Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Оценка 5
Лекции +2
doc
правоведение
10 кл
05.02.2017
Лекция с элементами самостоятельной работы по основам права решает следующие цели учебного занятия:
1. Показать значение Конституции Российской Федерации в регулировании общественных отношений.
2. Раскрыть основные органы и порядок международной защиты прав человека в условиях мирного и военного времени.
3. Воспитание активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
47-48 право.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: Право.
Учебное занятие №4748
Тема учебной программы:
Правовое регулирование общественных отношений.
Тема учебного занятия:
Международная защита прав человека.
Цели учебного занятия:
1. Показать значение Конституции Российской Федерации в регулировании общественных
отношений.
2. Раскрыть основные органы и порядок международной защиты прав человека в условиях
мирного и военного времени.
3. Воспитание активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в
различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов
деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Лекция с элементами самостоятельной работы.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Дидактический материал.
Литература:
1. Российское право / Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – 2е изд., пересмотр. – М., Норма,
2012.
2. Никитин А.Ф. Основы государства и права, М., 2000г.
3. Человек и общество; (доп. материалы) часть II, М., 1999г.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№
п/п
I
II
III
IV
V
VI
Ход занятия и последовательность изложения
Время мин.
основных вопросов содержания темы
Этап организации занятия.
Этап актуализации.
Этап изучения и первичного закрепления нового материала
Этап контроля и самоконтроля.
Этап информации о домашнем задании.
Этап рефлексии.
2
3
34
3
1
2 Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
В 70–80 гг. ХХ века в качестве особого института современного международного
права сложилось международное гуманитарное право, целью которого является защита
жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово «защита» означает
предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий.
В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а
предоставляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том
значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве,
означает любое действие, цель которого – защитить жертвы вооруженных конфликтов от
возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью.
Международное гуманитарное право содержит совокупность норм, призванных
обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество
жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т. е. с учетом военной
необходимости. Эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться
гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему может
грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому
защита может быть предоставлена только при условии согласия со стороны
соответствующих властей, которых международное гуманитарное право к этому
обязывает. 1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития
этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного
Креста, одним из основателей которого он являлся. В настоящее время основными
источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские
конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:
∙ Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская
конвенция);
∙ Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение,
из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
∙ Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция).
14.1. Международные документы о правах человека.
14.1.1. Что такое права человека?
Понятие прав человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке.
1) Согласно естественноправовой теории права человека – это права, присущие самой
природе человека, без которых оно не может существовать как биосоциодуховное
существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не
зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать
их или ограничить.
2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы
установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет
перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам.
Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко
оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и
являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с
обществом, государством.
Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на
достоинство и права на свободу. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного
заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.
14.1.2. Классификация прав человека:
1) по форме закрепления: основные и иные права. Основные – это такие права,
которые гарантированы конституциями государств и международноправовыми
документами.
2) по содержанию:
1) личные (гражданские): право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность,
охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища,
свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать
любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора
местожительства.
2) политические: право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия,
право на участие в управлении делами государства. В отличие от личных, политические
права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в
качестве активного участника политического процесса.
3) социальные: на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное
обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское
обслуживание).
4) экономические: на труд, на собственность, на предпринимательство, право на
забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в
национальные или международные организации.
5) культурные: на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее
профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного
прогресса, на доступ к культурным ценностям.
Права человека в Конституции РФ:
личные (гражданские) права (статьи 1929, 4554);
политические (статьи 3033);
экономические (статьи 3437, ч.1,2,4);
социальные (статьи 37, ч.3,5, 3841);
культурные (статьи 43, 44).
3) по времени возникновения:
К первому поколению относят гражданские и политические права. Второе поколение
включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях
и законах наиболее развитых стран относится к началу XX века. Их часто называют
мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения
(право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). Третье поколение
называют правами народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и
образования независимого государства, право на достойное существование и право на
развитие народа). Представление о них утверждается в юридической науке и
международноправовой практике во 2й половине XX века.
4) по способу существования и отражения:
естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права,
устанавливаемые государством.
5) по кругу субъектов:
1) индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам); 2) коллективные (права,
принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: индивиды,
потребители, несовершеннолетние, беженцы).
14.1.3. Международные документы. Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является
Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) =
1) Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) +
2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) +
3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) +
4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) +
5) второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).
Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что «признание достоинства,
присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является
основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Статья 1: «Все люди рождаются
свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Всеобщая декларация
содержит обогащённый перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и
политические, но и социальные, экономические и культурные права.
Пакты, принятые в 1966 году, закрепили важнейшие права и свободы: право на жизнь,
право на личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни,
свобода совести, свобода мирных собраний и ассоциаций, право на свободу убеждений и их
выражения, право на образование, право на труд.
Значение международных пактов 1966 г.:
1) впервые государства взяли на себя юридические обязательства перед международным
сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан;
2) впервые государства наделили международные органы правом контроля за
выполнением принятых на себя обязательств;
3) впервые жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за
помощью в органы, неподведомственные притесняющим их властям.
14.2. Защита прав человека.
Сегодня на территории Европы действуют три системы защиты прав человека:
14.2.1. Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который работает под
руководством Генеральной Ассамблеи, учредил в качестве вспомогательного органа
Комиссию ООН по правам человека. Каждый год на сессии Комиссии собираются не
только 53 государствачлена, но и свыше 100 государствнаблюдателей. В 1976 г. ООН был
создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.
14.2.2. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ),
заключительный акт которого, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал
возникновению общественного движения правозащитников => Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
14.2.3. Система Совета Европы (СЕ), ведущим документом которого стала
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также
дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и
политических прав и некоторые социальноэкономические права. Для контроля за их
осуществлением созданы специальные механизмы – Европейская Комиссия и Европейский
Суд по правам человека в Страсбурге. В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет
сложившегося механизма по рассмотрению индивидуальных жалоб.
14.3. Критика Всеобщей декларации прав человека.
В последние десятилетия представление о незыблемости прав человека как высшей
ценности вызывает серьёзную критику:
1) положения Всеобщей декларации человека давно устарели, превратились в собрание
банальных мёртвых истин. Нужны новые живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право
коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное
мнение как телевидение, право на пресную воду –> Боливия);
2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно
минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни;
3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во
внутренние дела других государств;
4) институт прав человека призван увековечить существующую политичсекую и
экономическую систему современного капиталистического общества;
5) идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых
режимов;
6) идеология прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными
доводами: человек не имеет право вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога,
политическое понимание прав личности противоречит пониманию свободы как
ответственности перед Богом.
7) в период кризисов государственные интересы власти и общества стоят выше
непосредственных прав отдельной личности.
14.4. Международные преступления и правонарушения.
14.4.1. Виды международных преступлений:
1) действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;
2) военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных
территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);
3) преступления против человечности.
14.4.2. Международный уголовный трибунал (Гаага) был создан в 1993 г. решением
Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных
нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.
14.5. Международное гуманитарное право.
14.5.1. Что такое международное гуманитарное право?
Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве
войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые
он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие
должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же
гражданского населения должна защищаться.
Гаагские конференции 1899, 1907 гг.
Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного
характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся
прямым следствием вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и
ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по
своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют
защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате
конфликта.
Международное гуманитарное право является отраслью международного права,
действующей в условиях войны.
Нормы Всеобщей декларации прав человека могут быть ограничены в условиях
чрезвычайного положения. Нормы же гуманитарного права применяются в периоды
вооружённых конфликтов, поэтому никаких отступлений от своих положений ни при каких
обстоятельствах нормы гуманитарного права не допускают.
14.5.2. Субъекты международного гуманитарного права: 1) государства; 2)
комбатанты; 3) лица, находящиеся под защитой. Комбатанты (1977 – Дополнительный протокол I) – все организованные вооружённые
силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за
поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника
в плен, убивать вооружённого противника.
Лица, находящиеся под защитой – раненые, больные, лица, потерпевшие
кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные,
интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника,
гражданские лица на оккупированных территориях.
14.5.3. Источники международного гуманитарного права:
1) Женевские конвенции 1949 г.:
«Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I);
«Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава
вооружённых сил на море» (Конвенция II);
«Об обращении с военнопленными» (Конвенция III);
«О защите гражданского населения» (Конвенция IV).
2) Женевские конвенции 1948 г.: 1) против преступлений геноцида; 2) Конвенция о
беженцах.
3) Дополнительные протоколы 1977 г.: Дополнительный протокол I (новые нормы,
регулирующие международные вооружённые конфликты); Дополнительный протокол II
(нормы, регулирующие вооружённые конфликты немеждународного характера).
4) Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей.
Николай Рерих (18741947). В начале Первой мировой войны Рерих обратился к русскому
правительству и правительствам воюющих стран с предложением заключит соглашение об
охране культурных ценностей. В 1929 году Рерих приехал из Индии в Америку, чтобы
юридически оформить Пакт об охране памятников культуры на случай военных действий.
В 1954 году в Гааге по инициативе ЮНЕСКО была созвана международная конференция,
на которой представители 56 государств подписали конвенцию о защите культурных
ценностей в случае вооружённого конфликта, основанную на принципах Рериха.
5) Конвенция 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов
бактериологического оружия.
6) Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на природную среду.
7) Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов
обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или
иметь неизбирательное действие.
8) Всеобщая декларация прав человека (1948), важнейшие положения которой получили
развитие применительно к военному времени.
14.5.4. Эмблема.
В 1864 г., отдавая должное Швейцарии, в которой зародилось движение, в качестве
отличительной эмблемы покровительства раненым воинам было решено использовать
обратное положение цветов швейцарского флага (белый крест на красном фоне). Турция, а
затем и часть мусульманских стран в качестве символа стали использовать знак Красного
Полумесяца. Женевская конвенция 1929 г. признала его в качестве второй официальной
эмблемы Международного комитета Красного Креста (1880). В 2005 г. на очередной
Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитарных
организаций – Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне). Эта эмблема имеет
одинаковый статус с прежними. Домашнее задание: конспект
Преподаватель: _________/Бабынин С.А./
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Международная защита прав человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.