История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве предпосылки и условия своего развития. Негативные последствия в природе сопутствовали человеческой деятельности всегда, но сегодня они переросли локальные и региональные границы и приобрели планетарный характер.
- Россия – самое большое в мире государство по площади территории, она обладает разнообразными живописнейшими ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных минеральных вод; весьма разнообразным животным миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы всем этим могли любоваться и пользоваться наши дети, внуки, правнуки?
Предмет: география
Класс: 8
Тема урока: Особо охраняемые природные территории России
Методическая разработка урока на тему
«Особо охраняемые территории России».
Цели урока:
Предметные:
познакомить обучащихся с понятием «особо охраняемые территории»;
акцентировать внимание на законах, принятых в России по сохранению природного богатства
страны;
сформировать представление о видах особо охраняемых природных территорий России и мира;
сформировать понятие о возникновении необходимости охраны определенных природных
территорий;
рассказать обучающимся о большом количестве ООПТ на территории России; – тем самым
воспитание патриотических чувств;
развивать умение работать с различными источниками географической информации, видеть
причинноследственные связи;
развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
формировать картографическую грамотность;
совершенствовать умение использования информационнокоммуникационных технологий.
Воспитательные:
развивать эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
воспитывать чувство гордости за природную красоту России;
воспитание личности с активной гражданской позицией, ответственности за судьбу природы;
воспитывать экологическую культуру;
способствовать повышению интереса к изучению географии, краеведения, истории.
Метапредметные:
способствовать формированию познавательных интересов обучающихся;
способствовать формированию необходимости приобретения новых знаний и практических
умений;
продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и
задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу;
способствовать осознанию возможности широкого применения информационно
коммуникационных технологий для изучения географии;
продолжить формировать умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, умение
реально оценивать свои возможности;
развивать устную речь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, раздаточный материал для каждой
групп (извлечения об ООПТ из Федерального закона «Об особо охраняемых природных
территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995),
№
п/п
1
Этап
урока
Организа
ционный
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Подготовка обучающихся
к активному
сознательному усвоению
нового материала.
Записывают тему урока в
тетрадь.
Приветствие, проверка готовности
обучающихся к уроку.
Перед сообщением темы учитель
приводит высказывание
с целью мотивации учащихся к
усвоению материала.
Затем формирует вместе с
учащимися цели и задачи изучения
нового материала.
Показ практической значимости
изучения нового материала,
мотивация учащихся к его
усвоению.
Постановка перед учащимися
учебной проблемы.
Как вы думаете, почему я урок
начала именно с этих слов Р.
Рождественского? О чем мы будем
вести речь сегодня на уроке? (Об
охране природы).
человечества
неразрывна от природы, которую
она имеет в качестве предпосылки
и условия своего развития.
Негативные
последствия в
природе
сопутствовали
человеческой деятельности всегда,
но сегодня они переросли
локальные
и региональные
границы и приобрели планетарный
характер.
Россия – самое большое в мире
площади
государство
территории,
обладает
разнообразными живописнейшими
История
по
онавод;
ландшафтами;
обширнейшими
акваториями рек, озер, подземных
минеральных
весьма
разнообразным животным миром.
Как сохранить всё это богатство,
чтобы всем этим могли
любоваться и пользоваться наши
дети, внуки, правнуки?
Осознание нового
материала.
Обучающиеся
внимательно и осознанно
изучают представленную
информацию.
Конспектируют основные
черты физико
географического
положения материка.
Отвечают на проблемные
вопросы учителя.
Вовлекаются в дискуссию.
Итак, какова же тема нашего
урока? (Особо охраняемые
природные территории).
Организация учителем процесса
восприятия, осознания первичного
учебного материала.
Демонстрационный ресурс
«Географическое положение
Антарктиды»
Содержание цифрового
образовательного ресурса
знакомит с географическим
положением Антарктики и
Антарктиды. Приведено
изображение всей Земли и
изображение Антарктиды.
Учитель организует фронтальный
опрос.
Организует дискуссию по по
проблемным вопросам темы:
каким образом географического
положение может повлиять на
природу материка?
повлияло ли географическое
положение на время открытия
материка?
2
Вступлен
ие
(изучение
нового
материал
а)
Ход урокаI. Организационный момент
Учитель: Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас.
Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие
тетради, атлас, письменные принадлежности. Итак, начинаем!
II. Изучение нового материала
1. Определение темы урока и целеполагание.
Учитель: Ребята, урок сегодня я хочу начать с отрывка из стихотворения Роберта
Рождественского «Монолог царя зверей»:
… Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф,
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век,
Пусть они стороною
Обходят любую машину.
Ты бесспорно, вершина природы,
Мой брат Человек.
Ты командуешь миром.
Пророчишь. Стоишь у руля.
Ты хозяин! ...
Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов Р. Рождественского? О чем мы будем
вести речь сегодня на уроке? (Об охране природы).
История человечества неразрывна от природы, которую она имеет в качестве предпосылки и
условия своего развития. Негативные последствия в природе сопутствовали человеческой
деятельности всегда, но сегодня они переросли локальные и региональные границы и приобрели
планетарный характер.
Россия – самое большое в мире государство по площади территории, она обладает
разнообразными живописнейшими ландшафтами; обширнейшими акваториями рек, озер, подземных
минеральных вод; весьма разнообразным животным миром. Как сохранить всё это богатство, чтобы
всем этим могли любоваться и пользоваться наши дети, внуки, правнуки?
Итак, какова же тема нашего урока? (Особо охраняемые природные территории).
Давайте поставим перед собой цели урока:
1. Узнать, что такое ООПТ.
2. Виды ООПТ.
3. ООПТ на территории России.
2. Ознакомление с Федеральным законом об ООПТ, определением ООПТ и видами ООПТ.
Учитель: В нашей стране был принят Федеральный закон от 14.03.1995 № 33ФЗ (ред. от
27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях». В этом документе определяется, что
такое ООПТ.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и
воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые
имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и
оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью
или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
(запись в тетрадь) Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального,
регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101
заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального
значения, а также памятники природы, курорты и другие категории ООПТ. (ознакомление с картой
атласа «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»)
В этом же законе выделяются виды ООПТ (запись в тетрадь):
1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные);
2. Национальные парки;
3. Природные парки;
4. Государственные природные заказники;
5. Памятники природы;
6. Дендрологические парки и ботанические сады;
7. Лечебнооздоровительные местности и курорты.
3. Работа в группах по изучению нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах. Разделитесь на семь команд (по числу видов
ООПТ).
Каждой группе нужно выполнить следующее задание:
№ п/п
Инструкция к работе
1)
2)
3)
4)
Прочитать выдержки из Федерального закона об ООПТ об одном из
видов ООПТ. (в раздаточном материале)
Оформить в виде презентации в программе MS Power Point рассказ
отчет об одном из видов ООПТ (определение, для чего созданы, что
охраняют).
Найти в сети Интернет один пример вашего вида ООПТ в России и
составить короткий иллюстрированный рассказ в MS Power Point.
Презентация вашей работы классу.
Регламент
времени
10 минут
3 минуты
4. Презентации работ каждой группы классу.
III. Самостоятельное применение новых знаний.
Учитель: Что общего, а что разного у заповедника и национального парка; заповедника и
заказника; национального парка и природного парка?
VI. Подведение итогов урока
Оценка учителем работ команд.
Рефлексия.
Учитель: Перед вами лежат цветные клеящиеся полоски бумаги. Приклейте себе в тетрадь
полоску определенного цвета, в соответствии со следующими критериями:
Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому.
Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя. Я ничего не понял(а).
IV. Домашнее задание
§ 37, подготовить презентациюсообщение об одном из семи природных парков Волгоградской
области, используя следующую ссылку
http://putevod.h16.ru
Учитель: Закончить наш урок я бы хотела словами поэта Михаила Дудина:
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
В домашнем задании после урока «Особо охраняемые территории» необходимо обучающимся
подготовить презентациюрассказ об одном из семи природных парков Волгоградской области,
используя ссылку http://putevod.h16.ru.
Это ссылка на сайт «Путеводитель по Волгоградской области», выполненный в результате
проектной работы обучающейся 10 класса МОУ гимназии № 5 г. Волгограда под руководством
Араповой С.Н. Эта работа также отражает тему нашего семинара в рамках ДООГ2012.
Предлагаю Вашему вниманию текст защиты проекта обучающейся.
Информационный проект
на тему «Путеводитель по Волгоградской
области».
Какие ассоциации возникают при упоминании Волгоградской области? Задавая
этот вопрос, мы слышим в ответ: события Великой Отечественной войны и Мамаев
Курган. Конечно, это очень важная и яркая страница в истории региона.
Но в нашей области есть множество других интересных и запоминающихся
мест, которые достойны внимания.
Волгоградская область,
Край тюльпанов степных,
Ты похожа на сердце
В очертаньях своих.
(Виктор Урин)
Эти замечательные слова волгоградского поэта размещены на главной странице
Webсайта «Путеводитель по Волгоградской области». С помощью этого сайта я
хотела бы показать привлекательность нашей области в сферах туризма и
информации.
Я родилась и выросла в Волгограде. Я всем сердцем люблю свою родину и
хочу, чтобы она процветала, развивалась и становилась богаче.Волгоградская область это край высокого рекреативного и туристического
потенциала. Туризм – одна из доходных статей бюджета. Чтобы привлечь туристов
в наш регион, необходимо рассказать о нем, предоставив самую разнообразную
информацию. Поэтому создание путеводителя по Волгоградской области в форме
Webсайта и интерактивной карты считаю на сегодняшний день очень актуальным.
Цели проекта:
создать путеводитель по удивительным уголкам нашего региона в форме Webсайта с
размещением в сети Интернет; представить Волгоградскую область как место, по
которому интересно, увлекательно и поучительно путешествовать.
Задачи проекта:
1 Выявить и изучить природные и антропогенные объекты Волгоградской
области, представляющие интерес для путешественника;
2 Проанализировать, структурировать и изложить в увлекательной и живой
форме информацию об этих объектах;
3 Подобрать фото и видеоматериалы, иллюстрирующие эти объекты;
4 Создать интерактивную карту уникальных природных и антропогенных
объектов Волгоградской области в сервисе Google Maps в открытом доступе
(сеть Интернет);
5 Создать Webсайт с путеводителем по удивительным уголкам Волгоградской
области;
6 Выложить Webсайт в сеть Интернет для широкого использования.
Работа над проектом включила в себя несколько этапов.
Первый –
подготовительный. На этом этапе мы вместе с руководителем проекта учителем
географии Араповой С.Н. выбрали тему проекта и определили его цель.
На этапе планирования сформулировали задачи для достижения цели
проекта, определили его тип как информационный, а также продукт, который будет
выполнен после работы над проектом. Определили источники информации и способы
сбора информации.
В качестве источников информации я использовала научную литературу и
сайты сети Интернет.
Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. – Москва: «Глобус», 2009.
Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. –
Волгоград: Перемена, 2000.
Брылев В.А., Жбанов Ф.И., Самборский Ю.П. География Волгоградской
области: учебное пособие. – Волгоград: Ниж.Волж. Кн. Издво, 1989.
География и экология Волгоградской области / Под ред. В.А.Брылева. –
Волгоград: Перемена, 2005.
Моников С.Н. Книга природных рекордов Волгоградской области. / Науч. сб.
«Краеведение – основа патриотического воспитания молодёжи». Материалы
областной научнопрактической конференции. Волгоград, 25 ноября 2003 г. /
Под.ред. И. В. Толстопятова. – Волгоград: Издво ВГИПК РО, 2004. – С.97116.
http://www.poyma.ru/
http://panorama.volgadmin.ru/http://www.ruschudo.ru/
http://www.volfoto.ru/volgograd/
http://www.infovolgograd.ru/
http://www.volgadmin.ru/
http://vorgo.ru/kraeved/
http://www.volganet.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/ и другие.
На этапе работы по выполнению проекта я занималась поиском
информации по выбранной теме, ее анализом, синтезом, структурированием и
обобщением. Собрав всю информацию об интересных местах нашей области, я
поняла, что их великое множество. Появилась необходимость их классифицировать.
В связи с этим я выделила несколько видов туризма по нашей области:
экологический, исторический туризм, туризм по аномальным местам, путешествие по
техногенным объектам и культурная жизнь города.
Когда информация была собрана, структурирована, я приступила к работе над
Webсайтом. Webсайт создала в программе EPublish по технологии Конструктор
школьных сайтов.
В сервисе Google Maps выпустила интерактивную карту уникальных
природных и антропогенных объектов Волгоградской области. Разместила ее в сети
Интернет в открытом доступе. То есть каждый интересующийся Волгоградской
областью может зайти в этот сервис и посмотреть мою карту, совершив виртуальное
путешествие по нашей области. Также разместила интерактивную карту на своем
сайте.
Затем с использованием бесплатного хостинга сайтов www
. holm
. ru выложила
его в сеть Интернет.
Выгрузку осуществляла при помощи FTP менеджера FileZilla.
Адрес моего сайта в сети Интернет http
ru. На следующем
этапе подготовила презентацию и защиту проекта в виде устного рассказа и
презентации Power Point.
:// putevod
. h 16.
Я считаю, что сферами реализации моего проекта могут быть:
туристическая;
образовательная;
и информационная.
Реальными результатами работы над проектом являются Webсайт в сети
Интернет под названием Путеводитель по Волгоградской области и интерактивная
карта интересных мест нашего региона в сервисе Google Maps. Мы предполагаем, что
наш информационный продукт вызовет интерес у людей всех возрастов.
Практическая ценность результатов проекта состоит в повышении интереса к
Волгоградской области и привлечении туристов в регион.
Апробация моего проекта состоит в публикации в сети Интернет для широкого
использования, а также публикация ссылки на проект на сайте гимназии. Возможно в
будущем предоставление в пользование проектом одной из туристических фирм
Волгограда.Для образовательной практики мы рекомендуем использовать наш проект при
изучении географии Волгоградской области в 8 и 9 классах, а также при изучении
краеведения в шестом классе.
Практическая значимость проекта состоит в привлечении туристов в наш
регион и повышении интереса к познанию своей родины, в доступности информации
для всех и каждого, в помощи в составлении индивидуального маршрута
путешествия.
Работа над данным проектом была интересной и захватывающей, хотя иногда
долгой и утомительной. В результате работы над проектом мною были получены
предметные знания по краеведению; формировалось умение работать с информацией,
анализировать ее и делать выводы; формировались коммуникативные и
информационнокоммуникационные
навыки. Я научилась создавать сайты и
размещать их в сети Интернет, работать с FTP менеджером. Сайт имеет возможность
пролонгирования, то есть совершенствования и обновления. Я считаю, что в работе
над проектом получилось все задуманное, задачи выполнены. Я довольна
результатами.
Закончить свое выступление хочу словами волгоградского поэта Вячеслава
Дербишера.
Раскинулся над Волгой город славы,
Не дрогнул в схватке с бешеным врагом,
Сверкают радостно церквей златые главы,
Мы здесь работаем, влюбляемся, живем!
Причины есть, чтобы в тебя влюбиться
И в отдаленной глубине веков
Ты будешь ярким именем светиться,
Среди красивых волжских городов!
Спасибо за внимание!