Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве предпосылки и условия своего развития. Негативные последствия в природе сопутствовали человеческой деятельности всегда, но сегодня они переросли локальные и региональные границы и приобрели планетарный характер. - Россия – самое большое в мире государство по площади территории, она обладает разнообразными живописнейшими ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных вод; весьма разнообразным животным миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы всем этим могли любоваться и пользоваться наши дети, внуки, правнуки?
Иконка файла материала Конспект урока ООПТ.docx
Предмет: география Класс: 8 Тема урока: Особо охраняемые природные территории России Методическая разработка урока на тему «Особо охраняемые территории России». Цели урока: Предметные: ­ познакомить обучащихся с понятием «особо охраняемые территории»; ­ акцентировать внимание на законах, принятых в России     по сохранению природного богатства страны; ­ сформировать представление о видах особо охраняемых природных территорий России и мира; ­   сформировать   понятие   о   возникновении   необходимости   охраны   определенных   природных территорий; ­   рассказать   обучающимся   о   большом   количестве   ООПТ   на   территории   России;   –   тем   самым воспитание патриотических чувств; ­   развивать   умение   работать   с   различными   источниками   географической   информации,   видеть причинно­следственные связи; ­   развивать   умение   выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   географических объектов и явлений; ­ формировать картографическую грамотность; ­ совершенствовать умение использования информационно­коммуникационных технологий.  Воспитательные: ­   развивать   эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающей   среде,   необходимости   ее сохранения и рационального использования;  ­ воспитывать чувство гордости за природную красоту  России; ­ воспитание личности с активной гражданской позицией, ответственности за судьбу природы;  ­ воспитывать экологическую культуру;   ­ способствовать повышению интереса к изучению географии, краеведения, истории.  Метапредметные: ­ способствовать формированию познавательных интересов обучающихся; ­   способствовать   формированию   необходимости   приобретения   новых   знаний   и   практических умений; ­   продолжить   формирование   умения   организовывать   свою   деятельность,   определять   ее   цели   и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты; ­   формировать   умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу; ­   способствовать   осознанию   возможности   широкого   применения   информационно­ коммуникационных технологий для изучения географии; ­ продолжить формировать умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности; ­ развивать устную речь. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование:компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, раздаточный материал для каждой групп   (извлечения   об   ООПТ   из   Федерального   закона   «Об   особо   охраняемых   природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995),  № п/п 1 Этап урока Организа  ­  ционный Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Подготовка обучающихся  к активному  сознательному усвоению  нового материала.  Записывают тему урока в  тетрадь. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Перед сообщением темы учитель  приводит высказывание  с целью мотивации учащихся к  усвоению материала. Затем формирует вместе  с  учащимися цели и задачи изучения нового материала. Показ практической значимости  изучения нового материала,  мотивация учащихся к его   усвоению. Постановка перед учащимися  учебной проблемы. ­ Как вы думаете, почему я урок  начала именно с этих слов Р.  Рождественского? О чем мы будем вести речь сегодня на уроке? (Об  охране природы). ­ человечества неразрывна   от   природы,   которую она имеет в качестве предпосылки и   условия   своего   развития. Негативные   последствия   в природе сопутствовали   человеческой деятельности всегда, но   сегодня   они   переросли локальные   и   региональные границы и приобрели планетарный характер.  ­ Россия – самое большое в мире площади государство территории, обладает разнообразными   живописнейшими   История           по онавод; ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных весьма разнообразным   животным   миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы   всем   этим   могли любоваться   и   пользоваться   наши дети, внуки, правнуки?  Осознание нового  материала.  Обучающиеся  внимательно и осознанно  изучают представленную  информацию.    Конспектируют основные  черты физико­ географического  положения материка. Отвечают на проблемные  вопросы учителя.  Вовлекаются в дискуссию. ­ Итак, какова же  тема нашего  урока? (Особо охраняемые  природные территории). Организация учителем процесса  восприятия, осознания первичного учебного материала.  Демонстрационный ресурс  «Географическое положение  Антарктиды» Содержание цифрового  образовательного ресурса  знакомит с географическим  положением  Антарктики и  Антарктиды. Приведено  изображение всей Земли и  изображение Антарктиды. Учитель организует фронтальный  опрос. Организует дискуссию по  по  проблемным вопросам темы: ­ каким образом географического  положение может повлиять на  природу материка? ­ повлияло ли географическое  положение на время  открытия  материка? 2 Вступлен ие (изучение нового материал а) Ход урокаI. Организационный момент Учитель: ­ Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас. ­ Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас, письменные принадлежности. Итак, начинаем! II. Изучение нового материала 1. Определение темы урока и целеполагание. Учитель:  ­   Ребята,   урок   сегодня   я   хочу   начать   с   отрывка   из   стихотворения   Роберта Рождественского «Монолог царя зверей»: … Муравейник сожженный,  Разрытые норы барсучьи,  Оглушенная семга,  Дрожащий от страха жираф,  И подстреленный лебедь,  И чайки по горло в мазуте.  Пусть они голосят,  Вопрошая карающий век,  Пусть они стороною  Обходят любую машину.  Ты ­ бесспорно, вершина природы,  Мой брат Человек.  Ты командуешь миром.  Пророчишь. Стоишь у руля.  Ты ­ хозяин! ...    ­ Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов Р. Рождественского? О чем мы будем  вести речь сегодня на уроке? (Об охране природы). ­ История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве предпосылки и условия   своего   развития.   Негативные   последствия   в   природе   сопутствовали   человеческой деятельности всегда, но сегодня они переросли локальные и региональные границы и приобрели планетарный характер.  ­   Россия   –   самое   большое   в   мире   государство   по   площади   территории,   она   обладает разнообразными живописнейшими ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных вод; весьма разнообразным животным миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы всем этим могли любоваться и пользоваться наши дети, внуки, правнуки?  ­ Итак, какова же  тема нашего урока? (Особо охраняемые природные территории). Давайте поставим перед собой цели урока: 1. Узнать, что такое ООПТ. 2. Виды ООПТ. 3. ООПТ на территории России. 2. Ознакомление с Федеральным законом об ООПТ, определением ООПТ и видами ООПТ. Учитель:  ­  В   нашей   стране    был   принят  Федеральный   закон  от  14.03.1995   №   33­ФЗ  (ред.   от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях». В этом документе определяется, что такое ООПТ. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют   особое   природоохранное,   научное,   культурное,   эстетическое,   рекреационное   и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. (запись в тетрадь)­   Всего   в   России   по   состоянию   на   2009   год   создано   более   13   тысяч   ООПТ   федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник,   41   национальный   парк   и   69   государственных   природных   заказников   федерального значения, а также памятники природы, курорты и другие  категории ООПТ. (ознакомление с картой атласа «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»)  ­ В этом же законе выделяются виды ООПТ (запись в тетрадь): 1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные); 2. Национальные парки; 3. Природные парки; 4. Государственные природные заказники; 5. Памятники природы; 6. Дендрологические парки и ботанические сады; 7. Лечебно­оздоровительные местности и курорты. 3. Работа в группах по изучению нового материала. Учитель: ­ Я предлагаю вам поработать в группах. Разделитесь на семь команд (по числу видов ООПТ).  ­ Каждой группе нужно выполнить следующее задание: № п/п Инструкция к работе 1) 2) 3) 4) Прочитать выдержки из Федерального закона об ООПТ об одном из  видов ООПТ. (в раздаточном материале) Оформить в виде презентации в программе MS Power Point рассказ­ отчет об одном из видов ООПТ (определение, для чего созданы, что  охраняют). Найти в сети Интернет один пример вашего вида ООПТ в России и  составить короткий иллюстрированный рассказ в MS Power Point. Презентация вашей работы классу. Регламент времени 10 минут 3 минуты 4. Презентации работ каждой группы классу. III. Самостоятельное применение новых знаний. Учитель:     ­   Что   общего,   а   что   разного   у   заповедника   и   национального   парка;   заповедника   и заказника; национального парка и природного парка? VI. Подведение итогов урока Оценка учителем работ команд.  Рефлексия. Учитель:   ­   Перед   вами   лежат   цветные   клеящиеся   полоски   бумаги.   Приклейте   себе   в   тетрадь полоску определенного цвета, в соответствии со следующими критериями:  Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому.   Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.  Я ничего не понял(а). IV. Домашнее задание § 37, подготовить презентацию­сообщение об одном из семи природных парков Волгоградской  области, используя следующую ссылку http://putevod.h16.ru Учитель: ­ Закончить наш урок я бы хотела словами поэта Михаила Дудина:    Берегите Землю. Берегите   Жаворонка в голубом зените,   Бабочку на листьях повилики,   На тропинке солнечные блики,   Над пустыней тень от баобаба,   Ястреба, парящего над полем,   Ясный месяц над речным покоем,   Ласточку, мелькающую в жите.   Берегите Землю! Берегите!      В домашнем задании после урока «Особо охраняемые территории» необходимо обучающимся подготовить презентацию­рассказ об одном из  семи природных парков Волгоградской  области, используя ссылку http://putevod.h16.ru.        Это   ссылка   на   сайт   «Путеводитель   по   Волгоградской   области»,   выполненный   в   результате проектной работы обучающейся 10 класса МОУ гимназии № 5 г. Волгограда под руководством Араповой С.Н. Эта работа также отражает тему нашего семинара в рамках ДООГ­2012.     Предлагаю Вашему вниманию текст защиты проекта обучающейся. Информационный   проект    на   тему   «Путеводитель   по   Волгоградской области».  Какие ассоциации возникают при упоминании Волгоградской области? Задавая этот вопрос, мы слышим в ответ: события Великой Отечественной войны и Мамаев Курган. Конечно, это очень важная и яркая страница в истории региона.  Но  в  нашей  области есть  множество  других интересных  и  запоминающихся мест, которые достойны внимания.  Волгоградская область, Край тюльпанов степных, Ты похожа на сердце В очертаньях своих. (Виктор Урин) Эти замечательные слова волгоградского поэта размещены на главной странице Web­сайта «Путеводитель по Волгоградской области».   С помощью этого сайта я хотела   бы   показать   привлекательность   нашей   области   в   сферах   туризма   и информации.  Я родилась и выросла в Волгограде. Я всем сердцем люблю свою родину и  хочу, чтобы она процветала, развивалась и становилась богаче.Волгоградская область ­ это  край  высокого рекреативного и туристического потенциала. Туризм –  одна из доходных статей  бюджета. Чтобы привлечь туристов в   наш   регион,   необходимо   рассказать   о   нем,   предоставив   самую   разнообразную информацию.   Поэтому создание путеводителя по Волгоградской области в форме Web­сайта и интерактивной карты считаю на сегодняшний день очень актуальным.  Цели проекта:  создать путеводитель по удивительным уголкам нашего региона в форме Web­сайта с размещением в сети Интернет;   представить Волгоградскую область как место, по которому интересно, увлекательно и поучительно путешествовать. Задачи проекта: 1 Выявить   и   изучить   природные   и   антропогенные   объекты   Волгоградской области, представляющие интерес для путешественника; 2 Проанализировать,   структурировать   и   изложить   в   увлекательной   и   живой форме информацию об этих объектах; 3 Подобрать фото­ и видеоматериалы, иллюстрирующие эти объекты; 4 Создать   интерактивную   карту   уникальных   природных   и   антропогенных объектов Волгоградской области в сервисе  Google  Maps  в открытом доступе (сеть Интернет); 5 Создать  Web­сайт с путеводителем по удивительным уголкам Волгоградской области; 6 Выложить Web­сайт в сеть Интернет для широкого использования. Работа   над   проектом   включила   в   себя   несколько   этапов.  Первый  – подготовительный.  На   этом   этапе   мы   вместе   с  руководителем   проекта   учителем географии Араповой С.Н. выбрали тему проекта и определили его цель.  На   этапе   планирования  сформулировали   задачи   для   достижения   цели проекта, определили его тип как информационный, а также продукт, который будет выполнен после работы над проектом. Определили источники информации и способы сбора информации.  В   качестве   источников   информации   я   использовала   научную   литературу   и сайты сети Интернет.          Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – Москва: «Глобус», 2009. Брылев   В.А.,   Сагалаев   В.А.   Особо   охраняемые   природные   территории.   – Волгоград: Перемена, 2000. Брылев   В.А.,   Жбанов   Ф.И.,   Самборский   Ю.П.   География   Волгоградской области: учебное пособие. – Волгоград: Ниж.­Волж. Кн. Изд­во, 1989. География   и   экология   Волгоградской   области   /   Под   ред.   В.А.Брылева.   – Волгоград: Перемена, 2005. Моников С.Н. Книга природных рекордов Волгоградской области. / Науч. сб. «Краеведение   –   основа   патриотического   воспитания   молодёжи».   Материалы областной   научно­практической   конференции.   Волгоград,   25   ноября   2003   г.   / Под.ред. И. В. Толстопятова. – Волгоград: Изд­во ВГИПК РО, 2004. – С.97­116. http://www.poyma.ru/ http://panorama.volgadmin.ru/http://www.ruschudo.ru/ http://www.volfoto.ru/volgograd/ http://www.infovolgograd.ru/ http://www.volgadmin.ru/ http://vorgo.ru/kraeved/ http://www.volganet.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ и другие. На   этапе   работы   по   выполнению   проекта  я   занималась   поиском информации   по   выбранной   теме,   ее   анализом,   синтезом,   структурированием   и обобщением.   Собрав   всю   информацию   об   интересных   местах   нашей   области,   я поняла, что их великое множество. Появилась необходимость их классифицировать.  В   связи   с   этим   я   выделила   несколько   видов   туризма   по   нашей   области: экологический, исторический туризм, туризм по аномальным местам, путешествие по техногенным объектам и культурная жизнь города.  Когда информация была собрана, структурирована, я приступила к работе над Web­сайтом. Web­сайт  создала в программе E­Publish по технологии  Конструктор школьных сайтов.  В   сервисе  Google  Maps  выпустила   интерактивную   карту   уникальных природных и антропогенных объектов Волгоградской области. Разместила ее в сети Интернет   в   открытом   доступе.   То   есть   каждый   интересующийся   Волгоградской областью может зайти в этот сервис и посмотреть мою карту, совершив виртуальное путешествие по нашей области. Также разместила интерактивную карту на своем сайте.  Затем с использованием бесплатного хостинга сайтов www   .  holm   .  ru выложила его в сеть Интернет.  Выгрузку осуществляла при помощи FTP менеджера FileZilla.  Адрес   моего   сайта   в   сети   Интернет  http   ru.  На   следующем этапе  подготовила   презентацию   и   защиту   проекта     в   виде   устного   рассказа   и презентации Power Point.   ://   putevod    .  h  16.   Я считаю, что сферами реализации моего проекта могут быть:   туристическая;  образовательная;  и информационная. Реальными   результатами   работы   над   проектом   являются  Web­сайт   в   сети Интернет под названием Путеводитель по Волгоградской области и интерактивная карта интересных мест нашего региона в сервисе Google Maps. Мы предполагаем, что наш   информационный   продукт   вызовет   интерес   у   людей   всех   возрастов. Практическая   ценность   результатов   проекта   состоит   в   повышении   интереса   к Волгоградской области и привлечении туристов в регион.  Апробация моего проекта состоит в публикации в сети Интернет для широкого использования, а также публикация ссылки на проект на сайте гимназии. Возможно в будущем   предоставление   в   пользование   проектом   одной   из   туристических   фирм Волгограда.Для образовательной практики мы рекомендуем использовать наш проект при изучении географии Волгоградской области в 8 и 9 классах, а также при изучении краеведения в шестом классе.  Практическая   значимость   проекта   состоит   в   привлечении   туристов   в   наш регион и повышении интереса к познанию своей родины, в доступности информации для   всех   и   каждого,   в   помощи   в   составлении   индивидуального   маршрута путешествия. Работа над данным проектом была интересной и захватывающей, хотя иногда долгой и утомительной.   В результате работы над проектом мною были получены предметные знания по краеведению; формировалось умение работать с информацией, анализировать   ее   и   делать   выводы;   формировались   коммуникативные   и информационно­коммуникационные     навыки.   Я   научилась   создавать   сайты   и размещать их в сети Интернет, работать с FTP менеджером.  Сайт имеет возможность пролонгирования, то есть совершенствования и обновления. Я считаю, что в работе над   проектом   получилось   все   задуманное,   задачи   выполнены.   Я   довольна результатами. Закончить свое выступление   хочу словами волгоградского поэта Вячеслава Дербишера. Раскинулся над Волгой город славы,  Не дрогнул в схватке с бешеным врагом,  Сверкают радостно церквей златые главы,  Мы здесь работаем, влюбляемся, живем! Причины есть, чтобы в тебя влюбиться  И в отдаленной глубине веков  Ты будешь ярким именем светиться,  Среди красивых волжских городов! Спасибо за внимание!