Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактическая цель урока: создать условия для развития литературно-творческих способностей: воссоздающего воображения, образного мышления через проблемное изучение материала. Содержательные цели урока: 1. Образовательная: • Способствовать раскрытию значимости детских лет М.Ю. Лермонтова для понимания творчества поэта; • Помочь учащимся подготовиться к выразительному чтению и оценке стихотворения «Парус»; • Сформировать понятие «инверсия». 2.Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение. 3.Воспитательная: Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного произведения. Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением изученного Методы: частично-поисковый, проблемного изложения. Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Иконка файла материала Парус .doc
Методическая разработка урока  литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус". Цели:  1.  Познакомить с личностью поэта. Подчеркнуть необычность судьбы Лермонтова с  детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к  неизведанному. Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики. 2. Помочь учащимся не только ощутить, но и осмыслить самобытность поэта. 3. Показать, что поэзия – своеобразный лирический дневник, в котором находят  отголосок события жизни поэта, выражается его мироощущение, складывающееся  под влиянием пережитого, передуманного. 4. Помочь осознать, что, рассказывая о парусе, поэт раскрывает мир чувств и проблем  человека, показывает, выражает жизнь его души. 5. Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения,  умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса;  развитие интереса к поэзии.  6. Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью 7. Воспитание эстетическое, нравственное.  Задачи:  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание  личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;  2. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические  значения образов в этом стихотворении;  3. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;  4. Дать понятие художественным приёмам  инверсия и антитеза;  5. Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;  6. Воспитание любви к природе, гордости интеллигента­борца.  Оформление доски:  1. Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник Горбунов К.А., 1841г.  2. Фотография А.П. Шан­Гирея.  3. М.Ю.Лермонтов ребёнком (портрет работы неизвестного художника. Масло.1817­  1818)  4. Иллюстрации учеников к стихотворению «Парус».Оборудование:     доска,  текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски;  записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова  “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”.  1. Вступительное слово учителя. Ход урока Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением  Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым,  необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну. Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения ­  живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет,  репродукция которого перед вами.Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа.  Но самое главное, что обращает на себя внимание,­ это лицо, печальное, напряжённое, с  тоской в глазах.  Из воспоминаний современника.  « Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно  открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза».           А вот второй портрет писателя..  « На Лермонтове был мундир лейб­гвардии гусарского полка, он даже не снял ни  сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что­то зловещее итрагическое; какой­то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных  глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и  выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий».  ( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).  ­ Современники отмечали в Лермонтове не только ум, одаренность, но и часто  переживаемое поэтом трагическое чувство одиночества. 2. Рассказ учителя о судьбе поэта. 3. История создания стихотворения (сообщение ученика). Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832  года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого  года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу  гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб­гвардейского гусарского  полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет  война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, ­ писал он в октябре 1832 года  М.А.Лопухиной. Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”. 4. Чтение текста учителем. 5. Беседа по тексту стихотворения. Анализ. 1. Сколько строф в стихотворении? Какова его композиция? ­Три. А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где  находится читатель, откуда он видит парусник?  – Издалека.  Б. Вторая строфа.  ­Картина бури. ­ Где читатель (наблюдатель)?  – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот­вот смоет  волна. В. Третья строфа.  Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся  морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?  – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем  прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане  моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”).  ­ Золотой, голубой – любимые лермонтовские эпитеты. ­ Какая строфа лишена цвета? – ­  Вторая.  –Почему? (Выслушиваем ответы учащихся). 3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:    первые две строчки каждой строфы – картина моря;  вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).  4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь? ­ О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее  свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего­то дальнего,  небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно  желали чего­либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько  ответов учащихся). ­Образ паруса тесно связан с лирическим «я», если в первой строфе между ними  чувствуется дистанция, то во второй и третьей они предельно сближены; лирический герой  знает мысли своего  второго «я», отвечает за него. ­Как осуществляется переход от изображения природы к мыслям и чувствам лирического  героя? ­ Через образ одушевленного паруса. ­Какое прилагательное играет здесь важную роль? ­Одинокой. Это не только выражение одной из тем произведения, но и ключ к  раскрытию символического образа: в этом многоликом слове, соотнесенные как с  предметным рядом (парус одинокой, т.е. плывущий один, без подобных себе других),  так и с рядом, «одушевленным» в символе (одинокий, не имеющий единомышленников,  соратников, близких людей). ­Что это за прием? ­ Это олицетворение, оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и  последних стихов оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и в  последующих строфах.­Вся языковая структура стихотворения пронизана антитезой. Найдите в тексте  контекстуальные антонимы. Что кинул  он в краю родном? ­ Верно. Употребление таких антонимов, обозначающих предельные проявления какого­ нибудь отношения, свойства, качества, действия, дает художественно сжатое, легкое и  вместе с тем емкое, масштабное изображение: большой охват пространства, отказ от всего  самого дорогого, полную разочарованность и равнодушие, всю гамму утраченных чувств.   А какие еще антонимы мы находим в стихотворении? ­Счастья не ищет ­  не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и  «родной край», движение к чему­то и отчего­то, обретения и потери – вот неполный  перечень антонимий «Паруса» и «половинок навсегда потерянного гармонического  целого». Повтор слов и их симметричное расположениие (Что ищет…, Что кинул.., счастия не ищет  – не от счастия бежит, под ним ..­ над ним..) подчеркивает ценность вводимого в текст  содержания. ­ Что еще служит для этой цели? ­ Инверсия – перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный,  стилистически нейтральный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов. ­ Приведите примеры. ­ Парус  одинокой, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой ( акцентирование внимания на прилагательных), белеет парус, играют волны,  счастия не ищет, не от счастия бежит ( выдвижение глаголов­сказуемых на позицию  перед подлежащим передает активность проявления признака, динамизм  изображаемой картины; постановка дополнения перед глаголом подчеркивает  понятийную ценность существительного счастия). ­ Обратите внимание на вторую строфу. Какой прием использует поэт? ­ Звукоподражание, передающее ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш­ш) и скрип  мачты (мачта скрыпит (с­к­р­п). ­ Обратим внимание на синтаксис второй строфы. Какое предложение  привлекает наше  внимание? ­ Динамичность изображения бури во второй строфе передано бессоюзным  предложением (играют волны, ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет, свищет, гнется, скрыпит). ­ Обратите внимание на ритмическое выделение опорных слов. Что заметили?­  Обращает на себя внимание ритмическое выделение опорных слов и словосочетаний,  прежде всег, словесного образа парус одинокий, где сбив ямбического метра вызван  пропуском ударения в третьей стопе; ритмическое убыстрение в произненсении этого  сочетания подчеркивает его.  Аналогичная закономерность наблюдается при ритмическом подчеркивании  существительного счастие. Вопросительное местоимение что выделяется,  напротив,  не за счет пропуска ударения, а благодаря его появлению вопреки требованиям метра. ­ Благодаря чему одни и те же опорные слова стихотворения становятся семантически  значимыми и эстетически ценными? ­ Это происходит благодаря различным средствам их акцентирования ( антитезе,  инверсии, ритму и др.) ­ Важнейшим организующим центром стихотворения является?  ­ Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения.Но он  ­ только  одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь». В  последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий,  высший голос: А он, Мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть есть покой!    ­ Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после нее нет и будет : таков  человек.     Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в  стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик»  поэта: высший нравственный идеал – жизнь, исполненная  борьбы. 6. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи. А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский. Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский­Корсаков,  Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это  романс А. Варламова.  В. Прослушивание записи. Определение характера музыки. На доске слова для справок:  напряжённо  задумчиво стремительно размеренно взволнованно  не спешабурно  торжественно порывисто  спокойно Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? –  Мятежный. А что подчеркнул певец, исполняя романс? А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают). 7. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни. 8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть  ли общие мотивы в этих двух стихотворениях?

Посмотрите также