Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
классное руководство
Взрослым
31.03.2017
Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"
Как вовлечь родителей в процесс воспитания и обучения? В работе приводятся различные методы психолого-педагогической диагностики: анкеты, тесты, методики, шкала оценок. Данные методики позволят педагогам ближе познакомиться с укладом жизни семьи, её обычаями и традициями, духовными ценностями, стилями взаимоотношений родителей и детей.Диагностические методики изучения семьи обучающихся
Диагностические методики изучения семьи учащихся.doc
Методическая разработка «Диагностические методики изучения семьи обучающихся». Булаева Ольга Викторовна, преподаватель физики ГБПОУ «Лысьвенский  политехнический колледж» В   ФГОС   общая   цель   обучения   формулируется   как   становление   личности   обучающегося, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде. Во   главе   обучения   стоит   личность   учащегося.   Работа,   направленная   на   развитие   личности учащегося, становится действенной и эффективной  в том случае, если в процесс воспитания и обучения   вовлечены   родители   учащихся.   Поэтому   одно   из   важнейших   направлений   нашей деятельности   –   это   работа   с   родителями.   Она   включает   в   себя   вопросы   диагностики, просвещения, профилактики, коррекции детско­родительских отношений. В соответствии с результатами диагностики нужно строить план работы с родителями. При общении с семьями учащихся педагог должен соблюдать определённые правила: ­ к родителям каждого учащегося нужно проявлять искреннее уважение; ­ общение с родителями учащегося должно быть не во вред ему, а во благо; ­ изучение семей должно быть тактичным и объективным; ­   изучение   семей   учащихся   должно   предполагать   дальнейшее   просвещение   родителей   и коррекционную работу. Педагог должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося: ­ общие сведения о родителях или людях, их заменяющих; ­ жилищные условия семьи и её материальную обеспеченность; ­ образовательный уровень семьи, интересы родителей к учебному заведению, к жизни ребёнка в коллективе; ­ уровень педагогической культуры родителей; ­авторитетность семьи в глазах ребёнка; ­ степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка; ­семейные традиции, обычаи и ритуалы; ­ положение ребёнка в семье (благоприятное, неблагоприятное); ­ воспитательные возможности семьи. Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учащимся, понять уклад   жизни   семьи,   её   традиции   и   обычаи,   духовные   ценности,   стиль   взаимоотношений родителей и детей.  Для этого могут использоваться различные методы   психолого ­ педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, интерактивные игры. Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка». 1.С каким чувством переступил порог колледжа ваш сын или дочь? 2.Как чувствует себя ваш сын (дочь) в ученическом коллективе? 3.Знаете ли вы друзей и приятелей своего сына (дочери) в коллективе? Назовите их. 4.Как складываются отношения  с учителями­ предметниками у вашего сына (дочери)? 5.Создаёт ли колледж , по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего сына (дочери)? 6.Какую помощь необходимо оказать вашему сыну (дочери) для повышения результативности его учебной деятельности? Анкета «Ваш ребёнок». С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: 1.Какие положительные качества характера своего сына (дочери) вы можете назвать? 2.Какие   отрицательные   качества   характера   вашего   сына   (дочери)   мешают   ему   комфортно чувствовать себя в коллективе? 3.Как ведёт себя ваш сын (дочь) дома? 4.Делится ли ваш сын (дочь) с вами впечатлениями о событиях  жизни колледжа, группы? 5.Как вы думаете, каким будет будущее вашего сына (дочери)? Методика «Незаконченные предложения». А)   Эта   методика   используется   для   диагностики   взаимоотношений   родителей   и   учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Проанализировав  ответы учащихся и их родителей,  можно использовать    их результаты для подготовки   и   проведения   различных   внеклассных   мероприятий   как   с   родителями,   так   и   с учащимися. Предложения для учащихся: ­Колледж для меня ­ это… ­Группа, в которой я учусь, ­ это… ­Педагоги для меня – это люди, которые… ­Мои сокурсники – это… ­Уроки для меня – это… ­Предметы, которые мне нравятся, это… ­Предметы, которые мне не нравятся, это… Предложения для родителей: ­Колледж, в котором учится мой сын (дочь), это… ­Группа, в которой учится мой сын (дочь), это… ­Сокурсники моего сына (дочери) – это… ­Выполнение домашних заданий для моего сына (дочери) – это… ­Предметы, которые нравятся моему сыну (дочери), это… ­Предметы, которые не нравятся моему сыну (дочери), это… Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения. Для учащихся: ­Я радуюсь, когда… ­Я огорчаюсь, когда… ­Я плачу, когда… ­Я злюсь, когда… ­Мне нравится, когда… ­Мне не нравится, когда… ­Я верю, когда… ­Если у меня хорошие новости, то я… ­Если у меня плохие новости, то я… ­Если у меня что­то не получается, то я… Для родителей: ­Я радуюсь, когда мой сын (дочь)… ­Я огорчаюсь, когда мой сын (дочь)… ­Я плачу, когда мой сын (дочь)… ­Я злюсь, когда мой сын (дочь)… ­Мне нравится, когда мой сын (дочь)… ­Мне не нравится, когда мой сын (дочь0… ­Я верю, когда мой сын (дочь)… ­Я верю, когда говорят, что мой сын (дочь)… ­Если у моего сына (дочери)хорошие новости, то … ­Если у моего сына (дочери) плохие новости, то … ­Если у моего сына (дочери) что­то не получается, то … Тест «Я ­ родитель, я ­ приятель?!» На вопросы этого теста предлагается ответить родителям. 1.   Вы   смотрите   по   телевизору   фильм,   но   ваш   сын   (дочь)   требует   переключить   на   другую программу: там выступают рок­музыканты. Как вы поступите?   а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;   б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;   в) не обращаете внимания на просьбы сына (дочери);   г) злитесь на сына (дочь) за то, что он обратился с такой просьбой. 2. Вы видите в своих детях:   а) людей, равных себе;   б) людей, копирующих вас в молодости;   в) маленьких взрослых;   г) благодарных слушателей. 3. Какую причёску вы предпочитаете?   а) которая больше всего вам подходит;   б) которая отвечает последней моде;   в) которая копирует чью­то причёску;   г) которая копирует стиль сына (дочери). 4. Немного о возрасте родителей:   а) знают ли дети ваш возраст;   б) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;   в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;   г) постоянно требуете от детей понимания того, что вы старше. 5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?   а) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;   б) стараетесь одеваться так, как советует ваш сын (дочь);   в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;   г) следуете своему пониманию стиля. 6. Представьте, что ваш сын вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?   а) посчитаете это личным делом сына (дочери);   б) станете подшучивать над его (её) поступком;   в) признаете, что это стильно;   г) сделаете то же самое. 7. Если музыка звучит в вашем доме на полную громкость:   а) вы затыкаете уши ватой;   б) уменьшаете громкость;   в) миритесь с увлечением своего сына (дочери);   г) включаете ещё громче. 8.Если вы спорите со своим сыном (дочерью), то:   а) стараетесь ему не возражать;   б) признаете его правоту; в) спорите до полной победы;   г) уходите от спора. 9.Ваш сын (дочь) празднует день рождения;   а) вы вместе с ним за одним столом;   б) оставляете ребят одних;   в) обслуживаете детей за столом;   г) уходите из дома. 10.Сын (дочь) идёт на дискотеку:   а) вы идёте вместе с ним;   б) вы не разрешаете ему идти;   в) вы выясняете, с кем идёт ваш сын (дочь);   г) вы ограничиваете его во времени. 11.В общении со своими детьми вы:   а) откровенны;   б) закрыты;   в) сдержанны;   г) открыты. 12.В отношениях со своими детьми вы:   а) ведёте себя как приятель;   б) как строгий судья;   в) как друг;   г) как родитель. Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми­подростками. На   основе   данной   диагностики   можно   провести   с   родителями   учащихся   вечер   вопросов   и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя   глазами   других   родителей,   определить   характерные   черты   положительного   и отрицательного стиля поведения родителей. В ходе встречи  с родителями  необходимо  не только говорить с  ними об их  сыне (дочери), обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем. Тест «Меры заботы  о ребёнке». Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку можно предложить родителям выполнить следующий тест. Инструкция Вам   необходимо   проанализировать   15   утверждений.   Некоторые   из   утверждений     оставляют такое   впечатление,   что   они   к   воспитанию   не   относятся,   Однако   вы   должны   высказать   своё мнение по каждому суждению и выставить свой балл. Шкала оценок   1­категорически не согласен;   2­мне трудно с этим согласиться;   3­может быть это и верно;   4­ совершенно верно. Я с этим согласен. Утверждения теста    1.Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении.   2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй. 3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.   4. Если ребёнок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.    5. Ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.   6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.   7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.   8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из­за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.   9. Любовью родителей не испортить.  10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.   11. Главное, чем должен заниматься ребёнок – это учёба. Всё остальное в доме   в состоянии сделать родители.  12 Мать – главное лицо в доме.  13. Семья должна жить под девизом « Всё лучшее ­ детям!»   14.   Защитить   ребёнка   от   любой   инфекции   можно   путём   ограничения   его   контакта   с окружающими.  15. Родители должны помочь ребёнку в определении круга его друзей и приятелей. Итоги  40 баллов и выше  ­ Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно   защищены.   Однако   это   вскоре   может   вызвать   его   протест.   ваш   ребёнок   личностно зависит   от   вас,   что   не   способствует   формированию   его   интересов,   самооценки.   у   него     не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой градус ответственности за них. 25­40   баллов  ­   Вы   заняли   верную   позицию   в   воспитании   своего   ребёнка.   Он   получает достаточное   количество   внимания   и   заботы   старших,   но   при   этом   получает   возможность проявлять свою независимость и взрослость. Меньше 25 баллов  –  Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Методика «Наказания в семье». Одна из больших проблем в воспитании – это наказание ребёнка, оставляющее глубокие шрамы в формировании   личности,   приводящее   к   проявлению   двуличности   и   лжи.   Наказание   детей   в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни. Классному   руководителю   и   мастеру   п/о   необходимо   проводить   исследования   в   группе   по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с педагогом только в том случае, если они ему доверяют. Родителям предлагают заполнить следующую таблицу. Вид наказания 1 1. Ставили в угол 2.   Прекращали   общаться   на длительный период времени 3.   Применяли   телесные   наказания Наказывали вас  в детстве (отметьте знаками «+»  или «­»)   Отметьте виды те наказания, которые   вы используете в воспитании Отметьте самые действенные 2 3 4 4. Ограничивали свободу 5. Лишали любимого занятия 6. Читали бесконечные нотации 7. Стыдили при друзьях и знакомых 8. Оскорбляли и ругались 9. Лишали любимых лакомств 10. Ограничивали в покупках 11. Выгоняли из дому Учащимся группы можно задать следующие вопросы: ­Какие способы наказания используют родители в твоём воспитании? ­Какие   из   них   ты   считаешь   самыми   действенными?   Какие   из   них   ты   считаешь   самыми болезненными  и страшными?  Какие способы  наказания в своей будущей семье  ты не будешь применять никогда? Методика «Типовое семейное состояние». Цель – изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. Инструкция Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. в общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой шкале своё состояние (как вы чувствуете себя чаще всего). Бланк Состояние Шкала оценок Состояние Ин­ декс Довольным 0 Спокойным 0 Расслабленны 0 Радостным 0 Нужным 0 Отдохнувше 0 Здоровым 0 Смелым 0 Беззаботным 0 Хорошим 0 Ловким 0 Свободным 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 Фамилия, имя, отчество 7 Недовольны У 7 Встревоженн Т 7 Напряженны Н 7 Огорченным У 7 Лишним Т 7 Усталым Н 7 Больным У 7 Робким Т 7 Озабоченны Н 7 Плохим У 7 Неуклюжим Т 7 Занятым Н Обработка. Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (Т,У,Н), суммируются. Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье.   У – общая неудовлетворенность.   Н – нервно­психическое напряжение.   Т – семейная тревожность.

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"

Методическая разработка "Диагностические методики изучения семьи обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017