Элективный курс по теме методы решения уравнений..doc
Программа элективного курса по выбору
" Методы решений уравнений и неравенств "
Алтунина Нина Сергеевна, учитель математики.
Пояснительная записка
Данный курс является предметноориентированным. Присутствие таких курсов в
учебном плане учащегося позволяет усилить линию алгоритмического мышления, перейти
на более высокий уровень знаний, превысить государственный стандарт за счет
активизации обучения, совмещать информационные и деятельностные методы,
сформировать навыки использования информационных ресурсов. А так же повышает
вероятность того, что выпускник сделает осознанный успешный выбор профессии,
связанный с математикой.
Этот курс строится по программе повышенного уровня изучения данного
предмета и помогает учащимся в подготовке к ОГЭ, где предъявляются более высокие
требования к математической подготовке школьников. Для успешной сдачи выпускных и
вступительных экзаменов необходимо уметь применять различные методы рассуждений
при решении задач.
Программа курса включает материалы, углубляющие знания и развивающие умения
учащихся, приобретенные при изучении темы: «Уравнения и неравенства». Есть много
уравнений и неравенств, которые считаются для школьников задачами повышенной
трудности. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приемы,
которые не совсем привычны для школьников: методы решений уравнений и неравенств,
основанные на геометрических соображениях, свойствах функций (монотонности,
ограниченности, четности), применение производной.
При их применении многие
нестандартные задачи окажутся вполне посильными для учеников.
Содержание курса предполагает самостоятельную подготовку учащихся: работу с
разными источниками информации (справочная литература, Интернет, другие ресурсы).
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную,
групповую, коллективную) работу учащихся, что позволяет сформировать навыки
коллективной работы, работы в группах разного уровня, развивать коммуникативные
способности.
На урокахлекциях предполагается самостоятельная деятельность обучающихся по
решению ключевых задач. На урокахпрактикумах половина учебного времени отводится
на самостоятельную работу учащихся, направленную на теоретическое и логическое
обоснование реализации метода решения данного уравнения.
В методике проведения занятий должен присутствовать этап самопроверки,
который предоставит учащимся возможность самим проверить уровень усвоения
изучаемого материала.
Количество часов: 34.
Цели курса:
1. формирование и развитие у учащихся оценки своего потенциала с точки зрения
образовательной перспективы; уточнение готовности и способности осваивать
математику на повышенном уровне;
2. изучение нестандартных методов решений уравнений и неравенств, основанных на
материале средней школы;
3. выработка умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных
ситуациях.
Основной дидактической задачей курса является обобщение и расширение
изученного материала по теме «Методы решений уравнений и неравенств», и включение его
в систему уже имеющихся знаний.
1 Предложенный элективный курс обеспечивает:
овладение учащимися нестандартными методами решений уравнений и неравенств;
приобретение учащимися навыков логического обоснования реализации метода
решения;
самоконтроль деятельности по реализации метода;
развитие креативного мышления,
самостоятельному поиску знаний.
познавательного интереса,
стремления к
Тематическое планирование.
№
п./п.
Наименование разделов курса:
«Методы решений уравнений и неравенств»
Всего
часов
1.
2.
3.
10
формул
сокращенного
Алгебраические уравнения, неравенства.
Разложение многочлена на множители:
1) Вынесение общего множителя.
2)Применение
умножения.
3) Выделение полного квадрата.
4) Группировка.
5)Метод неопределенных коэффициентов.
6) Подбор корня многочлена по его старшему и
свободному коэффициентам.
7) Метод введения параметра.
8) Метод введения новой неизвестной.
9) Комбинирование различных методов.
Методы решения алгебраических уравнений.
Симметрические и возвратные уравнения.
1)Симметрические уравнения третьей степени.
2)Симметрические уравнения четвертой
степени.
3) Возвратные уравнения.
Некоторые способы решения алгебраических
уравнений:
1)Умножение уравнения на функцию.
2) Использование суперпозиции функции.
3)Исследование уравнения на промежутках
4
5
й
и
к
с
е
ч
и
т
е
р
о
е
Т
к
о
л
б
В том числе
Практический блок
ы
р
а
н
и
м
е
С
е
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
П
я
и
т
я
н
а
з
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
а
т
о
б
а
р
1
0.5
0.5
0.5
1
1
0.5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 4.
5.
действительной оси.
Решение алгебраических неравенств:
1)Простейшие способы решения неравенств.
2) Метод интервалов.
3) Обобщенный метод интервалов.
Уравнения и неравенства, содержащие
радикалы, степени, логарифмы и модули:
1)Уравнения и неравенства,
неизвестную под знаком радикала.
2)Уравнения и неравенства,
неизвестную в основании логарифмов.
3) Уравнения и неравенства, содержащие
неизвестную в основании и показатели степени.
4) Уравнения и неравенства, содержащие
неизвестную под знаком абсолютной величины.
содержащие
содержащие
3
8
1.
1
1
1
1
1
0.5
0.5
1
1
1
1
1
1
1
3
1
3
6.
Решение уравнений и неравенств с
использованием свойств входящих в них
функций.
Зачет
7.
Итого часов:
2
1
34
12
16
Критерии оценок:
1. Зачет. 3 балла: выполнено одно творческое задание;
2. Зачет. 4 балла: выполнено более двух творческих заданий; выступление на семинаре;
3. Зачет. 5 баллов: выполнены все творческие задания; есть выступление на семинарах,
практических занятиях и т. п.
Организация итогового контроля по результатам изучения данного курса может
быть проведена в нескольких вариантах:
1. Итоговая контрольная работа.
2. Тестовые задания.
3. Защита творческих работ или минипроектов.
Примерная тематика минипроектов и творческих работ:
Возвратные уравнения четной степени.
1. Квадратные уравнения и уравнения к ним сводящиеся.
2.
3. Уравнения высших степеней. Метод замены переменной.
4. Исследование корней квадратного уравнения.
5. Решение уравнений с модулем.
6. Решение дробнорациональных уравнений.
7. Метод интервалов для решения дробнорациональных неравенств.
8. Алгоритм решения неравенства третьей степени методом интервалов.
9.
Обобщённый метод интервалов.
Рекомендуемая литература.
1.
2.
Зильберг Н.И. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для учащихся школ и
классов с углубл. изуч. математики. – Псков; Издво «Институт усовершенствования
учителей», 1994.
«Уравнения и неравенств»: Учебнометодическое пособие для учащихся 1011 классов.
М: «Экзамен», 1998.
3 3.
4.
5.
6.
Балаян Э.Н. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы: Практикум по
решению задач. Ростов н /Д: Феникс, 2006.
Садовничий «Уравнения, неравенства». Учебное пособие. М.:Издательский отдел УНЦ
ДО, 2003
Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учебное пособие. / Под
редакцией Сканави М.И. – М: ООО «Оникс 21 век»: «Мир и образование», 2005.
Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестандартные
методы решения / С. Н Олехник, М. К. Потапов.− М.: Дрофа, 2002.
4
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.