Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
7 кл
30.03.2018
Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)
Виновен- отвечай_7_klass.doc
Конспект урока по обществознанию, составленный по принципу системно­деятельностного подхода 1. ФИО: Пономарева Тамара Евгеньевна 2. Предмет: обществознание 3. Класс: 7а 4. Тема урока: «Виновен ­ отвечай», раздел II: «Человек и закон» 5. Учебник «Обществознание 7 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение  2016. 6.   Цель:  подвести   учащихся   к   пониманию   неизбежности   справедливого   наказания   за совершенные преступления, к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.  7. Задачи:  ­   обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление»,  «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки» ; ­ развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником; ­   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции. 8. Планируемые результаты: ­ личностные:  • овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)  • умении выполнять познавательные и практические задания в доступной социальной  практике; ­  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование  своей точки зрения. ­   метапредметные:   умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,   умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; ­ предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих   регуляторов   общественной   жизни,   установка   на   необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. 9. Универсальные учебные действия: ­ личностные: осознать необходимость правовых норм общества. ­ регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. ­  познавательные:  анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. ­ коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 10. Тип урока: Открытие новых знаний. 11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая,  12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация,  карточки для групповой работы. № п/п Этап 1. Актуализация опорных  знаний по теме «Что такое  дисциплина». Этап 2. Создание проблемной  ситуации Этап 3. Целеполагания Этап 4. «Открытие» нового  знания 13. Структура и ход урока Деятельность учителя ученика время Приветствие учащихся, проверка готовности  уч­ся к уроку.   Вспомните:  ­ Что такое внешняя и внутренняя  дисциплина? ­ Почему люди соблюдают дисциплину? ­ Как общество контролирует поведение  человека? (Просмотр фрагмента «История одного  заключенного») предлагает сформулировать  тему урока и её корректирует  Побуждает  учащихся  на  создание  проблемной ситуации.  Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования  учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал,  создаёт готовность к предстоящей  деятельности.  Побуждает учащихся к теоретическому  объяснению фактов. ­ найти  в тексте учебника и узнать   информацию о том, почему люди совершают  преступление ­ задаёт вопрос  сравнение Приветствие учителя, готовность к уроку.  1­2 мин. Вспоминают изученный ранее материал (П). 3­4 мин. Определяют, каких знаний им не хватает (Р) 4 мин. Вступают в диалог, проговаривают и осознают проблему (К, Р)  Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П) Цель записывается на доске и обсуждается  (Р).  3 мин. 3 мин. Узнают, запоминают, сравнивают,  анализируют, делают вывод (П , Р, К) Распределение учащихся по группам (4­5  человек) Работают с учебником: находят  и узнают   информацию,  передают своими словами  содержание (П,Р)  Сравнивают, анализируют, объясняют,  10­15 мин. Стимулирует активное участие всех детей к  практической части обсуждают(П,К). Этап 5. Применение нового  знания. Предлагает задания на «новое»  знание,  побуждает учащихся к теоретическому  объяснению фактов.  Стимулирует активное участие всех детей в  поисковой деятельности при групповой  работе. Практикум: работа в группах  каждая группа  работает по карточкам, отвечают на  поставленные вопросы. (П,Р,К.) Обсуждают в группах, обосновывают выбор  своего решения или несогласие с мнением  других. (Р,К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют.  (П,Р,К) 9 мин. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Дают развернутый ответ, обобщают  информацию. (К, Р)  Этап 6. Рефлексия (итог урока) Формулирует выводы, выставляет оценки за  работу на уроке Этап 7. Домашнее задание ­ подготовить сочинение – эссе на тему «Что  такое справедливость» Записывают выводы. Определяют степень продвижения к  цели  (Р,Л,П) См. в электронный журнал 3 мин. 2 мин. Примечание: (Л)­личностные УУД; (Р)­регулятивные УУД; (П)­познавательные УУД; (К)­коммуникативные УУД План ­ конспект урока: Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний: 1. Вспомните:  ­ Что такое внешняя и внутренняя дисциплина? ­ Почему люди соблюдают дисциплину? ­ Как общество контролирует поведение человека? Этап 2. Создание проблемной ситуации. Просмотр фрагмента фильма «История одного заключенного»  Формирование   темы   урока:  (Ученики   должны   пояснить   свой   выбор,   т.е. обосновать его. Учитель подводит к определению новой темы урока. Учитель задает наводящие вопросы): ­ Что показано в этом фрагменте? ­ Как ведет себя гражданин? ­ Что его привело к такой жизни? (ответ учащихся) Почему? ­ Как вы думаете, можно ли было избежать подобной судьбы этого человека? ­   Кто   в   этом   виновен?   (по   результатам   ответов   учитель   подводит   к проговариванию темы урока). Этап 3. Целеполагание. (ученики   называют   тему   урока)  Тема   сегодняшнего   урока   «Виновен   – отвечай». (Слайд 1) Запись темы в тетрадь. Как вы думаете, почему люди совершают преступления? (Побуждает учащихся к  теоретическому объяснению фактов). Этап 4. «Открытие» нового знания ­ Найдите в тексте учебника стр.46 (из предыдущего параграфа) информацию о  том, почему люди совершают преступления (задаёт вопрос  сравнение) ­ Нужно ли знание закона и почему? ­ А нужно ли знать законы несовершеннолетним?  Сл.2  Обратить внимание на письмо Миши своему кл. рук. из колонии,  вопрос:   Каким человеком мы можем назвать Мишу? (законопослушным или,  совершившим противоправное поведение?)  Ваши впечатления от этого письма. Работа с новыми понятиями  Сл.3, сл.4 записать в тетрадь законопослушный, противоправное поведение Этап  5. Применение нового знания Игровой фрагмент  урока (учащимся в группах дается задание  продемонстрировать сценку из социальной  жизни:  пример законопослушного  человека и противозаконное поведение. Работа по карточкам Групповая работа учащихся (учащиеся делятся на группы 3­4 и работают по  карточкам) Карточка 1. Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы: ­ Почему Дмитрий Ч. совершил преступление? ­ Что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно – трудовой  колонии для несовершеннолетних (ВТК)? «Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года). Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых  шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень  боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда  не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.  Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают,  как всегда, и отпустят. Не отпустили… Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь  чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к  матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет.  Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…». Карточка  2. Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос: ­ Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему? «Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года). Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные –  это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я,  баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»  Карточка  3. Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы: ­ Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта? ­ Как вы понимаете слово «малолетка»? «Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года). Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не  разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят –  малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой».  Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат  зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться  тем, кто первый раз мимо зоны проскочил. Все равно здесь будете» .  После работы в группах заслушиваются их выступления. Физкультминута (видео) Работа с новыми понятиями Проступок, преступление сл.7­11, ведутся записи в тетради. Дальнейшее закрепление новых знаний ( письменно) ­ Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к  преступлениям, а какие – к проступкам? А. несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги  (преступление) Б. Школьник изрисовал стены только что отремонтированного подъезда  (проступок) В. Безработный угнал автомобиль и продал его на запчасти (преступление) Г. Подросток оскорбил соседа, нецензурно выражаясь (проступок) Д. Ученик перешел дорогу в неположенном месте (проступок) Е. Водитель грузовика ударил стоящую на обочине машину (проступок)  Взаимопроверка  Работа с учебником на стр.52 (о преступлении и проступке) Вопрос: Чем отличается преступление от проступка? (выслушать мнения  учащихся) Этап 6. Рефлексия (итог урока) ­ Что же мы узнали сегодня на уроке? Вывод: - Почему нужно знать законы смолоду? ­ Почему законопослушный человек вызывает уважение в обществе?   Выставляется оценка за урок.  Тест «Умеете ли Вы правильно оценивать поступки людей?» Подумайте над ситуациями и выберите свой вариант оценки различных поступков.  Итак: 1.  Шофёр на государственной автомашине всю ночь перевозил мебель в новую  квартиру. Как можно оценить его действия? поступил неправильно — 1;  все так делают — 3;  поступил правильно — 5 2.   14­летняя Р. в городском автобусе похитила у пассажира кошелёк с суммой  денег, которых хватило бы на покупку 3­х буханок хлеба. Следователь выяснил,  что это была её пятая кража. Но возбуждать уголовное дело против Р. не стал. Он  посчитал совершённое ею деяние не опасным для общества. Как Вы оцениваете  решение следователя? решение неправильное — 1; нельзя судить за 3 буханки — 3; решение правильное — 5 3.  Девятиклассник Н. в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на  дискотеку. Дежурный остановил его. Тогда Н. начал его оскорблять и угрожать  ножом. В полиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не  выпил. Учителя и родители подтвердили, что, «когда мальчик трезвый, он муху не  обидит». Полиция поверила, протокол составлять не стали. а)  Вы считаете, что: —  работники полиции поступили неправильно — 1; —  надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы Н. не пил —  3; —  работники полиции поступили правильно — 5 б)  правильно ли повели себя учителя? неправильно — 1; человеку нужно помогать в трудную минуту — 3; правильно — 5 4.   В туалете одной из школ города 9­классник подошёл к 7­класснику и  посоветовал завтра принести ему пачку сигарет. А тот, недолго думая, позвонил в  полицию. а) Вы считаете, что: —  девятиклассник обязан отвечать за вымогательство — 1; —  зря связался из­за пачки сигарет — 3; —  ничего особенного он не совершил — 5 б) Вы считаете действия 7­классника:  правильными — 1;  нужно было уладить всё без милиции — 3;  неправильными — 5 Результат: Если Вы  набрали от 6 до  10 баллов,  то  Вы в состоянии правильно оценивать свои и чужие поступки. У вас есть  представление о моральных и юридических нормах. Но обратите внимание,  например, на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Представьте, что  водитель воспользовался служебной автомашиной, чтобы бескорыстно помочь  переехать престарелому инвалиду. Надеемся, что Вы не одобрили бы и этих  незаконных действий шофёра, но при их оценке учли бы обстоятельства. Если Вы набрали от 11 до 23 баллов, то Вам есть над чем задуматься. Вы  привыкли оценивать поступки других не по правилам «можно­нельзя», «разре­ шено­запрещено», а по принципам «хочу­не хочу», «нравится­не нравится». Когда  с Вами поступают не так, как хотелось бы, Вы не спрашиваете себя, справедливо ли это. Для Вас в первую очередь имеет значение, что страдают Ваши собственные  интересы. Помните, что однажды Вам захочется попробовать любой ценой  удовлетоврить свое «хочу». Цена может оказаться слишком высокой. Если Вы набрали от 24 до 30 баллов, то дело плохо. У Вас серьёзно  искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильней или хитрей, а правоохранительные органы  (милиция, прокуратура, суд) только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто  не живёт честно, а ловчит, обходит закон, старается жить за чужой счёт. Это  означает, что и Вы можете двигаться по жизни той же дорогой, постепенно  запутываясь в собственных проступках и правонарушениях, привыкая к общению с милицией и судами, постепенно утрачивая человеческие качества. Вам срочно  нужно взять себя в руки и начать менять своё отношение к жизни. Она у Вас одна! Этап 7. Домашнее задание: (напомнить см. в эж) ­ подготовить сочинение – эссе на тему «Что такое справедливость». Используемая литература и интернет ресурсы: ­ А.В Позднер «Поурочные разработки по обществознанию. К учебно  методическому комплексу Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.  М.:Просвещение  2009 ­ http://mults.info/mults/?id=88 ­ school   - http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/105.htm  _  peadagog  /  test    .  doc  3  rd   .  ucoz  .  ru›soc

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)

Методическая разработка урока обществознания "Виновен-отвечай!"(7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018