Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС
Оценка 4.7

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации
Взрослым
09.03.2018
Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС
В Советское время актуальными были Методические рекомендации к анализу урока Юрия Анатольевича Конаржевского, в которых по каждому дидактическому моменту была поставлена дидактическая цель и условия ее реализации. Данные наработки актуальны и сейчас, в переработке при формирование триединой образовательной цели учебного занятия в аспекте Планируемых результатов.
Таблица сопоставления.docx
комбинированного урока и одной из предлагаемых структур урока открытия нового знания Таблица сопоставления к анализу урока  (Конаржевский Ю.А.) Структура урока открытия нового знания: 1. Организационный этап   1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной  деятельности I.    Дидактическая  задача этапа 2. Содержание  этапа: ­ подготовить учащихся к работе на уроке. Цель: взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация   отсутствующих;   проверка внешнего  состояния   классного   помещения; проверка   подготовленности   учащихся   к уроку   (рабочее   место,   рабочая   поза, внешний вид); организация внимания.   Условия III. достижения положительных результатов:   организационного кратковременность момента;  полная   готовность   класса   к работе;   быстрое  включение   учащихся   в деловой   ритм;   организация   внимания   всех Основной целью этапа мотивации  (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения  нормативных требований учебной  деятельности. Для реализации этой цели необходимо:    создать условия для возникновения  внутренней потребности включения в  деятельность («хочу») актуализировать требования к  ученику со стороны учебной  деятельности («надо») установить тематические рамки  учебной деятельности («могу»). учащихся. 1У. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа:   сдержанность, требовательность, собранность  учителя; систематичность (из   организационного урока   в   урок) воздействия;   в предъявлении требований.   последовательность 2. Этап проверки домашнего задания   I.    Дидактическая  задача этапа установить правильность и осознанность  выполнения домашнего задания всеми  учащимися, устранить в ходе проверки  обнаруженные пробелы в знаниях,  совершенствуя при этом знания, умения,  навыки. П. Содержание  этапа выяснение   степени   усвоения   заданного   на дом  материала;   определение   типичных недостатков  в   знаниях   и   их   причин; ликвидация обнаруженных недочетов. III.  Условия  достижения  оперативность учителя, целевая направлен­ ность   его   деятельности;   использование положительных  результатов учителем   системы   приемов,   позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа: возможность   учителя   за   короткий промежуток времени (5­7 мин) установить уровень знаний у  большинства учащихся и типичные недостатки;  возможность в ходе проверки задания актуализировать и скорректировать опор­ ные   понятия,   ликвидировать   причины обнаруженных   недостатков;   высокая степень   выявления   качества   знаний изученного учащимися дома. домашнего     3. Этап всесторонней проверки знаний I.    Дидактическая  задача этапа  учащихся, ­   глубоко   и   всесторонне   проверить знания   1­4   выявив причины   обнаруженных   пробелов   в знаниях   и   умениях;   стимулировать опрашиваемых   и   весь   класс   к овладению рациональными приемами учения и самообразования. II. Содержание  этапа: проверка   различными   методами   объема   и качества   усвоения   материала;   проверка характера   мышления   учеников;   проверка степени   сформированности   общеучебных Условия III. достижения положительных результатов: IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа навыков   и   умений;   комментирование ответов  учащихся; оценка знаний, умений и навыков. использование самых различных методов про­ верки знаний, начиная от фронтальной  беседы, индивидуального опроса и кончая  тестовой проверкой, которая дает  возможность за 10­15 мин. получить ответы  на 10­20 вопросов от учащихся всего  класса; постановка дополнительных  вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе  нестандартных ситуаций; привлечение с  помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных  и правильных ответов на поставленные  вопросы; создание атмосферы важности  работы, осуществляемой на данном этапе. проверка   учителем   не   только   объема   и правильности знаний, но также их глубины, осознанности,   гибкости   и   оперативности, умения  использовать   их   на   практике; рецензирование учащихся, направленное на выяснение  положительных и   отрицательных   сторон   в   их  знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная  ответов деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному и  сознательному усвоению нового материала   2. Этап актуализации и фиксирования  индивидуального затруднения в пробном  действии 1.    Дидактическая  задача этапа организовать и направить к цели познаватель­ ную деятельность учащихся. Цель II. Содержание  этапа: III.   Условия   достижения  положительных  результатов сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической  значимости; постановка перед учащимися  учебной проблемы. предварительная   формулировка   учителем цели,  оценка   значимости   для   учащихся нового   учебного   материала,   учебной проблемы,   фиксация  этого   в   поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить   образовательную  цель   урока, показать   ученикам,   чему   они   должны Цель этапа актуализации и пробного  учебного действия является подготовка  мышления учащихся, организация  осознания ими внутренней потребности к  построению учебных действий и  фиксирование каждым из них  индивидуального затруднения в пробном  действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:   воспроизвели и зафиксировали  знания, умения и навыки, достаточные  для построения нового способа  действий активизировали соответствующие  мыслительные операции (анализ,  синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия и т.д.) и научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями   и   навыками   овладеть; вариативность сообщения учащимся цели на различных уроках.  приемов   познавательные процессы (внимание,  память и т.д.) актуализировали норму пробного  учебного действия («надо» ­ «хочу» ­  «могу») попытались самостоятельно  выполнить индивидуальное задание на  применение нового знания,  запланированного для изучения на  данном уроке зафиксировали возникшее  затруднение в выполнении пробного  действия или его обосновании    IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа: активность   познавательной   деятельности учащихся   на   последующих   этапах; эффективность восприятия и осмысления нового   материала;  понимание учащимися практической   значимости   изучаемого материала   (выясняется   на   последующих этапах урока). 5. Этап усвоения новых знаний 3. Этап выявления места и причины затруднения I.  Дидактическая  задача этапа ­ дать учащимся конкретное представление об  изучаемых   фактах,   явлениях,   основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона,   добиться   от   учащихся   восприятия, осознания   первичного   обобщения   и систематизации   новых   знаний;   усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели   к   данному   обобщению;  на   основе приобретенных   знаний   вырабатывать соответствующие умения и навыки. П. Содержание  этапа: организация внимания; сообщение учителем нового   материала;   обеспечение   восприятия, осознания,   систематизации   и   обобщения материала учащимися. III. Условия  достижения  положительных  результатов использование   приемов,   усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого  полное   и   точное   определение материала, отличительных   признаков   изучаемых объектов,   явлений;   вычленение  изучаемых объектах,   явлениях   наиболее   существенных признаков   и   фиксация   на   них   внимания учащихся;     тетрадях  опорных   пунктов   плана, формулировок,   запись         в     Основн ая цель этапа ­   организовать   анализ   учащимися возникшей   ситуации   и   на   этой   основе выявить   места   и   причины   затруднения, осознать   то,   в   чем   именно   состоит недостаточность   их   знаний,   умений   или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:    проанализировали шаг за шагом с   опорой на знаковую запись и  проговорили вслух, что и как они делали зафиксировали операцию, шаг, на  котором возникло затруднение (место  затруднения) соотнесли свои действия на этом  шаге с изученными способами и тезисов   конспекта;   использование   приемов мышления,   анализа,   синтеза,   сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка   перед   учащимися   учебной проблемы,  создание  проблемной ситуации, постановка эвристических   вопросов; составление  таблиц   первичного   обобщения материала,   возможно; актуализация     личного     опыта   и  шорных знаний учащихся; словарная работа.   когда    это   зафиксировали, какого знания или  умения недостает для решения  исходной задачи и задач такого класса  или типа вообще (причина затруднения) IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа: при использовании метода эвристической  беседы, самостоятельной работы учащихся в  сочетании с беседой, использовании  компьютерной техники показателем  эффективности усвоения учащимися новых  знаний и умений является правильность их  ответов и действий в процессе беседы и  активное участие класса в подведении  итогов самостоятельной работы, а также  качество знаний учащихся на последующих  этапах обучения. 6.  Этап проверки понимания учащимися нового  материала 4. Этап построения проекта выхода из  затруднения I.    Дидактическая  задача этапа ­ установить, усвоили или нет учащиеся  связи  между фактами, содержание новых  понятий закономерности; устранить  обнаруженные пробелы. Основн ой целью Основной целью этапа построения проекта  выхода из затруднения является  постановка целей учебной деятельности и  на этой основе – выбор способа и средств П. Содержание  этапа: проверка учителем глубины понимания  учащимися учебного материала, внутренних  закономерностей и связей сущности новых  понятий. III.  Условия  достижения  положительных результатов     вопросов,   постановка     требующих   активной  мыслительной   деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при   использовании   знаний;   обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и   характеру)   при   выяснении  пробелов   в понимании учащимися нового материала. их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:    сформулировали конкретную цель   своих будущих учебных действий,  устраняющих причину возникшего  затруднения (то есть сформулировали,  какие знания им нужно построить и  чему научиться) предложили и согласовали тему  урока, которую учитель м выбрали  способ построения нового знания (как?)  ­ метод уточнения (если новый способ  действий можно сконструировать из  ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и  требуется введение принципиально  нового знака или способа действий) выбрали средства для построения  нового знания (с помощью чего?) ­  изученные понятия, алгоритмы, модели,  формулы, способы записи и т.д.  может уточнить IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа: учитель опрашивает средних и слабых учени­ ков, класс привлекается к оценке их ответов; по  ходу   проверки   учитель   добивается устранения   пробелов   в   понимании учащимися   нового   материала;   основной критерий   выполнения   дидактической задачи   ­   уровень   осознанности  нового материала большинством слабых и  средних учеников. 5. Этап реализации построенного проекта Основн ой целью Основной целью этапа реализации  построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и  формирование умений его применять как  при решении задачи, вызвавшей  затруднение, так и при решении задач  такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся  должны:  на основе выбранного метода  выдвинуть и обосновать гипотезы      при построении нового знания  использовать предметные действия с  моделями, схемами и т.д. применить новый способ действий  для решения задачи, вызвавшей  затруднение зафиксировать в обобщенном виде  новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление  возникшего ранее затруднения 7.  Этап закрепления нового материала   6. Этап первичного закрепления с  проговариванием во внешней речи I.    Дидактическая  задача этапа ­ закрепить у учащихся те знания и умения, которые   необходимы   для   самостоятельной работы по новому материалу. Основн ой  целью Основной целью этапа первичного  закрепления с проговариванием во  внешней речи является усвоение  учащимися нового способа действия при  решении типовых задач. II. Содержание  этапа:   Условия III. достижения положительных результатов: закрепление полученных знаний и умений; за­ крепление   методики   изучения   материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. выработка   умений   оперировать   ранее полученными решать теоретические   и   практические   задачи; использование  форм закрепления знаний.   разнообразных   знаниями,   Для реализации этой цели необходимо,  чтобы учащиеся:   решили (фронтально, в группах, в  парах) несколько типовых заданий на  новый способ действия  при этом проговаривали вслух  выполненные шаги и их обоснование –  определения, алгоритмы, свойства и т.д. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по эталону Основн ой целью Основной целью этапа самостоятельной  работы с самопроверкой по эталону  является интериоризация (переход извне  внутрь) нового способа действия и  исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели  пробного учебного действия, применение  нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо:  организовать самостоятельное   выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия организовать самопроверку  учащимися своих решений по эталону создать (по возможности) ситуацию  успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки,  предоставить возможность выявления  причин ошибок и их исправления     IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа: умение учащихся соотносить между собой  факты, понятия, правила и идеи; умение  воспроизводить основные идеи нового  материала; умение выделить существенные  признаки ведущих понятий,  конкретизировать их; активность учащихся. 8. Этап включения в систему знаний и повторения Основн ой целью Основной  целью  этапа  включения  в систему   знаний   и   повторения   является повторение   и   закрепление   ранее изученного   и   подготовка   к   изучению следующих   разделов   курса,   выявление границы   применимости   нового   знания   и использование   его   в   системе   изученных ранее   знаний,   повторение   учебного содержания, для   обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого необходимо: необходимого        выявить и зафиксировать границы  применимости нового знания и научить  использовать его в системе изученных  ранее знаний довести его до уровня  автоматизированного навыка при необходимости организовать  подготовку к изучению следующих разделов курса  повторить учебное содержание,  необходимое для обеспечения  содержательной непрерывности 9. Этап рефлексии учебной деятельности на  уроке 8.  Этап информации учащихся о домашнем  задании,    выполнению    инструктаж по его  I.    Дидактическая  задача этапа ­ сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвес­ ти итоги Основн ой целью II. Содержание  этапа информация   о   домашнем   задании; инструктаж  по  его  выполнению;  проверка того,   как   учащиеся   поняли   содержание работы   и   способы   ее  выполнения; подведение   итогов   работы;   как  работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности   на   уроке   является самооценка   учащимися   результатов   своей учебной   деятельности,   осознание   метода построения   и   границ   применения   нового способа действия. Для реализации этой цели:   организуется рефлексия и  самооценка учениками собственной  учебной деятельности на уроке учащиеся соотносят цель и  результаты своей учебной деятельности Условия III. достижения положительных результатов:       приемов терпеливое  работы, объяснение спокойное, содержания   и последовательности   их   выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях   разъяснить   учащимся,   кг  они должны   готовить   домашнее   задание; включение   в   состав   домашнего   задания познав  тельных   задач   и   вопросов; дифференцированный   подход   в   отборе учебного материала. IV. Показатели  выполнения  дидактической  задачи этапа: правильное   выполнение   домашнего    задан всеми учениками. и фиксируют степень их соответствия   цели намечаются дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки   (домашнее   задание   с элементами выбора, творчества)

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков по реализации ФГОС

Методическая разработка по сопоставлению традиционного урока его этапов) и уроков  по реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018