Данная программа разработана в помощь учителям по физической культуре по программе баскетбол. Направленна для применения в 5-11 классах, на внеурочных занятиях, секциях и кружках. Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, среднего общего образования. Содержит пояснительную записку,организационно-методические указания, литература.
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БАСКЕТБОЛУ
составитель: Борисов Дмитрий Аркадьевич
учитель физической культуры
1г. Зеленодольск, 2017г.
Содержание
I. Пояснительная записка………..……………………………………..…………3
II. Организационнометодические указания…………………………..…….…….6
III. Средства и методы, применяемые на занятиях по баскетболу……….……...8
IV. Контрольнопереводные нормативы (аттестация обучающихся)…………..10
V. Программный материал по практической и теоретической подготовке…….11
VI. Календарнотематическое планирование…………………………………….14
VII. Список литературы…………………………………………………………….19
2I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для проведения кружков (секций) по
баскетболу как внеурочной деятельности в образовательных организациях.
Рабочая программа по баскетболу для обучающихся 511 классов, составлена в
соответствии следующих нормативных документов:
1 Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (с изменениями и дополнениями).
2 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
3 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
от 4 декабря 2007 г. № 329ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101р (с изменениями и дополнениями).
5 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная
приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 271 (с
изменениями и дополнениями).
6 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ.
7 Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
3Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г.
№ 1312».
9 Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне"
(ГТО)"
10 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540
О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ"
ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО).
4Цель современного образования: воспитание высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Цель НОО: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России.
Задачи:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умения сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
осуществлять её контроль и оценку,
духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
дальнейшее
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель основного общего образования становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
5социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа
жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Цель:
создание современной информационнообразовательной среды,
способствующей развитию индивидуальных способностей обучающихся через
доступность и качество реализуемых образовательных услуг в условиях пилотного
введения ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Задачи:
совершенствование педагогической деятельности по реализации идей духовно
нравственного развития и воспитания и формированию универсальных учебных
действий в урочной и внеурочной деятельности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности,
применяя педагогические технологии, формы, методы и приемы образовательной
деятельности, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Целями Всероссийского физкультурноспортивного комплекса являются
повышение эффективности использования возможностей физической культуры и
спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности,
воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического
воспитания населения.
6
Задачами Всероссийского физкультурноспортивного комплекса
являются:
а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической
культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности
жизни граждан Российской Федерации;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических
занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и
ведении здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах
организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных
информационных технологий;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития
массового, детскоюношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных
организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Цель программы: углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи:
Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям и к здоровому
образу жизни;
Сохранение и укрепление здоровья ;
Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной
активности.
II. Организационнометодические указания
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций
общеобразовательных учреждений для обучающихся 511 классов.
7Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых
качеств.
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических
занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся приобщаются к здоровому образу
жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической.
Каждое занятие имеет свое содержание и форму. Содержание составляет
активная практическая деятельность обучающихся, направленная на физическое
совершенствование и выражающаяся в выполнении физических упражнений. При
проведении учебнотренировочных занятиях всегда учитываются индивидуальные
особенности личности каждого обучающегося, поэтому предлагаемые физические
упражнения носят дифференцированный характер.
Во время занятий необходим постоянный контроль физического и функционального
состояния обучающихся во избежание перенагрузки. Поэтому, применяются следующие
виды контроля:
1.предварительный контроль проводится в начале учебного года для изучения состава
обучающихся. Для этого устанавливается состояние их здоровья, определяется
физические и другие виды подготовленности, выявляется их готовность к предстоящим
занятиям.
2. оперативный контроль предназначен для определения тренировочного эффекта в
рамках отдельного занятия по критерию состояния организма занимающихся. Этот вид
контроля применяется для оперативного регулирования динамики нагрузки.
3. текущий контроль используется для изучения реакции организма на нагрузку после
занятия и позволяет определить восстановление работоспособности занимающихся.
Результаты этого контроля дают возможность корректировать нагрузку для последующих
занятий.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительная часть, основная часть и
заключительная часть.
8Подготовительная часть. Задача подготовительной части – подготовка организма
занимающихся к предстоящему занятию. Привести функциональные системы в
оптимальное рабочее состояние (ЧСС, сердечнососудистая, дыхательная системы,
артериальное давление, активизация нервной системы, повышение мышечного тонуса и
др.).
Основная часть, самая большая. В основной части решаются главные задачи
занятия: образовательная, обучающая, воспитательная. Во время объяснения нового
материала используются различные методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод включает в себя рассказ, объяснение материала.
Наглядный метод включает в себя показ объясняемого материала.
Практический метод включает в себя практическое выполнение объясняемого
материала. Здесь применяется
метод упражнения: повторный, переменный,
комбинированный; игровой и соревновательный методы. Наиболее большое место
уделяется игровому и соревновательному методам (в виде различных эстафет, веселых
стартов, ролевых игр и т.д.).
Заключительная часть. Задача заключительной части это восстановление всех
систем организма в исходное состояние (в начале занятия), упражнения на
расслабление мышц, упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, подведение
итогов занятия.
ПРИМЕРНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ (БЛАГОПРИЯТНЫЕ) ПЕРИОДЫ
РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Морфофункциональные
показатели, физические
качества
Рост
Мышечная масса
Быстрота
Скоростносиловые качества
Сила
Выносливость(аэробные
7
8
9
10
Возраст, лет
13
11
12
14
15
17
1
6
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
9возможности)
Анаэробные возможности
Гибкость
Координационные
возможности
Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
III. Средства и методы, применяемые
на занятиях по баскетболу.
Средства, применяемые на занятиях по баскетболу.
Основным средством, применяемое на занятии является физическое упражнение.
А именно:
общеразвивающие, акробатические упражнения на снарядах (гимнастическая
стенка, перекладина), упражнения в равновесии, беге, лазании, ориентировании в
Эту группу упражнений
пространстве, прыжковые упражнения
и другие.
необходимо применять для формирования у обучающихся правильной осанки,
комплексного развития физических качеств, формирования жизненно важных
умений и навыков.
Подвижные игры и эстафеты (с бегом и прыжками, с предметами).
Их
применение значительно усиливает развитие координационных способностей,
если подвижные игры и эстафеты все время изменяются, и привыкание к их
содержанию не наступает. Эти средства усиливают эмоциональный фон занятия и
требуют наличия строгой дозировки.
Основные методы физической подготовки:
игровой метод (проведение подвижных игр и игровых упражнений);
10 соревновательный метод (эстафеты, выполнение контрольных нормативов по
ОФП);
повторный метод (развитие координационных,
скоростных,
силовых
способностей и гибкости).
Методы организации деятельности учащихся:
Фронтальный метод – предусматривает одинаковые задания для всех обучающихся,
выполнение заданий под общим руководством тренерапреподавателя;
упражнение на гимнастических скамейках, стенках, перекладине, а учащиеся
Поточный метод применение метода необходимо, если выполняется
Индивидуальный метод
предусматривает персональные задания для
выполняют его один за другим (потоком).
обучающихся, которые выполняются самостоятельно.
обучающийся (обычно в составе группы из 34 человек) выполняет определенное
количество различных упражнений, последовательно переходя с одной станции на
Круговой метод (круговая тренировка) – характеризуется тем, что каждый
другую (по кругу). Такой метод применяется для комплексного развития физических
качеств.
Формирование универсальных учебных действий
УУД
Характеристика основных видов деятельности ученика
Знания о физической культуре
Личностные,
• рассматривать физическую культуру как явление
коммуникативные
культуры;
• характеризовать содержательные основы здорового образа
жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической подготовленностью,
формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
11• определять базовые понятия и термины баскетбола,
применять их в процессе игры со своими сверстниками;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма
и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы
одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой
доврачебной помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Личностные.
коммуникативные,
• использовать занятия кружка и спортивные соревнования
для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
регулятивные
собственного здоровья,
кондиций;
повышения уровня физических
• взаимодействовать со сверстниками в условиях
оказывать помощь в
деятельности,
самостоятельной
организации и проведении тренировок, освоении новых
двигательных действий, развитии физических качеств.
Физическое совершенствование
Личностные
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств
(силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры
в баскетбол в условиях игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня
индивидуального развития основных физических качеств.
IV. Контрольнопереводные нормативы
Передачи и броски мяча.
№
Контрольные упражнения
Возраст
12п/п
1.
2.
3.
Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м,
расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).
5 штрафных бросков (попаданий).
10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).
11 12 13
20 22 23
2
6
2
7
3
8
Уровень результатов работы по программе:
Приобретение социальных
знаний (первый уровень)
Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
Получение опыта
самостоятельного
общественного действия
(второй уровень)
(третий уровень)
Занятия в секции, овладение
техникой игры в баскетбол
Участие в школьных спортивных соревнованиях, месячниках
Организация соревнований по баскетболу для учащихся начальной школы, судейство на
соревнованиях
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
повседневное систематическое наблюдение;
участие в спортивных праздниках, конкурсах;
участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
спортивные праздники, конкурсы;
матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
соревнования школьного, районного и городского масштабов.
V. Программный материал по практической и теоретической подготовке
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной
13подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы
(Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I
XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое
внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста
и тактикотехническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом.
Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного
баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.
Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое
условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в
баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при
нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно
мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при
нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.
Гигиенические основы режима труда
и отдыха юных спортсменов.
Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от
направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков «заслон в движении».
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание
выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
14Взаимодействие трех игроков «скрестный выход». Чередование упражнений на
развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к
питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, изза спины, изза
спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного
нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.
Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика.
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные
действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения,
бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом.
Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого
сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при
блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи
при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при
борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение
технических приемов.
Общая характеристика спортивной тренировки.
Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с
выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия
одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления
движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от
действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических
приемов и тактических действий.
15Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 2. Формы организации занятий в спортивной
тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и
зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в
системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в
процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку.
Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в
нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от
пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с
использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами
после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков
«подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника
овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному
заслону».
Сущность и назначение планирования, и его виды. Совершенствование техники
броска мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование
техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от
действий в нападении к действиям в защите.
16Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении
и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное
выполнение технических приемов и тактических действий.
Принципы организации обучения
1. Принцип доступности и индивидуализации
2. Принцип постепенности
3. Принцип систематичности и последовательности
4. Принцип сознательности и активности
5. Принцип наглядности
Материальнотехническое
обеспечение
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
занятий
1 Щиты тренировочные с кольцами 2 шт.
2. Мячи баскетбольные 20 шт.
3. Насос ручной со штуцером 2 шт;
17Список литературы
1. «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное
пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
2. «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детскоюношеских спортивных
школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
3. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях
М.:Просвещение,2001
4. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов
М.:Просвещение,1998.
5. «Физическое воспитание учащихся 57 классов:Пособие для
учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.М.:Просвещение,1997,
6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
7. «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
8. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич
Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
9. «Общая педагогика физической культуры и спорта » М.:ИД «Форум» ,2007Литература для детей и родителей
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д:
«Феникс», 2000.352 с.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973. С.7981.
3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ.
культуры . 1996.
4. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. М., 1987.