Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)
Оценка 4.9

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
03.04.2017
Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)
Данная методическая разработка – это один из вариантов проведения урока по теме "Особенности питания животных" в главе 10 «Многообразие рыб, земноводных и пресмыкающихся» по учебнику «Биология» в 7 классе и построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников И.Н.Пономаревой издательства «Вентана Граф» и подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности.Комбинированный урок. Для расширения знания учащихся о разнообразии видов питания животных и выявления приспособления, характерные для каждого вида питания.
Урок биологии по теме.типы питания.doc
Николаева К.А., учитель биологии высшей категории МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» Урок по теме: "Особенности питания животных" (7 класс) Данная методическая разработка – это один из вариантов проведения урока по теме  "Особенности питания животных" в главе 10 «Многообразие рыб, земноводных и  пресмыкающихся» по учебнику «Биология» в 7 классе и построен в соответствии с программой  базового уровня изучения биологии линии учебников И.Н.Пономаревой издательства «Вентана  Граф» и подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования. В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности. Тип урока: комбинированный Формы работы на уроке: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные. Методы: (презентации,   видеороликов   исследовательская работа учащихся.  словесный   –   рассказ   с   элементами   беседы,   объяснительно­иллюстративный   и   таблиц,   натуральных   объектов),   проблемно­развивающий, Цель: расширить   знания   учащихся   о   разнообразии   видов   питания   животных   и   выявить приспособления, характерные для каждого вида питания. Задачи: 1. Образовательные – научить классифицировать животных по видам питания и характеризовать приспособления к питанию. 2. Развивающие – совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы. 3. Воспитательные – формировать бережное отношение к живой природе. Ожидаемые результаты:  Предметные: знания о способах питания и их приспособлениях к питанию. Метапредметные:  умение  работать   в  группах,  развивать   навыки   самостоятельной   работы  с раздаточным материалом. Личностные: воспитание стремления бережного отношения к окружающей среде. Формируемые УУД: К­ формировать  собственные   высказывания   в рамках  учебного диалога,  используя   термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. Р­   самостоятельно   определять   цель   учебной   деятельности,   осуществлять   целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы. П­ осуществлять исследовательскую деятельность. Л­ формировать личностные представления о ценности природы. Технология: Развития критического мышления   Материально­ техническое оснащение: Мультимедиа проектор, презентация  к уроку «Особенности питания животных».  Оборудование:    Модели скелетной системы рыбы, земноводного и пресмыкающегося. Карточки со способами питания, для демонстрации на магнитной доске.  Ход урока I. Организационный момент  Добрый день! Я очень рада видеть вас! И надеюсь и вы меня. Меня зовут …..  Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. (слайд 1) II. Актуализация знаний. (3 мин)          Сегодня, продолжим изучение строения и образа жизни животных. ­   Посмотрите   на   экран   –   на   берег   выброшена   небольшая   емкость   (бутылка).   Из   под   стола достаем тубус и из нее как бы старую бумагу и читаем) (слайд 2)  О­о, там загадки, попробуем отгадать: От зубастых щук таясь, Стороной проплыл … (карась) Все жуки, букашки, мушки –  Вкусный завтрак для … (лягушки) В речке плавает бревно, Очень хочет, есть оно. Пасть зубастую открыл Злой, зелёный ...(крокодил) В лесу мне видеть довелось, Как грыз кору могучий…(лось)     Ребята, как вы думаете, о чем идет здесь речь (о питании) Получается, сегодня  с вами будем говорить об «Особенностях питания животных» (запись на доске число и тема) (слайд 3) Цель урока:  А для  этого нам  следует  вспомнить  о  способах  питания  животных,  научиться распределять   их   по   группам   в   зависимости   от   способа   питания   и   описать   приспособления, характерные для каждой группы (слайд 3).      На экране показано картина животных: лягушек, рыб и змей. А рядом зеленые растения. 1.Как   вы   думаете,   почему   живые   организмы   питаются?   (Чтобы   жить   получить   энергию   для жизнедеятельности) 2.Могут ли животные питаться так же как растения? Почему? (Нет т.к. растения имеют зеленый пигмент, и они в результате фотосинтеза образуют органические вещества) 3.Как называется так способ питания? (автотрофный).     Автотрофы – преобразуют солнечную энергию в химическую и создают органические вещества). 4.А  каковы   особенности   питания  животных?   (используют   готовые   органические   вещества)   – Гетеротрофный. 5.А как вы думаете, все ли животные питаются одинаковой пищей?  Ш. Изучение нового материала.  Учитель   делают   запись   «Способы   питания   животных»   (учащиеся   в   тетрадях).   Вся   схема заполняется по ходу объяснения. Ребята посмотрели на экран (слайд №4) А) Черепаха, толстолобик, белый амур? Вопрос   детям:   как   вы   думаете,   что   объединяет   этих   абсолютно   разных   животных? ВИДЕОРОЛИК (Если дети затрудняются ответить, то следует помочь им наводящими вопросами: чем питаются эти животные?). Вывод:   питаются   растениями   ­   это   растительноядные   животные   –  фитофаги  они первыми   начинают   потреблять   органические   вещества   образованные   растениями   это консументы первого порядка (запись в схему – цепь питания). Продуценты ­> Консументы I п. (схему достраивают) ? Б) Акула, змея, лягушка – (слайд 5) Вопрос детям: а что общего у этих животных? ВИДЕОРОЛИК Вывод: питаются другими животными ­ это хищники – плотоядные –  зоофаги  (запись в схему).  Продуценты ­> Консументы I п.­ консументы 2 п – консументы 3п­ редуценты В) Гиены, грифы, пираньи – что общего у этих животных?  питаются падалью – некрофаги ­ падальщики (слайд 6)  ВИДЕОРОЛИК Вывод с ребятами: Гетеротрофов можно разделить цепи питания на несколько групп – консументы I, II, III Охраняемые животные в Чувашской Республике (чесночница, змеи, ящерица­ веретеница). Физкультминутка:  (30 секунд) (слайд 8) К речке быстро мы спустились, А теперь поплыли дружно. Все, как один, плывем, как рыбы.  Наклонились и умылись. Делать так руками нужно:  Вышли на берег крутой  Раз, два, три, четыре,  Вместе — раз, это — брасс. И отправились домой Вот как славно освежились. Одной, другой — это кроль. IV. Исследовательская  работа (слайд 7) У вас на столах есть скелет рыбы, земноводных и пресмыкающихся. А теперь ребята проведем небольшую исследовательскую работу (Приложения 1). У каждой группы есть скелет животных, а самое главное строение черепа. И   так,   по   строению   черепа,   зубов   определите,   к   какой     группе   по   способу   питания   они относятся? И дополнительные задания указаны на карточках (В это время музыка) Затем защита работы, каждой группе по 2 минуты. А один из группы пишет на доске цепь питания. Вывод: Какое значение имеет зубы для   питание? (Для жизнедеятельности, движения и т.д.) V. Рассказ учителя и детей:  Да, очень много энергии затрачивают животные, чтобы добыть пищу и для этого имеют разные приспособления. (слайд 9) Например: 1.У кого зубы (про ядовитых зубов змей) 2. Цвет кожи (Маскировка и мимикрия) 3. Длинный язык  (Хамелеон) (Кто­то из ребят) (Приложение2) 4. Мясистый язык (Лягушка) 5. Сила мышц (Питон). 6.Рыба­удильщик   или   морской   черт   (Кто­то   из   ребят)(Приложение   2) 7.   Тело   крокодила   и   лягушки   –     глаза   и   ноздри   располагаются   на   возвышенностях   ­ конвергентная   эволюция  (Конвергенция   затрагивает   только   изменение   внешнего   строения органов) Погрузившись в воду, крокодил выставляет из нее только верхнюю сторону головы, где у него помещаются   несколько   приподнятые   ноздри   и   глаза   (припомним,   что   таким   же   образом выставляет  из  воды приплюснутую  голову и  наша  лягушка; эта черта  сходства объясняется приспособлением обоих названных животных к сходным условиям жизни).  Сопровождается с показом животных и их комментариями. VI.Заключение.         Чтобы выжить на Земле, любой организм должен трудиться, так и человек трудиться, чтобы прокормить себя и свою семью.         А вы не можете вспомнить поговорки или пословицы о труде?  Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.                    Кто рано встает, тому  Бог подает.                    Делу время ­ потехе час.               Самый главный продукт на нашем столе – это хлеб. Каким образом он попадает на наш стол? Люди, каких профессии вкладывают свой труд для того, чтобы мы ели хлеб.  (Тракторист ­  комбайнер – пекарь – продавец) (слайд 10) Поскольку  наша республика  аграрная, значит, люди этих профессий живут у нас. Поднимите руки те, чьи родители работают на Земле. Итак, 2016 год был посвящен вашим родителям, так как он объявлен,  годом «Человек – труда!»  Ребята, нынешний год, каким годом объявлен? Да, год посвящен в России – Годом Экологии, а в Чувашии – Год Материи и Отца! (слайд 11)      А вы знаете, что вторым хлебом является картофель, которые ваши родители выращивают. В картофеле много углеводов, а углеводы нужны для получения энергии. Углеводы содержаться еще во фруктах (мелодичная музыка).  Поэтому хочется, чтобы у вас было много энергии для учебы, движения, радости. А радость получаем от ярких окрасок плодов. На столе корзина с яблоками   разной   окраски   плодов.   Выберите,   то   яблоко,   которое   вам   больше   нравиться.     А давайте, поднимем руки с яблоками, посмотрим, какое наше настроение? У всех в основном красное яблоко? А красный цвет что означает? Кто скажет?... Значит, наш урок удался. Мы с вами работали дружно, сплоченно, получили и закрепили знания хорошее и крепкое – как эти яблоки у вас. Ваши оценки отличные.   7. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 12) ­ Что нового вы узнали на  этом уроке? ­ А чем интересном расскажете дома, друзьям, во дворе? Домашнее задание.  Кто больше ест: крокодил  или лягушка и почему?   Подумайте над этим вопросом   дома,   почитайте   дополнительную   литературу   и   подготовьте   ответ   к   следующему уроку. Литература: 1. Учебник Биология. 7 кл. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кучменко. М.: Вентана­ Граф, 2008  2. Методическое пособие. Биология. 7 кл. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кучменко.  М.: Вентана­Граф, 2008  3. Биология. 7 класс. Тестовые задания. Дидактический материал. М.: Вентана­Граф «Изучение особенности строения скелета черепа животных» Исследовательская работа по теме: Приложение1 Цель: ознакомиться со скелетом черепа  животных, определить их приспособления,  связанных с питанием. Оборудование: раздаточный материал – скелеты животных. Ход  исследования: 1. Рассмотрите скелет черепа животного и определите систематическую группу. 2. Найдите зубы, если они есть и напишите, какое  имеют значение в жизни животного? 3. Определите по строению черепа и зубов, чем могло  питаться животное. 4. Из   предложенного   списка     составьте   цепь   питания,   включив   то   животное,   которое определили. Растения, черепаха,  рыба, змея, насекомое, ящерица, лягушка, хищная птица, бактерии, грибы, заяц, суслик, жуки. 5. Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод. Удильщик Название   удильщик   рыба   получила   благодаря   «удочке   со   светящейся   приманкой», располагающейся у неё на голове. Это отросток, образовавшийся (только у самок!) из 1­го луча спинного   плавника   рыбы,   на   конце   которого   располагается   мешочек   со   светящимися бактериями..  У каждого вида удильщиков он разный.  Он выполняет роль, приманки для других Приложение 2 глубоководных   рыб.   Удильщики   также   питаются   ракообразными   и   головоногими.   Очень прожорливы. Строение языка  Строение языка отражает специфику питания животных. У многих язык буравящий, с роговыми зубчиками, оболочки. Большинство земноводных имеют настоящий мускулистый язык, прикрепляемый (у лягушек)пер едним концом ко дну рта. Язык змей и ящериц подвижный, длинный, тонкий, часто раздвоенный  наконце, предназначен для химического анализа окружающей среды. Длинный язык хамелеона, р асширенныйи липкий на конце, предназначен для ловли добычи.  небольшая слизистой складка это         у   рыб

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Особенности питания животных" (7 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017