Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для
групп начальной подготовки»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки
(круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервнопсихическим
восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и
межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и
психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая
подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальная психологическая
подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются: высокий уровень
соревновательной мотивации, соревновательные черты соревновательной мотивации, соревновательные
черты характера, предсоревновательная и соревновательная моральная устойчивость, способность к
самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная
психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением,
(предсоревновательная)
характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем
эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью
произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять
во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервнопсихическим восстановлением спортсмена снимается нервно
психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок,
соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервнопсихологическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий,
отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются:
рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система
аутовоздействия.
Средства и методы психологопедагогических воздействий должны включаться во все этапы и
периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях кружков начальной подготовки основной упор делается на формирование интереса к
спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных моральнопсихологических
черт характера юного спортсмена (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность за выполнение
плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.)
На занятиях учебнотренировочных кружков 1 и 2 годов обучения акцент делается на развитие
спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие
оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создание общей психической
подготовленности к соревнованиям.
На занятиях кружков учебнотренировочных 3 и более 3 лет обучения основное внимание в
подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, способности к саморегуляции,
специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления,
формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно
психическому восстановлению.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении
объектов психологопедагогических воздействий.
В подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психологопедагогических
воздействий, связанные с моральнопсихологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного
интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической
подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией
межличностных отношений в команде и сенсомоторным совершенствованием общей психологической
подготовленности.
В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной
устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и
мобилизационной готовности в продолжительных по времени соревнованиях.В переходном периоде преимущественно используется средства и методы нервнопсихического
восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию
моральных черт характера спортсмена и приемов психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей
степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки,
направленности тренировочных занятий.
Необходимо много уделять внимания психологическому климату в коллективекоманде, игровых
звеньях, т.е. на совместимость игроков и общность интересов их в достижении высоких результатов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная работа в спортивном клубе направлена на формирование у юных спортсменов
нравственного и эстетического мировоззрения, любви к родине. А главной целью этой работы является –
всестороннее и гармоническое развитие личности воспитанника.
Воспитательная работа в спортивном клубе тесно взаимосвязана с воспитательной работой
общеобразовательной школы.
Педагог должен следить, чтобы учебнотренировочный процесс способствовал формированию
сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности за
порученное дело, бережного отношения к государственной и частной собственности (месту жительства,
отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю).Главными воспитательными факторами в этой работе должны быть:
личный пример и педагогическое мастерство педагога;
четкая творческая организация тренировочной работы;
формирование и укрепление коллектива;
правильное моральное стимулирование;
пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных воспитанников;
творческое участие воспитанников в составлении планов этапов подготовки и обсуждение итогов его
выполнения.
Эффективными формами воспитательной работы являются: торжественное празднование Дня
рождения клуба и выпуска окончивших клуб, оформление стенда спортивной славы
Наибольшие возможности воспитательного воздействия на юных спортсменов педагог получает во
время проведения спортивнооздоровительных лагерей и сборов. Во время проведения этих мероприятий
могут быть использованы формы воспитательной работы:
собрание команды (кружка);
лекции и беседы о нравственности, эстетике, дружбе;
проведение спортивных ритуалов;
участие в общественнополезном труде;
работа на подшефных предприятиях;
исторические диспуты;
встречи с ветеранами ВОВ, труда и спорта;
проведение экскурсий, культпоходов в цирк, кино, театр, посещение выставочных залов;
проведение туристических походов;
проведение турниров по спортивным играм (шашкам, шахматам, волейболу, футболу, теннису,
баскетболу и др.).
Следует широко использовать воспитательные возможности вечеров отдыха, концертов
самодеятельности и пр. Подготовка к этим мероприятиям стимулирует юных спортсменов повышать
культурный и духовный уровень. Здесь появляется и активности, чувство коллективизма юных
воспитанников, теснее и многообразнее становятся контакты.
В воспитательной работе эффективно использование таких норм как:
утверждение почетного звания «Наставник» для опытных спортсменов клуба, оказывающих помощь
в подготовке, воспитании более юных спортсменов;
введение ритуала торжественного приема юных спортсменов и провод выпускников клуба;
постоянный контроль за воспитательной работой в кружках с ежегодным заслушиванием на
педагогическом совете клуба;
ведение «Летописи славы» клуба в виде альбома с фотографиями и сведениями о выдающихся
достижениях воспитанников;
активное привлечение новых воспитанников клуба ко всем общественным мероприятиям с
конкретными поручениями и контролем за их исполнением;
использование в качестве первой меры воспитательного воздействия при дисциплинарных
нарушениях обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом кружка без участия
представителей педагогического коллектива;
участие всего коллектива клуба в обсуждении итогов культурномассовой работы в конце каждого
сбора и составление плана этой работы на следующий сбор;
использование культурномассовых мероприятий (посещение театров, просмотр кинофильмов,
посещение выставочных залов, встречи с интересными людьми, болельщиками, чтение книг,
посещение дискотеки, знакомства с достопримечательностями мест пребывания и др.);Определенное место в воспитательной работе с юными воспитанниками должно отводиться и
соревнованиям. Наблюдая за особенностями выступления, поведения и высказываниями воспитанника,
педагог должен сделать вывод, насколько прочно сформировались у воспитанника высокие морально
волевые качества. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет
устойчивость не только спортивнотехнических навыков, но и моральнопсихологической подготовленности
воспитанника.
Каждый педагог должен фиксировать в специальном журнале не только спортивные результаты
своих воспитанников, но и отмечать выявленные недостатки в моральнопсихологической подготовке.
Учитывая все это, настраивать спортсменов перед соревнованиями не только на занятие определенного
места, но и на проявление конкретных моральноволевых качеств. Педагог не должен комментировать их
поведение во время соревнований.
Педагогу необходимо постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена
предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но
и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы с воспитанниками спортивного клуба, педагог
должен заранее планировать изучение особенностей поведения воспитанников в быту, их учебной и
общественной деятельности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать М.: Просвещение, 1985.
2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте М.: ФИС, 1983.
3. Волков В. Тренеру о подростке М.: ФИС, 1973.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.,
2000.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта М. 1986.
6. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств Минск: Вышейшая школа, 1985.7. Единая спортивная классификация, 200001 М.: ФИС, 2000.
8. Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. М., 2000.
9. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник М., 2000.
10. Зациорским В.М. Физические качества спортсмена М.: ФИС, 1970.
11. Ильин Е.П. Психофизиология ФВ М. 1980.
12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М., 1978.
13. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. М., 1999.
14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 1999.
15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки М.: ФИС, 1977.
16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. М.,1997.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для интов физ. культ. М., 1991.
18. Методика физического воспитания учащихся 1011 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха.
М., 1997.
19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. М., 1998.
20. Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. М.,1973.
21. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений М.: ФИС, 1974.
22. Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК М.: ФИС, 1974.
23. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям М.: ФИС, 1969.
24. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. М., 2000.
25. Спортивная медицина: учебник для институтов ФК М.: ФИС,1980.
26. Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. М.: ФИС,
1981.
27. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П.
Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.
28. Теория и методика ФВ /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. М.: ФИС, 1976.
29. Физиология человека под ред. Зимкина Н.В. М.: ФИС, 1970.
30. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов М.: ФИС, 1974.
31. Физическое воспитание учащихся 57 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б.
Мейксона. М., 1997..
32. Физическая культура в школе: журнал № 5, №6 статьи о флорболе М., 1999.
33. Флорбол. Правила игры и толкования М.: СпортАкадемПресс, 2001.
34. Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников М.: Медицина, 1977.