Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
6 кл
11.04.2018
В разработке подробно представлен весь ход урока. Учащиеся знакомятся с понятиями: водный режим рек, питание рек. Выполняют сравнительную характеристику рек, данные заносят в таблицу. Пользуясь картами атласа, выявляют особенности географического положение рек и дают оценку влияния климата на реки. Работа осуществляется в парах и по вариантам.
Питание и режим рек.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова»
СЦЕНАРИЙ УРОКА ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: «ПИТАНИЕ И РЕК»
Исполнитель:
Праздникова С. В.
учитель географии
Вахрушев 2017
Тип урока: комбинированный
Класс: 6
Предметная область: география
УМК:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 56 классы.
Учебник. Москва: Дрофа, 2017
2. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 56 классы.
3. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей
программы. 56 классы. Москва: Дрофа, 2016
4. Атлас «География. 6 класс.» Москва: Дрофа, 2017
Цель урока:
1. Познакомить с понятиями водный режим реки, питание реки; закрепить знания об
элементах речной системы, характере течения реки и зависимости от рельефа.
2. Развивать умение определять географическое положение объекта (реки).
3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Задачи урока:
актуализировать и применить знания о строении речной системы, речной долины,
особенностях рек равнинных и горных, за счет применения разнообразных форм контроля;
создать условия для усвоения понятий «режим рек», «питание рек», «паводок»,
«половодье», «межень»;
стимулировать необходимость воспользоваться географическими картами для
поиска необходимой информации;
развивать способность сравнивать, сопоставлять, логически мыслить;
воспитывать познавательный интерес на основе усиления практической значимости
материала, применения краеведческого материала;
создать благоприятную, здоровье сберегающую обстановку.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
организовать сотрудничество при работе в группах, выстроить
взаимодействие учащихся друг с другом, учить выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами на каждом этапе урока.
Предметные : развивать умения выделять главное, контролировать процесс и
результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию знаний и
умений.
Метапредметные: в процессе самостоятельной работы с разными источниками
информации выяснить особенности рек; найти и объяснить основные понятия урока.
Формируемые УУД: Личностные УУД
осознание ценности географических знаний.
овладение определенной географической информацией, навыками ее применения в
различных ситуациях;
Познавательные УУД
уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать, выделять главное.
сформировать представление об основных реках мира, скорости равнинных и
горных рек, называть и правильно показывать на карте основные части реки, бассейн,
водоразделы.
Коммуникативные УУД.
уметь выражать свои мысли.
формировать и аргументировать свое мнение;
слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД
проговаривать последовательность действий при выполнении;
видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного
достижения поставленной цели.
осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока;
работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль, коррекцию;
Ход урока:
«Реки как люди» Л.Н.Толстой
Мотивация.
Учитель:
Приветствую учащихся:
– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
Ребята, у меня есть великолепная возможность сегодня поработать вместе с вами.
Я предлагаю эпиграфом нашего урока взять слова Л.Н.Толстого «Реки как люди», как вы
думаете почему он так сказал?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель: Да, мы все разные. Природа наделила людей разными характерами, и у
каждого человека свой, особый, индивидуальный, ни на чей больше не похожий характер.
Приведите примеры какие у человека могут быть черты характера.
Ученики: (Ответы учащихся.)
Актуализация.
Учитель:
Вот и реки тоже различаются по характеру своего течения. Вспоминаем, работаем с
картой, показываем. (Амур, Обь, Енисей, Волга, Терек)
Как и человек реки имеют своё строение. Давайте вспомним: какие части имеет река.
(рисунок на доске) (один ученик подписывает части реки на доске, а ребята, работая в парах,
находят соотношение на местах. На партах лежат разрезанные полоски бумаги, на
которых есть надписи частей реки и дано определение этой части, задача детей
правильно сопоставить).
Река
Исток
Устье
Водораздел
Речная система
Приток
Бассейн
Поток воды, текущий в выработанном углублении – русле реки.
Место начала реки.
Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Граница, разделяющая соседние речные бассейны.
Главная река со всеми притоками.
Река, которая впадает в большую реку.
Участок земной поверхности, с которого река собирает все свои воды.
Проверяем!!!
Учитель:
Как вы думаете, мы все вопросы рассмотрели по теме «Реки»?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель:
А есть профессия, которая изучает воду?
Ученики: (Ответы учащихся.) гидрологи
Учитель:
Я вам предлагаю несколько минут поработать гидрологами и заполнить карточки:
(ребята работают по вариантам с раздаточным материалом. Дают характеристику
реки по вопросам карточек.).
Карточка №1 Вариант1
Части реки
Исток
Устье
Притоки
К бассейну какого океана относится
Питание
Режим
Карточка №1 Вариант2
Части реки
Исток
Устье
Притоки
К бассейну какого океана относится
Волга
Обь Питание
Режим
Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
Выполнили задание? В чем были трудности? Проверяем каждый вариант.
Затруднение и у 1 и 2 варианта одно и то же. Нам надо узнать, что такое питание и
режим рек? Именно эти колонки у вас остались незаполненными.
Это и будет темой нашего урока. (записываю тему на доске, либо ее может записать
любой ученик класса).
А что бы вы хотели узнать в рамках этой темы?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель:
Пишу задачи на урок, которые говорят дети.
Чтобы поддерживать свой организм, мы питаемся. Чем?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель:
Так и реки, чтобы поддержать свое течение (а вы все видели, что у реки есть течение,
вода бежитбежит и не кончается), должны питаться.
Реализация.
Питание реки – поступление воды в реку от различных источников.
Рассмотрим, какое питание бывает у рек стр. 110 уч.
Работа в группах по 4 человека.:
Карточка № 2
Питание
дождевое
снеговое
ледниковое
подземное
смешанное
На примере реки Поронай заполняем пятую колонку.
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, но надо идти дальше.
Подъем , утренняя зарядка, завтрак, поход в школу, занятия в школе, обед, отдых,
подготовка д/з, помощь по дому, сон. Что я вам сейчас перечислила?
Ученики: Составляющие режима дня.
Учитель: Отлично! Для чего необходимо придерживаться режима дня?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель: Реки как люди тоже имеют режим. Работа с учебником стр. 112 зачитываем
определение, выписываем в таблицу три вида режима рек.
Работа в группах по 4 человека.:
Карточка № 3
Режим
половодье
межень
паводок Учитель: Итак ребята, выяснили мы с вами что такое питание и режим рек?
Ученики: Да
Учитель: А теперь давайте вернемся к работе с карточками №1. Я думаю, что сейчас
самое время заполнить последние две колонки, а именно, питание и режим рек Волги и
Оби.
(ребята работают по вариантам с раздаточным материалом, заполняя последние две
колонки. Проверяем.
Учитель: Ну вот, теперь ваши таблички заполнены полностью. Давайте поаплодируем
себе.
Части реки
Исток
Устье
Притоки
К бассейну какого океана
относится
Питание
Режим
Волга
Волдайская взв
Каспийское море
Ока, Кама
Внутреннего стока
Обь
Бия+Катунь
Обская губа
Иртыш
СевЛед.океан
смешанное
Весеннее половодье, осенние
паводки
Смешанное (снеговое)
Весеннее половодье,
Учитель: Ребята, а каковы причины стихийных явлений в природе: половодья,
наводнения?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель: Итак, ребята, возвращаясь к эпиграфу нашего урока “Реки как люди…”.
Можно ответить на вопрос: Почему про реки так сказал Л.Н. Толстой?
Ученики: Имеют строение, характер, питание и режим.
Рефлексия.
Высказывают свое отношение к уроку:
1) Урок полезен, все понятно.
2) Лишь коечто чутьчуть неясно.
3) Еще придется потрудиться.
4) Да, трудно всетаки учиться!
5) Свой вариант.
Домашнее задание на выбор:
1. Напишите сочинение –рассуждение о значении и использовании рек
2. Составить кроссворд по теме «Реки» (6 слов)
Учитель:
Завершить наш урок хочу словами поэта Э. Огницвет
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Спасибо за работу! Река
Приложение 1:
Поток воды, текущий в выработанном углублении –
русле реки.
Место начала реки.
Исток
Устье
Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Водораздел Граница, разделяющая соседние речные бассейны.
Речная
система
Приток
Бассейн
Река, которая впадает в большую реку.
Участок земной поверхности, с которого река собирает
все свои воды.
Главная река со всеми притоками.
Карточка №1 Вариант1
Приложение 2: Волга
Обь
Части реки
Исток
Устье
Притоки
К бассейну
какого океана
относится
Питание
Режим
Карточка №1 Вариант2
Части реки
Исток
Устье
Притоки
К бассейну
какого океана
относится
Питание
Режим
Приложение 3: Карточка № 2
Питание
Приложения 4:
Карточка № 3
Режим
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Методическая разработка по географии на тему "Питание и режим рек" (6 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.