Методическая разработка "Технология развития детского творчества"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
родителям
Детсад
13.10.2019
Методическая разработка "Технология развития детского творчества"
Проблема заключается в том, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологии осуществления творческого развития и неумения дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невелика. В теории и практике по проблеме формирования творческой личности определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.
Технология развития детского творчества.docx
Технология развития детского творчества. активность.   Итогом   В   настоящее   время   идет   поиск   новых   эффективных   технологий   развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым   годом   возрастают   требования   к   умственной   деятельности,   но беспредельно увеличивать время обучения невозможно. Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что­то новое остается на довольно низком уровне. По   прежнему   традиционное   обучение   строится   преимущественно   на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский   поиск   остается   вспомогательной   дидактической структурой   педагогического   процесса.   Вследствие   такого   информационно­ рецептурного   ребенок   утрачивает   главную   черту   исследовательского поведения­поисковую   становится   потеря любознательности. способности мыслить, а значит и творить. Умение   ребенка   самостоятельно   искать   новую   информацию   традиционно рассматривается   в   педагогике   как   важнейшая   черта   детского   поведения. Исследовательское   поведение­один   из   основных   источников   получения ребенком представления о мире, а исследовательское обучение строится на естественном   стремлении   ребенка   к   самостоятельному   отношению окружающего. Главная   цель   исследовательского   обучения­формирование   способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречия­одна из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и   оригинальностью   подхода.   Попытки   выстроить   образовательную деятельность   на   основе   исследовательских   методов   обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в практике. Проблема заключается в том, что теоретически тема развития тврчества детей раскрыта   многими   авторами,   но   недостаточно   исследован   такой   аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Зачастую   педагоги   сталкиваются   с   проблемами   в   связи   с   недостаточными знаниями   технологии   осуществления   творческого   развития   и   неумения дифференцировать   творческие   задачи   среди   задач   иного   уровня.   Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невелика. В   теории   и   практике   по   проблеме   формирования   творческой   личности определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности. Данная технология, как правило, включает следующие компоненты: ­факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей; ­принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса; ­общие задачи креативности личности; ­частные   задачи   развития   творческих   способностей   дошкольника   по возрастам; ­этапы технологии; ­методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника; ­развивающий   комплекс   упражнений   и   методические   рекомендации   к   их проведению. Большинство методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом плане   и   представляют   собой   сплав   теоретических   и   методических   идей, представленных   в   исследованиях   как   российской   школы,   так   и представителей зарубежных теорий креативного развития личности. Особое   внимание   заслуживают   исследования   проблемы   развития креативности личности Е.П. Торренса. Анализируя теоретические положения Е.П.   Торренса,   важно   учитывать,   в   каких   условиях   развивается   ребенок. Поэтому   внимание   педагогов   необходимо   направить   на   изучение   условий, эффективно   развивающих   творческий   потенциал   дошкольника.   Следует выделить   педагогические   условия,   которые   необходимо   учитывать   при организации коллективной творческой деятельности: ­сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности   о   том,   что   существуют   различные   способы   кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества; ­овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий,  а также   умениями   и   навыками   работать   в   группе,   способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной   деятельности   детей;   при   выборе   такой   стратегии   необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен в начале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность; ­организация   коллективной   творческой   деятельности   расширяется   за   счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов,   организация   работы   в   малых   творческих   объединениях,   когда педагог   решает   параллельно   еще   одну   существенную   задачу­в   доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими;  ­   создание   эмоционального   комфорта:   взаимодействие   с   пертнером, позволяющее   добиваться   большей   содержательности   и   результативности творческого   процесса;   представление   возможности   периодически,   по желанию,   остаться   ребенку   одному,   заниматься   своими   делами,   так   как избыток шефства может затруднить творчество; ­разнообразие   совместной   детской   деятельности:   ребенок   при   этом   может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении; психолого­ ­ использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя   занятия,   необходимо   создавать   ситуацию   (   игровую, соревновательную),   привлекательную   для   творчества,   инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений. Исходя   из   анализа   факторов   и   условий,   можно   обозначить   общий   круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи: ­выделять   необходимые   и   достаточные   дидактические, педагогические условия реализации поставленных задач; ­развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода; ­видеть многофункциональность вещи; ­соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы; ­осознавать стереотипную идею и освобождаться от ее влияния. Опыт   показал,   что   к   проявлению   творчества   как   интегративного   вида деятельности   уже   способны   дети   младшего   дошкольного   возраста, следовательно при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных   задач,   способствующих   творческому   развитию,   необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3­7 лет. Формирование   творческих   способностей   дошкольников   требует   реализации определенных принципов: ­   свободы   выбора:   в   любом   обучающем   или   управляющем   действии предоставлять   ребенку   выбор;­   открытости:   не   только   обучать,   но   и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие   разные   пути   решения,   допускающее   варианты   условие,   набор вероятных ответов; ­   деятельности(деятельностный   подход),   который   предполагает   освоение дошкольниками   знаний,   умений   и   навыков;   формирование   умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи; ­ обратной связи, предполагающей рефлексию педагогической деятельности, анализ   настроения   и   самочувствия   ребенка,   мониторинг   уровня   развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей; ­   амплификации   развития:   максимальное   использование   возможностей дошкольного   периода   детства   с   целью   оптимизации     процесса   обучения детей.. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ. Реализация   принципов   формирования   творческих   способностей дошкольников   отражается   в   типе   обучения   детей,   которые   имманентно приобретают исследовательский характер. Стратегия исследовательского обучения ориентирована: ­ на раскрытие резервов творческого мышления; ­   формирование   способности   к   самостоятельной   познавательной деятельности; ­ обогащение творческого воображения; ­   развитие   способности   к   достижению   оригинального   результата   решения задач. Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их   решении  в  процессе   совместной   деятельности   взрослого   и  ребенка   при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого. Схема   технологии   исследовательского   обучения   состоит   из   нескольких блоков: ­осознание общей проблемной ситуации, ее анализ; ­формулировка конкретной проблемы; ­решение проблем(выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка); ­проверка правильности решения проблемы. Проблемная   ситуация,  составляющая   основу   исследовательского   обучения, содержит неизвестное ребенку явление (объект), раскрывающееся в процессе выполнения творческого задания. У него возникает потребность применять новые оригинальные способы действий, добиваться ранее неизвестного ему результата. При   реализации   технологии   исследовательского   обучения   педагогу необходимо: ­содействовать   переходу   из   обычных   состояний   сознания   в   необычные   (на определенные короткие промежутки времени); ­вызывать   взаимодействие   интеллектуальных,   волевых   и   эмоциональных функций; ­обеспечивать   реалистичное   столкновение   с   проблемой,   погружение   в   не, эмоциональную   вовлеченность;­сталкивать   противоположные   понятия, образы, идеи; ­соблюдать педагогические постулаты: « от простого к сложному»,  « закрепление­мать учения», « радоваться успехам, но не захваливать»,  « действовать самостоятельно­без подсказки, но иметь право на помощь». Результативность   технологии   исследовательского   обучения   проявляется   в следующих интеллектуальных умениях: ­видеть проблему; ­выдвигать гипотезу; ­классифицировать; ­проводить эксперимент; ­формулировать выводы и умозаключения. В   комплексе   данные   умения   складываются   в   такие   личностные   качества ребенка,   как   критичность   и   пытливость   ума,   любознательность   и сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях и поступках.

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"

Методическая разработка "Технология развития детского творчества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019