Материал рассчитан на обучающихся 8 классов к учебнику Габриеляна. Включает работу с учебником. Работа в парах. Заполнение таблиц , работа с текстом, чтение по цепочке, умение выделять главное из текста, составление опорных схем, умение делать выводы исходя из прочитанного текста.
Тема урока: «Химические реакции»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Химические реакции».
Задачи: 1) образовательная:
а) проверить умения классифицировать и давать названия веществам,
б) закрепить знания типов химических реакций,
в) продолжить формирование умения составлять уравнения реакций с участием этих веществ,
г) продолжить формирование практических умений и навыков;
2) развивающая: развивать учебнопознавательный интерес к предмету;
3) воспитательная: продолжить воспитание желания активно учиться, без принуждения и
перегрузок.
Тип урока: изучения новых знаний.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Орг. момент Приветствие. Проверка готовности к
Работа над
ошибками
Изучение
нового
материала
уроку.
Работа над ошибками в контрольной
работе
Давайте вспомним с чего начинают
изучать иностранный язык. На доске
выстраивается следующая схема:
АЛФАВИТ
Деятельность
обучающихся
Примечание
Работают в тетрадях
для контрольных
работ
Отвечают на
вопросы.
СЛОГИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В химии мы сначала изучаем
ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
На доске формулы, их нужно назвать и
определить класс веществ
P2O5, Cu(OH)2,NO2, Zn(OH)2 , HCl,
AgNO3, Fe2(SO4)3, CaS, H2SO4, AlBr3
Демонстрация опыта: взаимодействие
цинка с соляной кислотой.
Данную реакцию можно записать с
помощью химического уравнения:
Zn + 2HCL = ZnCL2 + H2.
Реагенты – вещества, которые вступают в
реакцию.
Продукты реакции – вещества, которые
получились в результате реакции.
Закон сохранения массы: масса веществ,
вступивших в реакцию, равна массе
образовавшихся веществ.
С точки зрения атомномолекулярного
учения этот закон объясняется тем, что
при химических реакциях общее
Дают названия
веществам
Записывают в
тетрадь и
подписывают
коэффициенты и
индексы, продукты и
реагенты.
Записывают в
тетрадь.количество атомов не изменяется, а
происходит лишь их перегруппировка.
Закон сохранения массы веществ является
основным законом химии, все расчеты по
химическим реакциям производятся на
его основе. Именно с открытием этого
закона связывают возникновение
современной химии как точной науки.
Закон сохранения массы был
теоретически открыт в 1748 году и
экспериментально подтверждён в 1756
году русским ученым М.В. Ломоносовым.
Французский учёный Антуан Лавуазье в
1789 году окончательно убедил учёный
мир в универсальности этого закона. Как
Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в
своих экспериментах очень точными
весами. Они нагревали металлы (свинец,
олово, и ртуть) в запаянных сосудах и
взвешивали исходные вещества и
продукты реакции.
Закон сохранения массы веществ
применяется при составлении уравнений
химических реакций.
Химическое уравнение – это условная
запись химической реакции
посредством химических формул и
коэффициентов.
Алгоритм составления уравнения
химической реакции
Составим уравнение химической реакции
взаимодействия фосфора и кислорода
1. В левой части уравнения записываем
химические формулы реагентов (веществ,
вступающих в реакцию). Помните!
Молекулы большинства простых
газообразных веществ двухатомны
– H2; N2; O2; F2; Cl2; Br2; I2. Между
реагентами ставим знак «+», а затем
стрелку:
P + O2 →
2. В правой части (после стрелки) пишем
химическую формулу продукта
(вещества, образующегося при
взаимодействии). Помните! Химические
формулы необходимо составлять,
используя валентности атомов
химических элементов:
P + O2
3. Согласно закону сохранения массы
P→ 2O5
Пытаются
сформулировать
определение
уравнения реакции.
Записывают в
тетрадьвеществ число атомов до и после реакции
должно быть одинаковым. Это
достигается путём расстановки
коэффициентов перед химическими
формулами реагентов и продуктов
химической реакции.
Вначале уравнивают число атомов,
которых в реагирующих веществах
(продуктах) содержится больше.
В данном случае это атомы кислорода.
Находим наименьшее общее кратное
чисел атомов кислорода в левой и правой
частях уравнения. Наименьшее кратное
для атомов натрия –10:
Находим коэффициенты путём деления
наименьшего кратного на число атомов
данного вида, полученные цифры ставим в
уравнение реакции:
Закон сохранения массы вещества не
выполнен, так как число атомов фосфора
в реагентах и продуктах реакции не равно,
поступаем аналогично ситуации с
кислородом:
Получаем окончательный вид уравнения
химической реакции. Стрелку заменяем
на знак равенства. Закон сохранения
массы вещества выполнен:
4P + 5O2 = 2P2O5
Преобразуйте следующие схемы в
уравнения химических реакций расставив
необходимые коэффициенты и заменив
стрелки на знак равенства:
ZnO→
Zn + O2
→
FeCl
Fe + Cl2
→
Mg + HCl
2 + H2
Al→ 2O3 + H2O
Al(OH)3
H→ 2O+NO2+O2
HNO3
→
CaO+H2O Ca(OH)
HCl→
H2+Cl2
→
4+KCl
KClO3
KClO
→
Fe(OH)2+H2O+O2
KBr+Cl2→ KCl+Br2
Fe(OH)
3
3
MgCl
2
Закрепление
изученного
материала
Один работает у
доски, остальные в
тетради. Работа по
цепочке.Домашнее
задание:
Итог
урока:
Параграф _____, упр. 2.
Оцениваем свое настроение в конце урока.
Все понятно: большой палец вверх, есть
вопросы: две ладошки вверх, ничего не
понятно: большой палец вниз.
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
II вариант
1)KCl + AgNO3
2) CaO + SO3
3) CaCO3
4) Zn + Н2SO4
I вариант
→ AgCl + KNO3
→ CaSO4
→ CaO + CO2
→ ZnSO4+ Н2
I вариант
→ НNO3
1) N2O5 + H2O
→
2) Mg + НCl
MgCl
Н→ g + О2
3) НgО
4) КОН + Н2SO4
2 + H2
К→ 2 SO4+ Н2О
→ FeO+ H2O
1) Fe(OH)2
2) Mg + 2HCl
3) Na2O + N2O5
4) KI + AgNO3
→ MgCl2 + H2
→
→
2NaNO
AgI + KNO
3
→ Fe3О4
1) Fe+O2
2) Сr+ НCl
3) СаО+HBr
4) СН4
→
С + Н
2
С→ r Cl2 + Н2
Са→ Br2 + Н2О
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
II вариант
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
I вариант
2→ НNO3
→
MgCl
2 + H2
1) N2O5 + H2O
2) Mg + 2НCl
3) 2НgО
4)2КОН +Н2SO4
2Н→ g + О2
К→ 2 SO4+ 2Н2О
II вариант
→ Fe3О4
С→ r Cl2 + Н2
Са→ Br2 + Н2О
1) 3Fe+2O2
2) Сr+ 2НCl
3) СаО+2HBr
4) СН4
→
С + 2Н
2
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
II вариант
I вариант
→
1)KCl + AgNO3
→
CaSO
2) CaO + SO3
CaO + CO
3) CaCO3
2
4) Zn + Н2SO4
ZnSO
4+ Н2
→
→
4
AgCl + KNO
3
I вариант
→ НNO3
1) N2O5 + H2O
→
2) Mg + НCl
MgCl
Н→ g + О2
3) НgО
4) КОН + Н2SO4
2 + H2
К→ 2 SO4+ Н2О
→
2O
1) Fe(OH)2
FeO+ H
→
2) Mg + 2HCl
MgCl
2 + H2
→
2NaNO
3) Na2O + N2O5
→
4) KI + AgNO3
AgI + KNO
3
→ Fe3О4
1) Fe+O2
2) Сr+ НCl
3) СаО+HBr
4) СН4
→
С + Н
2
С→ r Cl2 + Н2
Са→ Br2 + Н2О
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
II вариант
3
3Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
I вариант
2→ НNO3
→
MgCl
2 + H2
1) N2O5 + H2O
2) Mg + 2НCl
3) 2НgО
4)2КОН +Н2SO4
2Н→ g + О2
К→ 2 SO4+ 2Н2О
II вариант
→ Fe3О4
С→ r Cl2 + Н2
Са→ Br2 + Н2О
1) 3Fe+2O2
2) Сr+ 2НCl
3) СаО+2HBr
4) СН4
→
С + 2Н
2