В методической разработке «Исторический вклад ученых в изучение заболеваний нервной системы» описаны и систематизированы исторические периоды, ученые, работающие в то или иное историческое время (Гиппократ, Клавдий Гален, Д.М. Морганьи и Т. Виллизий, Андрей Везалий, Якоб Сильвий, Констанцо Варолий, Декарт и т. д. ). Кратко изложен вклад каждого ученого в развитие нервопатологии.Методическая разработка «Исторический вклад ученых в изучение заболеваний нервной системы» (в таблице).
Методическая разработка
«Исторический вклад ученых в изучение заболеваний нервной системы»
(в таблице).
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016г.
Исторический период, ученые
3000 лет до н.э.
Книга АюрВеды
Труды Гиппократа, Рази. ИбнСины
Гиппократ
Клавдий Гален (1129около1201)
выдающийся врач и
естествоиспытатель
Д.М. Морганьи и Т. Виллизий
(средние века)
Андрей Везалий, Якоб Сильвий,
Констанцо Варолий.
Кратко вклад в развитие
невропатологии
- в египетских папирусах
упоминаются параличи, нарушения
чувствительности.
- сообщается о судорожных
припадках, обмороках. Головных
болях.
- описаны клинические проявления
разнообразных неврологических
заболеваний, методы их диагностики
и лечения.
- выделил и подробно описал 4-ре
типа темперамента: сангвинический,
холерический, флегматический,
меланхолический.
- написал 400 научных трактатов;
- впервые описал важные образования
в ЦНС, в частности четверохолмие
(имеющее непосредственное
отношение к зрению и слуху);
- описал блуждающие и другие
черепные нервы;
- экспериментально доказал, что ЦНС
является средоточием движений,
чувств и душевной деятельности.
- смогли связать определенные
неврологические нарушения с
соответствующими структурами
мозга.
- был сделан важный вклад в Декарт (15961650)
18 век
Н.М. АмбодикМаксимович (1774
1812) – ученыйэнциклопедист.
19 век
Галь (18581928) – австрийский
анатом и врач.
Ф. Гальтон (18221911) – английский
антрополог и физиолог.
А.М. Сеченов(18291905).
И.П. Павлов(18491936)
развитие учения о морфологии
нервной системы.
- предложил механическую теорию
для объяснения боли, голода, жажды.
Зрения, памяти;
- теоретическая тема условного
рефлекса (научное значение);
- впервые сформировал понятие и
ввел термин «рефлекс».
описательный период в развитии
неврологии.
- заложил основы изучения матери и
ребенка («Искусство повивания или
наука о бабичьем деле»);
- создал медицинскую терминологию
на русском языке;
- способствовал популяризации
медицинских знаний.
– интенсивное развитие методов изучения
структуры и функции нервной системы;
систематизация патологоанатомических
исследований;
разработка методов химического
исследования мозга;
сравнительные анатомические,
эмбриологические и экспериментальные
исследования.
его предположения заложили начало
учения о локализации функций в головном
мозге.
явился одним из основателей евгеники
(науки об улучшении человеческого рода),
что послужило толчком для развития
медицинской генетика и роли
наследственности в процессах обучения и
воспитания.
явился основоположником рефлекторной
теории психической деятельности человека;
показал, что рефлекс – универсальный
способ реакции мозга на самые
разнообразные внешние воздействия;А.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е.
Введенский, А.А. Ухтомский и их ученики
Шарко (19 век)
А.Я. Кожевников(18361902) –
ученыйисследователь.
С.С. Корсаков (18541900) –
представитель московской школы
невропатологов и психиатров.
В.К. Рот (18481916) – клиницист
невропатолог.
учение о высшей нервной деятельности;
предложен термин «условный рефлекс».
разработали основы теории нервизма,
расширили представления о механизмах
функционирования мозга человека;
достигнутые успехи создали предпосылки
для выделения учения о заболеваниях
нервной системы в самостоятельную
отрасль научной медицины –
невропатологию.
создал французскую школу
невропатологов. В нее вошли: Дюшенн,
Дежерин, Бабинский, Раймон, Бурневиль,
бриссо и др.
создал первую в мире
невропатологическую клинику;
1869 год – возглавил первую кафедру
нервных и душевных болезней в
Московском университете;
является автором оригинальных работ в
которых описаны многие заболевания
нервной системы;
ему принадлежит классическое описание
особых судорог («кожевниковская
эпилепсия»);
создал образцовую неврологическую
клинику, приют для хронических
неврологических больных;
был инициатором создания в России
первого общества невропатологов и
психиатров;
с 1901 года – издание «Журнала
невропатологии и психиатрии им. С.С.
Корсакова»
основатель нозологического направления в
психиатрии;
внес большой вклад в изучение нервно
психических расстройств у детей;
ратовал за гуманное отношение к людям,
страдающими психическими
расстройствами.
изучал прогрессирующие мышечные
заболевания;
Г.И. Ролиссимо (18601928) –
основоположник детской
психоневрологии в России.
В.А. Муратов (186519160 –
невролог.
систематизировал известные к тому
времени формы мышечных атрофий;
одним из первых стал изучать заболевания
нервной системы детей;
уделял внимание профилактике нервных
заболеваний у беднейших слоев;
добился постройки здания
Неврологического музея имени А.Я.
Кожевникова;
на базе музея был создан Неврологический
институт.
работы по детской невропатологии,
психоневрологии, медицинской психологии;
принимал активное участие в работе
специальных съездов;
заложил основы советской дефектологии;
внес много нового в изучение клиники,
психики, речевого развития детей с
аномалиями нервной системы;
привлек внимание педагогов к
необходимости разработки вопросов
воспитания этих детей;
разрабатывал вопросы экспериментальной
психологии;
создал школу советских детских
невропатологов и подготовил специалистов
в области дефектологии;
в 1911 году (совместно с группой
учеников) организовал институт детской
психологии и неврологии;
в 1923 году под редакцией Г.И. Россолимо
вышел учебник нервных болезней.
детально изучил вопрос о детских
церебральных параличах, выделил
отдельные клинические формы этого
заболевания;
предложил рекомендации в отношении
лечения и профилактики истерии и
патологических изменений личности у
детей;
опыт обобщил в работах: «Клинические
лекции по нервным болезням детского
возраста», «Клинические лекции по
нервным и душевным болезням»;
завершил оснащение Неврологического
института им. А.Я. Кожевникова; А.М. Балинский ((18271902) –
основоположник Петербургской
школы невропатологов и психиатров.
И.П. Мержеевский (18381908).
В.М. Бехтерев (18511927).
Н.А. Семашко – первый нарком
здравоохранения.
С.Н. Давиденко
В настоящее время успешно развиваются
направления, основанные на
фундаментальных исследованиях И.М.
Сеченова, И. П. Павлова, В.М. Бехтерева.
П.К. Антохин
ввел в практику проведение в клинике
нервных болезней врачебных конференций.
дал подробное описание того, чем бред
отличается от заблуждений
исследования по уточнению механизма
развития психических болезней.
проводил широкие экспериментальные
исследования с применением метода
удаления и раздражения отдельных
участков коры мозга;
внес вклад в разработку проблемы
локализации функций в коре головного
мозга;
его работы обогатили науку описанием
новых симптомов болезней, форм патологии
и методов лечения;
его фундаментальные работы посвящены
анализу механизмов высшей нервной
деятельности человека;
настойчиво привлекал внимание ученых к
проблеме воспитания здоровых и больных
детей;
заложил основы экспериментальной
психологии и педагогики раннего возраста;
придавал особое значение социально
трудовому воспитанию учащихся школ;
его теоретические концепции подготовили
почву для организации
психоневрологического института.
большая роль в организации
дефектологических учреждений в нашей
стране.
– основоположник изучения наследственных
болезней.
вклад в физиологию нервной системы. Б.Н. Клоссовский (18981976).
Н.И. Красногорский (18821961) –
физиолог и педиатр.
С.С. Ляпидевский профессор
до мельчайших подробностей изучил
структуру и развитие мозга ребенка и
влияние различных факторов на нервное
развитие детей.
разработал метод условных рефлексов для
изучения функций мозга у здоровых и
больных детей;
изучал взаимодействие сигнальных систем
у детей, тормозные условные рефлексы и
условные рефлексы «на время».
способствовал сближению клинической
медицины и дефектологии.