Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"
Оценка 4.6

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Оценка 4.6
Лекции +2
doc
правоведение
11 кл
06.02.2017
Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"
Лекция с элементами беседы по основам права решает следующие цели учебного занятия: 1. Показать значение экономики, материального производства, обмена и распределения в современном обществе. 2. Раскрыть особенности и значение решения вопросов занятости и трудоустройства в условиях рыночной экономики. 3. Способствовать формированию и развитию экономической культуры и компетентности обучающихся. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
4-6 право.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                           по дисциплине:  Право.                                                                                      Учебное занятие № 4­6   Тема учебной программы:  Труд и социальная защита. Тема учебного занятия: Занятость и трудоустройство в Российской Федерации. Цели учебного занятия: 1. Показать значение экономики, материального производства, обмена и распределения в  современном обществе. 2. Раскрыть особенности и значение решения вопросов занятости и трудоустройства в  условиях рыночной экономики. 3. Способствовать формированию и развитию экономической культуры и компетентности  обучающихся. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в  различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и способов  деятельности. Формы проведения учебного занятия: Лекция с элементами беседы. Материальное обеспечение учебного занятия: ПК. Презентация. Словарь терминов. Дидактический материал. Литература: 1. Российское право /  Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – 2­е изд., пересмотр. – М., Норма,  2012. 2. Любимов Т.П. Основы экономики,­ М., 1994г.  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Изд­во Эксмо, 2002.  4. Яковлев А.И. Основы правоведения: Учеб. для нач. проф. образования: Учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. Распределение рабочего времени на учебном занятии: № п/п Ход  занятия и последовательность изложения Время  мин. основных вопросов содержания темы I II Этап организации занятия. Этап актуализации. 2 3 III IV V VI Этап изучения и первичного  закрепления нового материала Этап контроля и самоконтроля. Этап информации о домашнем задании. Этап рефлексии. 34 3 1 2 Занятость и трудоустройство в Российской Федерации (лекция). «Всякая профессия есть заговор против непосвященного».  Б. Шоу (1856—1950), английский писатель                                                                            Зачем человеку трудовая книжка? Можно ли попросить друга подменить тебя на работе?  Обязательно ли обращаться к врачу, если заболел и не пошел на работу ? Где можно получить  качественное образование? Словами «работа», «труд», как вы уже знаете, можно называть практически любую  сознательную деятельность, направленную на создание каких­либо материальных или  духовных ценностей. Рассмотрим как пример, скажем, приготовление ужина. Является ли  приготовление ужина работой? Конечно, да. Ужин может приготовить дома мама, однако  ужин может быть результатом работы специально приглашенной домохозяйки или целого  коллектива поваров, если речь идет об ужине в ресторане. Применение наемного труда  позволяет говорить о работе с точки зрения права.  ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ  Истории развития человеческого общества известны различные формы труда: это и труд в  соседской общине, и труд раба, и труд крепостного крестьянина. Сегодня речь идет о труде  свободного человека. Соответствующее положение закреплено в Конституции РФ: «Труд  свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Ежедневно миллионы людей идут на работу, а вечером возвращаются домой. С юридической  точки зрения «пойти на работу» означает вступить в определенные юридические отношения,  при этом права и обязанности их участников должны быть четко определены. Трудовые  правоотношения — это отношения между работником и работодателем, основанные на  трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права. В нашем обществе трудовые  отношения регламентируются нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Законом «О  занятости населения в Российской Федерации» и рядом других законов. Участников трудовых отношений называют субъектами трудового права. Одной из сторон  трудовых правоотношений является работник — физическое лицо, которое обладает правом  и возможностью работать по трудовому договору. В России граждане имеют право работать с  16 лет. Если уже получено основное общее образование, то можно пойти работать и в 15 лет.  Почему именно 15—16 лет? От работника требуется личное участие в работе ­ это  особенность трудовых отношений. Если вы приняты на работу, то и работать придется именно  вам, а не вашему другу или родителям. Еще одна особенность трудовых отношений — это  их длящийся характер. 15 лет — это тот возраст, когда человек уже может регулярно  выполнять определенный вид работы, отвечать за свои поступки. И все же: если человеку нет еще 15 лет, а так хочется попробовать свои силы и начать  работать? Оказывается, это возможно и с 14 лет, в свободное от учебы время. Но работа  должна относиться к разряду легкой, не причинять вред здоровью и на это должно быть  получено согласие родителей. Трудовой кодекс РФ (ст. 265—272) выделяет несовершеннолетних в особую группу,  устанавливая, с одной стороны, ограничения при приеме на работу, с другой стороны,  предоставляя им определенные льготы и гарантии. Утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при которых запрещается применять труд молодежи до 18 лет. Это подземные работы; работа, связанная с производством, торговлей спиртными,  табачными изделиями; виды работ, связанные с подъемом тяжестей; игорный бизнес и т. д.  Запрещено направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать их к  сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие дни. Все это  свидетельствует о том, что общество стремится предоставить молодежи возможность  реального осуществления права на труд, создать необходимые для этого условия. Все работники независимо от возраста обладают трудовыми правами и обязанностями.  Остановимся на некоторых из них. К основным относятся право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на своевременную и в полном объеме выплату  заработной платы; право на отдых; право на защиту своих трудовых прав. Представьте себе  ситуацию, в которой были бы нарушены все перечисленные выше права. Тогда кому­то  придется работать в помещении, где дверь держится на одной петле, электрические провода  оголены, при этом трудиться придется семь дней в неделю, а заработная плата будет  выплачиваться раз в полгода. Оспорить же условия труда работник не имеет права.  Нарисованная картина, конечно, является преувеличением, однако в действительности  достаточно нарушить одно из основных прав — и любимая работа грозит превратиться в  тяжелое испытание. К обязанностям работника относится добросовестное выполнение своих трудовых функций,  соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия,  выполнение норм труда. А теперь... попробуйте сами нарисовать картину, когда работник не  выполняет свои основные обязанности. Как бы вы отнеслись к такому работнику? Какую  ответственность он понесет? Это может быть дисциплинарная ответственность, если нарушена  дисциплина труда (прогул, опоздание и т. д.) ; это может быть материальная ответственность,  если по вине работника испорчена дорогостоящая вещь; это может быть уголовная  ответственность, например, в случае хищения с предприятия и т. д. Другой стороной трудовых правоотношений является работодатель — физическое лицо  либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Права, которыми  обладает работодатель, позволяют требовать от работников исполнения ими трудовых  обязанностей и бережного отношения к имуществу, поощрять работников и привлекать их к  дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом и т. д.  Присмотритесь внимательней, и вы увидите, что права работодателя являются «зеркальным  отражением» обязанностей работника. Среди обязанностей же работодателя вы найдете  требование соблюдения законов и норм трудового права, справедливой оплаты труда  работников в соответствии с их трудовым вкладом, создание безопасных условий труда.  Основные права и обязанности работника и работодателя закреплены в статьях 21 и 22  Трудового кодекса РФ. Соглашение между работодателем и работником оформляется в виде трудового договора.   ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  С проблемами, возникшими в России с переходом к рыночным отношениям, вы уже  знакомились при анализе экономической ситуации в стране и знаете, что одной из наиболее  серьезных социальных проблем стала проблема занятости. Понятие «занятые» в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» трактуется шире, чем понятие  «работник». Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству России и приносящая им, как правило,  заработок, трудовой доход. Кого же закон считает занятым? Конечно же тех, кто работает: либо по трудовому договору  (если работа постоянная) , либо по договорам гражданско­правового характера (если работа  носит эпизодический характер) . В число занятых включены все проходящие очный курс  обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования  (училищах, колледжах, институтах, университетах и других образовательных учреждениях) .  Речь идет и о тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью,  проходит военную службу, альтернативную гражданскую службу, служит в органах  внутренних дел и т. д. Соблюдая принцип свободного труда, законодательство указывает, что «незанятость граждан  не может служить основанием для привлечения их к административной и иной  ответственности» . Но одно дело, когда человек (возможно , временно) не хочет работать.  Другое дело, когда он не может трудоустроиться в силу разных обстоятельств: по состоянию  здоровья, в силу возраста. Таким людям очень непросто обеспечить себя даже самым  необходимым в условиях рыночной экономики. Они нуждаются в социальной защите со  стороны государства. Статья 39 Конституции Российской Федерации такую защиту  гарантирует и называет ее правом на социальное обеспечение. Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью  удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, детей,  иждивенцев, потерявших кормильца, безработных. Социальная помощь оказывается только в случае, если для этого есть законные основания.  Финансирование программ социальной защиты осуществляется за счет специальных фондов  или из бюджета государства. Условия и порядок предоставления социальной помощи  устанавливаются в законодательном порядке . Основным видом отношений для права на социальное обеспечение являются пенсионные  отношения. Нормы, регулирующие их, слишком многочисленны и разнообразны. Рассмотрим  некоторые виды пенсий. Если человек долго и честно трудился, то он имеет право на пенсию  по старости. По действующему законодательству это право гарантировано мужчинам,  достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет. Еще один вид пенсии — пенсия по выслуге лет. Это связано с определенными видами деятельности, когда работник имеет  специальный трудовой стаж. Помимо военнослужащих , государственных служащих ,  учителей, такая пенсия начисляется, например, и прекратившему исполнять свои полномочия  Президенту. Минимальная социальная помощь в виде пенсий гарантирована инвалидам —  людям, которые не могут работать или ограничены в праве на труд по состоянию здоровья.  Также пенсия начисляется детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих  родителей. Социальная помощь оказывается не только в виде пенсий, но и в виде пособий. Наиболее  распространено пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для получения этого  пособия является листок нетрудоспособности, выданный медицинским учреждением.  Следовательно, если вы заболели, это обязательно должен зафиксировать врач — тогда ваше  отсутствие не будет считаться прогулом на работе и вы получите причитающееся вам  пособие . Кстати, листок временной нетрудоспособности положен не только самому  заболевшему. Он необходим, например, маме, чтобы ухаживать за заболевшим ребенком. Женский труд имеет свои особенности с точки зрения трудового права и прав социальной  защиты. Ограничено применение труда женщин на тяжелых работах и работах, связанных с  вредными или опасными условиями. (Похожие условия защищают труд несовершеннолетних. )  Особенно оговорены законодательством дополнительные льготы и гарантии для беременных женщин: с ними невозможно расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя, им  предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска и пособия на рождение ребенка. Среди прочих установлен порядок выплаты и пособия по безработице. Согласно статье 3  Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными являются  трудоспособные граждане, которые в какой­то период времени не имеют работы и  зарегистрированы в государственных органах службы занятости с целью поиска подходящей  работы, ищу т работу и готовы приступить к ней. Как вы уже знаете, основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ,  возложена на Федеральную государственную служб у занятости населения. Центры занятости  населения обязаны зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина и оказать ему  социальную поддержку. В чем она заключается? Речь идет в первую очередь об оказании  содействия в получении подходящей работы или приобретении новой специальности  (квалификации) , а при невозможности этого — о выплате пособий по безработице. Сегодня можно слышать много справедливых нареканий в адрес размера пенсий и пособий. Да, это минимальная социальная помощь, оказываемая государством. Надеемся, что законы,  связанные с социальным обеспечением, будут и дальше совершенствоваться.                                                  ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ    1  Каждый из вас имеет исключительное право распоряжаться своими способностями к труду.  Нравится конструировать машины? Интересуешься иностранными языками? Любишь  выращивать цветы? Любое из таких увлечений может перерасти в достойную  профессиональную деятельность. А ваше образование — это еще один и, возможно, решающий для вас шанс получить интересную и престижную работ у в будущем. 2 Важнейшим участником трудовых отношений для вас станет трудовой коллектив: вам  придется находить общий язык с очень разными людьми — здесь пригодятся не только  профессиональные, но и коммуникативные навыки. Вспомните все, что вы знаете о правилах  общения . Трудовые отношения носят длительный характер, и будет лучше, если в трудовом  коллективе вы найдете друзей. 3Заглянув в вашу трудовую книжку, со временем, как в зеркале, можно будет увидеть ваши  деловые характеристики: этот документ не украшают записи о расторжении трудовых  договоров из­за грубого нарушения работником трудовых обязанностей, зато трудовую  книжку могут украсить благодарности, записи о повышениях в должности, о присвоении  почетных званий и наград.                                      ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ  1. Дайте определение трудовых правоотношений. Какие особенности для них характерны?  2. Приведите пример трудового правоотношения, выдели в основные права и обязанности  субъектов трудового права.  3. Какие документы необходимы работнику при приеме на работу? Перечислите документы,  которые оформляет работодатель при приеме на работу.  4. Каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора?   5.  Что отличает понятия «занятый», «незанятый», «безработный»?  6. Приведите примеры социально  защиты и социального обеспечения: а) пенсионеров;  б) несовершеннолетних ; в ) женщин; г ) безработных.  7. Назовите учреждения профессионального образования, которые вы знаете. Чем он и  отличаются?  8. С какими документами следует познакомиться в приемной комиссии выбранного вами образовательного учреждения?   Домашнее задание: глава IV §2 Преподаватель___________Бабынин С.А.

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"

Методическая разработка учебного занятия по основам права "Занятость и трудоустройство в Российской Федерации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017