Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Оценка 4.8
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
19.05.2017
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Методическая разработка «Игровые технологии в дополнительном образовании детей» раскрывает особенности одного из педагогических видов деятельности – игра. Знакомит с функциями и классификацией педагогических игр, целевыми ориентациями, технологической схемой и этапами проведения игры.
Игровые технологии.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
Сулиашвили Г.П.,
педагог дополнительного образования
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на
земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с
удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей,
самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и
включает человека в новые для него отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Игра – особый вид деятельности.
Вопервых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре
мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы
предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа
обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой
организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает
такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная
самой природой развития человека.
Вовторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает
весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают
удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое
удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И,
хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не
менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная
это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что
принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что
не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем
реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий.
Он играет взахлеб.
Втретьих, любая игра содержит в себе элементы других видов
деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к
какомуто виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра
– дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в
мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным,
подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать
некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой,
художественной, спортивной деятельности, для общения.
Вчетвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не
трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального
«Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по
природе своей диагностична.
Впятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет
начальников и подчиненных,
равенство гарантируется ролевым
распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают
счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в
игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его
учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра –
общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение,
наделяя ее ролью чрезвычайной:
игра – фактор развития ребенка;
игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой
деятельности;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное
вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
игра – профессиональноизящная форма социальнопсихологического
тренинга;
игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем
жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты
проживания радости жизни;
игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы
между детьми, один из способов формирования гуманистической
атмосферы в группе. И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что
педагогическая игра обладает существенным признаком – четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебнопознавательной направленностью.
На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии
игры. Они так и называются – игровые технологии.
Технология это совокупность производственных методов и процессов в
определенной отрасли производства, а также научное описание способов
производства.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют
главную идею и основу эффективности результатов.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются
главные черты, присущие большинству игр, такие как:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности,
а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности
эмоциональная приподнятость деятельности,
соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа
игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую или временную последовательность ее развития.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие
функции:
развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих
в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социальнокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит:
целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как
субъект.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности,
условно
воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно
рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким
основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие
общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных подходов,
эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений
сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии,
творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные
решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение
общению; психотерапия.
нравственных,
позиций,
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов
игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и
классификации педагогических игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР
По области деятельности.
Физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые,
социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса.
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические.
По предметной области.
1. математические,
химические,
биологические,
физические,
экологические;
2. музыкальные, театральные, литературные; 3. трудовые, технические, производственные;
4. физкультурные, спортивные, туристические, народные;
5. обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
По игровой среде: различают игры
1. без предметов, с предметами;
2. настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;
3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,
4. технические, со средствами передвижения.
По характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игрыдраматизации.
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Сюжетные это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны
вести себя соответственно данному сюжету.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с
исполнением роли разрабатывается модельпьеса ситуации, между учащимися
распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где
игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы
перевоплощаясь в образ.
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения
нового, закрепления материала , развития творческих способностей,
формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и
изучить учебный материал с различных позиций.
Имитируется деятельность какой либо
организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут
события,, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение
беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события,
содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и
объектов.
Игрыдраматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но
уже социальнопсихологический, в котором отрабатывается умение
чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого
человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Имитационные игры.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки
сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание
сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы,
обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание
процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется
режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается
постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов,
инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация.
При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за
консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками
игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию
роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность,
нарушать регламент и этику поведения.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор,
Этап проведения. – процесс игры. С началом игры никто не имеет права
вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать
действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от
модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых
позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию
работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност,
аналитик.
контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный
критик, консерватор.
проблематизатор, рефлексирующий, программист.
принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления
экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на
сопоставление использованной имитации с соответствующей областью
реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Социальнопсихологические позиции: лидер, предпочитаемый,
позиции: методолог, критик, методист,
Методологические Технологическая схема деловой игры
Этап
подготовки
Разработка
игры
разработка сценария
план деловой игры
общее описание игры
содержание инструктажа
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
постановка проблемы, целей
условия, инструктаж
регламент, правила
распределение ролей
формирование групп
консультации Этап
проведения
Групповая
работа
заданием
над
работа с источниками
тренинг
мозговой штурм
работа с игротехником
Межгрупповая
дискуссия
выступления групп
защита результатов
правила дискуссии
работа экспертов
Этап анализа и обобщения
вывод из игры
анализ, рефлексия
оценка и самооценка работы
выводы и обобщения
рекомендации
Технологическая схема деловой игры
Этап
подготовки
Разработка
игры
план деловой игры
общее описание игры (правила игры)
содержание инструктажа (роли)
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
постановка проблемы, целей
условия, инструктаж
регламент, правила
распределение ролей
формирование групп
консультации Этап проведения
Этап анализа и обобщения
ознакомление с правилами игры
процесс игры
подведение итогов игры
анализ, рефлексия
оценка и самооценка работы
выводы и обобщения
рекомендации
Понятийный словарь
Реноме – (от франц.). Установившееся мнение о комлибо или чемлибо.
Фабула Сюжетная основа литературного произведения.
Адекватный (от лат.). Полностью совпадающий с чемлибо, точно
соответствующий чемулибо по смыслу, содержанию, значению.
Латентный (от лат.). Внешне не проявляющийся, скрытый. 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением,
Парадокс
высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.
2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать). Возникновение
симпатии, установка на другого человека, как на привлекательного. Является
важным показателем профессиональной педагогической пригодности.
Креативность (от англ.
creativity). Уровень творческой одаренности,
способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую
характеристику личности.
Продуктивный – (от лат.). Приносящий положительные результаты,
создающий ценности.
Эмпатия – (от греч. сопереживание). Качество личности, ее способность
проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей,
сочувствовать им, сопереживать.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России.
2001 г.
2. Лизинский В.М. Диагностикоаналитические процедуры и активно
игровые формы в управлении школой. М., 1996 г. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное
образование, 1998 г.
4. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика
проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2001 г.
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.