Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»
Оценка 4.7

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
5 кл—9 кл
15.05.2018
Методическая разработка урока математики  в 5  классе  по теме  «Простые и составные числа»
Самоанализ урока.doc

Самоанализ урока: «Простые и составные числа»

 

Известно, что в основе новых стандартов образования второго поколения, лежит системно - деятельностный подход в обучении,  т.е. развитие личности ученика на основе усвоения УУД, познания и освоения мира. Новый стандарт предполагает поворот от парадигмы знаний к парадигме «деятельности». На своем уроке я старалась учитывать новые веяния в образовании. На уроке применялась технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

 

Место урока

Урок №3 в теме «Делимость чисел».

Предыдущие уроки: «Делители и кратные».

Следующий урок: «Простые и составные числа».

 

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Делители и кратные. Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Таблица простых чисел.

Дают определения ключевым понятиям.

Распознают и определяют простые и составные числа.

 

Знают алгоритм нахождения составных чисел..

Умеют находить простые и составные числа в таблице.

 

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Форма урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, технология деятельностного подхода к обучению.

 

Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний о простых и составных числах.

Основные цели:

1)     тренировать способность детей к классификации множеств и формировать способность к распознаванию простых и составных чисел; познакомить учащихся с понятием простого и составного числа;

2)     познакомить с таблицей простых чисел и научиться использовать таблицу при выполнении заданий;

3)     повторить понятие делителя, кратного и классификации.

 

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные:

·         научиться различать простые и составные числа.

·         познакомить учащихся с понятием простых и составных чисел;

·         расширить знания о натуральных числах;

Познавательные УУД:

·         умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД:

·         формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

·          умение определять и формулировать цель на уроке с

·         помощью учителя; ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные УУД:

·         умение оформлять свои мысли в устной форме;

·         слушать и понимать речь других; аргументировать свою  

·         точку зрения,    отвечать на вопросы.

 

 

Методы обучения:

1) По источнику получения знаний:

·        Словесные – беседа, объяснение, рассказ.

·        Наглядные – презентация, раздаточный материал:

·        Практические – самостоятельная работа (дифференцированные задания),

тест (дифференцированные задания), индивидуальные дифференцированные задания.

2) По степени активности познавательной деятельности:

·        Объяснительный

·        Иллюстративный

·        Частично-поисковый

 

Способы организации деятельности учащихся:

·        Фронтальный

·        Групповой (пары)

·        Индивидуальный

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме «Простые и составные числа», задания для учащихся: проверка знаний, задачи для решения на уроке и домашнего решения, листы рефлексии.

 

 

Выбранный тип урока соответствует его цели. На каждом этапе урока организована дифференцированная работа учащихся. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением на более высоком уровне предыдущего этапа.

   Применяемые методы обучения: деловая игра, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый.

           Стиль отношений с учащимися активно-положительный. Ученики на уроке работали все, были активны в своей работе, пассивно созерцающих не было. Этому способствовало соответствие форм и методов  учебной деятельности содержанию материала, наличию между ними взаимных связей. Формы работы: фронтальная, в парах и индивидуальная, кроме того ученики были свободны в выборе материала, с которым работали. На каждом этапе урока была спланирована работа для детей с разным уровнем подготовки.

Во всех этапах урока ярко проявляется обращение к ранее накопившимся знаниям и умениям учеников (при выборе и решении заданий, умении видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни).

На первом  и втором этапе урока стало ясно, что класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята оказались  готовы к восприятию данной темы и формы урока, как деловой игры, имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.   Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого.

На втором этапе прошел  отбор кандидатур на передачу КВН.  (Приложение 3). Составить слово: составные.

Тест. Тест составлен из 8 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые пять вопросов теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопросы с 6-7 относятся к среднему уровню сложности; задание 8-9 относится к высокому уровню сложности. (Приложение 2).

Три ученика у доски выполняют дифференцированные   индивидуальные задания на цветных карточках (высокий уровень - красные, повышенный – синие,  базовый – зеленые).

 

Индивидуальные задания - тесты. (Приложение 2).

 

Кастинг на телепередачу «Смак».

Задание: составить слово (числа), зеленая карточка.

Тест№1 состоит из 5 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые три вопроса теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопрос 4 относятся к среднему уровню сложности; задание 5 относится к высокому уровню сложности.

Кастинг на телепередачу «Доброе утро»

Задание: составить слово (решето), синяя карточка.

Задание 2 Тест№3 состоит из 6 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые четыре  вопроса теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопрос 5мотносятся к среднему уровню сложности; задание 6 относится к высокому уровню сложности.

Кастинг на телепередачу «Модный приговор»

Задание: составить слово (простые), красная карточка.

Тест№3 состоит из 7 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые четыре  вопроса теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопрос 5-6 относятся к среднему уровню сложности; задание 7 относится к высокому уровню сложности.

Самостоятельная работа не может быть вполне успешной, если ученик не может правильно оценить свои возможности, проконтролировать себя. Самоконтроль и самооценка – важные составляющие урока. Работы, организованные на уроке, приучают учащихся не только к контролю со стороны учителя (как это обычно бывает), но и к самоконтролю, самоанализу своей деятельности, помогают планировать свою работу самостоятельно, а не по подсказке учителя. Всё это наглядно проявилось и на этапе  выполнения заданий, и в процессе их обсуждений, и в конце этапов урока.

          На третьем этапе - в следующей студии объявлена конференция для ведущих телепередач: «Числа правят миром».

            Прежде, чем приступить к конференции, поставим перед собой задачу: изучить новые понятия (простые и составные числа).

Правила проведения конференции: необходимо активно отвечать на вопросы, соблюдать тактичность  по отношению к товарищам, отвечать полным ответом.

Третий этап, изучение нового материала, прошёл в три стадии:  увидеть закономерность, попытаться самостоятельно сформулировать открытие - выявить проблему (найти признак составления рядов, основываясь на понятии делимости и доказать, что данное разбиение является классификацией), увидеть пути решения, проверить правильность сформулированных свойств, применить данные свойства на практике.  Как и ожидалось, увидеть и сформулировать закономерность удалось не все. Но при групповой работе стало ясно, что практически все ученики могут использовать свойства простых и составных чисел.

Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен уметь определять уровень актуального развития ребёнка, зону его ближайшего развития, уровень обучаемости и обученности. На четвертом этапе, телепередача «Независимое расследование». Независимое расследование провел Куплин Артемий, он представил нам свои итоги расследования. Творческое задание – узнать и рассказать о «решете Эратосфена».

 На пятом этапе. Телепередача « Пять минут с Ниной Сергеевной». Первичное закрепление материала. Закрепить способность к распознаванию простых и составных чисел, сформировать умение работать с таблицей простых чисел.

На шестом этапе: целесообразно было провести индивидуальный контроль полученных знаний в виде дифференцированных заданий на карточках разного цвета.. Задача: выявить учащихся, у которых возникли проблемы в применении определений простых и составных чисел  на практике.

Седьмой этап. Итоги урока. Рефлексия. (приложение 5). Еще раз учащиеся озвучивают тему урока, формулируют определения простых и составных чисел, закрепляют умения применять знания на практике. Подмечают ту информацию, которую они получили для расширения своего кругозора.

Восьмой этап. Рефлексия. Ребята отметили то солнышко, которое соответствовало их настроению и ощущению. Мне это помогло понять, насколько урок был интересен и познавателен.

В целом урок удался. Он соответствовал требованиям к современному уроку, поставленные цели и задачи достигнуты. Учтены возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся.


Самоанализ урока: « Простые и составные числа »

Самоанализ урока: « Простые и составные числа »

Познавательные УУД : · умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; · добывать новые знания: находить ответы на…

Познавательные УУД : · умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; · добывать новые знания: находить ответы на…

Формы работы: фронтальная, в парах и индивидуальная, кроме того ученики были свободны в выборе материала, с которым работали

Формы работы: фронтальная, в парах и индивидуальная, кроме того ученики были свободны в выборе материала, с которым работали

Самостоятельная работа не может быть вполне успешной, если ученик не может правильно оценить свои возможности, проконтролировать себя

Самостоятельная работа не может быть вполне успешной, если ученик не может правильно оценить свои возможности, проконтролировать себя
Скачать файл