Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"
Оценка 5

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
12.06.2017
Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"
В материале собраны основные положения по формированию на уроках коммуникативных УУД: их функции, виды, на каких этапах урока их можно использовать, примеры используемых приемов, правила работы в паре и группе, рекомендации учителю для формирования коммуникативных УУД. материал основан на личном опыте учителя.
сообщение коммун УУД.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хову- Аксынская СОШ» Формирование коммуникативн ых УУД на уроках математики. Учитель математики Козловская Т.В. Хову-Аксы 1 Формирование коммуникативных УУД на уроках математики. Учитель математики «МБОУ Хову­Аксынская СОШ». Козловская Т.В.  Приняв пятый класс, передо мной встала задача  разобраться  в сущности ФГОС,  отличительных особенностях  по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и  дополнительную литературу, я поняла, что один из важных моментов реализации ФГОС – это  формирование УУД. Уже при разработке первых уроков увидела, что моделирование уроков по  формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.   СЛАЙД 2 Этапы урока 1. Мотивация к учебной  деятельности. 2. Актуализация и фиксирование  затруднения в пробном учебном  действии. 3. Выявление места и причины  затруднения. 4.   Построение   проекта   выхода   из затруднения   (цель,   план,   способ, средства) 5. Реализация построенного  проекта. 6. Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и  повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Формируемые универсальные учебные действия Личностные Познавательные     Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Личностные, Познавательные, Регулятивные,  Коммуникативные Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные Регулятивные Личностные, Познавательные Познавательные, Коммуникативные Личностные Коммуникативные Личностные Познавательные Таблица показывает, что на каждом этапе урока должно  идти формирование  различных  УУД .  Для этого используются определенные приемы и методы, различные  системы заданий. Школа должна быть укомплектована учебниками, позволяющими формировать у  обучающихся различные УУД. Но большинство учебников и УМК содержат очень малый  процент заданий, направленных на формирование именно коммуникативных УУД (около  5% заданий). Формирование всех УУД невозможно без умения учащихся слушать и  слышать, понимать, о чем идет речь. Поэтому считаю, что на первых уроках формированию коммуникативных УУД необходимо уделять особое внимание.  2 распределять роли, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  умение слышать, слушать и понимать партнера,  вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планировать и согласованно  СЛАЙД 3       Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и  сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по  общению или деятельности),   выполнять совместную деятельность,  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,   конкретных учебных и внеурочных ситуациях,  деятельности в устной и письменной форме,  группах, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, использование правил общения в  правильно выражать свои мысли в речи, самостоятельная организация речевой  самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах,  планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками  ­ определение СЛАЙДЫ  4,5    Виды коммуникативных действий:  цели, функций участников, способов взаимодействия;    альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;    задачами и  условиями коммуникации;  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение   конфликтов   ­   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка  владение   монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. СЛАЙД  6         В   5   классе   мы   с   учащимися   выработали   для   себя   некоторые   правила: выслушай   ответ   товарища   до   конца,   подумай,   согласен   ли   ты   с   его   ответом   или   нет, выскажи   свое   мнение,   используя   слова   «я   думаю,   что…»,   «по   моему   мнению…»,   «я считаю, что…» . свое мнение нужно аргументировать (сослаться на правило, жизненный опыт, ранее решенную задачу и т.п.).  Необходимо   разъяснить   ребятам,   что   при   оценивании   ответов   одноклассников   надо,   в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В   результате   организации   такой   деятельности   дети   приучаются   внимательно   слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.  СЛАЙД 7     1 этап урока.      Мотивация к учебной деятельности (планируемые умения)  умение слышать, слушать и понимать;  правильно выражать свои мысли; 3  сознательная ориентация учащихся     на позиции других людей;    планирование учебного сотрудничества   с учителем и сверстниками.  Слайды  8, 9    На данном этапе урока часто использую высказывания известных людей о  знании,  отношении к учебе, математике и т.п. Например: «Ученик, который учится без  желания,­ это птица без крыльев»   Саади  «Что наспех делается — недолго длится».   Саади . Учащиеся объясняют, как они понимают слова, что ценного для нас несут мысли  известных людей. Учитель обобщает мнения учащихся, мотивирует на активную работу на  уроке. СЛАЙД  10   2 этап урока.  Актуализация и фиксирование затруднения в пробном  учебном действии (планируемые умения)  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,   аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,   учет разных мнений;   использование критериев для обоснования своего суждения.  Слайды  11, 12, 13     Приемы, которые я использую:  взаимоопрос по правилам, «объясни  решение», работа в парах. Например: Работа в парах – взаимопроверка по теории 1)Расскажите правило умножения  (деления) отрицательных чисел.               2 Расскажите правило умножения (деления) чисел с разными знаками. 3) Как изменится произведение при изменении знака одного из множителей? 4) Каким будет знак произведения (частного), если число отрицательных компонентов  четное?  5) Каким будет знак произведения (частного), если число отрицательных компонентов  нечетное?  После окончания парной работы учитель спрашивает, какая из пар хочет поделиться результатами взаимодействия. Учащиеся высказываю,  что получилось в паре, что не  получилось (мне Айслана помогла разобраться в правиле, я раньше не понимал, как его  применять, а сейчас понял или я не выучила дома правило и поэтому неправильно решала  примеры и т.п.)  СЛАЙД 14 4 СЛАЙД  15       3, 4,5  этапы  урока.  Выявление места и причины затруднения.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).  Реализация  построенного проекта (планируемые умения)  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации  учет разных мнений, координирование разных позиций ;  разрешение конфликтов. На   данных   этапах   урока   идет   фронтальная   работа,   обсуждение,   выдвижение   гипотез, принятие общего решения , т.е. формируется  умение вести диалог.  Систематическое использование на уроках трёх видов диалога диалог в большой группе (учитель – ученики); диалог в небольшой группе (ученик –ученики); диалог в паре (ученик – ученик),  ­ основа развития коммуникативных умений  СЛАЙД  16      6 этап урока    Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи (планируемые умения)  адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач   формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;  учет разных мнений, координирование разных позиций ;  использование критериев для обоснования своего суждения ;  достижение договоренностей и согласование общего решения ;  управление поведением партнера  На этом этапе урока можно использовать групповую, парную работу, выполнение  тренировочных заданий. Например, учащиеся могут выполнять задания самостоятельно, с  последующей взаимопроверкой по образцу и с обсуждением ошибки. (Появляется элемент  ответственности за партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать  обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог). СЛАЙД 17    Групповая работа.      Правила работы в группе:  Слушай, что говорят другие.   Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.   Говори спокойно ясно, только по делу.   Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.   Помогай товарищам, если они об этом просят. 5   Точно выполняй возложенную на тебя роль.  Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Принципы создания групп. Группа, состоящая из 4 (в отдельных случаях из 5 человек) представляет наиболее благоприятные условия для активации каждого. В   классе   найдутся   ученики,   которые   захотят   работать   в   одиночестве.   Им   так   легче работать над поставленной проблемой, а совместная деятельность их отвлекает. Причины могут быть разными ­ стеснительность, недостаток знаний, непривычное окружение. Тогда в классе обязательно должны быть созданы условия для таких детей (отдельные парты, отдельная посадка). СЛАЙД  18   7 этап урока    Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону(планируемые умения)  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;  использование критериев для обоснования своего суждения. СЛАЙД 19  8 этап урока   Включение в систему знаний и повторение  (планируемые  умения)  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью   формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации   учет разных мнений, координирование разных позиций   использование критериев для обоснования своего суждения   достижение договоренностей и согласование общего решения   постановка вопросов   адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач управление поведением партнера . Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. Мы иногда предлагаем детям   задать   вопрос   отвечающему.   Какие   вопросы   они     обычно   задают?   Можно предложить рассказать правило;   объясни…;  почему 5+(­3) = 2?;  какое число я задумал «оноделится   на   3   и   при   сложении   с   единицей     дает   10;     и   т.п.можно   предлагать дидактическую   игру   «На   какой   вопрос   дан   ответ?»   Ученик   выходит   к   доске,   вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.  Например: это число делится на два (отвечает на вопрос какое число называется четным?) надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению); это   треугольник,   у   которого   все   стороны   равны   (какой   треугольник   называется равносторонним) и т.д.   Работа   в   парах.     Задайте   друг   другу   по   два   любых   вопроса   к   прочитанному   или услышанному   тексту   и   ответьте   на   них.   Составьте   к   услышанному   тексту   вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы,   на   которые   дети   не   смогут   ответить   в   парах,   разбираются   фронтально,   всем классом 6 Учась задавать вопросы, ребята невольно готовятся к ОГЭ, в котором есть задание "Укажи правильные ответы". СЛАЙД   20       9 этап урока     Рефлексия учебной деятельности на уроке (планируемые умения)   выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;  формулирование   и   аргументация   своего   мнения   и   позиции   в   коммуникации использование критериев для обоснования своего суждения   планирование учебного сотрудничества . СЛАЙД 21.   Виды заданий, направленных на развитие коммуникативных УУД        составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по выполнению заданий; парный опрос; ролевые игры; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …        СЛАЙД 22.   Рекомендации учителю по формированию УУД Коммуникативные УУД.  Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос  задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.  Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и  групповой работы для освоения материала.  Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например,  Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.  Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности  развития.  Объясняя решение задачи, отвечая на вопросы учителя, доказывая теорему,  развивается умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в  устной и письменной форме, анализ, построение логической цепи рассуждений,  доказательство. 7 Основным критерием сформированности коммуникативных УУД можно считать  коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: o желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!») o o знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с  окружающими умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение  решать конфликтные ситуации В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком,  формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения  с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы  в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного  действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии  с инструкциями к заданиям учебника, школьники учатся работать в парах, группах. Речь - это показатель ума». Сенека «Подумав как следует, мысль излагай, А стен без фундамента не воздвигай». Саади Источники:  1 .2220 volts.ru>index.php*/107-fgos/81-7-rezultate-… УУД в связи со структурными этапами урока "открытия".. 2.«Формирование УУД на уроках в начальной школе» Хакимова З.Д. 3.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И., Математика 6. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: Мнемозина,2013 4.http://www.ug.ru/method_article/260 - Проектирование урока с позиций формирования УУД. 8

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"

Методическая разработка "Формирование коммуникативных УУД на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017