Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе рассмотрены вопросы: 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков. Приведена диагностическая программа по обследованию речевого развития. работа для воспитателейинформация
Иконка файла материала диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.doc
Оглавление 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития  детской речи……………………………………………………………………..3 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования  разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи,  произносительных навыков……………………………………………………..4 Список использованной литературы…………………………………………..13 21.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи Направления: 1. исследования проблематики языковых обобщений; 2. изучение детской речи как обращения;  3.разработка проблем преемственности в развитии речи в дошкольных учреждениях   усвоения   родного   языка   в   начальной   школе   (в   системе развивающего образования). Направления  разработки психолого­педагогических  проблем  развития речи   дошкольников,   совершенствования   содержания   и   методов   обучения родному языку:  1.структурное   ­формирование   разных   структурных   уровней   системы языка — фонетического, лексического, грамматического;  2.функциональное   ­формирование   навыков   владения   языком   в   его коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения;  3.когнитивное,   познавательное   ­формирование   способностей   к элементарному осознанию явлений языка и речи.  Все   три   направления   взаимосвязаны,   так   как   вопросы   развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин). Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведется по   основному   направлению:   исследование   речи   как   одного   из   показателей умственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу, при   решении   вопроса   об   обучении   по   программе   школы   и   т.д.)   — диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие 3на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй. Основные задачи развития речи:   1.Воспитание звуковой культуры речи.   2.Развитие словаря.   3.Формирование грамматического строя речи.   4.Развитие связной речи.   5.Подготовка к обучению грамоте.   6.Ознакомление с художественной литературой. Эти  решаются на  протяжении  всего  дошкольного  детства, однако  на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы, меняются и методы обучения. 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков Организация   диагностики,   выбор   методик,   качественный   анализ результатов обусловлены возрастом детей, индивидуальными особенностями и программными требованиями.  В свете программных требований рассматриваются конкретные речевые задачи:   лексическая   работа,   формирование   грамматического   строя   речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Пример:  «Методика   обследования   речевого   развития   старших дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной. 1.Звуковая культура речи (проверка звукопроизношения). 2. Словарь. 3.Грамматика (словообразование, словоизменение). 44. Связная речь. Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают системное   воздействие,   состоящее   из   нескольких   этапов   (блоков).   Для каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и тактика.   Всего   может   применяться   от   трех   до   десяти   этапов диагностического обследования.  Процедура   изучения   уровня   речевого   развития   включает   в   себя следующие   области   исследования:   состояние   артикуляционного   аппарата; состояние звукопроизношения; характеристика устной речи: словарный запас; грамматический строй языка.  Обычно   исследователи   выделяют   3   уровня   развития   речи:   низкий, средний, высокий.  Пример:   «Методика   обследования   речевого   развития   старших дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной. Общий показатель развития речи определяется следующим образом: Высокий­  высокие показатели по 3­4 параметрам при наличии среднего. Средний­  средние показатели по 3­4 параметрам. Низкий­  низкие показатели по 3­4 параметрам. Для определения уровня каждый исследователь определяет параметры и критерии, охватывающие все стороны речевого развития (Г.А. Любина). Часто кроме описательного оценивания детских ответов используется  А.Г.   Арушанова,   Т.М. количественное   оценивание   (Ф.Г.   Даскалова, Юртайкина). Оценивание в баллах в отечественной педагогике так же мало разработано. В основном оценивают по 3­х балльной системе, где «0» ­ отказ от ответа. О.С. Ушакова, Е. М. Струнина предлагают комплексную методику для выявления   уровня   владения   речевыми   умениями   и   навыками   по   разным сторонам речевого развития детей четвертого года жизни. 1. Словарь. Выявить умения: 51)   называть   слова,   обозначающие   предмет,   выраженные   именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это? 2)   обозначать   признаки   и   качества   предмета,   выраженные   именем прилагательным   (пушистая,   круглый,   красивая)   и   отвечающие   на   вопросы какой? какая? 3) называть  действия (глаголы), связанные  с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать? 4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки); 5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять). 2. Грамматика. Выявить умения: 1)   образовывать   наименование   животных   и   их   детенышей   в   используя   уменьшительно­ единственном   и   множественном   числе, ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята); 2)   согласовывать   имена   существительные   и   имена   прилагательные   в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка); 3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. 3. Фонетика.  1)   Уточнить   произношение   звуков   родного   языка,   четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; 2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. 4. Связная речь. 1)   Определить   умение   детей   отвечать   на   вопросы   по   содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым; 2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; 3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка; 64)   выявить   умение   пользоваться   словами,   обозначающими   речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте). По тем же разделам проходит диагностика  речевых умений в среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждый раздел оценивается в баллах. Существует   ряд   методик,   изучающих   отдельные   речевые   умения   и навыки. Методика выявления уровня семантического развития детей младшего дошкольного возраста. Данная методика изучает не столько количественный состав   его   словаря,   сколько   качественное   состояние   лексики.   Методика состоит из трех групп заданий:  1 группа – умение называть предметы, их действия и качества, способность относить названия предметов к тематическим группам; 2 группа ­ навыки использования в речи противопоставляемых языковых единиц; 3   группа   ­   навыки,   позволяющие   оперировать   значениями грамматических   элементов   языка,   а   также   навыки   семантического   отбора слов в связном монологическом высказывании. Для   проведения   обследования   семантического   развития   младших дошкольников   с   использованием   описанной   системы   заданий   требуются наглядные пособия. Продолжительность беседы с одним ребенком составляет не   более   20   минут.   Детям   младшего   дошкольного   возраста   предлагаются задания,   которые   связаны   между   собой   общей   темой   или   определенным сюжетом. Пример заданий.  I группа заданий. 1. Что это? (Кукла, куколка.) 2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...) II группа заданий. 71.   Куклы   покушали   и   захотели   рисовать.   Большая   кукла   возьмет длинный карандаш, а маленькая ­ ... (короткий). 2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два человечка. Один ­ веселый, а второй ­ ... (грустный). III группа заданий. 1. Кто­то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.) 2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На стул, под стул, за шкаф.) Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова [6, с. 190]. Направлена на выявление понимания старшими дошкольниками смысла   (значения)   слова.   Состоит   из   ряда   заданий   на:   составление предложений с многозначными словами; составление предложений со словами синонимического   ряда;   оценка   (и   исправление)   словосочетаний   и высказываний   по   смыслу;   подбор   синонимов   к   словосочетаниям;   подбор антонимов   к   изолированным   словам;   подбор   синонимов   и   антонимов   к ситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов. Выполнение   этих   заданий   показывает   степень   языкового   развития ребенка:   как   он   понимает   значение   слова,   умеет   ли   правильно   по   смыслу сочетать его с другими словами. Педагогическая   диагностика   отдельных   речевых   навыков   у дошкольников   продиктована   практикой   и   жизненно   необходима   в дошкольном учреждении. С ее помощью администрация сада и воспитатель могут отслеживать реализацию годовых речевых задач, поставленных перед педагогическим   коллективом,   которые   носят   достаточно   узкую направленность (например: развитие связной речи дошкольников).  Все   исследователи   речевого   развития   детей   отмечают   огромную вариативность   в   состоянии   развития   речи   у   дошкольников.   такая индивидуализация   требует   определенного   подхода,   когда   по   результатам 8срезов   по   отдельным   речевым   навыкам   педагог   может   составить коррекционную работу для детей, отстающих в каком­то плане и для детей, опережающих развитие. Методики   диагностики   отдельных   речевых   навыков   экономичны   по затрате   временных   усилий.   Это   позволяет   воспитателю   быстро   получить необходимые для работы данные и вовремя скорректировать воспитательно­ образовательный процесс. Эти методики не трудоемки, что позволяет воспитателю  группы или администрации   использовать   их   самим   в   рабочем   процессе,   не   выделяя отдельного дополнительного времени для их реализации. Краткость   методик   не   утомляет   дошкольников.   Их   игровой   мотив делает выполнение заданий привлекательным для детей.  Требования к проведению речевого обследования предъявляются те же, что и к методикам, определяющим общий уровень речевого развития. Методика   выявления   уровня   речевого   развития   детей   методом ассоциативного эксперимента. Эта диагностическая методика используется для   детей   с   более   высоким   уровнем   умственного   и   речевого   развития. Ассоциативный   эксперимент   глубже   других   методик   выявляет   подготовку ребенка   к   дальнейшему   обучению   в   школе,   умение   логически   мыслить   и передать   свои   суждения   в   связном   высказывании   (при   толковании   и объяснении выбранных слов­реакций). Для первого обследования (в начале учебного года) можно предложить 15   многозначных   слов   разных   частей   речи   (по   пять   каждой):   имена существительные   ­   игла,   ручка,   звонок,   молния,   лист;   прилагательные   ­ старый,   легкий,   тяжелый,   острый,   твердый;   глаголы   ­   идти,   стоять,   бить, плыть, лить. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем в слова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в голову, то и называй». Педагог называет слово игла, ребенок говорит шьет 9(фиксировать   ответы   может   второй   человек   ­   записать   ручкой   или   на диктофон); затем называется второе слово, за ним следующее. Задание 2. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к высказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почему ты   подобрал   это   слово?   Объясни».   Высказывания­объяснения   (толкование значений   слов)   также   фиксируются   ­   это   важный   показатель   речевого развития детей. Задание 3. Составление рассказа (сказки) на тему многозначного слова игла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначного слова   и   умение   в   сюжете   отобразить   это   понимание.   Рассказ   лучше записывать. Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок для   рассказа   ­   простые   или   сложные,   правильно   ли   они   грамматически оформлены и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа в логической последовательности и соответствует ли заданной теме. После   выполнения   трех   заданий   анализируются   ответы   детей.   Все ответы   детей   на   задания   разделяются   на   типы   реакций,   которые   в   свою очередь   оцениваются   в   баллах   от   1   до   3.   на   основании   качественного   и количественного   анализа   делается   заключение   о   речевом   развитии дошкольника. Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны.   В   основном   встречаются   зарубежные   тесты.   В   нашей   стране чаще   всего   используются   составные   методики,   примеры   которых представлены выше. Проведение обследования речевого развития должно осуществляться в режиме   индивидуального   диалога,   в   атмосфере   доброжелательности, поощрения   ребенка,   поддержки   его   педагогом.   Результаты   и   качество выполнения тестовых заданий ребенком будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. 10При   обследовании   уровня   развития   речи   очень   важно   отследить адекватное восприятие и понимание методики и цели задания дошкольником. Насколько   внимательно   выслушивает   ребенок   инструкцию,   старается   ли понять   до   конца,   прежде   чем   приступить   к   выполнению   задания.  Пример: «Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О. Ушаковой. Задание: Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово «….». Все   проверочные   задания   рекомендуется   подбирать   таким   образом, чтобы игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характер общения и делала задания привлекательными для детей. Пример: «Методика выявления   уровня   речевого   развития   старших   дошкольников»   по   О. Ушаковой. Задание: Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое: ­ игла, звонок, молния; ­ легкий, острый, глубокий. ­ идти, падать, бежать. Подбор   содержания   проверочных   вопросов   определяется   возрастным своеобразием   детской   речи   и   программными   задачами.   Пример:   Методика Г.А.   Любиной   (и   коллектива)   определяет   особенности   речевого   развития детей   третьего   года   жизни   и   выявляет   уровни   речевого   развития   детей   в возрасте от двух до трех лет; речь детей четвертого года жизни; речь детей пятого года жизни. Наиболее   трудным   в   диагностике   являются   анализ,  интерпритация   и оценка   результатов.   При   оценивании   следует   учитывать,   что   всякое оценивание   условно.   Главной   задачей   обследования   является   контроль   за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему, а не оценивание. Достоинства методик, определяющих общий уровень развития речи в том,   что   они   дают   наиболее   полную   информацию   о   состоянии   развития детской речи в группе. Педагог получает представление об индивидуальных темпах речевого развития, о количественных и качественных изменениях, о «речевых приобретениях» детей и о тех «западающих звеньях», на которые 11необходимо   срочно   обратить   внимание.   Так   же   в   методиках   можно заимствовать   отдельные   задания   для   узкого   исследования   состояния определенных   сторон   речевого   развития.   При   этом   результаты   сохраняют свою достоверность. Однако эти методики требуют больших временных затрат от педагога, и для   подготовки   материала,   и   для   проведения   самого   обследования,   и   для обработки данных. Эти методики трудоемки в обращении, что так же требует выделением   педагогом   личного   свободного   времени   для   их   проведения.  В следствии   вышесказанного,   результаты   обследования   ожидаются   долго, отсутствует мобильность их использования в корректировки воспитательно­ образовательной работы. 12Список использованной литературы 1.Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития // Дошкольное воспитание. – 1991. ­ №7. – с. 76­82. 2.Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Мн.: Науч.­метод. Центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с. 3.Павлова   А.А.  Диагностика и  коррекция  речевого  развития  детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.: Научная мысль, 1990. – с. 45­49. 4.Стародубова   Н.А.   Теория   и   методика   развития   речи   дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2­е изд. – М.: Академия, 2007. – 256 с. 5.Ушакова   О.С.   Развитие   речи   дошкольников   /   О.С.   Ушакова.   –   М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с. 6.   Ушакова   О.С.,   Струнина   Е.   Методика   развития   речи   детей дошкольного   возраста:   Учеб­метод.   пособие   для   воспитателей   дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 7.Юртайкина   Т.М.   Обследование   речевого   развития   дошкольников   // Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 1990. – с. 127­136. 138.   Ястребова   А.   В.,   Лазаренко   О.   И.   Диагностика   уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка) / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: Аркти, 2000. – 54 с.  14

Посмотрите также