Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
12.03.2019
Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"
Данный материал может использовать любой педагог на своих уроках. В методической разработке подобраны продуктивные задания для обучающихся начальной школы. есть варианты по русскому языку, математике, окружающему миру. Опираясь на предложенные варианты каждый педагог может применять их на своих уроках, и на занятиях по внеурочной деятельности.
продуктивные задания .doc
МБОУ «СОШ № 6 им.Сирина Н.И.» г.Ханты­Мансийск учитель начальных классов:  Кириллова Марина Ивановна как средство формирования универсальных учебных действий. Продуктивные задания Притча  Карандаш Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. — Есть  пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое:  ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому­то держать тебя в Своей руке. Второе:  ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш   понял   и   пообещал   помнить   об   этом.   Он   был   помещен   в   коробку   с признанием в сердце. Наша жизнь ­ это школа, ученики ­ это альбомы с исписанными и чистыми листами   бумаги,на   котором   нам   совместно   с   учениками   предстоит   оставить   не тонкую   еле   заметную   полоску,   а   разноцветные   полоски   знаний,   которые   дети добудут самостоятельно или с нашей помощью на уроке.   На   протяжении   последних       мы   почувствовали   как   меняются   акценты   в постановке   цели   обучения   –   главное   не   передача   суммы   знаний,   а   обучение действиям, развитие умений. Рассказ учителя и пересказ учеником текста теперь не могут   сегодня   быть   главными   средствами   на   уроке.   Так   как,   слушая   других   и пересказывая   чужие   мысли,   ученик   никогда   не   научиться   действовать самостоятельно. Таким образом, приходится практически полностью отказаться от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и заменить их творческими продуктивными заданиями. В таких заданиях вся необходимая для ответа информация находится в тексте, хотя прямого ответа нет.   Имеющиеся   сведения   нужно   перекомбинировать,   выделить   главное, самостоятельно  обобщить  и  получить  новый  информационный   продукт  – вывод, оценку и т.д. Именно эти продуктивные задания и составляют основу развивающего обучения.  Вместо   пересказа   текста   учим   наших   детей   решать   такие задания и рассказывать о результатах решения. Именно это  и требуется в современной жизни от любого  человека – уметь решать возникающие перед ним задачи, проблемы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться.« Умение   учиться»   ­   это   способность   ученика   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путём   сознательного   и   активного   присвоения   нового социального   опыта.   Достижение   умения   учиться   предполагает   полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.   Основной   задачей   и   критерием   оценки   выступает   уже   не   освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий   с   изучаемым   учебным   материалом. Качество   усвоения   знаний определяется   многообразием   и   характером   видов   универсальных   действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. Для   формирования   УУД,   достижения   метапредметных   результатов необходимо   изменить   подходы   к   организации   образовательного   пространства,   а именно   —   предоставить   учащимся   возможность   самостоятельно   приобретать знания и осваивать необходимые умения при работе с информацией, что, в свою очередь,   расширит   их   практическую   деятельность   и   придаст   ей   личностно­ ценностный характер.   Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД.  Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию,  связывать реальную   жизненную   ситуацию   с   изученными   правилам   и закономерностями.  Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие. Продуктивные задания нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.  Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания при   решении   практико­ориентированных,   жизненных   задач.   Поэтому,   например, формулировки заданий по математике должны быть нацелены не на узнавание и называние   пространственных   фигур,   а   на   умение   находить   эти   фигуры   в окружающем мире и работать с ними.  Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов. Продуктивное задание – это задание на преобразование информации с целью получить ответ по заданию. Цель продуктивного задания: научить детей решать возникающие перед ними задачи, проблемы. Продуктивные задания делятся на устные и письменные.            К устным продуктивным заданиям  можно отнести следующие задания: ­задай вопросы по теме урока, ­сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока, ­придумай научно­популярное название уроку, ­объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами.             Письменные продуктивные задания: ­запиши слова на  новое изучаемое правило, ­составление   опорного   сигнала   (символа,   схемы,   таблицы,   словаря   опорных слов по данной теме), ­ придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме, ­ раскрой тему урока в форме сказки и т.д. Одним из видов таких заданий являются задания на группировку. Они создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале  Задание: Сгруппируйте   слова   по   определенному   признаку.   Предложите   несколько вариантов группировки. Голубь,   солнышко,   окно,   степь,   дядя,   письмо,   травушка,   колесо,   дедушка,  яблоня, рожь. В результате предложенные слова группируются:  по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;  по родам;  по склонениям;  по наличию орфограмм;  по количеству слогов. Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволяет  мне формировать у учащихся важные характеристики творческих   способностей:  беглость   мысли  (количество   идей,   возникающих   в единицу   времени),  гибкость   ума  (способность   переключаться   с   одной   мысли   на другую),  оригинальность   мышления,   любознательность,   умение   выдвигать   и разрабатывать гипотезы.  На   уроках   математики   использую   различные виды   продуктивных   заданий, например: ­ поиск закономерностей; ­классификация   математических   объектов   (выражений,   геометрических фигур);  ­преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);  ­задания с недостающими или лишними данными;  ­выполнение   задания   разными   способами,   поиск   наиболее   рационального способа решения; ­ самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений; ­ нестандартные и исследовательские задания. Вот   примеры   некоторых   продуктивных   заданий,   которые   я   использую   на уроках математики в 3 классе: 1.Расскажи план выполнения работы. Сделай чертеж. 1) Начерти окружность с радиусом 2 см 5 мм. 2) Начерти пятиугольник так, чтобы все его вершины лежали на окружности. В   данном   задании   формируются   регулятивные   УУД   т.к.   учащиеся проговаривают   последовательность   действий,   планируют   свои   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей.   Находят   способ   решения   учебной   задачи, представляют информацию в виде плана – это познавательные УУД.  2. В вазе лежат сливы. Костя съел четвертую часть всех слив, а Маша­ треть всех слив. Сколько слив лежало в вазе первоначально, если Костя съел 3 сливы? Есть ли в задаче лишнее данное? Придумай такой вопрос, чтобы при решении задачи необходимо было использовать все данные. Реши новую задачу. При решении данной задачи формируются регулятивные УУД т.к. учащиеся контролируют свою деятельность, обнаруживают  ошибки логического характера, выдвигают свои версии. Развитию   познавательных   УУД   способствует   самостоятельный   поиск информации для решения учебной задачи. 3.Об очень умном, мудром человеке говорят, что он «семи пядей во лбу». Пядь ­ старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого   и   указательного   пальцев   руки.   С   помощью   линейки   определи   это расстояние по своей руке и ответь на вопрос: « Может ли в действительности у человека быть лоб такого размера или это преувеличение используют, чтобы сказать о человеке большого ума?» Учащиеся   планируют   свою   деятельность   в   соответствии   с   поставленной задачей   –   регулятивные   УУД.   Находят   способ   решения   учебной   задачи   – познавательные УУД. Расширяют свои познавательные интересы и учебные мотивы –   личностные   УУД.   При   выполнении   каждого   из   заданий   идет   развитие коммуникативных УУД, т.к. учащиеся излагают свои мысли, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.   Личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему,   а   корректировать   мировоззрение   ребёнка,   его   нравственные установки   и   ценности,   в   результате   происходит   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Я  думаю,  что каждый  учитель понимает, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные   учебные   действия,   их   свойства   и   качества   определяют эффективность   образовательного   процесса,   в   частности,   усвоения   знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том   числе   социальной   и   личностной.   Развитие   универсальных   учебных   действий обеспечивает   формирование   психологических   новообразований   и   способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной   деятельности   и   освоения   учебных   дисциплин.   Если   у   учащихся сформированы   будут   универсальные   учебные   действия   в   полной   мере,   то   есть обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им несложно будет   учиться   на   других   этапах.   Поэтому   очень   важно   учителю   владеть технологиями,   которые   позволяли   бы   формировать   универсальные   учебные действия.  Техника   активно­продуктивного   чтения  помогает   огранизовать самостоятельную   работу   с   учебником   и   дополнительной   литературой.   Но   как добиться   наивысшей   продуктивности   самостоятельного   чтения   на   уроке,   как сделать   так,   чтобы   за   минимум   отведённого   времени   добиться   наиболее эффективного результата?  Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на   странице.   Прочтите.   Ответьте   на   вопрос…».   Предложите   ученикам   при работе   с   текстом   выполнить   ряд   заданий   по   технологической   карте   и самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело. Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок  По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом. Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае   это   не   только   размещённый   в  Интернете   тест   на   узнавание   текста,  но   и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать: По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком. Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст. Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором­третьем   классе   ученик   способен   «схватывать»   целое   слово.   В   старших классах   многие   ученики   способны   мгновенно   охватить   целое   предложение.   С приобретением опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше. Задание:  Где могли встретиться эти слова? Докажи.  Прата, кинга, пнеал, рчука.  Придумай сказочную историю встречи. (Парта,книга,пенал, ручка) Итак,  какие   технологические   приёмы   использую   я   в   технике   активно­ продуктивного чтения? Отсроченная отгадка Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале   урока   я   задаю   загадку   (сообщаю   удивительный   факт),   разгадка   которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое  «вхождение   в   урок»  окажется   эффективнее,   чем   традиционно­ школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…». Примеры. Окружающий мир. Органы чувств  Учитель обращается к классу:  «Представьте себе, что вы взяли большой красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…». Как правило, ребята быстро реагируют на этот образный комментарий учителя, у многих передёргиваются лица при услышанном. Учитель   спрашивает:  «В   своём   рассказе   я   ни   разу   не   употребил   слова «кислый». Почему же вы так отреагировали на мой рассказ?»  Начинаются   сбивчивые   объяснения.   Учитель   предлагает   ознакомиться   с материалом учебника, где излагаются этапы чувственного познания и дать ответ, опираясь на материал данного параграфа. Как   видим,  отсроченную   отгадку  можно   считать   одним   из   вариантов постановки проблемной ситуации на уроке. Оценка текста Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого текста: Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.  Ученикам   предлагается   не   читать   текст   абзац   за   абзацем,   а   оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по­вашему, почему они выделены? Какие слова  чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по­вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д. Задание: как могут быть связаны между собой слова: лёд, вода, пар?Докажи.  оценки  текста Замечательный   пример   использования          с  Гимном   Российской Федерации. Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране. Задание 1. Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна? Задание 2. Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации? Таким   образом,  текст   как   инструмент   познания  становится   более эффективным, когда мы создаём условия   его критичного осмысления. Одним из таких приёмов и может стать оценивание текста. Задай вопрос  С чего начинается осмысление учеником учебного материала? ­ Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. А ведь «Спросить – значит понять». Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. На   мой   взгляд,   эффективнее   если,   во   время   самостоятельной   работы   над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д. Целесообразно   ограничить   число   вопросов   и   время   на   их   составление. Заметьте, ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом (Дополнительно)  Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи. ­ Каков алгоритм работы с продуктивным заданием?   Порядок выполнения продуктивного задания 1.   Осмыслите   задание:   прочитайте   и   объясните   своими   словами,   что требуется сделать. 2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания, в тексте, в иллюстрации и т.п.  3.   Преобразуйте   информацию   так,   чтобы   получить   ответ   по   заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п. 4.   Запишите,   если   необходимо,   решение   в   требуемой   форме:   таблица, список, текст, числовая запись. 5.Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что, во­первых, во­вторых,….». 6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя   Желаю вам, чтобы наше «обтачивание» новыми стандартами было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы мы имели силы продолжать нашу нелёгкую работу, независимо от нашего состояния.

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"

Методическая разработка "Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019