Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
23.03.2017
Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)
Публикация является частью публикации:
Методическая разработка.docx
Тема «Музыка осени» 1 класс      Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством  сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с  музыкально­художественными образами.      Проблема: как определить характер осенней музыки?      Планируемые результаты:      предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий, определять  характер осенней музыки, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и  эмоциональной реакции на музыку; использовать простейшие навыки  импровизации;      метапредметные: регулятивные – выполнять учебные действия в  качестве композитора­исполнителя­слушателя; познавательные –  использовать общие приемы в решении исполнительских задач;  коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;      личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие,  сопереживание.      Ресурсные материалы: нотная хрестоматия «Листопад» Т. Потапенко, Н.  Найденова, «Жалоба» А. Гречанинов; фонохрестоматия «Шелест листвы»  Ф.  Листа, «Дождик» О. Юдахина, «Чудная пора – осень» Ю. Верижников.                                                  Ход урока.      I.Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы узнали, что у музыки есть  душа.  Как её зовут?  (Мелодия). Верно, именно мелодия помогает нам узнать  знакомую музыку и понять главную мысль музыкального сочинения. Вместе с  музой мы путешествовали по страницам «Детского альбома». Кто помнит,  кем создан этот сборник?  (П.И. Чайковским). Названия каких пьес вы  запомнили?      II. Сообщение темы урока. ­ Обратите внимание, в каком образе появилась сегодня наша Муза? Что она  нам с собой принесла? Ой, да здесь и записка какая­то?! (читаю) ­ Муза предлагает нам отправиться на прогулку! Но куда? Отгадайте загадку: Вот художник так художник, все леса позолотил! Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим,  кто художник этот? (Осень) ­ Мы отправляемся в осенний лес. Встали, идём! (видео)  ­ Красиво у нас осенью в лесу? ­ Какое у нас настроение?  ­ Устали наши ножки?  ­ А небо у нас какое?  ­ Мы идём и что же видим вокруг? ­ Как вы думаете, а зачем мы пришли в осенний лес? Слушать музыку осени.  Тема урока так и звучит: «Музыка осени».      IV. Работа по теме урока.      1.Беседа.  ­ Какие приметы осени мы знаем? А может кто­то помнит стихи, с которыми  вы знакомились на уроках чтения в школе возможно или дома с родителями  или с детского сада кто­то помнит? ­ Расскажите, ребята, а какой бывает осень? Посмотрите. Вот здесь она  дождливая. А здесь ветреная. Вот яркая осень – золотая! А вот пасмурная –  серая. Осень бывает разная. Так и музыка осени, которую сочиняли  композиторы, тоже бывает разная. Осень для них – не только время года, но и  состояние души. Для одного человека осень – это расцвет жизни («Люблю я  пышное природы увяданье…», «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»), а  для другого – это одиночество, болезнь, старость, закат жизни.      2.Слушание музыкальных произведений. ­ Послушайте пьесу. Её сочинил русский композитор Георгий Свиридов.  Какую осень изображает композитор в своём произведении? Звучит «Осень» Г. Свиридова. ­ Какими музыкальными красками нарисована музыка осени? (Серыми,  нежными, прозрачными)  ­ Почему вы так думаете? Как звучала музыка? (Спокойно, грустно, плавно,  нежно) ­Звучание каких музыкальных инструментов помогло увидеть картину осени?  (скрипка) ­ Какими чувствами наполнена эта музыка? Предает ли эта музыка осени  определенное состояние души человека, любующегося красотой осени,  золотой, яркой, солнечной, или переживающего состояние грусти, уныния,  тоски при виде туч, дождя, серых красок? (Да, состояние человеческой  грусти).      3. Музыкальная игра «Я – композитор» ­ Послушайте стихотворения и подумайте, какое из них по настроению близко этой музыке? Осень, осень, в гости просим.       Погости неделек восемь.        С обильными хлебами,        С высокими снопами,        С листопадом и дождём,       С перелётным журавлём.                            (Из русского фольклора).      Скучная картина!      Тучи без конца,       Дождик так и льется,      Лужи у крыльца…                            А. Плещеев. ­Ребята, если бы мы были с вами композиторами, какую бы музыку мы  сочинили для этого стихотворения? Давайте попробуем.  Сейчас я предлагаю каждому из вас спеть только одну строчку и по цепочке  сочинить мелодию. Таким образом, мы попробуем сложить песенку. Учащиеся поют по одной строчке и по цепочке складывают их в мелодию.  ­ Вот какая красивая песенка у нас получилась. Спасибо.  ­А что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья)                                                     Физкультминутка Смотрите, смотрите, падает                                                  лист,        А воздух осенний прозрачен                                               и чист.  Весной, разрывая клейкие                                              почки,    На ветках взрывались хлопушки­                                            листочки.  Смотрите, смотрите, падает                                                  лист,  Желтый, сухой, он теперь                                            неказист. Листья писали мазками теней Портреты последних солнечных                                               дней.       Руки подняты вверх, ладошки,  как листья клена, опускаются.  Шевеля пальчиками, руками рисуют круг. Присесть, руками обхватив голову.  Резко встать, поднять руки вверх,  раскрывая пальцы. Руки подняты вверх, ладошки,  как листья клена, опускаются. Пальчики сжимаются. Любые узоры руками. Руки подняты вверх, ладошки, Смотрите, смотрите, падает                                                  лист,    И лес опустевший не так                                          голосист.    Деревья уснули и спят                                         до весны  И смотрят цветные, зеленые сны.                                                                  как листья клена, опускаются. Одна рука выше другой, пальцы  растопырены, мягкие ладошки  соединяются и кладутся под голову. 4. Импровизация. ­ Возьмите листочки в руки. Давайте превратимся в осенние листочки,  кружащиеся в удивительном танце, который ещё никто не видел, потому что  вы его сами сейчас придумаете.  Дети танцуют под звучание произведения Ференца Листа «Шелест  листвы». ­ Молодцы! Какой красивый листопад у нас получился! Присаживайтесь на  свои места, а листочки положите на парту. ­ Вы удивитесь, но фамилия композитора, который сочинил эту музыку –  Лист. Ференц Лист. А музыкальное сочинение называется «Шелест листьев». ­ Давайте  узнаем, что же заставляет листья кружиться. 5. Вокально­хоровая работа. ­ Послушайте небольшую попевку.            Листья желтые летят, скоро голым будет сад.            Тут их ветер подхватил, в легком танце закружил.            Листья желтые летят, скоро голым будет сад.            Ветер  дунул свысока и унёс их в облака. ­Что заставляет листья кружиться? (Ветер). ­Когда я пою строчку «Листья желтые летят, скоро голым будет сад», куда  движется мелодия? (Вниз).    ­ Как вы думаете почему? (Мелодия изображает, как падают листья.)    ­ Куда движется мелодия, когда я пою строчку  «Ветер дунул свысока и унес  их в облака»? (Вверх.)  ­ Почему? (Мелодия изображает, как ветер несет листья высоко под  облака.) ­ Давайте разучим эту попевку. 6. Фонопедическое упражнение «Осенние листья».      Тишина в лесу стоит      Еле слышно лист шуршит – дети поднимают руки вверх и произносят  тихо звук «ш»,        Ш­ш­ш.       Ветер дунет сильней,      Листик зашуршит смелей      Ш­ш­ш – произносят звук «ш» громко на продолжительном и ровном  выдохе       Снова ветер налетит,       Листик с веточки слетит.       П­п­п – мягкими и точными движениями опускаются руки и коротко и энергично произносят звук «п»        Потанцуем, попоёт        И на землю упадет         А­а­а­ вращают кистями рук, поднимают руки и пускают их,  произнося звук «а» от самого верхнего до самого нижнего звука 7. Исполнение.  Дети поют разученную на предыдущем уроке песню «Листопад». ­ Какой листопад у нас в песне? Яркий, красочный? Значит, наши листочки  кружил лёгкий теплый осенний ветерок. А теперь наш ветер усиливается.  Встаём. 8. Речедвигательное упражнение «Ветер».      Ветерок листвой шумит:      Шу­шу­шу, шу­шу­шу (дети ритмично потирают ладонь о ладонь)      В трубах громко он гудит      У­у­у­, у­у­у (ритмично хлопают над головой)      Поднимает пыль столбом      Бом­бом­бом, бом­бом­бом (ритмично топают ногами)      Дует он везде, кругом      Гом­гом­гом, гом­гом­гом (ритмично переступая, поворачиваются  вокруг         себя)      Может вызвать бурю он      Страх­страх, страх­страх! (поднимают руки в стороны и делают вращательные движения)      Ах­ах, ах­ах (ритмично покачивают головой)      ­ Ах­ах, какие тучи набежали и повисли над нашим лесом. Ребята, а что  происходит, когда на небе появляются  тучи? (Идет дождь)      ­ Конечно, идёт дождик.            ­ Дождь идёт, дождь идёт…       Ну, когда же он пройдёт?       Вот когда идти устанет,       Вот тогда и перестанет. ­Скажите, мы радуемся или огорчаемся, когда идет дождик? (Одни  радуются, другие огорчаются)          9. Музыкально­ритмическая импровизация.     ­ Попробуем произнести с разной интонацией слова «дождик идёт».        Печально        Радостно        Грустно        Весело        Сердито ­ Поют со мной все, кто любит, когда идёт дождь. (по мажорным аккордам) ­ А теперь те, кто грустит. (по минорным аккордам) ­ А теперь покажите, как идёт дождь. Возьмите карандаш и изобразите звуки  дождя легким постукиванием.  ­Прислушивайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный:  iiI iiI Это  ритмический рисунок. Давайте попробуем.     ­ Дождь идёт, дождь идёт…       Ну, когда же он пройдёт?       Вот когда идти устанет,       Вот тогда и перестанет. ­ Молодцы. Теперь усложним нашу задачу. Послушаем песню Ольги  Юдахиной  «Дождик».  ­ Как звучала песенка дождика? (Весело, легко) ­ Кто исполнял песенку о дождике? (Дети)  ­Как стучит дождик в песне? (Кап­кап) ­ Послушаем еще раз, как поют дети  песню «Дождик». А мы будем с вами  инструменталистами – будем аккомпанировать постукиванием карандаша и  металлофона и хлопая в ладоши. Первый ряд вместе со мной постукивает  ритмический рисунок дождя карандашом, второй ряд, пропевая слова «кап­ кап» хлопают в ладоши, а кто­то из ребят  ­ на металлофоне. Учащиеся импровизируют исполнение песенки «Дождик» О. Юдахиной. ­Молодцы. Вы отлично справились с этой сложной задачей. Веселый дождик у нас получился.  10. Творческая мастерская. ­А сейчас, используя свои цветные карандаши, раскрасьте осенними красками  музыкальное сочинение, которое вы сейчас услышите. Как меняется ваше  настроение, слушая это произведение. Раскрасьте его теми красками –  цветами, которыми на ваш взгляд хотел передать нам настроение осени сам  композитор. Рисуем до тех пор, пока не смолкнет музыка. Почувствуйте,  когда музыка стихает. Закончится музыка, закончим раскрашивать. В исполнении учителя звучит «Жалоба» Гречанинова. Дети раскрашивают лист осенними красками.                                              Физкультминутка В небе жаворонок пел, Маховые движения руками. Колокольчиком звенел. Вращают кистями поднятых рук. Порезвился в вышине, Слегка помахивая руками,  Спрятал песенку в траве. опускают их через стороны вниз. Тот, кто песенку найдёт, Будет весел целый год. Приседают, руками обхватывают  колени. Стоя, дети весело хлопают в  ладоши. ­ Ну что же, пора нам возвращаться в класс. Вам понравилась наша прогулка в осенний лес? (Ответы учащихся) ­ Тогда возвращаемся обратно с песней «Чудная пора – осень» 11. Исполнение. Дети поют разученную на предыдущих уроках песню «Чудная пора –  осень». 12. Итог урока. Рефлексия. ­ Действительно, чудная пора – осень. Но я думаю, что осень этого года вы  будете помнить долгие годы. Почему я так говорю? Чем вам запомнится эта  осень? Какое важное событие произошло в вашей жизни этой осенью? (Пошли в школу, в первый класс, стали учениками) ­ Вам нравится учиться в школе? Конечно, каждый день, каждый урок  приносят вам знания и умения. Чем же нам запомнится этот урок? Я начну  фразу, а вы её продолжите Сегодня я узнал… На уроке мне было интересно… Я выполнял задания… Теперь я могу… У меня получилось… Откройте свой дневник и оцените вашу работу на уроке Зеленый – всё получилось Желтый – получилось не все Красный – ничего не получилось.  А теперь выберите нужного цвета  листочек и покажите мне. ­ Спасибо за вашу работу на уроке. Буду ждать вас на следующий урок.  До  свидания. Давайте попрощаемся с гостями. А сейчас постройтесь парами и  спуститесь в  свой класс.

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)

Методическая разработка  урока "Музыка осени" (1 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017