Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Простые и составные числа»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самоанализ урока.doc

Самоанализ урока: «Простые и составные числа»

 

Известно, что в основе новых стандартов образования второго поколения, лежит системно - деятельностный подход в обучении,  т.е. развитие личности ученика на основе усвоения УУД, познания и освоения мира. Новый стандарт предполагает поворот от парадигмы знаний к парадигме «деятельности». На своем уроке я старалась учитывать новые веяния в образовании. На уроке применялась технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

 

Место урока

Урок №3 в теме «Делимость чисел».

Предыдущие уроки: «Делители и кратные».

Следующий урок: «Простые и составные числа».

 

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Делители и кратные. Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Таблица простых чисел.

Дают определения ключевым понятиям.

Распознают и определяют простые и составные числа.

 

Знают алгоритм нахождения составных чисел..

Умеют находить простые и составные числа в таблице.

 

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Форма урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, технология деятельностного подхода к обучению.

 

Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний о простых и составных числах.

Основные цели:

1)     тренировать способность детей к классификации множеств и формировать способность к распознаванию простых и составных чисел; познакомить учащихся с понятием простого и составного числа;

2)     познакомить с таблицей простых чисел и научиться использовать таблицу при выполнении заданий;

3)     повторить понятие делителя, кратного и классификации.

 

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные:

·         научиться различать простые и составные числа.

·         познакомить учащихся с понятием простых и составных чисел;

·         расширить знания о натуральных числах;

Познавательные УУД:

·         умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД:

·         формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

·          умение определять и формулировать цель на уроке с

·         помощью учителя; ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные УУД:

·         умение оформлять свои мысли в устной форме;

·         слушать и понимать речь других; аргументировать свою  

·         точку зрения,    отвечать на вопросы.

 

 

Методы обучения:

1) По источнику получения знаний:

·        Словесные – беседа, объяснение, рассказ.

·        Наглядные – презентация, раздаточный материал:

·        Практические – самостоятельная работа (дифференцированные задания),

тест (дифференцированные задания), индивидуальные дифференцированные задания.

2) По степени активности познавательной деятельности:

·        Объяснительный

·        Иллюстративный

·        Частично-поисковый

 

Способы организации деятельности учащихся:

·        Фронтальный

·        Групповой (пары)

·        Индивидуальный

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме «Простые и составные числа», задания для учащихся: проверка знаний, задачи для решения на уроке и домашнего решения, листы рефлексии.

 

 

Выбранный тип урока соответствует его цели. На каждом этапе урока организована дифференцированная работа учащихся. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением на более высоком уровне предыдущего этапа.

   Применяемые методы обучения: деловая игра, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый.

           Стиль отношений с учащимися активно-положительный. Ученики на уроке работали все, были активны в своей работе, пассивно созерцающих не было. Этому способствовало соответствие форм и методов  учебной деятельности содержанию материала, наличию между ними взаимных связей. Формы работы: фронтальная, в парах и индивидуальная, кроме того ученики были свободны в выборе материала, с которым работали. На каждом этапе урока была спланирована работа для детей с разным уровнем подготовки.

Во всех этапах урока ярко проявляется обращение к ранее накопившимся знаниям и умениям учеников (при выборе и решении заданий, умении видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни).

На первом  и втором этапе урока стало ясно, что класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята оказались  готовы к восприятию данной темы и формы урока, как деловой игры, имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.   Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого.

На втором этапе прошел  отбор кандидатур на передачу КВН.  (Приложение 3). Составить слово: составные.

Тест. Тест составлен из 8 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые пять вопросов теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопросы с 6-7 относятся к среднему уровню сложности; задание 8-9 относится к высокому уровню сложности. (Приложение 2).

Три ученика у доски выполняют дифференцированные   индивидуальные задания на цветных карточках (высокий уровень - красные, повышенный – синие,  базовый – зеленые).

 

Индивидуальные задания - тесты. (Приложение 2).

 

Кастинг на телепередачу «Смак».

Задание: составить слово (числа), зеленая карточка.

Тест№1 состоит из 5 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые три вопроса теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопрос 4 относятся к среднему уровню сложности; задание 5 относится к высокому уровню сложности.

Кастинг на телепередачу «Доброе утро»

Задание: составить слово (решето), синяя карточка.

Задание 2 Тест№3 состоит из 6 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые четыре  вопроса теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопрос 5мотносятся к среднему уровню сложности; задание 6 относится к высокому уровню сложности.

Кастинг на телепередачу «Модный приговор»

Задание: составить слово (простые), красная карточка.

Тест№3 состоит из 7 вопросов. К каждому вопросу предлагаются  варианты ответов, один из которых верный. В тест включены задания по теме: определение делителей, кратных. Задания теста составлены с учетом возрастания уровня сложности: первые четыре  вопроса теста проверяют базовый уровень знаний и умений; вопрос 5-6 относятся к среднему уровню сложности; задание 7 относится к высокому уровню сложности.

Самостоятельная работа не может быть вполне успешной, если ученик не может правильно оценить свои возможности, проконтролировать себя. Самоконтроль и самооценка – важные составляющие урока. Работы, организованные на уроке, приучают учащихся не только к контролю со стороны учителя (как это обычно бывает), но и к самоконтролю, самоанализу своей деятельности, помогают планировать свою работу самостоятельно, а не по подсказке учителя. Всё это наглядно проявилось и на этапе  выполнения заданий, и в процессе их обсуждений, и в конце этапов урока.

          На третьем этапе - в следующей студии объявлена конференция для ведущих телепередач: «Числа правят миром».

            Прежде, чем приступить к конференции, поставим перед собой задачу: изучить новые понятия (простые и составные числа).

Правила проведения конференции: необходимо активно отвечать на вопросы, соблюдать тактичность  по отношению к товарищам, отвечать полным ответом.

Третий этап, изучение нового материала, прошёл в три стадии:  увидеть закономерность, попытаться самостоятельно сформулировать открытие - выявить проблему (найти признак составления рядов, основываясь на понятии делимости и доказать, что данное разбиение является классификацией), увидеть пути решения, проверить правильность сформулированных свойств, применить данные свойства на практике.  Как и ожидалось, увидеть и сформулировать закономерность удалось не все. Но при групповой работе стало ясно, что практически все ученики могут использовать свойства простых и составных чисел.

Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен уметь определять уровень актуального развития ребёнка, зону его ближайшего развития, уровень обучаемости и обученности. На четвертом этапе, телепередача «Независимое расследование». Независимое расследование провел Куплин Артемий, он представил нам свои итоги расследования. Творческое задание – узнать и рассказать о «решете Эратосфена».

 На пятом этапе. Телепередача « Пять минут с Ниной Сергеевной». Первичное закрепление материала. Закрепить способность к распознаванию простых и составных чисел, сформировать умение работать с таблицей простых чисел.

На шестом этапе: целесообразно было провести индивидуальный контроль полученных знаний в виде дифференцированных заданий на карточках разного цвета.. Задача: выявить учащихся, у которых возникли проблемы в применении определений простых и составных чисел  на практике.

Седьмой этап. Итоги урока. Рефлексия. (приложение 5). Еще раз учащиеся озвучивают тему урока, формулируют определения простых и составных чисел, закрепляют умения применять знания на практике. Подмечают ту информацию, которую они получили для расширения своего кругозора.

Восьмой этап. Рефлексия. Ребята отметили то солнышко, которое соответствовало их настроению и ощущению. Мне это помогло понять, насколько урок был интересен и познавателен.

В целом урок удался. Он соответствовал требованиям к современному уроку, поставленные цели и задачи достигнуты. Учтены возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся.