Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"
Оценка 5

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
Взрослым
27.03.2018
Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"
Методическая разработка открытого занятия "В поисках Северных оленей" по общеобразовательной программе "Аркториум" (образовательная экспедиция "Олень - основа жизни", площадка "Этноигровая"). Занятие расширяет знание детей о роли Северного оленя в жизни коренных жителей ЯНАО, воспитывает бережное отношение к северной природе и любовь к родному краю.
Никитина Л.В._В поисках Северных оленей.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Методическая разработка занятия «В поисках северных оленей» Никитина Людмила Викторовна, методист,                                                                 педагог дополнительного образования  отдел образовательных инициатив г. Новый Уренгой, 2018 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ  «В ПОИСКАХ СЕВЕРНЫХ ОЛЕНЕЙ» Никитина Людмила Викторовна,  МБОУ ДО Дом детского творчества,  методист,  педагог дополнительного образования,  ЯНАО, г. Новый Уренгой  Предмет (направленность): краеведение.  Возраст детей: 6­7 лет (старший дошкольный возраст). Место проведения: аудитория. Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: сюжетно­ролевая игра. Цель:  Расширить   знания   детей   о   животном   Севера   –   олене,   его   роли   для коренных народов Ямала.  Задачи: Обучающие:  познакомить   детей  со   следами   птиц,  животных;  учить  находить сходство и различия между ними; расширять знания детей о роли Северного оленя в жизни коренных жителей ЯНАО; закреплять названия животных Севера (северный   олень,   белый   медведь,   морж,   тюлень);   формировать   умения применять ранее изученный материал. Развивающие:  развивать   любознательность,   речь,   внимание;   умение   видеть, формулировать и решать проблемы; развивать творческое воображение детей. 2 Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к северной природе, любовь к родному краю, уважение к традициям коренных народов Севера; воспитывать умение взаимодействовать в детском коллективе. Словарная работа: аргиш, чум, важенка, оленья упряжка, Тыхко (имя означает оленевод);   северный   олень,   белый   медведь,   морж,   тюлень;   малицы,   ягушки, кисы.  Предварительная   работа:  рассказы   педагога   о   жизни   и   быте   коренных народов   Севера;   рассматривание   иллюстраций,   чтение   художественной литературы (ненецких сказок); разучивание подвижных ненецких народных игр: «Важенка и оленята», «Оленьи упряжки», «Олени и пастухи», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «На новое стойбище», «Волк и олени», «Ловкий оленевод». Методические   приёмы:  художественное   слово,   практический   показ; изменение мотивов деятельности; творческие задания. Оборудование   и   материалы:  микрофон,   аудиозаписи   песен   не   ненецком языке;   чум,   костюм   оленевода,   ростовой   костюм   оленя,   разрезные   картинки животных Севера. I. Вводная часть: Ход занятия: а) рассматривание писем­следов; б) постановка мотивации ­ помочь оленеводу Тыхко. Педагог:  ­ Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (Письмо). ­ А вам приходят письма домой? (Да). ­ А кто их вам их пишет? (Родные, друзья из других городов). ­ А есть письма, которые пишут звери, птицы, даже ветер и мороз. Такие письма называют следами, их тоже можно прочитать.   ­   Посмотрите!   Как   вы   думаете,   от   кого   это   письмо?   (Педагог   достаёт   из конверта картинку с птичьим следом и показывает её детям). Дети:  ­ Это след птички.  Педагог: ­ Правильно, это птичий след.  ­ А теперь отгадайте загадку. На кормушке возле нашей форточки Села удивительная птица 3 В чёрной шапочке она, в зелёной кофточке Птица  называется…?  (Педагог  показывает  детям  картинку  с  изображением синицы. Затем показывает карточку со следом).  Педагог: ­ Это ребята, интересный след. А чей, вы отгадайте? ­ Хожу в пушистой шубе,  Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Дети:  ­ Это белка.  Педагог: ­ Правильно это след белки.  ­ Интересно, а чей же это след? (Педагог показывает карточку со следом оленя). ­ Ребята, а здесь что­то написано! (Педагог достаёт письмо из конверта и читает его детям). «Здравствуйте, ребята! Я   пишу   вам   с   Крайнего   Севера.   Зовут   меня   Тыхко.   Моё   имя   означает   – «оленевод». У нас случилась беда ­ пропали наши олени. Злая ведьма Хадне заманила их в своё логово и заколдовала. Без оленей мы пропадём! Помогите, пожалуйста, отыскать наших оленей! Оленевод Тыхко.» Педагог: ­ Теперь понятно – это след северного оленя! Вот ведь беда­то, какая! Ребята поможем оленеводу Тыхко? (Да!).  ­ Не боитесь? (Нет!). ­ Ну, тогда, друзья­следопыты,   Беспокойный народ!   Собирайтесь скорее   В необычный наш поход! ­ Сначала, надо нам одеться потеплее! Наденем шапки, малицы и ягушки, кисы и варежки. (Дети пантомимой показывают, что они надевают.)  ­ Готовы? (Да!).  ­ Как вы думаете, на чём мы поедем? Правильно, на оленьей упряжке. Олений обоз называется аргиш. Давайте позовём нашего друга ­ северного оленя! (Дети зовут оленя. Появляется второй педагог в ростовом костюме оленя).  4 ­ Впереди у нас – олень, а мы поедем сзади на нартах. (Имитируют узду на оленьей упряжке – паровозиком друг за другом). II.      Основная часть. а) художественное слово; б) сюрпризный момент ­ встреча с оленеводом Тыхко; в) Берёза ­ загадки про животных; г) дидактическая игра «Собери картинку»; д) подвижная игра «Важенка и оленята». Педагог: ­   Вот,   ребята,   мы   прибыли   в   стойбище,   в   котором   живёт   оленевод   Тыхко. Посмотрите как красиво! (Один из детей читает стихотворение). Ребёнок:  Север ­ это звон упряжек, И под снегом мерзлый мох. Север ­ это край, где пляшет  Вверх, над чумиком, дымок. Север ­ это в небе синем  Тарахтящий вертолёт. Север ­ это край гусиный, Это вьюга, это лёд. Педагог:  ­ Посмотрите, это чум. Вот в таких чумах живут жители крайнего Севера (Из аа оа аа оа чума появляется оленевод).  ­ Ребята, да это же оленевод Тыхко! Н ни т рова! Здравствуйте, мы рады вас видеть! Мы приехали помочь вам ­ найти ваших оленей! Оленевод Тыхко: ­ Н ни т рова!  Приветствую вас, милые гости! В край северный милости просим! Никто вас не тронет, не бойтесь! Не часты на севере гости! Не всякий, поверьте, решится, На северный полюс явиться! Лишь храбрым ­ сказать я хочу, Добраться сюда по плечу! А храбрых здесь уважают, Бояться – не обижают! ­ Откуда вы прибыли, расскажите! Дети:  5 ­ Мы прибыли из города Новый Уренгой! ­ Наш город тоже северный! ­ Мы из детского сада «Берёзка»! ­ Наша группа называется «Одуванчик»! Оленевод Тыхко:  ­ Так это вы группа «Одуванчик»? Я про вас много хорошего слышал, поэтому и обратился к вам за помощью!  ­ Я оленевод, зовут меня Тыхко. Никак нельзя нам без оленей, ведь это для нас и транспорт, и одежда, и жильё! Нашим оленям не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У них замечательная шерсть – густая и мягкая. Мы получаем от оленей питание и одежду, защищающую нас от холода. Олень является для нас незаменимым средством передвижения в северных условиях! Педагог: ­ Тыхко, наши ребята знают стихотворение о северном олене! (Один ребёнок читает стихотворение). Ребёнок: Для копыт, колёс и ног Много сделано дорог, Ну, а если снег и сопки, Перевалы на пути, Где крутой звериной тропкой Ни проехать, ни пройти, Там всегда в метель и в стужу Человеку верно служит Быстрый северный олень! Оленевод Тыхко: ­ Молодцы, ребята!  ­ А у нас теперь беда! Нет у нас оленей, остались только следы! Что же нам теперь делать? Педагог:  ­ Не переживайте, уважаемый Тыхко! Наши ребята вам помогут! Мы сейчас все вместе пойдём по оленьим следам.  Оленевод Тыхко:  ­ Подождите, я знаю одно место! Там растёт светлое дерево – берёза! Может она нам   подскажет,   где   наши   олени?   (Все   вместе   идут   по   следам.   Подходят   к светлому дереву – берёзе). (Звучит фонограмма ­  голос Берёзы). 6 Берёза:  ­ Приветствую вас, дорогие ребята! Куда путь держите? Дети:  ­ Н ни т рова, Берёзонька! Мы идём по следам, ищем северных оленей! Их оа аа похитила у оленевода Тыхко злая ведьма Хадне!  Берёза:  ­ Я подскажу вам дорогу, куда идти дальше…, но сначала отгадайте загадки!  Загадки: 1. Он среди торосов, В тёплой белой шкуре, Прячется от морозов И от снежной бури.         (Белый медведь) 2. Они на холоде лежат, Но от стужи не дрожат. Пусть ветер и вода свежи,  Но на пляж идут…          (Моржи) 3. Целый день лежать не лень, Толстым должен быть… (Тюлень) (Отгадывание загадок сопровождается показом картинок северных животных). Берёза:  ­ Молодцы, ребята! Со всеми загадками справились! Все отгадали! Ступайте дальше по следам! Они приведут вас к логову злой ведьмы Хадне, но вы не бойтесь её! Она уже совсем старая стала и вас, таких храбрых, она победить не сможет! (Дети идут по следам дальше. Им на пути появляется ведьма). Ведьма Хадне: ­ А­а­а…, я знала, что вы ко мне придёте! Вижу, вижу – храбрые, молодцы! Оленей   своих   вы  увидите   только  тогда,  когда   моё   задание   выполните!   Если справитесь?! Ха­ха­ха!!!... Педагог: ­ Ребята, справимся с заданием, которое нам ведьма приготовила? (Да!) ­ А вот и задание! Вам необходимо собрать разрезные картинки с изображением северных животных. Готовы? (Да!)  (Дети собирают  разрезные картинки с изображением животных севера, когда соберут последнюю ­ с оленем, звучит музыка, появляется ребёнок в костюме оленя). Ребёнок в костюме оленя: Я ­ как северное чудо 7 Я ­ ваш северный олень! В тундре я брожу повсюду И в работе целый день! Я на воле добываю Пропитанье тут и там, Снег глубокий разгребаю, Нахожу я ягель сам. Важно шествует по тундре Гордый северный олень! Без оленя очень трудно Коротать полярный день! Оленевод Тыхко:  ­ Вот ты где, мой олень!!! А где же остальные? Ребёнок в костюме оленя: ­ Они ещё в пути! Педагог и дети:  ­ Здравствуй, Северный олень! Ребёнок в костюме оленя: ­ Здравствуйте, ребята! Спасибо, что освободили меня и моих братьев! А за это я хочу с вами поиграть. Игра называется «Важенка и оленята». Оленевод Тыхко:  ­ Ребята, вы знаете кто такая важенка? Важенка ­ это мама оленёнка. Она очень заботливая и смелая! Проводится подвижная игра «Важенки и оленята» Ребята   выбирают,   кто   из   них   будет   важенкой,   а   кто   оленятами.   На площадке нарисовано несколько кругов (или лежат обручи). В каждом из них находится   важенка   и   двое   оленят.   Волк   сидит   за   сопкой   (на   другом   конце площадки).  На слова оленевода Тыхко: — Бродит в тундре важенка, С нею — оленята, Объясняет каждому Всё, что непонятно... Топают по снегу Оленята малые. 8 Терпеливо слушая Наставленья мамины — играющие оленята свободно бегают по площадке (тундре), наклоняются, едят траву, пьют воду (имитируют движения).  На слова оленевода Тыхко:  ­ «Волк идёт!» ­ оленята и важенки убегают в свои домики (круги или обручи). Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Игра повторяется несколько раз. III. Заключительная часть. а) обобщение педагога; б) подведение итога занятия. Педагог:  ­ Оленевод Тыхко, мы помогли тебе найти оленей, нам очень понравилось играть с тобой! Но нам пора возвращаться домой! Оленевод Тыхко:  ­ Спасибо вам большое, ребята, что помогли отыскать наших оленей! А чтобы вы быстрее добрались до дома и не замерзли, я предлагаю вам прокатиться на оленьей упряжке. Садитесь! (Дети и педагог имитируют езду на упряжках и под мелодию выходят с игровой площадки). Оленевод Тыхко:  оа ­ Лакамб й! До свидания, ребята! До новых встреч! Педагог: ­ Ну, вот мы и дома! Ребята, вам понравилось наше приключение? ­ Что нового вы узнали? С кем познакомились? Кого спасли? ­ Я рада, что вам было интересно! Лакамб й! До свидания, ребята! До новых встреч! оа 9

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"

Методическая разработка открытого занятия "В поисках северных оленей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018