Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Оценка 5
Рабочие тетради
docx
биология
6 кл
11.03.2019
Для оформления отчета по выполнению лабораторной работы по биологии существуют определенные рекомендации. Как правило, их выполняют в обычных тетрадях в клеточку, производя запись о проделанной работе по алгоритму: дата, номер работы, тема, цели, оборудование, ход работы, результаты, выводы, результаты проверки. Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение соответствующей линии учебников. Однако, в тетрадях на печатной основе, полный алгоритм не прописан, а рукописное оформление по шаблону занимает у определенной категории учеников много времени. В связи с этим, у меня возникла потребность скомпоновать тетрадь для лабораторных и практических работ для печатного варианта согласно КТП рабочей программы начиная с даты проведения работы, заканчивая выводами и оценкой результата.
В нашей школе преподавание биологии осуществляется по УМК Пасечник В. В., включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки России № 870 от 18.07.2016 с дополнениями и изменениями: приказ Минпросвещения России № 345 от 28.12.2018). В соответствии с этим, рабочие программы по биологии для 5 – 9 классов составлены на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.).
Таким образом, при разработке тетрадей для лабораторных и практических работ на печатной основе для 6 класса за основу взята информация линии УМК Пасечника, календарно-тематическое планирование из рабочей программы МОУ Сынковской СОШ, требования к оформлению лабораторных и практических работ.
тетрадь 6 в печать.docx
Методическая разработка тетради по биологии
для лабораторных и практических работ (6 класс)
согласно календарнотематическому планированию рабочей программы
Для оформления отчета по выполнению лабораторной работы по биологии
существуют определенные рекомендации. Как правило, их выполняют в обычных
тетрадях в клеточку, производя запись о проделанной работе по алгоритму: дата,
номер работы,
тема, цели, оборудование, ход работы, результаты, выводы,
результаты проверки. Наряду с обычными тетрадями могут использоваться
специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как
сопровождение соответствующей линии учебников. Однако, в тетрадях на печатной
основе, полный алгоритм не прописан, а рукописное оформление по шаблону
занимает у определенной категории учеников много времени. В связи с этим, у меня
возникла потребность скомпоновать тетрадь для лабораторных и практических
работ для печатного варианта согласно КТП рабочей программы начиная с даты
проведения работы, заканчивая выводами и оценкой результата.
В нашей школе преподавание биологии осуществляется по УМК Пасечник В. В.,
включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию
государственную аккредитацию образовательных
при реализации имеющих
программ основного общего образования (приказ Минобрнауки России № 870 от
18.07.2016 с дополнениями и изменениями: приказ Минпросвещения России № 345
от 28.12.2018). В соответствии с этим, рабочие программы по биологии для 5 – 9
классов составлены на основе программы авторского коллектива под руководством
В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа,
2012.).
Таким образом, при разработке тетрадей для лабораторных и практических
работ на печатной основе для 6 класса за основу взята информация линии УМК
Пасечника, календарнотематическое планирование из рабочей программы МОУ
Сынковской СОШ, требования к оформлению лабораторных и практических работ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЫНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Городского округа Подольск Московской области
Лабораторные и практические
работы по биологии
ученика (цы) 6 класса
__________________________
Учитель биологии Баусина В.Л.
с. Сынково
2 2018-2019 учебный год
6 класс Дата _____
Лабораторная работа №1
Изучение строения семян двудольных растений
Цель: знакомство со строением семян двудольных растений.
Оборудование: сухие и проросшие семена фасоли с различной окраской; микроскоп,
лупа; препаровальная игла, пинцет.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр. 9). Подпишите части
семени фасоли.
1 –
2 –
3 –
4
5
Рис. 1 Строение семени фасоли
Вывод:
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 2
Изучение строения семян однодольных растений
Цель: познакомиться со строением семян однодольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие зерновки пшеницы; микроскоп, лупа,
микропрепарат «Зерновка пшеницы».
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.10). Подпишите части
зерновки.
3 1 –
2 –
3 –
4
5 –
6
7
Рис. 2 Строение зерновки пшеницы
Вывод:
_______________________________________________________________________
Заполните таблицу:
1. Сравнение семян двудольного и однодольного растения
Растения
Фасоль
Пшеница
Признаки для
сравнения
Части семени
Части зародыша
Где находятся
питательные
вещества
Вывод:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 3
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
Цель: знакомство с внешним строением корня, учиться распознавать разные типы
корневых систем и сравнивать их.
4 Оборудование: проросшие семена тыквы, пшеницы, фасоли; лупа; гербарные
материалы растений с разными типами корневых систем.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.14).
Подпишите части корней:
2. Стержневая и мочковатая корневые системы
Стержневая
Мочковатая
а
м
е
т
с
и
с
я
а
в
е
н
р
о
К
1 Главный корень , 2 – Боковые корни, 3 – Придаточные корни
Однодольные
Двудольные
Класс
Заполните таблицу:
3. Стержневая и мочковатая корневая система
Корневая система
Класс
стержневая
мочковатая
однодольные
двудольные
Названия
растений
Одуванчик
Фасоль
Горох
Морковь
Пшеница
Подсолнух
Томат
Вывод:
Оценка__________ Подпись_____________________________
5 6 класс Дата
Лабораторная работа № 4
Корневой чехлик и корневые волоски
Цель работы: изучить внешнее строение корня
Оборудование: готовый микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.18).
Подпишите зоны корня:
4. Зоны корня
1 Корневой чехлик
2 – Корневые волоски
3 – Зона деления
4 – Зона роста
5 – Зона деления
6 – Зона всасывания
Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска на рисунке. Соедините
стрелками одинаковые части клеток:
Рис. 3. Сравнение строения клеток кожицы и корневого волоска
Вывод:
6 Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 5
Строение почек. Расположение почек на стебле
Цель работы: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.
Оборудование: черенки побегов сирени, вишни, смородины, абрикоса, рисунки
учебника
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.28).
Зарисуйте расположение почек на стебе:
Рис. 4. Расположение почек на стебле
Вывод:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сравните сходства и отличия вегетативной почки от генеративной, сделайте вывод:
1 –
2 –
3 –
4
Вегетативная
(Листовая) почка
Генеративная
(Цветочная) почка
Рис. 5. Вегетативная и генеративная почки
7 Вывод:
____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 6
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности
жилкования листьев, различать простые и сложные листья.
Оборудование: гербарий растений, лупа.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.35).
Определите тип жилкования:
Рис.6 Тип жилкования листьев
Выполните работу, заполните таблицу:
5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Название растения
Строение листа
(простое или
сложное)
Каштан
Подорожник
Ландыш
Жилкование
Листорасположение
Напишите, можно ли по жилкованию листа определить однодольное или двудольное
растение:
8 Вывод:
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 7
Строение кожицы листа
Цели: познакомить со строением кожицы листа как покровной тканью; выявить связь
строения кожицы листа с выполняемыми ею функциями.
Оборудование: свежие листья герани, микроскопы, препаровальные иглы,
скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки (на каждый стол),
водный раствор йода. (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис
листа герани».)
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.38).
6. Строение кожицы лука и устьица под микроскопом
Цитоплазма –
Вакуоли –
Клеточная
стенка –
Ядро
Устьичная
щель –
Замыкающие
клетки –
Хлоропласты
–
Клетки
кожицы
Кожица лука под микроскопом
Устьице
Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Вывод:
____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
9 6 класс Дата
Лабораторная работа № 8
Клеточное строение листа
Цель: изучить клеточное строение листа
Оборудование: лист растения, микроскоп, предметное и покровное стекла,
препаровальная игла, вода.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.3940).
1 Кожица
2 Клетки мякоти
3 Сосуды
4 Устьице
5 – Ситовидные трубки
6 Волокна
Рис. 7. Клеточное строение листа
Сделайте вывод какие функции выполняют клетки листа:
Вывод:
____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 9
Внутреннее строение ветки дерева
Цель: познакомиться с микроскопическим строением стебля
Оборудование: живые ветки, игла, лупа, готовый микропрепарат «поперечный срез
веточки липы», микроскопы
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.5051).
7. Внутреннее строение ствола и ветки дерева
Спил ствола дерева
Поперечный срез ветки дерева
10 1-
2-
3-
4 –
5 –
6 –
7 –
8 –
9 –
10-
1-
2 -
3 -
4 -
5 -
Сделайте вывод о функциях стебля:
Вывод:
____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 10
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
Цель: изучение строения видоизмененных подземных побегов, научиться приводить
аргументы и делать выводы, производя доказательство.
Оборудование: гербарный лист с корневищным растением; клубень картофеля;
луковица лука; лупа.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.5456). Сравните
поперечный срез стебля с поперечным срезом клубня. Соедините стрелками
соответствующие части побега и клубня.
1 –
2
3 –
4
Подпишите основные части луковицы:
Рис. 8. Строение клубня
11 1 –
2 –
3 –
4 –
5
Сделайте вывод о функциях видоизмененных побегов:
Рис. 9 Строение луковицы
Вывод:_______________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 11
Изучение строения цветка
Цель: знакомство со строением цветка, его функциями.
Оборудование: модель цветка тюльпана, таблицы, живые цветки, лупа, пинцет,
препаровальные иглы; гербарные листы растений.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.6263). Подпишите
название частей цветка:
1 – Лепесток
2 – Пыльник
3 – Тычиночная нить
4 – Тычинка
5 Чашелистик
6 – Рыльце
7 – Столбик
8 – Завязь
9 – Цветоножка
10 Цветоложе
Рис. 10. Строение цветка
Сравните строение цветков вишни и тюльпана, подпишите основные части, сделайте
вывод почему цветок является видоизмененным побегом:
Вывод:__________________________________________________________________
1 –
2 –
3 –
4
Рис.11. Сравнение строения цветка вишни и тюльпана
12 Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении цветков:
Вывод.
____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 12
Ознакомление с различными видами соцветий
Цель: Развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с
наиболее распространенными соцветиями.
Оборудование: гербарии, листы с заданиями.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.66).
Подпишите названия соцветий:
1 –
2 –
3
4 –
5 –
6
7 –
8 –
9
Рис. 12. Типы соцветий
Сделайте вывод о биологическом значении соцветий:
Вывод.__________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
13 6 класс Дата
Лабораторная работа № 13
Ознакомление с сухими и сочными плодами
Цели: Сформировать представление о плоде, как о важном генеративном органе
покрытосеменного растения. Познакомиться с многообразием ,со строением плодов
и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: таблицы «Цветковое растение и его орган», «Типы плодов»;
гербарии растений; коллекции сухих и сочных плодов, коллекции семян, муляжи
плодов.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.72). Заполните таблицу:
Название
плода
8. Сухие и сочные плоды
Тип плода
Сочный или сухой
Односемянный или
многосемянный
Какие растения
имеют такой плод
Пользуясь стр. 73 учебника проведите сравнение двух плодов, сделайте выводы о
строении плодов:
Вывод:
_____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 14
Передвижение веществ по побегу растения
Цель: формирование представлений о проводящей функции стебля.
Оборудование: живые побеги липы (тополя) или цветы с белыми лепестками, стакан
с водой, подкрашенной чернилами.
Ход работы: Выполните лабораторную работу (учебник стр.103). Зарисуйте срезы и
сделайте вывод.
14 Начало опыта
Конец опыта
Рис. 13. Передвижение веществ по побегу растения
Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по
стеблю.
Вывод:
_____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 15
Определение всхожести семян растений и их посев
Цель: определить всхожесть семян растений и их посев.
Оборудование: учебник.
Ход работы: Выполните работу (учебник стр.110)
Подсчитайте, сколько потребуется воды для набухания и прорастания 100 кг семян:
Просо
Кукуруза
Пшеница
Рожь
Лен
Горох
Рассмотрите рисунок:
Рис. 14. Проращивание семян
15 Сделайте вывод: в каком сосуде семена прорастут.
Вывод:
____________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
6 класс Дата
Лабораторная работа № 16
Вегетативное размножение комнатных растений
Цель: изучить вегетативное размножение, его виды.
Оборудование: учебник, побег комнатного растения бегонии.
Ход работы: Учебник стр.138145.
1. Разрежьте побег на черенки с 23 листьями на каждом. (придаточные корни
появляются раньше всего около листьев, нижний срез надо делать под листом)
2. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.
Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу:
9. Черенкование бегонии
Растение
Дата
Дата
черенкования
появления первого
корня
Дата развития
корней длиной
1,5 – 2 см
Дата посадки в
почву
Бегония
Сделайте выводы о вегетативном размножении растений:
Выводы:________________________________________________________________
Оценка__________ Подпись_____________________________
16
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Методическая разработка тетради по биологии для лабораторных и практических работ (6 класс) согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.