Методическая разработка урока геометрии по теме "Решение задач по теме "Цилиндр""

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность этой темы обосновывается тем, что, во-первых, она входит в обязательный минимум за курс среднего общего образования, во-вторых, задания на цилиндр включены в ЕГЭ по математике, и, в-третьих, данная тема имеет практическое значение. Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по обобщению, систематизации и углублению ранее полученных знаний по теме «Цилиндр» и применению их в практической и профессиональной деятельности.
Иконка файла материала Методическая разработка урока.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЦИЛИНДР»ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебная дисциплина:Математика  Раздел: Тела и поверхности вращения Тема урока: Решение задач по теме «Цилиндр» Цель   урока:  Организовать   деятельность   обучающихся   по   обобщению,   систематизации   и   углублению   ранее полученных знаний по теме «Цилиндр» и применению их в практической и профессиональной деятельности. Задачи урока: Обучающие:  Формирование умений по дисциплине: ­  закрепить основные понятия по теме «Цилиндр»; ­ отработать навыки вычисления основных математических параметров и величин цилиндра;  Формирование элементов профессиональных компетенций: ­ диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы; ­ формировать профессиональные умения вычислять рабочий объём двигателя автомобиля, определять параметры    цилиндрических деталей автомобиля; Развивающие:  Развитие умений по дисциплине: ­ способствовать развитию и совершенствованию умений сравнивать, сопоставлять и систематизировать  пройденный материал, делать выводы и обобщения;  ­ способствовать развитию умений ориентироваться в реальных геометрических конструкциях;  ­ способствовать реализации принципов связи теории и практики, развитию познавательного и прикладного  интереса. Формирование общих компетенций: ­ организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ­ принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ­ осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и эффективного выполнения    профессиональных задач; Воспитательные:  Формирование умений по дисциплине: ­ давать объективную оценку собственной деятельности; ­ способствовать воспитанию положительного интереса к изучаемому предмету через решение практико­ ориентированных задач;  Формирование общих компетенций: ­ работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; ­ брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий; Формируемые элементы УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний. Методы: информационный, практический, частично­поисковый. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная. Оснащение урока:  Технические средства: компьютер, проектор, электронная презентация,   Печатные средства: карточки с заданиями, индивидуальные карты учета знаний и умений.  Модель цилиндра двигателя, детали автомобиля цилиндрической формы разных размеров.ХОД УРОКА Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Планируемый результат Организационный  момент  Приветствие обучающихся   Организация внимания  Настрой на урок  Приветствие  Сосредоточение внимания  Готовность к  совместной  деятельности Формируемые элементы компетенций Формируемые элементы УУД  Ознакомление  обучающихся с  условиями  оценивания их  деятельности в ходе  урока Дает пояснения о форме  оценивания  знаний в ходе  урока.  Представляет   обучающимся  карту учета  знаний и умений Знакомит с  критериями  самооценки  и  взаимооценки  Знакомятся с системой  оценивания знаний и умений в ходе урока  Повышение  мотивации и  активности на  уроке  Обоснование темы и цели урока  Использует приём «Черный ящик»  для  вывода  обучающихся на тему урока  Озвучивание темы  Определяют, что лежит в  черном ящике и  взаимосвязь  между цилиндром двигателя и  темой урока.  Записывают тему урока  Через постановку   проблемных  вопросов        выход на       тему урока  Диагностировать  автомобиль, его  агрегаты и системы  Совместный вывод целей урока Осмысление целей  Личностные    (выражать проявление внимания, интереса,   желания   больше узнать) Регулятивные  (осознание обучающимися того, что   еще что   подлежит   усвоению   и оцениванию)    Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно)  Личностные   (проявление внимания,   интереса,   желания больше узнать) Актуализация  опорных знаний  Проводит экспресс – опрос   Участвуют  во фронтальном   Повторение  для  проверки  теоретических знаний по  теме «Цилиндр» опросе   основных понятий  по теме  Регулятивные (осознание  качества и уровня усвоения  ранее изученного учебного  материала)  Организует деятельность    обучающихся на  выполнение задания на  Выполняют задание и  проводят самооценку  выполненного задания,   Повышение  мотивационного  фона и готовность   Организовыва ть собственную  Познавательные (построение логической цепиОрганизация  деятельности  обучающихся по  совершенствованию и систематизации  знаний   сопоставление результаты заносят в  карту  учета знаний и умений Подводит    Индивидуально заполняют   обучающихся к  применению теоретических знаний  к  решению  математических задач таблицу не достающими  данными  Анализируют решения.  Сравнивают с эталоном.  Проводят самооценку  выполненного задания.  Результаты заносят в  карту  учета знаний и умений к  дальнейшему  выполнению  практических  заданий Выявление  потенциальных  возможностей  применять  теоретические  знания при  решении  математических  задач  Развитие  аналитического  мышления. Предлагает  практическую работу в  парах по определению и  вычислению основных  параметров тела на  примере деталей  автомобиля  цилиндрической формы.  Выстраивают план  совместной работы.  Проводят необходимые  измерения, вычисления.  Анализируют ход решения и выявляют типичные ошибки, доказывают и  аргументируют свои ответы.  Проводят взаимопроверку и взаимооценку выполненного задания, результаты заносят в  карту учета знаний и  умений  Направляет  деятельность обучающихся  на применение знаний по  теме для решения задачи с  практической  направленностью.  Совместно с  преподавателем выводят  формулу вычисления  рабочего объёма двигателя  Активизация  мыслительной  деятельности и  положительная  динамика урока деятельность, определять типовые методы и способы выполнения рассуждений)  Личностные (адекватная  самооценка собственной  учебной деятельности,  самостоятельности)  Осуществлять поиск,  анализ и оценку  информации,  необходимой для  постановки и  эффективного  выполнения  задач; Регулятивные (контроль в  форме сравнения результата с  заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и  отличий от эталона, внесение  необходимых дополнений и  корректив в  случае  расхождения эталона)  Регулятивные (планирование совместной деятельности);  Познавательные (анализ результатов деятельности)  Коммуникативные (определение способов взаимодействия, принятие коллективного решения, умение, адекватная оценка собственных действий)  Работать в команде,  принимать решения  в стандартных и  нестандартных  ситуациях и нести за них ответственность  Формировать  профессиональные  умения вычислять  рабочий объём  двигателя  автомобиля,  определять  параметры  цилиндрических  деталей автомобиля  Личностные (проявление  внимания, интереса, желания  больше узнать)  Предлагает решить задачу с профессиональной  направленностью Решают задачу, делают  выводы о применении знаний  по теме «Цилиндр» в  профессиональной  деятельности.  Проводят взаимопроверку и  взаимооценку выполненного  задания, результаты заносят в карту учета знаний и умений  Организовывать  собственную  деятельность,  определять типовые методы и способы  выполнения  профессиональных  задач, оценивать их  эффективность и  качество  Оценка умений  применять знания  на практике.  Повышение  рейтинга среди  обучающихся  группы   Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, что еще неизвестно)  Познавательные (анализ  результатов элементарных  исследований, их фиксация)   Коммуникативные (умение  точно и грамотно выражать  свои мысли выслушивать  мнение членов команды)  Личностные (проявлять  интерес и внимание к  окружающей  действительности) Регулятивные (оценивать  уровень владения тем или  иным учебным действием)   Коммуникативные  Подведение итогов  урока и рефлексия     Определяет уровень  достижения целей урока Подводит  обучающихся к рефлексии Выставляет оценки  за урок. Дают оценку своей  деятельности и  преподавателя.   Подсчитывают итоговое  количество баллов,  занесенных в карту учета  знаний и умений, соотносят  их с реальной оценкой.  Повышение эмоциональн ого фона  Оценка знаний обучающихся  Организовывать   собственную  деятельность,  оценивать ее  эффективность и  качество (инициативное  сотрудничество в оценке  результатов деятельности);  Регулятивные  (выделение и  осознание обучающимися  того, что уже усвоено и что  еще подлежит усвоению,  осознание качества и уровня  усвоения);   Коммуникативные (умение  точно и грамотно выражать  свои мысли; выслушивать  мнение членов команды)Домашнее задание  Инструктаж по   выполнению домашнего  задания Записывают домашнее  задание в тетрадь  Позитивный  настрой на  выполнение  домашнего задания  Осуществлять  поиск, анализ и  оценку информации, необходимой для  постановки и  эффективного  выполнения задач  Личностные  (оценивать свои возможности,  желание активно проявлять  себя)КАРТА УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ  ПО ТЕМЕ «ЦИЛИНДР» Фамилия  Имя_____________________________________________________________________________________ Этапы урока Задание №1. Экспресс тест 5 баллов – все выполнено верно.2 балла – допущено 6­8 ошибок. 4 балла – допущено 1­2 ошибок.1 балл – допущено 9­10 ошибок. 3 балла – допущено 3­5 ошибок.0 баллов – нет правильных ответов Задание №2. Заполнение таблицы.  5 баллов – все выполнено верно.2 балла – допущено 5 ошибок. 4 балла – допущено 1­2 ошибок. 1 балл – допущено 6 ошибок. 3 балла – допущено 3­4 ошибок. 0 баллов – нет правильных ответов. Оценка «5» 20 – 16 баллов Оценка «4»  15 – 11 баллов Оценка «3»10 – 6 баллов Количество баллов Задание №3. Практическая работа 5 баллов – работа соответствует все требованиям. 4 балла – работа соответствует только четырем требованиям  3 балла – работа соответствует только трем требованиям 2 балла – работа соответствует только двум требованиям 1 балл – работа соответствует только одному требованию 0 баллов – работа не соответствует ни одному требованию Задание №4. Задача с профессиональной направленностью 5 баллов – работа соответствует все требованиям. 4 балла – работа соответствует только четырем требованиям  3 балла – работа соответствует только трем требованиям 2 балла – работа соответствует только двум требованиям 1 балл – работа соответствует только одному требованию 0 баллов – работа не соответствует ни одному требованию Итого баллов Оценка за урокЖЕЛАЮ  УСПЕХОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ! Задание №2.     СООТНЕСИТЕ ВЕЛИЧИНУ С ФОРМУЛОЙ ЕЁ ВЫЧИСЛЕНИЯ        Задание №4.     ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1.Площадь основания цилиндра 2. Площадь боковой поверхности  sa )  2 hrr   цилиндра 3. Площадь полной поверхности  цилиндра 4. Объем цилиндра ОТВЕТЫ 3 2 1 4 vb )  2 hr )  sc sd ) rh 2  r 2 d см h см r см Sосн=πr2 Sбок=2πrh Sполн=2Sосн см2 см2 Sбок   Задание №3.    ДВИГАТЕЛЯ  ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ                                                                                Задание   №4.       ЗАДАЧА НА ВЫЧИСЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ОБЪЁМА  Критерии  оценивания работы: 1. Правильно выбраны исходные данные из таблицы технических характеристик. 2. Единицы измерения исходных данных переведены в дециметры. 3. Правильно записана и применина формула для вычисления рабочего объёма цилиндра, получен результат вычисления и округлен до двух знаков после запятой. 4. Результат вычислений соответствует табличному значению объёма двигателя.ЛИСТ САМООЦЕНКИ Поставьте «+» или «­» напротив каждого утверждения: Я знаю определение цилиндра Я знаю элементы цилиндра Я знаю смогу отличить цилиндр от других геометрических пространственных фигур Я знаю, почему цилиндр относится к телам вращения  Я смогу объяснить, отсутствующему на уроке однокурснику, что это такое цилиндр и  как его построить. Я знаю, где применяется цилиндр в повседневной жизни Я знаю, какие части автомобиля имеют цилиндрическую форму Знания по теме «Цилиндр» понадобятся мне в моей профессиональной деятельность                 Технические характеристики двигателя  автомобиля BMW Модель Тип Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия X5 N52N 6 85 88 2,99 10,7Технические характеристики двигателя  автомобиля ВАЗ 2107 Технические характеристики двигателя  автомобиля КАМАЗ  Модель Тип Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия Модель Тип Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия 2103 Четырехтактный, Бензиновый, карбюраторный 4 в ряд 76 80 1,45 85 740 Четырехтактный, дизельный 8, V­образное 120 120 10,85 17Технические характеристики двигателя  автомобиля Kia Sportage Технические характеристики двигателя  Автомобиля Opel Astra Модель Тип Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия Модель Тип Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия Sportage Четырехтактный, Бензиновый, карбюраторный 4 в ряд 86 86 1,997 9:2:1 Z18XER Четырехтактный, Бензиновый, карбюраторный 4 в ряд 80 88 1,77 10,5:1Технические характеристики двигателя  Автомобиля Subaru Forester Модель Тип Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, л Степень сжатия EJ20J Четырехтактный, Бензиновый, карбюраторный 4 в ряд 92 75 1,99 10,5:1