Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
12.06.2019
Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"
История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве предпосылки и условия своего развития. Негативные последствия в природе сопутствовали человеческой деятельности всегда, но сегодня они переросли локальные и региональные границы и приобрели планетарный характер. - Россия – самое большое в мире государство по площади территории, она обладает разнообразными живописнейшими ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных вод; весьма разнообразным животным миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы всем этим могли любоваться и пользоваться наши дети, внуки, правнуки?
Конспект урока ООПТ.docx
Предмет: география Класс: 8 Тема урока: Особо охраняемые природные территории России Методическая разработка урока на тему «Особо охраняемые территории России». Цели урока: Предметные: ­ познакомить обучащихся с понятием «особо охраняемые территории»; ­ акцентировать внимание на законах, принятых в России     по сохранению природного богатства страны; ­ сформировать представление о видах особо охраняемых природных территорий России и мира; ­   сформировать   понятие   о   возникновении   необходимости   охраны   определенных   природных территорий; ­   рассказать   обучающимся   о   большом   количестве   ООПТ   на   территории   России;   –   тем   самым воспитание патриотических чувств; ­   развивать   умение   работать   с   различными   источниками   географической   информации,   видеть причинно­следственные связи; ­   развивать   умение   выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   географических объектов и явлений; ­ формировать картографическую грамотность; ­ совершенствовать умение использования информационно­коммуникационных технологий.  Воспитательные: ­   развивать   эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающей   среде,   необходимости   ее сохранения и рационального использования;  ­ воспитывать чувство гордости за природную красоту  России; ­ воспитание личности с активной гражданской позицией, ответственности за судьбу природы;  ­ воспитывать экологическую культуру;   ­ способствовать повышению интереса к изучению географии, краеведения, истории.  Метапредметные: ­ способствовать формированию познавательных интересов обучающихся; ­   способствовать   формированию   необходимости   приобретения   новых   знаний   и   практических умений; ­   продолжить   формирование   умения   организовывать   свою   деятельность,   определять   ее   цели   и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты; ­   формировать   умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу; ­   способствовать   осознанию   возможности   широкого   применения   информационно­ коммуникационных технологий для изучения географии; ­ продолжить формировать умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности; ­ развивать устную речь. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, раздаточный материал для каждой групп   (извлечения   об   ООПТ   из   Федерального   закона   «Об   особо   охраняемых   природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995),  № п/п 1 Этап урока Организа  ­  ционный Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Подготовка обучающихся  к активному  сознательному усвоению  нового материала.  Записывают тему урока в  тетрадь. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Перед сообщением темы учитель  приводит высказывание  с целью мотивации учащихся к  усвоению материала. Затем формирует вместе  с  учащимися цели и задачи изучения нового материала. Показ практической значимости  изучения нового материала,  мотивация учащихся к его   усвоению. Постановка перед учащимися  учебной проблемы. ­ Как вы думаете, почему я урок  начала именно с этих слов Р.  Рождественского? О чем мы будем вести речь сегодня на уроке? (Об  охране природы). ­ человечества неразрывна   от   природы,   которую она имеет в качестве предпосылки и   условия   своего   развития. Негативные   последствия   в природе сопутствовали   человеческой деятельности всегда, но   сегодня   они   переросли локальные   и   региональные границы и приобрели планетарный характер.  ­ Россия – самое большое в мире площади государство территории, обладает разнообразными   живописнейшими   История           по она вод; ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных весьма разнообразным   животным   миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы   всем   этим   могли любоваться   и   пользоваться   наши дети, внуки, правнуки?  Осознание нового  материала.  Обучающиеся  внимательно и осознанно  изучают представленную  информацию.    Конспектируют основные  черты физико­ географического  положения материка. Отвечают на проблемные  вопросы учителя.  Вовлекаются в дискуссию. ­ Итак, какова же  тема нашего  урока? (Особо охраняемые  природные территории). Организация учителем процесса  восприятия, осознания первичного учебного материала.  Демонстрационный ресурс  «Географическое положение  Антарктиды» Содержание цифрового  образовательного ресурса  знакомит с географическим  положением  Антарктики и  Антарктиды. Приведено  изображение всей Земли и  изображение Антарктиды. Учитель организует фронтальный  опрос. Организует дискуссию по  по  проблемным вопросам темы: ­ каким образом географического  положение может повлиять на  природу материка? ­ повлияло ли географическое  положение на время  открытия  материка? 2 Вступлен ие (изучение нового материал а) Ход урока I. Организационный момент Учитель: ­ Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас. ­ Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас, письменные принадлежности. Итак, начинаем! II. Изучение нового материала 1. Определение темы урока и целеполагание. Учитель:  ­   Ребята,   урок   сегодня   я   хочу   начать   с   отрывка   из   стихотворения   Роберта Рождественского «Монолог царя зверей»: … Муравейник сожженный,  Разрытые норы барсучьи,  Оглушенная семга,  Дрожащий от страха жираф,  И подстреленный лебедь,  И чайки по горло в мазуте.  Пусть они голосят,  Вопрошая карающий век,  Пусть они стороною  Обходят любую машину.  Ты ­ бесспорно, вершина природы,  Мой брат Человек.  Ты командуешь миром.  Пророчишь. Стоишь у руля.  Ты ­ хозяин! ...    ­ Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов Р. Рождественского? О чем мы будем  вести речь сегодня на уроке? (Об охране природы). ­ История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве предпосылки и условия   своего   развития.   Негативные   последствия   в   природе   сопутствовали   человеческой деятельности всегда, но сегодня они переросли локальные и региональные границы и приобрели планетарный характер.  ­   Россия   –   самое   большое   в   мире   государство   по   площади   территории,   она   обладает разнообразными живописнейшими ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных вод; весьма разнообразным животным миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы всем этим могли любоваться и пользоваться наши дети, внуки, правнуки?  ­ Итак, какова же  тема нашего урока? (Особо охраняемые природные территории). Давайте поставим перед собой цели урока: 1. Узнать, что такое ООПТ. 2. Виды ООПТ. 3. ООПТ на территории России. 2. Ознакомление с Федеральным законом об ООПТ, определением ООПТ и видами ООПТ. Учитель:  ­  В   нашей   стране    был   принят  Федеральный   закон  от  14.03.1995   №   33­ФЗ  (ред.   от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях». В этом документе определяется, что такое ООПТ. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют   особое   природоохранное,   научное,   культурное,   эстетическое,   рекреационное   и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. (запись в тетрадь) ­   Всего   в   России   по   состоянию   на   2009   год   создано   более   13   тысяч   ООПТ   федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник,   41   национальный   парк   и   69   государственных   природных   заказников   федерального значения, а также памятники природы, курорты и другие  категории ООПТ. (ознакомление с картой атласа «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»)  ­ В этом же законе выделяются виды ООПТ (запись в тетрадь): 1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные); 2. Национальные парки; 3. Природные парки; 4. Государственные природные заказники; 5. Памятники природы; 6. Дендрологические парки и ботанические сады; 7. Лечебно­оздоровительные местности и курорты. 3. Работа в группах по изучению нового материала. Учитель: ­ Я предлагаю вам поработать в группах. Разделитесь на семь команд (по числу видов ООПТ).  ­ Каждой группе нужно выполнить следующее задание: № п/п Инструкция к работе 1) 2) 3) 4) Прочитать выдержки из Федерального закона об ООПТ об одном из  видов ООПТ. (в раздаточном материале) Оформить в виде презентации в программе MS Power Point рассказ­ отчет об одном из видов ООПТ (определение, для чего созданы, что  охраняют). Найти в сети Интернет один пример вашего вида ООПТ в России и  составить короткий иллюстрированный рассказ в MS Power Point. Презентация вашей работы классу. Регламент времени 10 минут 3 минуты 4. Презентации работ каждой группы классу. III. Самостоятельное применение новых знаний. Учитель:     ­   Что   общего,   а   что   разного   у   заповедника   и   национального   парка;   заповедника   и заказника; национального парка и природного парка? VI. Подведение итогов урока Оценка учителем работ команд.  Рефлексия. Учитель:   ­   Перед   вами   лежат   цветные   клеящиеся   полоски   бумаги.   Приклейте   себе   в   тетрадь полоску определенного цвета, в соответствии со следующими критериями:  Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому.   Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.   Я ничего не понял(а). IV. Домашнее задание § 37, подготовить презентацию­сообщение об одном из семи природных парков Волгоградской  области, используя следующую ссылку http://putevod.h16.ru Учитель: ­ Закончить наш урок я бы хотела словами поэта Михаила Дудина:    Берегите Землю. Берегите   Жаворонка в голубом зените,   Бабочку на листьях повилики,   На тропинке солнечные блики,   Над пустыней тень от баобаба,   Ястреба, парящего над полем,   Ясный месяц над речным покоем,   Ласточку, мелькающую в жите.   Берегите Землю! Берегите!      В домашнем задании после урока «Особо охраняемые территории» необходимо обучающимся подготовить презентацию­рассказ об одном из  семи природных парков Волгоградской  области, используя ссылку http://putevod.h16.ru.        Это   ссылка   на   сайт   «Путеводитель   по   Волгоградской   области»,   выполненный   в   результате проектной работы обучающейся 10 класса МОУ гимназии № 5 г. Волгограда под руководством Араповой С.Н. Эта работа также отражает тему нашего семинара в рамках ДООГ­2012.     Предлагаю Вашему вниманию текст защиты проекта обучающейся. Информационный   проект    на   тему   «Путеводитель   по   Волгоградской области».  Какие ассоциации возникают при упоминании Волгоградской области? Задавая этот вопрос, мы слышим в ответ: события Великой Отечественной войны и Мамаев Курган. Конечно, это очень важная и яркая страница в истории региона.  Но  в  нашей  области есть  множество  других интересных  и  запоминающихся мест, которые достойны внимания.  Волгоградская область, Край тюльпанов степных, Ты похожа на сердце В очертаньях своих. (Виктор Урин) Эти замечательные слова волгоградского поэта размещены на главной странице Web­сайта «Путеводитель по Волгоградской области».   С помощью этого сайта я хотела   бы   показать   привлекательность   нашей   области   в   сферах   туризма   и информации.  Я родилась и выросла в Волгограде. Я всем сердцем люблю свою родину и  хочу, чтобы она процветала, развивалась и становилась богаче. Волгоградская область ­ это  край  высокого рекреативного и туристического потенциала. Туризм –  одна из доходных статей  бюджета. Чтобы привлечь туристов в   наш   регион,   необходимо   рассказать   о   нем,   предоставив   самую   разнообразную информацию.   Поэтому создание путеводителя по Волгоградской области в форме Web­сайта и интерактивной карты считаю на сегодняшний день очень актуальным.  Цели проекта:  создать путеводитель по удивительным уголкам нашего региона в форме Web­сайта с размещением в сети Интернет;   представить Волгоградскую область как место, по которому интересно, увлекательно и поучительно путешествовать. Задачи проекта: 1 Выявить   и   изучить   природные   и   антропогенные   объекты   Волгоградской области, представляющие интерес для путешественника; 2 Проанализировать,   структурировать   и   изложить   в   увлекательной   и   живой форме информацию об этих объектах; 3 Подобрать фото­ и видеоматериалы, иллюстрирующие эти объекты; 4 Создать   интерактивную   карту   уникальных   природных   и   антропогенных объектов Волгоградской области в сервисе  Google  Maps  в открытом доступе (сеть Интернет); 5 Создать  Web­сайт с путеводителем по удивительным уголкам Волгоградской области; 6 Выложить Web­сайт в сеть Интернет для широкого использования. Работа   над   проектом   включила   в   себя   несколько   этапов.  Первый  – подготовительный.  На   этом   этапе   мы   вместе   с  руководителем   проекта   учителем географии Араповой С.Н. выбрали тему проекта и определили его цель.  На   этапе   планирования  сформулировали   задачи   для   достижения   цели проекта, определили его тип как информационный, а также продукт, который будет выполнен после работы над проектом. Определили источники информации и способы сбора информации.  В   качестве   источников   информации   я   использовала   научную   литературу   и сайты сети Интернет.          Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – Москва: «Глобус», 2009. Брылев   В.А.,   Сагалаев   В.А.   Особо   охраняемые   природные   территории.   – Волгоград: Перемена, 2000. Брылев   В.А.,   Жбанов   Ф.И.,   Самборский   Ю.П.   География   Волгоградской области: учебное пособие. – Волгоград: Ниж.­Волж. Кн. Изд­во, 1989. География   и   экология   Волгоградской   области   /   Под   ред.   В.А.Брылева.   – Волгоград: Перемена, 2005. Моников С.Н. Книга природных рекордов Волгоградской области. / Науч. сб. «Краеведение   –   основа   патриотического   воспитания   молодёжи».   Материалы областной   научно­практической   конференции.   Волгоград,   25   ноября   2003   г.   / Под.ред. И. В. Толстопятова. – Волгоград: Изд­во ВГИПК РО, 2004. – С.97­116. http://www.poyma.ru/ http://panorama.volgadmin.ru/ http://www.ruschudo.ru/ http://www.volfoto.ru/volgograd/ http://www.infovolgograd.ru/ http://www.volgadmin.ru/ http://vorgo.ru/kraeved/ http://www.volganet.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ и другие. На   этапе   работы   по   выполнению   проекта  я   занималась   поиском информации   по   выбранной   теме,   ее   анализом,   синтезом,   структурированием   и обобщением.   Собрав   всю   информацию   об   интересных   местах   нашей   области,   я поняла, что их великое множество. Появилась необходимость их классифицировать.  В   связи   с   этим   я   выделила   несколько   видов   туризма   по   нашей   области: экологический, исторический туризм, туризм по аномальным местам, путешествие по техногенным объектам и культурная жизнь города.  Когда информация была собрана, структурирована, я приступила к работе над Web­сайтом. Web­сайт  создала в программе E­Publish по технологии  Конструктор школьных сайтов.  В   сервисе  Google  Maps  выпустила   интерактивную   карту   уникальных природных и антропогенных объектов Волгоградской области. Разместила ее в сети Интернет   в   открытом   доступе.   То   есть   каждый   интересующийся   Волгоградской областью может зайти в этот сервис и посмотреть мою карту, совершив виртуальное путешествие по нашей области. Также разместила интерактивную карту на своем сайте.  Затем с использованием бесплатного хостинга сайтов www   .  holm   .  ru выложила его в сеть Интернет.  Выгрузку осуществляла при помощи FTP менеджера FileZilla.  Адрес   моего   сайта   в   сети   Интернет  http   ru.  На   следующем этапе  подготовила   презентацию   и   защиту   проекта     в   виде   устного   рассказа   и презентации Power Point.   ://   putevod    .  h  16.   Я считаю, что сферами реализации моего проекта могут быть:   туристическая;  образовательная;  и информационная. Реальными   результатами   работы   над   проектом   являются  Web­сайт   в   сети Интернет под названием Путеводитель по Волгоградской области и интерактивная карта интересных мест нашего региона в сервисе Google Maps. Мы предполагаем, что наш   информационный   продукт   вызовет   интерес   у   людей   всех   возрастов. Практическая   ценность   результатов   проекта   состоит   в   повышении   интереса   к Волгоградской области и привлечении туристов в регион.  Апробация моего проекта состоит в публикации в сети Интернет для широкого использования, а также публикация ссылки на проект на сайте гимназии. Возможно в будущем   предоставление   в   пользование   проектом   одной   из   туристических   фирм Волгограда. Для образовательной практики мы рекомендуем использовать наш проект при изучении географии Волгоградской области в 8 и 9 классах, а также при изучении краеведения в шестом классе.  Практическая   значимость   проекта   состоит   в   привлечении   туристов   в   наш регион и повышении интереса к познанию своей родины, в доступности информации для   всех   и   каждого,   в   помощи   в   составлении   индивидуального   маршрута путешествия. Работа над данным проектом была интересной и захватывающей, хотя иногда долгой и утомительной.   В результате работы над проектом мною были получены предметные знания по краеведению; формировалось умение работать с информацией, анализировать   ее   и   делать   выводы;   формировались   коммуникативные   и информационно­коммуникационные     навыки.   Я   научилась   создавать   сайты   и размещать их в сети Интернет, работать с FTP менеджером.  Сайт имеет возможность пролонгирования, то есть совершенствования и обновления. Я считаю, что в работе над   проектом   получилось   все   задуманное,   задачи   выполнены.   Я   довольна результатами. Закончить свое выступление   хочу словами волгоградского поэта Вячеслава Дербишера. Раскинулся над Волгой город славы,  Не дрогнул в схватке с бешеным врагом,  Сверкают радостно церквей златые главы,  Мы здесь работаем, влюбляемся, живем! Причины есть, чтобы в тебя влюбиться  И в отдаленной глубине веков  Ты будешь ярким именем светиться,  Среди красивых волжских городов! Спасибо за внимание!

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"

Методическая разработка урока "Особо охраняемые территории России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019