Проблема заключается в том, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологии осуществления творческого развития и неумения дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невелика.
В теории и практике по проблеме формирования творческой личности определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.
Технология развития детского творчества.
активность.
Итогом
В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития
дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С
каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, но
беспредельно увеличивать время обучения невозможно.
Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно
растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать
на их основе чтото новое остается на довольно низком уровне.
По прежнему традиционное обучение строится преимущественно на
использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а
исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической
структурой педагогического процесса. Вследствие такого информационно
рецептурного ребенок утрачивает главную черту исследовательского
поведенияпоисковую
становится потеря
любознательности. способности мыслить, а значит и творить.
Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно
рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.
Исследовательское поведениеодин из основных источников получения
ребенком представления о мире, а исследовательское обучение строится на
естественном стремлении ребенка к самостоятельному отношению
окружающего.
Главная цель исследовательского обученияформирование способностей
самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой
сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречияодна
из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной
и оригинальностью подхода.
Попытки выстроить образовательную
деятельность на основе исследовательских методов обучения
предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому
использованию в практике.
Проблема заключается в том, что теоретически тема развития тврчества детей
раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект
проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными
знаниями технологии осуществления творческого развития и неумения
дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это
приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность
этого процесса невелика.
В теории и практике по проблеме формирования творческой личности
определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения
детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.
Данная технология, как правило, включает следующие компоненты:факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;
принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;
общие задачи креативности личности;
частные задачи развития творческих способностей дошкольника по
возрастам;
этапы технологии;
методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;
развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их
проведению.
Большинство методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом
плане и представляют собой сплав теоретических и методических идей,
представленных в исследованиях как российской школы, так и
представителей зарубежных теорий креативного развития личности.
Особое внимание заслуживают исследования проблемы развития
креативности личности Е.П. Торренса. Анализируя теоретические положения
Е.П. Торренса, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок.
Поэтому внимание педагогов необходимо направить на изучение условий,
эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника. Следует
выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при
организации коллективной творческой деятельности:
сформированность представлений об оптимальной организации совместной
деятельности о том, что существуют различные способы кооперации,
эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества;
овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а
также умениями и навыками работать в группе, способствующими
эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и
совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо
соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен в начале овладеть
индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем
включиться в групповую деятельность;
организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет
усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих
продуктов, организация работы в малых творческих объединениях, когда
педагог решает параллельно еще одну существенную задачув доступном
практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими;
создание эмоционального комфорта: взаимодействие с пертнером,
позволяющее добиваться большей содержательности и результативности
творческого процесса; представление возможности периодически, по
желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как
избыток шефства может затруднить творчество;
разнообразие совместной детской деятельности: ребенок при этом может
удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и
актуальную для дошкольников необходимость в общении;психолого
использование видов деятельности, развивающих творческие способности:
организуя занятия,
необходимо создавать ситуацию ( игровую,
соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую
фантазию, воображение, неординарность технических решений.
Исходя из анализа факторов и условий, можно обозначить общий круг
проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:
выделять необходимые и достаточные дидактические,
педагогические условия реализации поставленных задач;
развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при
решении задач подобного рода;
видеть многофункциональность вещи;
соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать
полученный результат для решения проблемы;
осознавать стереотипную идею и освобождаться от ее влияния.
Опыт показал, что к проявлению творчества как интегративного вида
деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста,
следовательно при конструировании педагогического процесса и выделении
конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо
учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 37 лет.
Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации
определенных принципов:
свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии
предоставлять ребенку выбор; открытости: не только обучать, но и
воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи,
имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор
вероятных ответов;
деятельности(деятельностный подход), который предполагает освоение
дошкольниками знаний, умений и навыков; формирование умений
самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах,
дополнять знание, находить новые простейшие связи;
обратной связи, предполагающей рефлексию педагогической деятельности,
анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития
дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
амплификации развития: максимальное использование возможностей
дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения
детей.. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из
ключевых аспектов ТРИЗ.
Реализация принципов формирования творческих способностей
дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно
приобретают исследовательский характер.
Стратегия исследовательского обучения ориентирована:
на раскрытие резервов творческого мышления; формирование способности к самостоятельной познавательной
деятельности;
обогащение творческого воображения;
развитие способности к достижению оригинального результата решения
задач.
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и
их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при
максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.
Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких
блоков:
осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;
формулировка конкретной проблемы;
решение проблем(выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская
проверка);
проверка правильности решения проблемы.
Проблемная ситуация, составляющая основу исследовательского обучения,
содержит неизвестное ребенку явление (объект), раскрывающееся в процессе
выполнения творческого задания. У него возникает потребность применять
новые оригинальные способы действий, добиваться ранее неизвестного ему
результата.
При реализации технологии исследовательского обучения педагогу
необходимо:
содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на
определенные короткие промежутки времени);
вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных
функций;
обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в не,
эмоциональную вовлеченность;сталкивать противоположные понятия,
образы, идеи;
соблюдать педагогические постулаты: « от простого к сложному»,
« закреплениемать учения», « радоваться успехам, но не захваливать»,
« действовать самостоятельнобез подсказки, но иметь право на помощь».
Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в
следующих интеллектуальных умениях:
видеть проблему;
выдвигать гипотезу;
классифицировать;
проводить эксперимент;
формулировать выводы и умозаключения.
В комплексе данные умения складываются в такие личностные качества
ребенка, как критичность и пытливость ума, любознательность и
сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях
и поступках.