Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Оценка 4.8
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
19.05.2017
Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Методическая разработка «Игровые технологии в дополнительном образовании детей» раскрывает особенности одного из педагогических видов деятельности – игра. Знакомит с функциями и классификацией педагогических игр, целевыми ориентациями, технологической схемой и этапами проведения игры.
Игровые технологии.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» Подготовила:  Сулиашвили Г.П.,  педагог дополнительного образования      Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация,  приобретение   нового   социального  опыта.  Игра   увлекает   и включает человека в новые для него отношения.        Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.          По определению  игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных   на   воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением     Игра – особый вид деятельности.     Во­первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое  состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность   и   потребность   в   игре;   генетическая   программа обеспечивает   нашу   обязательную   игровую   деятельность,   в   ходе   которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.        Во­вторых, целевое  содержание, расположенное в самой игре, придает весомость   каждому   моменту   игры.   Играют,   чтобы   играть.   Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает  в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не   может   поколебать   его   авторитет   и   подорвать   репутацию.   Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.         В­третьих,   любая   игра   содержит   в   себе   элементы   других   видов деятельности,   а   значит,   обладает   возможностью   приобщать   человека   к какому­то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир   человеческой   деятельности   уже   в   некоторой   степени   оснащенным, подготовленным.   В   игре   заложена   возможность   незаметно   овладевать некоторыми   умениями,   необходимыми   для   познавательной,   трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.        В­четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я».   В   игре   каждое   «Я»   обретает   адекватную   форму.   Поэтому   игра   по природе своей диагностична.         В­пятых,   игра   –   самый   демократичный   вид   деятельности:   здесь   нет начальников   и   подчиненных,   равенство   гарантируется   ролевым распределением   и   диктатом   фабулы.   В   игре   все   равны   и   все   испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре   оказывается   в   демократическом   окружении:   никто   не   помнит   о   его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра – общение равных.        Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:  игра – фактор развития ребенка;  игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;  игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;  игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;  игра   –   мягкое   корректирование   воспитанности   ребенка,   незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;  игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;  игра   –   профессионально­изящная   форма   социально­психологического тренинга;  игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;  игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;  игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между   детьми,   один   из   способов   формирования   гуманистической атмосферы в группе. И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая   игра   обладает   существенным   признаком   –   четко поставленной целью обучения и соответствующим ей   педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью.        На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.         Технология это совокупность производственных методов и процессов в определенной   отрасли   производства,   а   также   научное   описание   способов производства.                Игровые   технологии  обладают   средствами,   активизирующими   и интенсифицирующими   деятельность   учащихся,   эти   средства   составляют главную идею и основу эффективности результатов.            Причиной изобретения   игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:  свободная   развивающая   деятельность,   предпринимаемая   лишь   по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;  творческий,  в   значительной   мере   импровизационный,  очень   активный характер этой деятельности   эмоциональная   приподнятость   деятельности,   соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);  наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.      В   педагогической   практике   игровая   деятельность   выполняет   такие   функции:        ­  развлекательную  (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);     ­ коммуникативную: освоение  диалектики общения;     ­ самореализации в игре как полигоне человеческой практики;     ­ игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;        ­  диагностическую:  выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;         ­   функцию  коррекции:  внесение   позитивных   изменений   в   структуру личностных показателей; ­  межнациональной коммуникации:  усвоение единых для всех людей социально­культурных ценностей;     ­ социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.      В структуру игры как деятельности органично входит:  целеполагание,  планирование,  реализация цели,  анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.     В структуру игры как процесса входят:  роли, взятые на себя играющими;  игровые действия как средство реализации этих ролей;  игровое   употребление   предметов,   т.е.   замещение   реальных   вещей игровыми, условными;  реальные отношения между играющими;  сюжет   (содержание)   –   область   действительности,   условно         воспроизводимая в игре.   Значение   игры   невозможно   исчерпать   и   оценить   развлекательно­   рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.         Понятие     «игровые   педагогические   технологии»   включает   достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.     Игровая   форма   занятий   создается   при   помощи   игровых   приемов   и ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования учащихся к познавательной деятельности.      Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным   направлениям:   дидактическая   цель   ставится   перед   учащимися   в форме   игровой   задачи;   учебная   деятельность   подчиняется   правилам   игры; учебный   материал   используется   в   качестве   ее   средства,   в   учебную деятельность   вводится   элемент   соревнования,   который   переводит дидактическую   задачу   в   игровую;   успешное   выполнение   дидактического задания связывается с игровым результатом.     Спектр  целевых  ориентаций Дидактические:  расширение   кругозора,   познавательная   деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений   и   навыков,   необходимых   в   практической   деятельности;   развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.        Воспитывающие:  воспитание самостоятельности,  воли;  формирование определенных   подходов,   эстетических   и мировоззренческих   установок;   воспитание   сотрудничества,   коллективизма, общительности, коммуникативности.         Развивающие:    развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   умений сравнивать,   сопоставлять,   находить   аналоги,   воображения,   фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.  Социализирующие:  приобщение   к   нормам   и   ценностям   общества;   адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.   нравственных,   позиций,         Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры   и   обучения   во   многом   зависит   от   понимания   педагогом   функций   и классификации педагогических игр.            КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИГР По области деятельности. Физические   (двигательные),   интеллектуальные   (умственные),   трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса. 1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные,          психотехнические. По предметной области. 1. математические,   химические,   биологические,   физические, экологические; 2. музыкальные, театральные, литературные; 3. трудовые, технические, производственные; 4. физкультурные, спортивные, туристические, народные; 5. обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.        По игровой среде: различают  игры  1. без предметов, с предметами; 2. настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках; 3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО, 4. технические, со средствами передвижения. По характеру  игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и  игры­драматизации.     Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.     Сюжетные ­ это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.     Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель­пьеса ситуации, между учащимися распределяются   роли   с   «обязательным   содержанием»,   т.е.   это   игры,   где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.        Деловые игры  используются для решения комплексных задач усвоения нового,   закрепления   материала   ,   развития   творческих   способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.  Имитируется   деятельность   какой   либо   организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,,   конкретная   деятельность   людей   (деловое   совещание,   проведение беседы   и   т.д.).   Сценарий   имитационной   игры,   кроме   сюжета   события, содержит   описание   структуры   и   назначения   имитируемых   процессов   и объектов.     Игры­драматизации  весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже   социально­психологический,   в   котором   отрабатывается   умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.  Имитационные   игры.           Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария   –   условного   отображения   ситуации   и   объекта.   В   содержание сценария   входят:   учебная   цель   занятия,   описание   изучаемой   проблемы, обоснование   поставленной   задачи,   план   деловой   игры,   общее   описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.     Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим   работы,   формулируется   главная   цель   занятия,   обосновывается постановка   проблемы   и   выбора   ситуации.   Выдаются   пакеты   материалов, инструкций,   правил,   установок.   Собирается   дополнительная   информация. При   необходимости   учащиеся     обращаются   к   ведущему   и   экспертам   за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.      Организационные  позиции:   организатор,   координатор,   интегратор,     Этап проведения. – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться   и   изменять   ее   ход.   Только   ведущий   может   корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации   деловой   игры   могут   быть   введены   различные   типы   ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.   контролер, тренер, манипулятор.     Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.   проблематизатор, рефлексирующий, программист.   принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.             Этап анализа, обсуждения и оценки    результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует   окончательный   итог   занятия.   Обращает   внимание   на сопоставление   использованной   имитации   с   соответствующей   областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.  Социально­психологические    позиции:   лидер,   предпочитаемый,  позиции:   методолог,   критик,   методист,  Методологические Технологическая схема деловой игры Этап подготовки Разработка игры ­ разработка сценария ­ план деловой игры ­ общее описание игры ­ содержание инструктажа ­ подготовка материального обеспечения Ввод в игру ­ постановка проблемы, целей ­ условия, инструктаж ­ регламент, правила ­ распределение ролей ­ формирование групп ­ консультации Этап проведения Групповая работа   заданием над ­ работа с источниками ­ тренинг ­ мозговой штурм ­ работа с игротехником Межгрупповая дискуссия ­ выступления групп ­ защита результатов ­ правила дискуссии ­ работа экспертов                                                             Этап анализа и обобщения ­ вывод из игры ­ анализ, рефлексия ­ оценка и самооценка работы ­ выводы и обобщения ­ рекомендации Технологическая схема деловой игры Этап подготовки Разработка игры ­ план деловой игры ­ общее описание игры (правила игры) ­ содержание инструктажа (роли) ­ подготовка материального обеспечения Ввод в игру ­ постановка проблемы, целей ­ условия, инструктаж ­ регламент, правила ­ распределение ролей ­ формирование групп ­ консультации Этап проведения                                                             Этап анализа и обобщения ­ ознакомление  с правилами игры ­ процесс  игры ­ подведение итогов игры ­ анализ, рефлексия ­ оценка и самооценка работы ­ выводы и обобщения ­ рекомендации        Понятийный словарь Реноме – (от франц.). Установившееся мнение о ком­либо или чем­либо. Фабула­ Сюжетная основа литературного произведения. Адекватный­   (от   лат.).   Полностью   совпадающий   с   чем­либо,   точно соответствующий чему­либо по смыслу, содержанию, значению. Латентный­ (от лат.). Внешне не проявляющийся, скрытый. 1.   Странное,   расходящееся   с   общепринятым   мнением, Парадокс­ высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. Аттракция­  (от   лат.  attrahere  –   привлекать,   притягивать).     Возникновение симпатии, установка на другого человека, как на привлекательного. Является важным показателем профессиональной педагогической пригодности. Креативность­  (от   англ.  creativity).   Уровень   творческой   одаренности, способности   к   творчеству,   составляющий   относительно   устойчивую характеристику личности.   Продуктивный   –  (от   лат.).   Приносящий   положительные   результаты, создающий ценности. Эмпатия   –  (от   греч.   сопереживание).   Качество   личности,   ее   способность проникать   с   помощью   чувств   в   душевные   переживания   других   людей, сочувствовать им, сопереживать. Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. ЛИТЕРАТУРА 1.  Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России.       2001 г. 2.  Лизинский В.М. Диагностико­аналитические процедуры и активно­      игровые формы в управлении школой. М., 1996 г. 3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное       образование, 1998 г. 4.  Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика  проведения   игр   с   подростками.   М.:   Гуманитарный   издательский   центр ВЛАДОС, 2001 г.

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»

Методическая разработка на тему «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017