Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "
Оценка 4.6

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Оценка 4.6
Лекции +2
doc
правоведение
10 кл
31.01.2017
Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "
Данное учебное занятие реализует следующие цели учебного занятия: 1. Показать значение правовых норм в регулировании прав на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. 2. Раскрыть основные причины экологических правонарушение и порядок их профилактики. 3. Воспитание активной жизненной позиции, позитивных качеств личности. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
25 эколог право.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                          по дисциплине:  Право.                                                                                     Учебное занятие №25  Тема учебной программы:  Право. Тема учебного занятия: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.                                                               Цели учебного занятия: 1. Показать значение правовых норм в регулировании прав на благоприятную окружающую  среду и способы его защиты.  2. Раскрыть основные причины экологических правонарушение и порядок их  профилактики. 3. Воспитание активной жизненной позиции, позитивных качеств личности. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в  различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и способов  деятельности. Формы проведения учебного занятия: Лекция с элементами самостоятельной работы. Материальное обеспечение учебного занятия: ПК. Презентация. Дидактический материал.  Литература: 1. Российское право /  Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – 2­е изд., пересмотр. – М., Норма,  2012. 2. Никитин А.Ф. Основы государства и права,­ М., 2000г. 3. Человек и общество; (доп. материалы) часть II,­ М., 1999г. Распределение рабочего времени на учебном занятии: № п/п I II III IV V VI Ход  занятия и последовательность изложения Время  мин. основных вопросов содержания темы Этап организации занятия. Этап актуализации. Этап изучения и первичного  закрепления нового материала Этап контроля и самоконтроля. Этап информации о домашнем задании. Этап рефлексии. 2 3 34 3 1 2 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Кому нравится жить на свалке? Можно ли защитить окружающую среду?  Почему, защищая окружающую среду, человек защищает себя?  Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права – права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В   отличие   от   многих   известных   вам   отраслей,   развитие   которых   длилось   столетиями (например,   уголовного   права),   экологическое   право   сформировалось   стремительно, буквально   за   несколько   десятилетий   прошлого   века   и   продолжает   совершенствоваться ныне. Главная его задача – решение проблем охраны окружающей среды.  Общая характеристика экологического права. С определением экологического права вы уже знакомы. Напомним: оно представляет собой   совокупность   правовых   норм,   которые   регулируют   общественные   отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отношениями.  Окружающая среда – главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране   окружающей   среды»   (2002)   определяет   её   как  совокупность   компонентов природной среды, природных и природно­антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Условно эту совокупность можно представить в виде следующей схемы:  К  источникам  экологического   права   относят   все   правовые   акты,   в   которых содержатся   нормы,   регулирующие   экологические   отношения.   Среди   множества федеральных  и   обычных   законов   РФ,  регулирующих   экологические   отношения,  особую роль играет упомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». На уровне субъектов РФ ведущую роль также играют конституции субъектов РФ, а далее – законы и нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ.  В основе экологического права лежат определённые принципы, закреплённые прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 3). Главный из них выражает смысл всего экологического законодательства:  соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.  Право человека на благоприятную окружающую среду. Это   право   принадлежит   к   числу   общечеловеческих   ценностей,   естественных   прав человека   и   гражданина,   затрагивающих   самые   основы   его   бытия,   связанные   с поддержанием материальных и духовных условий жизни.  Одним   из   основных   международных   документов   по   вопросам   экологии   является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио­де­ Жанейро (1992). В качестве принципа №1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».  Наша   Конституция   в   статье   42   закрепила   экологические   права   граждан.   Данная статья   включает,   по   существу,   три   самостоятельных,   но   неразрывно   связанных   между собой   экологических   права   человека   и   гражданина:   1)   на   благоприятную   окружающую среду,   2)   на   достоверную   информацию   о   её   состоянии   и   3)   на   возмещение   ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В   Законе   «Об   охране   окружающей   среды»   благоприятная   окружающая   среда определяется как среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных   экологических   систем,   природных   и   природно­антропогенных   объектов». Существует также научное определение этого понятия. Среда является благоприятной, если   её   состояние   соответствует   установленным   в   экологическом   законодательстве нормативам,   ресурсоёмкости (неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства.  (незагрязнённости), касающимся   её  чистоты  Объективно   человек   не   может   не   воздействовать   на   окружающую   среду   –   не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и   т.   д.   Проблема   заключается   в   том,   чтобы   были   установлены   научно   обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право предусматривает так называемое  экологическое нормирование,  т. е. закреплённые в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду.  Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды».  В главе  V «Нормирование  в области охраны окружающей среды» определена  система экологических нормативов,  в которую входят:   нормативы   качества   окружающей   среды,   нормативы   предельно   допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.  Право   на   информацию  также   является   основополагающим   правом   личности   и провозглашается   во   Всеобщей   декларации   прав   человека.   Как   уже   отмечалось, Конституция   РФ   (ст.   42)   закрепляет   право   граждан   на  достоверную   информацию   о состоянии окружающей среды.  Оно закреплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).  Информация как юридическое понятие – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах  независимо  от формы их представления.  Достоверной информацией   о   состоянии   окружающей   среды   являются   сведения,   которые   отражают реальное,   неискажённое   состояние   окружающей   среды.   Такой   информацией   в   первую очередь   располагают   государственные   органы,   имеющие   специальные   полномочия   в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.  Конституция   РФ   (ст.   41,   ч.   3)   установила   ответственность   должностных   лиц   за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как действует эта статья.  Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.  Закон   «Об   охране   окружающей   среды»   закрепляет   за   гражданами   возможность различными способами защищать своё право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Они имеют   право   создавать  общественные   объединения,  осуществляющие   деятельность   в области   охраны   окружающей   среды;   могут   обращаться   в   органы   власти   с  жалобами, заявлениями  и  предложениями,  принимать участие в  собраниях, митингах  и т. д. по охране окружающей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.  Право   граждан   на   судебный   иск   –   это   наиболее   мощное,   универсальное   средство защиты. Причём если граждане не удовлетворены решением суда общей юрисдикции, они могут подать жалобу в суд более высокой  инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по правам человека.  Право   на   возмещение   ущерба,  причинённого   здоровью   или   имуществу экологическим правонарушением,  относится к наиболее важным способам защиты права на   благоприятную   окружающую   среду.   Порядок   возмещения   ущерба,   причинённого экологическими   правонарушениями   регулируется   прежде   всего   Законом   «Об   охране окружающей   среды».   В   отношении   здоровья   и   имущества   человека   в   этом   документе применяется   понятие   «вред».   Под   вредом   понимается   любое   умаление   (ущемление, нарушение)   материального   или   нематериального   блага,   в   том   числе   жизни   и   здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а   также   в   результате   хозяйственной   и   иной   деятельности),   подлежит  возмещению   в полном объёме.  Экологические   правонарушения  являются   одной   из   главных   причин   деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему   миру)   настолько   велико,   что   многими   оценивается   как   угроза   национальной безопасности.   В   ходе   проверок   ежегодно   выявляется   10­12   тыс.   нарушений   водного законодательства (в основном незаконный сброс сточных вод в реки, озёра, моря); около 400 тыс. нарушений правил охраны недр и т. д. Только органами прокуратуры в 2000г. было выявлено около 57 тыс. правонарушений, а в 2005г. уже более 130 тыс. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными  веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т. д. Всё это в первую очередь результат техногенных правонарушений.  Любое экологическое правонарушение – это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещённая ловля рыбы и т. д.) или бездействие (невыполнение, например, правил   охраны   недр   и   т.   д.).   Оно   обязательно   приносит   вред   окружающей   среде   или здоровью   человека   и   поэтому   является  общественно   опасным.  Таким   образом, экологическое   правонарушение  можно   определить   как   общественно   опасное   вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.  Законодательство,   предусматривающее   меры   эколого­правовой   ответственности, весьма обширно. Назовём лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего, это Закон «Об охране   окружающей   среды».   В   статье   75   он   устанавливает   несколько   видов ответственности: дисциплинарную, административную и уголовную.  (гражданско­правовую),     имущественную   Административная  ответственность   за   нарушения   законодательства   об   охране окружающей среды предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охраны рыбных запасов влечёт наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ   (так,   в   гл.   39   предусмотрена   материальная   ответственность   работника   за   ущерб, причинённый имуществу работодателя). Меры  уголовной  ответственности – в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Здесь экологическим преступлениям полностью посвящена глава 26; указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256)   в   определённых   случаях   предусмотрены   штрафы   (от   200   до   500   минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до   6   месяцев).   В   Гражданском   кодексе   РФ   (ГК   РФ)   сформулированы   положения   о возмещении вреда, причинённого имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (гл.   59,   ст.   1074)   указывается,   что  несовершеннолетние   от   14   до   18   лет  несут ответственность за причинённый вред «на общих основаниях».    Практические выводы. 1. Современный молодой человек не может игнорировать экологические императивы (требования)   эпохи.   Стратегическая   цель   государства   и   общества   по   сохранению   и восстановлению   окружающей   среды   –   это   и   ваша   личная   цель.   Потому   что   вы,   как   и каждый, нуждаетесь в улучшении качества жизни и сохранении здоровья.  2. Полезно научиться разбираться в экологической ситуации, сложившейся в вашем городе,   районе   и   т.   д.   Важно   понять,   откуда   исходят   угрозы   окружающей   среде   и существует   ли  возможность беспрепятственно  получать достоверную  информацию  о  её состоянии.   И  конечно   же,   нужно  овладевать   правовыми   нормами,   с   помощью   которых можно добиваться достоверной информации, а также противостоять этим угрозам.  3. Любой   здравомыслящий   человек   вполне   осознаёт,   что   следует   научиться критически   оценивать   своё   собственное   отношение   к   окружающей   среде.   Необходимо честно проанализировать своё поведение с точки зрения своих экологических обязанностей и, если потребуется, найти в себе мужество что­то в нём изменить, от чего­то отказаться. В первую очередь от равнодушия, от грубого потребительства.  4. Нужно   хорошо   понять,   почему   окружающей   среде   требуется   ваша   защита.   В сущности, речь идёт о вашем естественном праве на здоровую окружающую среду и об обязанности   её   сохранять,   бережно   относиться   к   природным   богатствам.   Но   надо научиться   и   защищать   своё   право,   и   исполнять   необходимые   обязанности.   Какими способами? Ищите. И найдёте.  Вопросы для самопроверки.  1. В чём состоит специфика экологических отношений?  2. Каковы составные части окружающей среды?  3. Почему   право   на   благоприятную   окружающую   среду   принадлежит   к   числу общечеловеческих ценностей?  4. Охарактеризуйте   основные   экологические   права   граждан,   закреплённые   в Конституции   РФ.   Назовите   основные   способы   защиты   экологических   прав граждан. Почему важно использовать различные способы экологической защиты?  5. В чём особенности экологического правонарушения?  6. Какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство?   Заключительная часть.  1. Оценивание ответов учащихся.           2.   Домашнее задание: конспект.   Преподаватель___________Бабынин С.А.

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "

Методическая разработка учебного занятия по основам права на тему "Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017