Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
география
5 кл
06.02.2018
Тема работы – «Географическая грамотность учащихся МБОУ «Нововоронежская СОШ»».Выполнил ученик 5 класса Ахметов Ямиль
В 5 классе у учащихся появился новый школьный предмет – география. На первых уроках учитель географии рассказала учащимся о том, что они будут изучать в рамках этого предмета. А насколько наши ученики знают и любят географию? На этот вопрос отвечает проектная работа ученика.
Проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Нововоронежская средняя общеобразовательная школа»
Географическая грамотность
учащихся МБОУ
«Нововоронежская СОШ»
Исследовательская работа по географии
ученика 5го класса
Ахметова Ямиля
Руководитель: учитель географии
I категории
Туюшева А.А 20152016
Оглавление:
1. Введение.
2. Основное содержание.
2.1. Цель проекта
2.2.. Задачи проекта
2.3. Актуальность работы
2.4. Немного о географии.
3. Результаты работы
3.1. Результаты опроса учащихся 5 класса.
3.2. Результаты опроса учащихся 68 класса.
4. Заключение. 1. Введение.
Тема моей работы – «Географическая грамотность учащихся МБОУ
«Нововоронежская СОШ»». Но прежде чем перейти к ее раскрытию, мне
хотелось бы подчеркнуть несколько важных моментов.
В этом году у нас появился новый школьный предмет – география. На
первых уроках учитель географии рассказала нам о том, что мы будем изучать
в рамках этого предмета.
Учитель рассказывала нам, что география сегодня – это наука,
комплексно изучающая поверхность земного шара. О ней сейчас говорит весь
мир. Ее проблемам посвящаются статьи в газетах и журналах, о них твердят
дикторы радио и телевидения, их обсуждают между собой президенты и
премьерминистры..
Накопление навыков – задача трудная, и помогает справиться с ней
школьная география. Основной ее целью является овладение основами
географических знаний. Развитие географии как науки также в некоторой
степени зависит от ее изучения в школе, ведь именно в школе у учеников
создается любовь к географии, и тем самым оказывается содействие росту
этой науки.
2. Основное содержание.
2. 1.Главная цель моей работы
Определить уровень географической грамотности учащихся
МБОУ «Нововоронежская СОШ».
Исходя из поставленной цели, в своей работе я составил задачи: Провести
анкетирование
среди учащихся МБОУ
«Нововоронежская СОШ»;
Проанализировать анкеты;
Сделать выводы.
Объектом исследования является знания учеников 5х 8х классов по
географии МБОУ «Нововоронежская СОШ».
2.2.Актуальность моей работы:
Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в
данных условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными
навыками и знаниями в различных областях. В настоящее время понятие
«граммотный человек» это не просто человек, умеющий читать и писать.
Знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают
нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в
современном обществе.
Я поставил себе задачу выяснить, насколько учащиеся нашей школы
владеют данными навыками. Для достижения данной цели мной были взяты
вопросы из Интернета, с сайта «Videouroki» , включающие в себя ряд
вопросов из курса географии . Тесты называются «Насколько хорошо вы
знаете географию?» Ответы на них подразумевают наличие определенного
уровня знаний, который соответствовал бы школьному возрасту. Результаты
анкетирования и их анализ составили основную часть моей работы. Всего
было опрошено 70 человек.
2.3. Немного о географии
География очень важна не только людям, непосредственно связанных с
ней в своей профессии, но и в каждодневном быту. Я пофантазировал и решил
представить себе один день без географии. Вот что у меня получилось: 1. День начинается с того, что звенит будильник, и мы просыпаемся. Но во
сколько просыпаемся – вопрос. Без географии само время есть, а вот
часовых поясов нет, то есть неизвестно, который час в данном месте.
Также неизвестно, в котором часу начинаются и заканчиваются уроки.
2. Просыпаемся мы дома, то есть в какомлибо здании. Здание без учёта
географии не построишь – надо знать количество зимних осадков, чтобы
построить дом: крыша может не выдержать массы снега и обрушится.
Без географии вести строительство вообще невозможно. Не зная
местности, нельзя построить дорогу и въехать на косогор так, чтобы
мотор автомобиля не заглох.
3. Когда человек проснулся и умылся, у него возникает желание поесть.
Без географии мы, скорее всего, останемся голодными. Без географии
не было бы эпохи Великих географических открытий. А без Великих
географических открытий не было бы на наших столах ни чая, ни кофе,
ни какао!. И картошки тоже не было бы никогда.
4. Позавтракав, собираемся и выходим на улицу. Но перед выходом надо
одеться по погоде. Без географии не было бы прогноза погоды. Трудно
было бы решить, брать с собой зонтик или нет. Невозможно было бы
узнать об опасных метеорологических явлениях: гололёде, наводнениях,
ураганах.
А если нужно не просто пройти пару кварталов, а поехать куданибудь
подальше? На экскурсию, в командировку, в отпуск. Без географии нельзя
понять, что в Южную Европу лучше ехать летом, а в Южную Азию – зимой,
что в ноябре в Стокгольме вам очень пригодится меховая шапка, а в том же
ноябре в Риме – футболка.
5. Одевшись по погоде, мы выходим из дома и идём в школу. Без
географии мы простонапросто заблудились бы и не смогли найти
дорогу. Как не заблудиться и в лесу, и в городе, уметь выбрать наиболее короткий, быстрый, удобный путь и т.д. – это ведь география. Из дома в
школу и из школы домой если и удалось бы добраться , то с огромным
трудом! Нет улиц, проспектов, переулков. Нет географии – нет сторон
горизонта.
6. Найдётся какойнибудь человек и решит, что ему и не нужно никуда из
дома выходить. Но география нужна не только на улице, а и внутри
зданий тоже. План расположения классов отсутствует, и куда идти,
непонятно; плана эвакуации при пожаре тоже нет. В этом случае знание
географии – условие выжить .
7. Если бы не было географии, то учёба остановилась бы. Были бы сорваны
не только уроки географии, но и многие другие уроки. На уроках не
было бы карт! Не только на географии. Карт нет на уроках истории,
биологии, астрономии. Без географии мы бы остались без паспортов и
проездных билетов. Без географии – нет ни границ стран, ни самих
стран; вообще непонятно, где и что есть. Как можно быть гражданином
какойлибо страны, если без географии нет государств?
8. После школы или работы мы заходим в магазин, чтобы сделать покупки.
Не зная где у нас в стране что производиться и где что выращивается ,
трудно разобраться, какой товар лучше, и не ошибиться в выборе.
Также знание географии поможет в выборе между нашей и заграничной
продукцией.
9. Вечером, усердно потрудившись, мы хотим отдохнуть и развлечься. Без
географии нет географических координат (географической широты и
долготы), на которых основаны все системы спутников, а значит, нет ни
спутникового телевидения, ни мобильных телефонов.. Если заглянуть в
прошлое, то жители Европы до сих пор не знали бы о существовании
Америки (и наоборот)! Из этого следует, что география как наука нам просто необходима.
Теперь перейдём к результатам нашего опроса.
3. Результаты работы
3.1.. Результаты опроса учащихся 5 класса.
В анкете для 5 класса было опрошено 15 учеников. Анкета состояла из
15 вопросов.
На вопрос о государстве, изображённом на фотографии 10 учащихся
(67%) правильно (Франция), 3 учащихся (20 %) невнимательно прочитали
вопрос и ответили – Париж. На фотографии действительно был изображён
Париж и Эйфелева башня, но назвать надо было страну.
Второй вопрос был подобен первому. На фото был изображен город
Риоде Жанейро, нужно было назвать страну. Правильно ответили на этот
вопрос только 2 учащихся (13%), 5 учащихся (30%) назвали вместо страны
столицу этой страны, а нужно было определить государство (Бразилия) и 8
учащихся (53%) не знают ответа на этот вопрос.
Третий вопрос оказался под силу только 2 учащимся (13%) отходов
увеличиться к 2025 году на 40 тонн.
Следующий вопрос касался знания учащихся столиц 5 предложенных
государств. Этот вопрос казался простым в анкете, поскольку знание столиц –
это минимум географической информации о любой стране, которой должен
обладать человек. Наиболее известные столицы для учеников – Берлин и
Токио. В ответе их указали 60% учеников. Самой неизвестной осталась
столица Китая – Пекин. Она известна только 20% учащихся.
Также простым оказался вопрос о самой большой стране по площади
территории и о самой населённой стране мира . Правильный ответ дали 87% учеников (Россия и Китай), а остальные 13% не знали ответа на поставленный
вопрос.
В вопросе №6 нужно было определить какой стране принадлежит флаг.
Все 15 человек (100%) узнали флаг нашего государства.
87% (13 учеников) 5 класса известно, что самый большой остров мира –
Гренландия. А 13% (2 учащихся) не дали ответа на этот вопрос.
Также 87% учащихся (13 человек) умеют определить по карте самую
большую пустыню мира и знают её название – Сахару.
В вопросе №9 нужно было определить флаг государства Италия. Ответ
на этот вопрос знают 6 учащихся (40%) и 9 учащихся (60%) не ответили на
этот вопрос.
Трудным вопросом оказался для пятиклассников вопрос №10.
Необходимо было из четырёх городов выбрать город, расположенный в
Европе. Правильно назвали город Будапешт только 3 учащихся (20%).
Узнали по описанию горы Кордильеры 6 учащихся (40%). А 8 учащихся
(53%) перепутали их с похожими на них горами – Андами.
Причину смены дня и ночи (вращение Земли вокруг своей оси) знают 8
учащихся (53%). А 4 ученика (26%) ответили, что причина это вращение
Земли вокруг Солнца. Остальные учащиеся не дали ответ на этот вопрос.
На вопрос какой океан омывает западное побережье Евразии 5
учащихся (33%) ответили правильно – Атлантический. 5 учащихся (33%)
перепутали запад и восток и назвали Тихий океан. И 5 учеников (33%)
ответили, что Евразию омывает на западе Индийский океан.
Плохо знают самую длинную реку России учащиеся 5 класса. Только 4
ученика (20%) назвали реку Обь, 4 ученика (13%) ответили, что это река Лена
И 7 учащихся (46%) считают самой длинной рекой России реку Урал И 13 учеников (87%) знаю, что Тихий океан не самый солёный на
планете.
В основном в 5 классе не на все вопросы давались правильные ответы, что
говорит о пока ещё недостаточных знаниях этого класса в области географии.
3.2. Результаты опроса учащихся 68 классов.
Среди 68 классов было опрошено 55 человек. Анкета содержала в себе
те же 15 вопросов.
Лучше всего школьники справились с вопросам, подразумевающими
знания общеизвестных фактов. Флаг России знают все учащиеся 100%, а
флаг Италии – 65% . Все опрошенные ученики знают: Россия самое большое
государство мира. О том, что Китай самое большое по численности население
государство мира знают 83% учеников. Остров Гренландия назвали самым
большим островом 91% учащихся. Что самый большой в мире океан Тихий,
не самый солёный – 83%. Расположение пустыни Сахары известно 80%
учеников. Узнали Францию по фотографии – 93% учся, но Бразилию смогли
узнать только 58% учеников. Также 87% учеников знают, что причиной
смены дня и ночи является вращение Земли вокруг оси, 10% учащихся
ответили, что причиной является вращение Земли вокруг солнца. Знают какой
океан омывает Евразию на западе 85 % учеников . Неплохо знают учащиеся
столицы известных государств: 97% учеников ответили, что столицей
Германии является город Берлин, столицу Японии знают 85%, столицу Китая
– 81%, столицу Канады – 64% и столицу Аргентины – 47%. Хуже ответили
учащиеся на вопрос о самом маленьком по площади государстве – Ватикане,
всего 48% учеников знают об этом, и всего 13% знают, о том, что Монако не
самое большое по плотности государство. Большинство учащихся не знают о
городе Будапеште, который расположен в Европе, правильно ответили на этот
вопрос только 28 %. Реку Обь назвали самой длинной рекой России только
45% учащихся, правда 25% учеников назвали реку Лену, которая в последнее время «оспаривает» это звание с Обью. Только 45% учеников узнали горы
Кордильеры по описанию. И на вопрос о бытовых твёрдых отходах ответили
правильно только 13%. Нов этом вопросе нужны были ещё вычислительные
навыки и многие учащиеся, просто неправильно посчитали или же вообще не
захотели считать.
Также учащимся было предложено ответить еще на один вопрос, –
какими, по их мнению, свойствами обладает география? И вот как
распределились мнения учеников, которые только начали изучать курс
географии:
«есть о чём поговорить», помогает лучше понять фильмы;
помогает путешествовать, «ездить куданибудь»
помогает одеться по погоде;
помогает сделать жизнь удобней
помогает расширить кругозор, стать культурным человеком;
помогает сохранить окружающую среду
Подводя итог данного исследования, я хочу отметить, что учащиеся 58 х
4. Заключение.
классов нашей школы обладают достаточными знаниями общеизвестных
географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на
вопросы более сложного уровня. По результатам анкеты видно, что
меньшими знаниями в области географии обладают ученики 5 класса. Это
объясняется тем, что пятиклассники только начали изучать этот предмет. А
учащиеся 68 классов уже достаточно неплохо владеют географической
информацией. Такое разделение объясняется рядом факторов:
1) средства массовой информации и Интернет;
2) уровень культуры в семье, окружение;
3) личный, бытовой опыт учеников;
Повидимому, знания учеников формируются под влиянием в основном
2 и 3 из вышеперечисленных факторов. Также мы сделали вывод о том, что географическая грамотность –
неотъемлемая часть современного человека. География – школьный предмет,
способный дать знания о мире. Наше государство, его развитие зависит от
уровня образованности наших людей. Необходимо стремиться преодолеть
неграмотность в области географии.
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Методическая разработка проекта "Географическая грамотность учащихся "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.