Декоративно-прикладное искусство. Русские матрешки..doc
МОУСОШ с. Дьяковка
Краснокутский район
Саратовская область
Методическая разработка урока
по изобразительному искусству
в 5 классе по теме
«Декоративноприкладное искусство.
Русская матрешка».
Дьякова Надежда Георгиевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ с. Дьяковка
Саратовской области,
Краснокутского района
2017 год Класс: 5 (пятый)
Дата:
Тема: Декоративноприкладное искусство. Русская матрешка.
Цели урока:
Пробуждение интереса к культуре своего народа;
Приобщение детей к декоративноприкладному творчеству, пониманию его истоков;
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии;
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности,
фантазии, творчества;
Практическая работа по росписи изделий;
Воспитание в детях чувство радости и удовлетворения от процесса труда.
Оборудование: компьютер, презентация «Русская матрешка», трафареты матрешек,
кисти, краски, баночки с водой, салфетки, индивидуальный раздаточный материал по
основам росписи матрешки.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением видов декоративно
прикладного искусства гжель, жостово, хохлома, матрешки, цветные изображения
матрешек, рисунки детей.
Литературный ряд: стихи, загадки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
II. Повторение пройденного материала Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о декоративноприкладном
искусстве.
Вопрос: Давайте вспомним, с какими видами работ народных мастеров мы уже
знакомы.
Ответ: гжельская керамика, жостовские подносы, хохломская роспись деревянной
посуды, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, городецкая роспись.
III. Актуализация знаний
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной игрушкой, которая относится к
художественным народным промыслам. О какой игрушке идет речь, вы мне сейчас
скажите сами, послушав загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Учитель: Правильно. Это матрешка.
Основополагающий вопрос: О чем говорят матрешки?
“Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,
Разбираю, собираю, то их восемь, то одна”.
Проблемные вопросы:
Откуда появилась матрешка?
Первая русская матрешка: какова она и кто ее автор?
Что означает матрешка?
Какие матрешки бывают?
Для чего создаются матрешки? IV. Изучение теоретического материала
Рассказ учителя: Рождение русской матрешки
Нашей матрешке очень много лет. А начиналось все вот как… Однажды в
старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы
Морозова в конце XIX века попала куклаяпонец. Узкоглазый дедуля был вырезан
из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в
другую. Это были божества счастья и долголетия – Фукуруму.
Привезла из
Японии в Россию однажды ее помещица Мамонтова. Вот тогда и решили
художники, гостившие у Саввы Митрофановича, попросить известного мастера из
Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою,
русскую.
Взял Василий Звездочкин подходящий чурбачок из липы, вставил его в токарный станок
– и завертелась заготовка, полетели стружки изпод резца. Сначала выточил мастер
голову, а затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал
поверхность и снял готовую заготовку со станка.
А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. Это была круглолицая
румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка
состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это
семейство спелёнутый младенец.
Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если
ласково то Матрёшка.
Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щеки, черные
брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и
сказках.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат трафареты будущих матрешек. Возьмите их и
рассмотрите.
Вопрос: Что вы увидели? А роспись есть на них?
Учитель: А вот ведь с тех пор как появилась эта первая игрушка на Руси, стали мастера
в разных городах и селах делать веселых матрешек. У каждого мастера – своя сноровка,
свои привычки. И краски тоже свои, разные, особенные. Вот например: Три вида наиболее
известных матрешек
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА. Фартук у нее с цветами и букет держит в руке.
ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА, У нее сарафан, платочек, а в рукахузелочек
или петушок, а то и гусочка.
ПОЛХОВМАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА. У этой фартук с цветами
яркими, кудри завитками
да румянец во всю щеку.
Учитель: Матрешки известны не только у нас в стране. О них знают в разных странах и
уголках земного шара. Существуют современные авторские матрешки. Их можно увидеть
на международных выставках и в сувенирных лавках.
Физкультминутка (выполняют упражнения, показывая, элементы росписи
матрешки)
Ребята давайте уточним: Что же мы увидим в наряде загорской матрешки? (Четко обозначенный платочек на
голове. Кофта, сарафан, фартук)
А семеновской?(Большой букет цветов в руках)
А как выглядит полховмайданская матрешка? (Только лицо в кудряшках волос. Все
остальное цветы)
V. Постановка художественной задачи
А сейчас вам, ребята, предстоит побыть мастерами по росписи русской матрешки.
Какой она у вас получится, мы посмотрим в конце нашего урока.
VI. Практическое выполнение задания.
План работы над росписью матрешки:
роспись лица;
контур платка, кофты, фартука;
декоративная роспись одежды.
Самостоятельная работа детей. ( Оказание индивидуальной помощи). VII. Закрепление материала.
Матрешка родилась в Японии, но все же мы ее считаем родной.
Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и
продолжения рода.
Матрешка – это образ русской красавицы.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде.
Матрешку всегда любили дети. Они помогали им усвоению понятий формы, цвета,
количества и размера.
Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и
полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
Традиционные центры по изготовлению матрешек – Сергиев Посад(Загорск)
(Московская область), с.Полховский Майдан Нижегородской области, г. Семеново
Нижегородской области. Фантазиям современных художников нет границ!
VIII. Рефлексия
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научился(ась)…
меня удивило…
мне захотелось…
IX. Подведение итогов
Работы учащихся
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Мы семьей поем частушки
И танцуем мы семьей.
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушкиневелички
Как пойдем плясать и петь
Вам за нами не успеть.
Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку,
Сосчитайте до пяти –
Нас попробуйте найти.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно, Спим мы все одна в другой.
X. Заключительная часть
Ребята, вы все сегодня успешно справились с работой, все виды росписи соответствуют
вашему мастерству, и все вы получаете отличные оценки.
Выставление оценок
Домашнее задание: Просмотреть иллюстрации к русским народным сказкам найти
описание русского народного костюма.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.