МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
Научные работы
doc
русская литература +1
10 кл—11 кл
29.05.2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы
В старших классах, как указывается в программах, формируется представление об историко-литературном процессе (IX в. – в 10 классе, XX в. – в 11 классе, в 9 классе – от древности до наших дней) в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». Курс на историко-литературной основе включает не только монографические, но и тесно связанные с ним обзорные темы: вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры; критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса старших классов. Они обеспечивают связное представление об историко-литературном процессе. Обилие материала требует четкости организации урока. Также выдвигаются специальные требования к воспроизведению различных материалов, входящих в состав обзорных тем. Общее для всех обзорных тем является: - обилие материала и неизбежность беглого знакомства с ним. Однако обилие материала не дает учителю право случайного выбора материала для урока; Должно быть следующее: - каждый факт в контексте обзорной темы может и должен звучать как типичная иллюстрация какого-то явления; - каждый факт должен способствовать осознанию детьми связи литературы с жизнью и важнейшими совершениями эпохи. Проявление такой формы изучения литературы объясняется тем, что возраст старшеклассников позволяет ставить вопрос об исторической обусловленности творчества писателя, литературного развития. Учащиеся старших классов не только проявляют интерес к творческому облику художника слова, но и склонны сами к сопоставлению писателя с писателем, к оценкам, которые выходят за рамки творческой биографии, художественного наследия одного автора. Они способны «обнять мысленным взором» целую полосу литературной жизни страны. 2. Виды обзорных тем. В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем: а) Обзорные темы установочного характера, предшествующие или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Например: «Литература второй половины XIX века». Данная вводная тема должна помочь учащимся представить себе основные направления в литературной жизни того периода, который им предстоит изучать. В программе истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе. В частности: «Начало революционно-демократического, разночинского этапа в революционном движении»; «Н.Г.Чернышевский – глава российских революционных демократов конца 50-х начала 60-х годов; «Революционное народничество 70 х начала 80-х годов»; «Рабочее движение 70-80-х годов и распространение марксизма в России»; «Начало пролетарского этапа освободительного движения в России»; «Культура России в 60-90-е годы XIX в и ее мировое значение». В последней теме, рассчитанной на 5 часов, подчеркивается общественная роль русской литературы, рассматриваются такие явления, как «передвижники», «могучая кучка», перечислены имена ряда художников, композиторов, ученых.
Обзорные темы.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы Корбова Марина Александровна преподаватель русского языка и литературы  Бюджетное учреждение  профессионального образования  «Нижневартовский политехнический колледж» 1. Место обзорных тем в курсе литературы. 2. Виды обзорных тем. 3.Варианты структурирования обзорных тем. 4. Планирование обзорной темы. 1. Место обзорных тем в школьном курсе литературы. В   старших   классах,   как   указывается   в   программах,   формируется   представление   об историко­литературном процессе (IX в. – в 10 классе, XX в. – в 11 классе, в 9 классе – от древности   до   наших   дней)   в   его   связи   с   историческим   и   литературным   процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях как стиль писателя, литературная школа, литературная   критика   и   ее   роль   в   литературном   процессе,   рассматриваются   вопросы взаимодействия   русской   и   зарубежной   литературы.   При   этом   учитывается,   что   «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». Курс   на   историко­литературной   основе   включает   не   только   монографические,   но   и тесно связанные с ним обзорные темы: вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно­литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные   темы   включают   краткий   анализ   художественных   текстов,   сведения   о   развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные   темы   дают   возможность   воссоздать   целостную   картину   определенного периода развития литературы в ее связях с общественно­политической и культурной жизнью страны.  Обзорные   темы   включают   краткий   анализ   художественных   текстов,   сведения   о   развитии культуры; критики, об отдельных писателях.  Обзорные   темы   –   неотъемлемая   часть   учебного   курса   старших   классов.   Они обеспечивают связное представление об историко­литературном процессе. Обилие материала требует   четкости   организации   урока.   Также   выдвигаются   специальные   требования   к воспроизведению различных материалов, входящих в состав обзорных тем.  Общее для всех обзорных тем является:  ­ обилие материала и неизбежность беглого знакомства с ним. Однако обилие материала не дает учителю право случайного выбора материала для урока;  Должно быть следующее:  ­ каждый факт в контексте обзорной темы может и должен звучать как типичная иллюстрация какого­то явления;  ­   каждый   факт   должен   способствовать   осознанию   детьми   связи   литературы   с   жизнью   и важнейшими совершениями эпохи. Проявление   такой   формы   изучения   литературы   объясняется   тем,   что   возраст старшеклассников   позволяет   ставить   вопрос   об   исторической   обусловленности   творчества писателя, литературного развития. Учащиеся старших классов не только проявляют интерес к творческому   облику   художника   слова,   но   и   склонны   сами   к   сопоставлению   писателя   с писателем, к оценкам, которые выходят за рамки творческой биографии, художественного наследия   одного   автора.   Они   способны   «обнять   мысленным   взором»   целую   полосу литературной жизни страны.  2. Виды обзорных тем. В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем: а)   Обзорные   темы   установочного   характера,   предшествующие   или   целому   курсу литературы, или какому­то разделу.  Например: «Литература второй половины XIX века».  Данная вводная тема должна помочь учащимся представить себе основные направления в литературной жизни того периода, который им предстоит изучать.  В программе истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе.   В   частности:   «Начало   революционно­демократического,   разночинского   этапа   в революционном   движении»;   «Н.Г.Чернышевский   –   глава   российских   революционных демократов конца 50­х начала 60­х годов; «Революционное народничество 70­х начала 80­х годов»; «Рабочее движение 70­80­х годов и распространение марксизма в России»; «Начало пролетарского этапа освободительного движения в России»; «Культура России в 60­90­е годы XIX в и ее мировое значение». В последней теме, рассчитанной на 5 часов, подчеркивается общественная роль русской литературы, рассматриваются такие явления, как «передвижники», «могучая кучка», перечислены имена ряда художников, композиторов, ученых.  Затем нужно определить основную идею, объединяющую между собою уроки обзорной темы. Это идея неразрывной связи русской литературы и освободительного движения в России. Открывает раздел тема: «Второй период русского освободительного движения…». В работе над ней можно опереться на имеющиеся у девятиклассников знания по истории. Но эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства, определяющее великую роль в общественной борьбе.  Хорошо,   если   представление   девятиклассников   о   типе   передового   деятеля   этого времени, о демократе­разночинце будет конкретным и цельным. С идеями шестидесятников учащиеся   уже   отчасти   знакомы   по   курсу   истории.   Теперь   они   могут   узнать   о   типичном шестидесятнике,   интереснейшей   и   необычайно   привлекательной   для   юношества   личности. Имеется в виду Н.А.Добролюбов. Этот «юноша­гений», как сказал о нем Н.А. Некрасов, был немногим старше нынешних девятиклассников, когда осознал свое призвание и твердо выбрал «путь   смелой   правды».   Итак,   посвятим   специальный   урок   Добролюбову.   Это   тем   более разумно, что далее учащиеся  будут изучать его статьи об Островском и Тургеневе, будут знакомиться   с   журналом   «Современник»,   одним   из   руководителей   и   ведущим   критиком которого был на рубеже 50­60­х годов Н.А.Добролюбов.  Тематика третьего урока вытекает из первых двух: мы будем говорить о журналистике, о «Современнике», «Искре», которые были трибуной передовой литературы и освободительного движения.  На   четвертом   уроке   речь   пойдет   о   борьбе   революционной   демократии   с   теорией «чистого   искусства».   познакомившись   несколько   с   основными   силами, действовавшими   в   литературно­общественном   движении   этого   времени,   учащиеся   могут представить   себе   причины   и   сущность   разногласий   по   вопросу   об   отношении   искусства   к жизни.    Теперь, Когда у девятиклассников уже возникают представления о роли литературы в русском освободительном   движении,   о   значении   революционно­демократических   идей   в   развитии русской литературы, появляется возможность говорить о влиянии этих идей на литературу братских народов. Соответствующий материал есть в учебнике, с ним учащиеся познакомятся самостоятельно.  б) Темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи.  Например: «Основные черты русской литературы XX в и ее мировое значение»  После   изучения   ряда   советских   писателей,   после   обзорных   лекций,   освещающих основные   этапы   в   истории   русской   литературы,   необходимо   подвести   итог.   Обширный материал,  каким   владеют  теперь  учащиеся,  заканчивающие   XI  класс,   позволяет   учителю  в двухчасовой заключительно лекции поставить перед ними вопрос: В чем же основные черты русской литературы и ее мировое значение?  Оглядываясь   на   пройденный   путь,   учитель   напоминает   ученика,   что,   о   каком   бы русском   писателе   в   течение   года   ни   шла   речь,   всегда   отмечалась   теснейшая   связь   его творчества   с   требованиями   современной   общественно­политической   жизни.   Особенность русской   литературы   –   ее   стремление   не   только   правдиво   отражать   жизнь,   но,   отмечая   и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.  Переходя к композиции русских романов – основного жанра, представленного в школьной программе, учитель указывает, что в основу каждого романа положен жизненный конфликт чрезвычайно широкого общественного размаха. Учащиеся сопоставляют в этом плане «Мать» М.Горького,   «Как   закалялась   сталь»   Н.Островского,   «Поднятую   целину»   Шолохова, «Молодую   гвардию»   Фадеева,   «Хождение   по   мукам»   А.Толстого.   К   этому   можно присоединить «Разгром» Фадеева, «Цемент» Гладкова, «Чапаев» Фурманова и другие крупные произведения русской литературы, известные учащимся по внеклассному чтению. Всюду они увидят,   что   в   основе   этих   произведений   лежит   большой   общественный   конфликт,   бурно развертывающаяся борьба общественных сил.  Всматриваясь   в   картину   этой   борьбы,   учащиеся   убеждаются   в   том,   что   обычно   наряду   с центральным   общественным   конфликтом   в   романах   ставятся   и   так   или   иначе   решаются конфликты семейного, личного порядка, но они имеют в большинстве случаев подчиненное значение.  В самой тесной связи с отмеченной особенностью русских романов, изучаемых в XI классе,   находится   и   другая   –   своеобразие   во   взаимоотношении   действующих   лиц.   Герои русского романа являются участниками основного общественного конфликта и принадлежат к одному из борющихся лагерей.  Необходимо   предупредить   учащихся   от   существенной   ошибки,   которую   можно допустить   при   сопоставлении   действующих   лиц.   У   некоторых   учеников   может   сложиться ложное впечатление, что в произведениях русской литературы общественная борьба показана как столкновение наиболее активных людей – положительных и отрицательных героев, а народ представляет собой пассивную массу, которая испытывает воздействие активных людей, но сама в общественной борьбе не участвует.  Внимательный   анализ,   например,   романа   «Мать»   должен   показать   учащимся,   что   народ, рабочие и крестьяне – активная, действенная сила; народ у М.Горького – не нейтральная масса, безразличная   к   происходящему   вокруг:   в   народе   действительно   идет   неустанное   и   все нарастающее брожение.  Именно  этот процесс,  происходящий  в  глубинах  народной жизни,  в  конечном  счете имеет   определяющее   значение   для   разрешения   общественного   конфликта,   поставленного   в произведении.  Изучая   этот   вопрос   о   народе   и   его   месте   в   образной   системе   советского   романа, учащиеся   убедятся   в   том,   что   народ   может   быть   показан   писателем   по­разному:   или   как коллективный   образ   (народ   в   романе   «Мать»   ­   в   сценах   сходки   рабочих   по   вопросу   о «болотной   копейке»,   первомайской   демонстрации   или   ареста   Ниловны),   или   как   образ индивидуальный,  но широко  типичный  (наиболее  яркий  пример  –  Кондрат  Майданников  в романе «Поднятая целина»).  Не   меньшее   значение   для   понимания   композиционного   мастерства   лучших   русских писателей имеет обычный для них драматический план, энергично развивающееся действие, в котором учащиеся определяют экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.  в)   Материал,   предшествующий   изучению   творчества   писателей   определенного периода.  Например: «Русская литература 1917­1929 годов».  Примерное планирование по этой теме:  1­й урок. Великая Октябрьская революция и рождение литературы.  2­й урок. Тема гражданской войны в русской прозе 20­х годов.  3­й урок. Тема революции и гражданской войны в драматургии 20­х годов.  1­й урок. Великая Октябрьская революция и рождение литературы.  Творчество   М.Горького   и   В.Маяковского   этого   периода   (краткая   характеристика). Сложность и противоречивость литературного развития в 20­е годы. Общая характеристика поэзии  20­х годов («Русская литература начиналась  со стихов»).  Произведения Д.Бедного, В.Брюсова,   С.Есенина,   Н.Тихона,   Э.Багрицкого,   М.Светлого.   Произведения   П.Тычины, Я.Купалы, Е.Черенца и др.  2­й урок. 1. Тема гражданской войны в советской прозе 20­х годов. От конкретных жизненных наблюдений – к первым художественным обобщениям русской прозы 20­х годов. («Падения Даира» А.Малышкина и др.). 2. «Бронепоезд 14­69» Вс.Иванова (1921). Показ могучей силы народного   партизанского   движения.   Образы   героев­партизан   (Никита   Вершинин,   Васька Окорок и др.). Образ коммуниста Пеклеванова. Изображение белогвардейцев в повести. Тема интернационального братства народов в борьбе за новый мир. Агитационная беседа партизан с пленным американским солдатом.  Или: «Железный поток» Александра Серафимовича (1924). Показ народной массы в развитии, в революционном преобразовании – основа композиции романа. Массовые сцены в романе (сцены митингов в начале и в конце похода, сцена похорон убитых бойцов). Образ Кожуха. Своеобразие произведения (стройность композиции, сочетание героико­трагедийных эпизодов   с   жанрово­бытовыми,   комическими,   фольклорная   основа   романа,   контрастность речевых средств и т.д.)  Или:   «Чапаев»   Дмитрия   Фурманова   (1923).   Художественное   воплощение   русского революционного   национального   характера   в   образе   Чапаева:   революционный   размах, творческая инициатива, острый ум, юмор, любовь к родному искусству и т.д. Органическая связь Чапаева с народом. Образы соратников Чапаева (Петька Исаев, Маруся Рябинина и др.) Изображение партийного руководства в романе. Образ комиссара Клычкова. Кровная связь народа и партии в романе. «Чапаев» на киноэкране.  Особенного   внимания   от   учащихся   требует   художественное   мастерство   русский писателей, проявленное ими в создании положительных героев.  В положительных героях с наибольшей силой проявляется советская действительность в ее поступательном движении, в развитии, в росте.  В   образах   положительных   героев   находят   свое   наиболее   яркое   выражение   идейные устремления писателя.  Какие же художественные средства изображения положительного героя должны быть предметом изучения в школе?  Основной прием, находящийся в полном соответствии с содержанием и построением русских романов, это показ героя в действии, в активном вмешательстве в жизнь.  Диалог, высказывания о героях других лиц, прямая авторская характеристика, портрет ­ все эти обычные художественные приемы используются писателем для раскрытия образа по­ ложительного героя, но по преимуществу в целях показа его действенности; его общественной роли.  Однако   положительный   герой   не   должен   быть   умозрительной   схемой,   воплощением одних лишь положительных и даже «идеальных» качеств. В жизни его возможны отклонения от правильно поставленных целей, ошибки и срывы.  Мастерство писателя проявляется в том, что он дает нам положительных, но живых людей с присущими им индивидуальными чертами, портрету, и к пейзажу, и к бытовым сценам, и к своеобразию речи каждого из действующих лиц — всюду надо уметь отбирать слова яркие, понятные, точные и незаменимые.  Очень   полезно   ввести   учащихся   в   лабораторию   языкового   творчества   писателя, показать творческую историю произведения сопоставить ранние редакции с окончательной. Учащиеся в пределах времени, каким они располагают, смогут проследить работу М. Горького над языком героев романа «Мать», работу А Фадеева над романом «Молодая гвардия» и т. п.  На   заключительных   занятиях   курса   XI   класса   необходимо   вновь   вернуться   к   этим вопросам и показать, как за последние годы ширится и крепнет тема борьбы за мир не только в произведениях   русских   писателей   (у   Суркова,   Исаковского,   Твардовского   и   др.),   но   и   в литературе зарубежной.  Не следует ограничиваться одним только материалом программы, указанным в «Списке книг,   рекомендуемых   для   внеклассной   чтения».   Надо   следить   за   непрерывным   ростом литературы и знакомить учащихся с вновь выходящими книгами русских писателей. Ученики старших   классов   проявляют   большой   интерес   к   повестям   и   романам,   появляющимся   на страницах периодической печати, также к новым пьесам.  Преподаватель   должен   учитывать   все   эти   живые   интересы   школьников   и   отводить отдельные часы для бесед о новинках литературы и театра как на уроках, так и во внеклассных занятиях.  А исследователь Рез З.Я. в своей статье отмечает, что программа по литературе для старших   классов   содержит   особые   разделы,   не   имеющие   аналогий   в   программе предшествующих лет обучения. И выделяет всего 2 типа обзорных тем: собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930­1941 гг») и обзорное изучение творчества писателя (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия Фета и Тютчева).  3. Варианты структурирования обзорных тем. Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока­лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность. Пути повышения эффективности уроков обзорного типа:  1. Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора.  2. Четкое определение принципов организации обзорного изучения: 1)   соотношение   главных   положений   и   материала,   его   развивающего,   аргументирующего   и иллюстрирующего;  2) обязательная конкретизация основных положений литературным материалом; 3)   привлечение   элементов   «впечатляющего   метода»   (Л.Выготский)   –   синхронистических таблиц, выставок, стенгазет; обращение к другим видам искусства; 3.Установление связей между обзорами, обзорными и монографическими темами:  1) создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных литературных явлениях;  2)   установление   проспективных   и   ретроспективных   взаимодействий   между   материалами обзоров;  3)   обозначение   «сквозных»   содержательных   линий   в   обзорах   (традиции   ­   новаторство, национальное ­ общечеловеческое, идейно­тематические и жанровые предпочтения).  Типы уроков­обзоров:  1)   урок­пролог   к   целостному   изучению   многоуровневого   литературного   явления, прогнозирующий систему в "неразвернутом виде" (Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века”);  2) концептуальные обзоры этапов развития литературы:  а)   обзор   с   акцентом   на   теоретико­литературном   понятии   (Модернизм   как   художественная система). б)   обзор–веха,   характеризующий   узловые   этапы   в   развитии   истории   литературы   (Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий);  в) проблемно­тематический обзор (Тема родины в современной поэзии);  3) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко­культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися (Обретения  и потери" серебряного века”).  2.1. Эффективность обзоров во многом зависит от своевременной активизации имеющихся у школьников   знаний   и   впечатлений   с   ориентацией   на   инварианты   в   структуре   учебного материала.  В старшем школьном звене возрастает роль ретроспективных связей, осуществление которых позволяет организовать повторение, в какой­то мере переосмыслить знакомые факты заново. Полезно   познакомить   старшеклассников   с   последовательностью   изучения   обзорных   тем,   с примерным планом, используя который, ученики могли бы самостоятельно работать над темой на уроке и дома.  Примерный план изучения обзорной темы: 1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.  2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.  3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко­литературного процесса:  а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы; б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;  в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;  г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;  д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.  4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.  5.   Значение   периода   для   нашего   времени,   вклад   эпохи   в   историю   литературы,   в   решение общечеловеческих проблем.  Сильные и слабые стороны литературы данного периода. 4. Планирование обзорной темы. Примерный план изучения обзорной темы:  1)   Наименование   темы.   Определение   хронологических   границ   эпохи   и   обоснование периодизации. Анализ эпиграфа к теме.  2) Краткое историческое введение. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характерные особенности данного направления.  3)   Общая   характеристика   литературы   и   искусства   эпохи,   картина   литературного движения,   основное   содержание   историко­литературного   процесса:   главное   литературное течение, основные темы и проблемы в литературе, новые герои, крупнейшие прозаики поэты, драматурги и т.д., литературный стиль эпохи, изменение в области жанров, новые явления в области языка.  4) Подробное изложение материала об отдельных художественных произведениях.  5) Значение периода для развития русской литературы. Любая   обзорная   лекция   должна   включать   материал   и   о   других   видах   искусства. Деятельность учащихся в процессе лекции может быть различна: составление плана лекции, конспекта, ответы на проблемные вопросы. Эффективной считается работа с синхронической таблицей   (дата   ­   события   общественной   и   политической   жизни   ­   литература   ­   критика   и публицистика ­ искусство. Обзорная   лекция   преподавателя   сочетается   с   работой   по   учебнику   с   организацией наблюдения   над   стилем   писателей,   с   совершенствованием   навыков   анализа   литературных произведений.   Сложность   литературного   материала   и   его   сравнительно   большой   объем потребуют увеличения доли самостоятельных и индивидуальных заданий.  В качестве подготовки к уроку используются литературно­художественные и литературно­ критические журналы последних лет.  Существенным   элементом   такого   урока   является   запись   плана   и   тезисов   лекции, использование материалов, подготовленных индивидуально рядом учащихся.  Важно,   чтобы   для   деятельности   одиннадцатиклассников   было   характерно:   соединение непосредственности и эмоциональности первоначального восприятия с глубиной обобщения, с умением   владеть   знаниями   по   истории   и   теории   литературы.   Не   менее   важным   являются обращение   к   образной   конкретности   художественного   текста,   способность   ученика   дать нравственно­эстетическую оценку произведению в целом. Это позволяет судить о воздействии процесса   обучения   на   формирование   личности   ученика,   на   его   духовный   мир.   Развитие читательских интересов идет по линии соединения эмоционально­эстетического наслаждения с глубиной обобщения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Изучение обзорных тем на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017