Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"
Оценка 5

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
9 кл
21.11.2018
Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"
Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной деятельности Введение Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
Программа духовно-нравств воспитания.docx
Программа духовно­нравственного воспитания  старшеклассников во внеурочной деятельности  Введение Во все века люди высоко ценили духовно­нравственную воспитанность. Глубокие  социально­экономические преобразования, происходящие в современном обществе,  заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты  нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности,  безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами: ­ во­первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством  разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и  негативного характера; ­ во­вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно­ нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в  повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и  доброжелательности к каждому человеку. В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем,  характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и  национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса  классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель  должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить  воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные  отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного  руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности  работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно­ нравственных ценностей школьников. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками  личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям,  ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность  общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании  они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности. Духовно­нравственное воспитание представляет собой процесс организованного,  целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально­сердечного  воздействия педагога на духовно­нравственную сферу личности, являющуюся  системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный,  интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно  опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и  актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно­нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических  ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного  образования. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами,  позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и  сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность  представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно­аналитических действий, направленных на решение задач духовно­нравственного воспитания школьников. Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач: ­ воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение  учащихся в систему гражданско­патриотического и духовно­нравственного воспитания; ­ организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и  нравственности; ­ организовать внеурочную интеллектуально­познавательную деятельность, работу по  профориентации; ­ изучать профессиональные интересы и склонности; ­ создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога  духовно­нравственного воспитания; ­ укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий,  индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно­нравственного  воспитания школьников. Организации целостного процесса духовно­нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным воспитателем следующих основных функций: ­ создание воспитывающей духовно­нравственной среды (развитие коллектива класса,  взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными  учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной  среды); ­ стимулирование здорового образа жизни как основы духовно­нравственного воспитания; ­ организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в  многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих; ­ корректировка индивидуального пути духовно­нравственного развития каждого  воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и  индивидуализация процесса воспитания. Цель программы: содействие духовно­нравственному становлению ученика, его  подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно­нравственным ценностям. Задачи программы: создать условия для: ­ формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого  существования и ценности существования других людей; ­ формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего  России, гражданской позиции россиянина; ­ развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности; ­ реализации креативных способностей учащихся; ­ развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и  готовности к полноценному, свободному самоопределению; ­ формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во  взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения. Основные направления программы Нравственность и интеллект Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования  на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического  прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления. Семья Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного  отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной  самореализации личности в обществе. Здоровый образ жизни Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе  жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности. Условия реализации программы Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом  школы, учреждениями дополнительного образования города, храмом Рождества Иоанна  Предтечи и другими социальными институтами. Для создания оптимального  психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет  активное взаимодействие с родителями. Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые  материальные затраты. С целью реализации программы духовно­нравственного воспитания  старшеклассников необходимо наличие методической базы: методической и  психологической литературы по теме, аудио­ и видеотеки, репродукции и т.д. Результаты реализации программы Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гарионично  развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и  самореализации собственных способностей.  Ученик ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает  такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению,  потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения.  Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах  работы с классом, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой. “Духовно­нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время” Тематический план к программе Основное содержание Формы работы Тема № п/п 1 “Подари человеку радость” ­ прекрасное в жизни  человека; ­ милосердие; ­ правила человеческого  общежития 1. Акции “Забота”, “Помоги  собраться в школу”, “Подари  человеку радость” и т.д. 2. Праздничная программа для  жителей микрорайона, концерт для  ветеранов Великой Отечественной  войны и труда ко Дню пожилого  человека; 3. Деловая игра “Школа добрых дел”. 4. Праздничная программа ко Дню  Матери и др. 1. Беседа­размышление “Познаваем  ли мир?”. 2. Беседа “Человек и его  предназначение”. 2 “Человек в  поисках веры” ­ проблемы жизни и смерти; ­ вера в Бога; ­ вера в себя; ­ религии мира 3. Экскурсии в храм. Театрализованные представления  христианских праздников (“Праздник Покрова”, зимние церковные  праздники “Рождество Христово”,  весенние праздники: “Пасха” и др. 3 “Вечные истины” ­ формирование  1. Литературно­музыкальная 4 “Уроки  благочестия” представления о  гражданском долге; ­ моральный закон каждого; ­ добро и зло в жизни  человека; ­ в поисках красоты композиция “Сострадание – основа  всех нравственных побуждений че  ловека”. 2. Тест, беседа “В силах ли я  искоренить зло в самом себе?”. 3. Поэтическая гостиная “Красота  спасёт мир”. ­ пояснение значения таких  понятий, как уважение,  авторитет, почтение к  старшему поколению на  основе христианской  педагогики; ­ формирование  представления о призвании  и воспитании души, о  милости, радости и  благодарении души 1. Беседа “Жизнь Иисуса Христа –  что легенда, а что правда?” 2. Беседа­размышление “Мой Бог” ­  моя совесть”. 3. Диспут “Человек – это  возможность” (о борьбе со своими  грехами) 5 “Семья” ­ семейный союз; 1. Тест “Родители – моя опора”. ­ правила жизни в семье; ­ примеры родительской  любви; ­Строгой, Разумной,  Уважающей 2. Деловая игра “Генеалогическое  древо”. 3. Литературный этюд “Традиции  моей семьи”. 4. Этический диалог родителей и  детей “Десять нельзя  В.А.Сухомлинского”. 6 “Дружба или  любовь?” ­ во сколько лет начинается  взрослая жизнь?! 1. Театр подростковых проблем  “Дружба или любовь?”. 2 .Беседа­размышление “А если это  любовь?”. 3. Ролевая игра “Я+ТЫ”. 4. Продуктивная игра “Я люблю. Я  люблю? Я люблю!”. 7 “Здоровый образ  жизни” ­ правила поведения в  местах общественного  1. Диалог­размышление “Зачем нужна милиция?”. пользования; ­ правила собственной  безопасности; как не стать жертвой  преступления; ­ духовное и физическое  здоровье; ­ вредные привычки 2. Встреча с представителями  внутренних органов правопорядка. 3. Деловая игра “Как обеспечить  свою безопасность?”. 4. Театр нестандартных ситуаций. 5. Беседа­тест “Здоровый образ  жизни”. 6. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”. 7. Киносеанс “Это важно знать!”. 8 “Моя Родина” ­ патриотическое и  гражданское воспитание; 1. Беседа­размышление “С чего  начинается Родина?”. ­ понятие патриотизма  “Символика” в масштабах  страны, области, города 2. Диалог­размышление “Что такое  патриотизм и гражданственность”. 3. Деловая игра “Я гражданин  России”. 4. Беседа­экскурс в историю “Для  чего нужна символика?”. ­ конфликты, типы их  разрешения; 1. Беседа “Конфликтология. Для  чего она нужна?”. 9 “Разрешаем  конфликты  конструктивно” ­ культура общения; ­ почему возникают ссоры 10 “Мир прекрасен ­ экологическое  просвещение учащихся; ­ проблемы экологической  безопасности 2. Беседа (тест) “Конфликтный  человек”. 3. Продуктивная игра “Договор”. 4. Деловая игра “Ведём беседу”. 1. Экологические операции. 2. Круглый стол по проблемам  экологии. 3. Беседа (тест) “Я экологически  воспитан…” 11 “Труд и деньги” ­ деньги как общественный  1. Беседа­тест “Что для меня эквивалент; деньги”. ­ роль труда в жизни  человека; 2. Деловая игра “Труд в жизни  человека”. ­ нравственные нормы в  мире денежных отношений 3. Деловая игра “Аукцион  человеческих качеств”. В течение года был проведён ряд наблюдений и мероприятий, которые позволили  определить уровень воспитанности учащихся, их интересы, а также психологический  климат в коллективе. Так, результаты тестирования показали, что уровень самооценки у  7% занижен, завышен – у 13% учеников, 80% имеют адекватный уровень. Такие  всесторонние исследования членов классного коллектива позволяют увидеть полный  психологический портрет класса, так как только знание реального положения дел в  совокупности с методичным процессом реализации программы помогает получить  спрогнозированный результат. Заключение В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать  незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на  высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических  рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу. Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно­нравственному  воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких  профессиональных требований. На наш взгляд, воспитатель – профессионал должен:  1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную  организацию учебной и внеурочной деятельности. 2. Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их  креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского  коллектива. 3. Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы  через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также  через создание ситуации успеха. 4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному  самоопределению через организацию самоуправления и различные формы  общественно­значимой деятельности. 5. Предложенный вариант Программы “Духовно­нравственное воспитание  старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а канва, на которой  каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель,  главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому воспитателю – практику  подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее. Список использованной литературы 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. ­  М.: Аргументы и факты.1993. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980. 3. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных  дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998. 4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.­ М.:  Просвещение, 1990. 5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985. 6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. ­М.: Просвещение,  1992. 7. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. ­М.: 1995. 8. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой  добровольческой службы по первичной профилактике нарко­ и алкогольной зависимости  [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. ­Кемерово,1998. 9. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. ­М.: Политиздат, 1987. 10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии  ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. ­М.: Педагогика, 1988. 11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред.  Бруднова А.К. –М., 2000. 12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер,  В.А.Бухвалов. –М.: 2000. 13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993. 14. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми  [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994. 15. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред.  Н.Е.Щурковой. – М,1998. 16. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. ­М.: Молодая гвардия,1988 17. Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая  педагогика,1992. 18. Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.  Поделиться…

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"

Методическая разработка " Программа духовно-нравственного воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018