перепонки   экзема   наружного   слухового   прохода, вестибулярные расстройства и др.). 5. Состояние после перенесенных инфекционных заболеваний и хронические инфекционные болезни при наличии бациллоносительства. 6. Венерические болезни. Трихомонадный  кольпит, обнаружение трихомонад в моче. 7. Эпилепсия. 8.   Вертебробазилярная   недостаточность   с   внезапной   потерей   сознания   в анамнезе. 9.   Корешковые   болевые   синдромы,   плекситы,     невралгии,   невриты   в   фазе обострения. 10. Острые и подострые заболевания верхних дыхательных путей, особенно при повышенной чувствительности к хлору. 11.   Недержание   мочи   и   кала,   наличие   свищей   с   гнойным   отделяемым, обильное выделение мокроты и т. п. 12. Туберкулез легких в активной стадии. 13 Ревматические поражения сердца в стадии обострения. 514 Хронические неспецифические заболевания легких в III стадии. 15 Обострение хронической коронарной недостаточности. 16.   Другие   заболевания   сердечно­сосудистой   и   легочной   систем   в   стадии декомпенсации. 17. Желчнокаменная и мочекаменная болезнь.  18. Острые воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей. Цель. Углубление представления о механизме лечебного эффекта и методике применения упражнений в водной среде. Задачи. Научиться использовать водную среду как фактор терапевтического воздействия   на   пациента;   освоить   методику   организации   и   проведения занятий   лечебной   гимнастики   в   воде   для   дошкольников   и   школьников специальных медицинских групп.  Учебное   задание. следующим планом:   Закрепить   пройденный   материал,   руководствуясь  вода как фактор лечебного воздействия (физико­химические свойства, обезболивающий   и   гидростатический   эффекты,   изменение   крово­и лимфотока);  разновидности   физических   упражнений   в   воде   (гимнастика   в   воде, плавание, игры в воде, ходьба);  определение понятия «гидрокинезотерапия»;  глубина   погружения   человека   в   воду   как   фактор   регулирования нагрузки;  закаливающий и психотерапевтический эффект упражнений в воде;  показания к физическим упражнениям в воде;  противопоказания к физическим упражнениям в воде;  вертикальное и горизонтальное вытяжение в воде;  медицинский контроль за упражнениями в воде. Место проведения:  бассейн Время занятий : 2 ­3 раза в неделю по 45 мин 6Инвентарь :  мячи, палки, коврики, подвесной стульчик, подвесные кольца или трапеции, надувные резиновые предметы, ласты для ног, ласты­перчатки, гантели. Количество занимающихся  в группе – не более 6 человек. Структура занятия: в   себя       три включает   ЛФК   Занятие этапа: 1. Подготовительный этап.   На  всех занимающихся должны быть заведены специальные медицинские карточки с краткой характеристикой программы и методики   занятий.     Периодически     необходимо   проводить   диагностику функционального   состояния   организма,   оценку   применяемых   нагрузок   и эффективности занятий с помощью функциональных проб( проба Мартине, спирометрия    «при    заболеваниях  дыхательной  системы»,  ортостатическая проба   «   для   исследования   вегетативной   нервной   системы»   ,   гониометрия « для определения объема движений в суставах», специальные упражнения    « для оценки силы мышц». 2. Основной этап включает в себя:    № п/п  1         Основные группы упражнений Упражнения бортика у   2 Плавание различными способами  Содержание упражнений гимнастических   выполняемые   на   различной Специальные   комплексы   упражнений, глубине:  ­ разновидность ходьбы, бега, прыжков в воде ­ специальные упражнения на освоение с водой и обучение техники плавания Спортивные способы плавания( брасс, кроль на спине и груди);  ­ прикладные способы плавания( брасс на спине, плавание на боку) ; ­индивидуально   рекомендуемые(   лечебные) способы плавания; ­   перечисленные   способы   со   средствами облегчения   плавания   (   ласты,   пенопластовые доски,   и   надувные   резиновые   круги) 7дополнительными   нагрузками(   лопаточки   для плавания) 3. Заключительный этап. № п/п 1         Основные группы упражнений Подвижные игры 2 Свободное   плавание, купание Содержание упражнений  Игры, облегчающие освоение с водой: ­ игры с элементами обучения техники плавания ­ игры с элементами прикладного плавания        ( ныряние,   транспортировка   предметов   и « утопающих» , прыжки в воду) ­ игры с элементами водного поло   Физическая   активность   в   воде   по   желанию занимающихся Последовательность   этапов   физической   реабилитации   и   применения упражнений лечебного плавания. № п/п 1   Этап   физической реабилитации   1 этап ­стационарны й Период ЛФК Первый   период   ­ вводный, щадящий Второй период ­основной, функциональный 8 Режим двигательной активности Постельный Основные упражнения лечебного плавания Не применяется Палатный   Свободный стационарный или щадящий Не применяются специальные комплексы упражнений   в2   2   этап   – санаторный, амбулаторный Третий   период   ­ заключительный, тренировочный Щадящий тренировочный; тренировочный воде; освоение с водой;   обучение технике плавания Закрепление   и совершенствова­ ние техники плавания; оздоровительная тренировка    Формы и методы занятий ЛФК: Основное правило в педагогике: идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Это правило следует соблюдать и при   обучении   детей   ЛФК.   На   каждом   занятии   используется   несколько различных методов в зависимости от задач занятия.  Словесные    ­  играют ведущую роль в педагогическом процессе. Постановка   задач   обучения,   объяснение   учебного   материала,   методические   указания, замечания, объяснение ошибок, оценка деятельности обучающихся, способы организации коллектива занимающихся и т.д.  Наглядные.  К   наглядным   методам   обучения   относятся:   демонстрация отдельного упражнения, использование наглядных пособий. Игровой   метод  ­   использование   упражнений   в   игровой   форме.   Метод используется   не   столько   на   начальном   этапе   обучения,   сколько   для комплексного совершенствования двигательной деятельности. Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но   и   от   правильного   подбора   разнообразных   средств   ЛФК, последовательности   физических   упражнений   при   однократном   занятии   и   в курсе лечения. В основе  ЛФК лежат дидактические принципы физической тренировки:   повторность,   регулярность   и   длительность   воздействия, необходимые   для   укрепления   двигательного   навыка;   постепенность повышения   физической   нагрузки,   помогающая   избежать   физического перенапряжения;   всесторонность   воздействия   с   помощью   упражнений   для разных   групп   мышц;   доступность   упражнения   в   соответствии   с индивидуальными особенностями больного. Мы поговорим  о нарушении осанки , сколиозе и плоскостопие. 9Плавание в ортопедии. Ортопедия – изучает врожденные и приобретенные деформации и нарушения функций   опорно   –двигательного   аппарата   и   разрабатывающие   методы   их профилактики и лечения.  Опорно­двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений ( суставов) , а также из скелетных мышц, которые к ним прикрепляются. Основные разделы ортопедии: нарушение осанки и сколиозы, плоскостопие. Нарушение осанки и сколиозы. Осанка­ привычная поза непринужденно стоящего человека, принимаемая без активного   мышечного   напряжения,   или   привычное   положение   тела   в пространстве   в   покое   и   при   движении,   имеющее   большое   эстетическое значение.   Она   также   представляет   собой   важный   комплексный   показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития. Выделяют два основных типа нарушений осанки:  1.В сагиттальной плоскости( вид сбоку) 2.Во фронтальной плоскости( вид сзади или спереди) В сагиттальной плоскости различают следующие виды нарушений :  Круглая ( сутулость) спина. 10Характерные  внешние признаки: Наклоненная вперед голова,  « свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника , спина дугообразная ,выпяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол   наклона   таза,   слегка   согнутые   в   коленях   ноги.   Незначительные проявления  данного нарушения считают сутулостью  Кругловогнутая спина. Характерные     внешние   признаки   :Наклоненная   вперед   голова,   « свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника , спина дугообразная   ,   увеличен   угол   наклона   таза,   резко   увеличена поясничная  кривизна , наблюдается отвислый живот.  Плоская спина. Характеризуется уменьшением физиологических   изгибов. Грудная клетка   смещена   кпереди   ,   наклон   таза   уменьшен,   нижняя   часть живота выступает вперед.  Плосковогнутая спина. Является вариантом плоской спины и встречается редко. Этот тип осанки   сопровождается   увеличением   крестцово­поясничного лордоза.   Таз   сильно   наклонен   вперед   и   смещен   кзади.   Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены.     Во фронтальной плоскости :  Асимметрическая  осанка. Незначительные отклонения   позвоночника в сторону от средины оси, исчезающие при напряжении мышц спины. Ее   характеристики:   несимметричное   положение   надплечий,   лопаток, молочных   желез   ,   косое   положение   таза   ,   неодинаковые   по   форме треугольники   талии,   слабое   развитие   мышц   туловища,   наклоненный вперед плечевой пояс , разная длина ног. Специальные задачи:  Исправление дефектов осанки 11 Формирование и закрепление навыков правильной осанки  Укрепление   мышечного   корсета,   т.е.   развитие   силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса  Повышение функциональных возможностей организма ( тренировка дыхательной и сердечно­ сосудистой систем)        Занятия проводятся: 2­3 раза в неделю в течение учебного года. Основное содержание занятий лечебным плаванием при нарушениях Место  проведения Часть занятия, % На суше  (зал) Подготовитель­ ная  ­ 35 осанки Распределе­ ние Времени, % 5 В воде  (бассейн) Основная­55 20 10 10 45 12 Время, мин 5 15­20 5­10 10 40 Упражнения Строевые,  общеразвивающие Специальные ,  корригирующие Имитационные Специальные ,  имитационные Изучение ,  совершенствование  спортивных и  индивидуально  рекомендуемых  способов плавания,  игрыЗаключитель­ ная­10 Утренняя  гимнастика Домашнее  задание 10 10 Специальные Физкульт­ паузы УГ, ФП Специальные и  корригирующие,  имитационные Рекомендуемые способы плавания при основных видах нарушения осанки Вид нарушения осанки Сутулость, круглая спина Кругловогнута я спина Плоская спина Плоско­ вогнутая спина Условные обозначения С, К КВ П ПВ Асимметричная АС осанка Рекомендуемый способ  плавания Брассом на спине с удлиненной паузой скольжения(УПС) Кролем на спине с гребком двумя руками одновременно Баттерфляй( ноги брассом) без выноса рук из воды Брассом на груди с движением руками с узким гребком, ногами­ кролем Чередование брассом на спине с УПС и кролем на спине с гребком двумя руками одновременно 13Применение специальных упражнений в плавании для  коррекции основных видов нарушений осанки 14Группа  Упражне­ ний Освоение с водой Ноги кролем или брассом Плавание при помощи движений руками Плавание в Содержание упражнений « Поплавок»,  « Медуза» « Звездочка» на спине « Звездочка» на груди Скольжение на спине, руки впереди Скольжение на спине, руки вдоль туловища Скольжение на груди, руки впереди Скольжение на груди, Руки вдоль туловища На спине, руки впереди На спине, руки вдоль туловища На груди, руки впереди На груди, руки вдоль туловища На спине, в ногах – круг, кролем двумя руками одновременно На  груди , в ногах –круг, руки брасс На груди , в ногах –круг, руки брасс с узким гребком На груди, под животом доска, руки брассом На груди, под животом доска, 15 руки брассом с узким гребком Кролем на спине двумя руками С, К ­ КВ П ПВ Ас ­ ++ ++ + ++ ++ + + ++ ++ + + ++ ++ ­ + ­ + ­ ­ + ­ + ­ ++ ++ ++ + ++ ­ ­ ++ ++ + ++ ++ ­ ­ ++ ++ ­ + ­ ­ + ­ ++ + ++ ­ ­ ++ ++ + + + ­ ­ ­ ­ ­ + ­ ++ ++ ++ ++ ­ ­ ­ + ­ ++ ­ + ++ ­ ­ ++ ­ ­ ­ ­ ++Условные обозначения в таблице: «­» ­ не рекомендуется;   « +» ­можно применять; «++» ­ обязательно применять   Комплекс   упражнений   выполняемых   нарушении осанки    на   занятиях   при 1. И.п .­ стоя на глубине – вода  до плеч, руки впереди ладонями кнаружи. Описать руг руками назад, прогнуться ­ вдох, вернуться в и.п.­ выдох. Повторить 3­5 раз . 2. И.п.­ лежа на   воде на спине, держаться руками за бортик , руки за головой , между стопами зажать резиновый круг( мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. Повторить   3­ 4 раза. 3. И.п.­ стоя спиной к бортику на глубине – вода  до плеч, держаться него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой , не отпуская рук ( можно скользить руками по поручню) , расправить плечи , прогнуться, вернуться в и.п.  Повторить 3­4 раза каждой ногой. Сколиоз   –  прогрессирующее   заболевание,   которое   характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной  плоскости и скручиванием   позвонков   вокруг   вертикальной   оси,   или   торсией. Деформация позвоночника при сколиозе  влечет за собой деформацию таза и грудной клетки. По   форме   сколиозы  различаются   на   простые   (имеющие   одну   дугу искривления)  и сложные ( S –образные ).  16Лечение   сколиотической   болезни   взаимосвязанных звеньев: 1) мобилизации искривленного отдела позвоночника. 2) Коррекции деформации. 3) Стабилизации позвоночника в положении достигнутой коррекции.  складывается   из   трех Кроме     того,   лечение     направлено   на   устранение   патологических изменений других органов  и систем организма больного. Методика лечебного плавания:  На   занятиях   лечебно­оздоровительным   плаванием   при   выполнении гребковых   движений     в   воде   последовательно   вовлекаются   в   работу почти   все   мышечные   группы,   исчезает   ассиметричная   работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются  условия  для нормального роста тел позвонков.         Подбор   плавательных   упражнений   учитывает   степень   сколиоза. Сколиоз имеет 4 степени.   При   сколиозе   1     степени.      Упор   делается   на   симметричные плавательные     упражнения:   брасс   на   груди,   длительное   скольжения, плавание  при помощи  движений  ногами кролем на груди.   Плавание     в   позе   коррекции   после При   сколиозе   2­3     степени.  освоения     техники     плавания   брассом     на   груди   должно   составлять 40­50% от всего времени  занятий. И.п. коррекции подбирается строго индивидуально в зависимости от типа сколиоза. При сколиозе 4 степени.  На первый план выдвигается   задача уже не коррекции   деформации,   а   улучшения   общего   состояния   организма, функционального   состояния   сердечно­сосудистой   системы   и дыхательной системы. Примерный   комплекс   упражнений   при   грудном   сколиозе   2­3 степени. 1. И.п.­   присев   у   бортика.   Выполнять   длинные   выдохи   в   воду. Повторять 10 раз 2. Скольжение на груди в позе коррекции (одна рука лежит на воде, другая опущена вниз). Повторять 5­6 раз. 3. И.п.­ лежа на груди, руки вытянуты вперед. Ноги и рука со стороны вогнутости   работают   кролем.   Другую   руку   держим   на   доске. Проплываем до 50м. 174. И.п. – лежа на груди, руки в корригирующей позе( руки впереди). Работа ногами кролем на задержке дыхания. Проплываем  от 25м до 50м с остановками для восстановления дыхания. 5. И.п. – лежа на груди, руки в корригирующей позе (руки впереди). Работа ногами брассом  с дыханием. Проплываем  от 25м до 50м. 6. И.п.­ лежа на груди, проплывать дистанцию до 25 м баттерфляем. Руки из воды не выносятся, ноги работают брассом. Повторять  1­2 раза. 7. Плавание брассом с удлиненной паузой  скольжения. Проплываем до 200м( по мере повышения плавательной подготовленности до 400м) 8. Плавание  брассом   на спине  с удлиненной   паузой.  Проплываем  до 100м.  9. И.п.­   лежа   на   груди,   в   ногах   зажат   круг.   Плавание   при   помощи движений руками брасс с дыханием 25­50м.Повторять 2раза 10. Плавание на боку, лежа на стороне выпуклости искривления от 50­ 100 м. 11.И.п.­ лежа на спине, руки в корригирующем  положении. Работать ногами кролем. Проплываем от 25 до 50м. 12. Дыхательные упражнения у бортика. 13.« Звездочка » на спине в позе коррекции. Плоскостопие  ­   деформация   стопы,   или   заболевание   опорно­ двигательного аппарата стопы, которое характеризуется уменьшением высоты   ее   продольных   сводов,   слабостью     мышц   и   связок   стопы   и голени, снижением физической работоспособности. Плоскостопие бывает: врожденное, травматическое, паралитическое, рахитическое и статическое. 18Методика   лечебного   плавания:   Основной   задачей   является коррекция положения стопы и закрепления его путем укрепления мышц стопы  и голени. Применяются специальные упражнения  на укрепление мышц   голени   и   стопы,   подошвенных   мышц.   Исключается     ходьба   с развернутыми стопами , на внутреннем крае стопы, когда сила тяжести приходится     на   внутренний     свод   стопы.   Специальные   упражнения чередуют с общеразвивающими для всех мышечных групп.  Примерный комплекс упражнений при плоскостопии. 1. Изучение работы ногами при способе плавания кролем 2. И.п.­ стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступа или ступеньки. Подняться на носки и опуститься Выполнять10­12 раз 3. И.п.­ стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять  « Велосипед». Выполнять1­2 раза по 10­15 сек            4.И.п.­ стоя лицом к бортику, приседания на носках  ( можно держаться за бортик).  Выполнять10­12 раз.                        5.Выполняеть любые общеразвивающие упражнения у бортика, движение руками, ногами, повороты и наклоны, игры. Выполнять до 5 мин             6. И.п.­ стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения   пальцами   споты,   различные   движения   стопой   (сгибание   и разгибание, вращение, разворот носка). Выполнять 2 мин.            7. И.п.­ стоя спиной к бортику на глубине ­ вода до плеч, держась за него разведенными в стороны руками, сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в исходное положение. Выполнять по 3­4 раза каждой ногой.                        8. И.п.­ стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять захват пальцами ноги мелких игрушек со дна, перекатывать по дну мячик или палку. Выполнять 2 мин.                    9. И.п.­ стоя на глубине – вода   до груди , выполнять упражнения «гусеничка».   Передвигаться   вперед,   сгибая   пальцы   стопы   и   тем   самым подтягивая ногу вперед. То же другой ногой.  Приходить дистанцию 10­12 м 1910. Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием. Выполнять 1 мин          11. Плавание в ластах ( ноги работают кролем). Дистанция от 100 до 200 м.           12. И.п.­ стоя спиной к бортику, взявшись за него руками. На  стопы одеть  резиновые круги( поплавки, гантели). Выполнять « Велосипед»  1­2 мин         13.Упражнение в ходьбе: на носках, на пятках, на наружных сводах спот, с параллельной постановки спот. Выполнять 2­3 мин.          14. Игра « Летающие дельфины» или выпрыгивание из воды                   20