Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
20.10.2017
Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".
Дидактическая цель урока: создать условия для развития литературно-творческих способностей: воссоздающего воображения, образного мышления через проблемное изучение материала. Содержательные цели урока: 1. Образовательная: • Способствовать раскрытию значимости детских лет М.Ю. Лермонтова для понимания творчества поэта; • Помочь учащимся подготовиться к выразительному чтению и оценке стихотворения «Парус»; • Сформировать понятие «инверсия». 2.Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение. 3.Воспитательная: Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного произведения. Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением изученного Методы: частично-поисковый, проблемного изложения. Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Парус .doc
Методическая разработка урока  литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус". Цели:  1.  Познакомить с личностью поэта. Подчеркнуть необычность судьбы Лермонтова с  детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к  неизведанному. Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики. 2. Помочь учащимся не только ощутить, но и осмыслить самобытность поэта. 3. Показать, что поэзия – своеобразный лирический дневник, в котором находят  отголосок события жизни поэта, выражается его мироощущение, складывающееся  под влиянием пережитого, передуманного. 4. Помочь осознать, что, рассказывая о парусе, поэт раскрывает мир чувств и проблем  человека, показывает, выражает жизнь его души. 5. Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения,  умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса;  развитие интереса к поэзии.  6. Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью 7. Воспитание эстетическое, нравственное.  Задачи:  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание  личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;  2. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические  значения образов в этом стихотворении;  3. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;  4. Дать понятие художественным приёмам  инверсия и антитеза;  5. Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;  6. Воспитание любви к природе, гордости интеллигента­борца.  Оформление доски:  1. Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник Горбунов К.А., 1841г.  2. Фотография А.П. Шан­Гирея.  3. М.Ю.Лермонтов ребёнком (портрет работы неизвестного художника. Масло.1817­  1818)  4. Иллюстрации учеников к стихотворению «Парус». Оборудование:     доска,  текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски;  записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова  “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”.  1. Вступительное слово учителя. Ход урока Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением  Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым,  необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну. Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения ­  живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет,  репродукция которого перед вами. Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа.  Но самое главное, что обращает на себя внимание,­ это лицо, печальное, напряжённое, с  тоской в глазах.  Из воспоминаний современника.  « Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно  открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза».           А вот второй портрет писателя..  « На Лермонтове был мундир лейб­гвардии гусарского полка, он даже не снял ни  сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что­то зловещее и трагическое; какой­то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных  глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и  выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий».  ( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).  ­ Современники отмечали в Лермонтове не только ум, одаренность, но и часто  переживаемое поэтом трагическое чувство одиночества. 2. Рассказ учителя о судьбе поэта. 3. История создания стихотворения (сообщение ученика). Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832  года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого  года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу  гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб­гвардейского гусарского  полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет  война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, ­ писал он в октябре 1832 года  М.А.Лопухиной. Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”. 4. Чтение текста учителем. 5. Беседа по тексту стихотворения. Анализ. 1. Сколько строф в стихотворении? Какова его композиция? ­Три. А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где  находится читатель, откуда он видит парусник?  – Издалека.  Б. Вторая строфа.  ­Картина бури. ­ Где читатель (наблюдатель)?  – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот­вот смоет  волна. В. Третья строфа.  Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся  морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца. 2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?  – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем  прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане  моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”).  ­ Золотой, голубой – любимые лермонтовские эпитеты. ­ Какая строфа лишена цвета? – ­  Вторая.  –Почему? (Выслушиваем ответы учащихся). 3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:    первые две строчки каждой строфы – картина моря;  вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).  4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь? ­ О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее  свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего­то дальнего,  небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно  желали чего­либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько  ответов учащихся). ­Образ паруса тесно связан с лирическим «я», если в первой строфе между ними  чувствуется дистанция, то во второй и третьей они предельно сближены; лирический герой  знает мысли своего  второго «я», отвечает за него. ­Как осуществляется переход от изображения природы к мыслям и чувствам лирического  героя? ­ Через образ одушевленного паруса. ­Какое прилагательное играет здесь важную роль? ­Одинокой. Это не только выражение одной из тем произведения, но и ключ к  раскрытию символического образа: в этом многоликом слове, соотнесенные как с  предметным рядом (парус одинокой, т.е. плывущий один, без подобных себе других),  так и с рядом, «одушевленным» в символе (одинокий, не имеющий единомышленников,  соратников, близких людей). ­Что это за прием? ­ Это олицетворение, оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и  последних стихов оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и в  последующих строфах. ­Вся языковая структура стихотворения пронизана антитезой. Найдите в тексте  контекстуальные антонимы. Что кинул  он в краю родном? ­ Верно. Употребление таких антонимов, обозначающих предельные проявления какого­ нибудь отношения, свойства, качества, действия, дает художественно сжатое, легкое и  вместе с тем емкое, масштабное изображение: большой охват пространства, отказ от всего  самого дорогого, полную разочарованность и равнодушие, всю гамму утраченных чувств.   А какие еще антонимы мы находим в стихотворении? ­Счастья не ищет ­  не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и  «родной край», движение к чему­то и отчего­то, обретения и потери – вот неполный  перечень антонимий «Паруса» и «половинок навсегда потерянного гармонического  целого». Повтор слов и их симметричное расположениие (Что ищет…, Что кинул.., счастия не ищет  – не от счастия бежит, под ним ..­ над ним..) подчеркивает ценность вводимого в текст  содержания. ­ Что еще служит для этой цели? ­ Инверсия – перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный,  стилистически нейтральный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов. ­ Приведите примеры. ­ Парус  одинокой, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой ( акцентирование внимания на прилагательных), белеет парус, играют волны,  счастия не ищет, не от счастия бежит ( выдвижение глаголов­сказуемых на позицию  перед подлежащим передает активность проявления признака, динамизм  изображаемой картины; постановка дополнения перед глаголом подчеркивает  понятийную ценность существительного счастия). ­ Обратите внимание на вторую строфу. Какой прием использует поэт? ­ Звукоподражание, передающее ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш­ш) и скрип  мачты (мачта скрыпит (с­к­р­п). ­ Обратим внимание на синтаксис второй строфы. Какое предложение  привлекает наше  внимание? ­ Динамичность изображения бури во второй строфе передано бессоюзным  предложением (играют волны, ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет, свищет, гнется, скрыпит). ­ Обратите внимание на ритмическое выделение опорных слов. Что заметили? ­  Обращает на себя внимание ритмическое выделение опорных слов и словосочетаний,  прежде всег, словесного образа парус одинокий, где сбив ямбического метра вызван  пропуском ударения в третьей стопе; ритмическое убыстрение в произненсении этого  сочетания подчеркивает его.  Аналогичная закономерность наблюдается при ритмическом подчеркивании  существительного счастие. Вопросительное местоимение что выделяется,  напротив,  не за счет пропуска ударения, а благодаря его появлению вопреки требованиям метра. ­ Благодаря чему одни и те же опорные слова стихотворения становятся семантически  значимыми и эстетически ценными? ­ Это происходит благодаря различным средствам их акцентирования ( антитезе,  инверсии, ритму и др.) ­ Важнейшим организующим центром стихотворения является?  ­ Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения.Но он  ­ только  одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь». В  последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий,  высший голос: А он, Мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть есть покой!    ­ Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после нее нет и будет : таков  человек.     Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в  стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик»  поэта: высший нравственный идеал – жизнь, исполненная  борьбы. 6. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи. А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский. Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский­Корсаков,  Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это  романс А. Варламова.  В. Прослушивание записи. Определение характера музыки. На доске слова для справок:  напряжённо  задумчиво стремительно размеренно взволнованно  не спеша бурно  торжественно порывисто  спокойно Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? –  Мятежный. А что подчеркнул певец, исполняя романс? А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают). 7. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни. 8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть  ли общие мотивы в этих двух стихотворениях?

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".

Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2017