Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Методическая разработка урока
по математике 6 класс
с использованием инновационных технологий
на образовательной платформе «Якласс»
(т.к. школа временно расположена не в своем здании, приложить видео нет технической возможности)
Составитель: учитель математики высшей категории
Проценко Анжелика Николаевна
2016-2017 уч.год
Тема урока: « Применение сложения и вычитания целых чисел»
Цель: узнать, где и как можно применять сложение целых чисел
1. Проверка Д.З ( на сайте ЯКласс выводятся результаты домашней работы на экран, обсуждаются ошибки) 5 мин
Цель: коррекция знаний
2. Повторение ( дерево слайд 1) : 2 мин
Цель: повторение материала, необходимого для освоения новой темы
· Назовите противоположные числа
· Какое число противоположно самому себе
· Назовите отрицательные числа
· Как называются оставшиеся числа
3. Устный счет (работа в группах координатные прямые с
зашифрованными словами слайды 2-5) смотри в приложении карточки 3 мин
Цель: актуализация знаний
4. Сформулировать тему и цель урока (слайды 6,7,8) 5 мин
Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, используя результаты устного счета
5. Работа в группах ( 1 группа – ключевое слово «телефон»,
2 группа – ключевое слово « кубики», 3 группа – ключевое слово « погода») 3 мин
Цель: при помощи практических ситуаций решить примеры с целыми числами и сформулировать правила сложения целых чисел.
Учащиеся, используя ключевые слова, переводят примеры с целыми числами на русский язык и решают их. (смотри образец в приложении)
6. Обсуждение результатов работы в группах ( через веб-камеру
комментируют уч-ся) 5 мин
7. Это интересно: (слайд 10) 3 мин
Вот как индийский математик Брахмагупта (VII в.) излагал правила сложения и вычитания:
Переведите его правила на математический язык.
а + в = с |
Сумма двух имуществ есть имущество. |
(-а)+(-в)= - с |
Сумма двух долгов есть долг. |
а+(-в) = а - в |
Сумма имущества и долга равна их разности. |
а + (-а) = 0 |
Сумма имущества и равного долга равна нулю |
0+а=а 0+(-а)=-а |
Сумма нуля и имущества есть имущество. Сумма нуля и долга есть долг. |
8. Физкультминутка( слайд 11) 2 мин
У учащихся
на партах лежат карточки с целыми числами от -6 до 6 в произвольном порядке. Учащимся
предлагаются следующие вопросы:
-для каждой пары: встаньте, чьё число больше;
- встаньте пары, чья сумма равна нулю (за одной
партой);
- встаньте пары, у кого числа одинаковых знаков;
назовите сумму;
- встаньте, чье число не является положительным
- встаньте, чье число является
положительным;
9. Отработка навыков.
Цель: закрепление изученного материала
французский математик, физик и философ Декарт (1596—1650) предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – он ввел координатную прямую (1637г). ( работа в ЯКлассе по теме: «сложение целых чисел при помощи координатной прямой»:
· теория через презентацию 2 мин
· тренировочные задания 5 мин
· тест 3 мин
10. Итоги урока (на сайте ЯКласс на экран выводятся результаты теста) 2 мин
Учащиеся выполняют самопроверку ( слайд 11)
11. Д.З. 1) Творческое: где еще можно применять целые числа
2) Тест на ЯКлассе
Приложение
1 группа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(-8) |
(-1) |
(+4) |
(-4) |
(+7) |
(+5) |
(+1) |
(+7) |
|
|
|
|
|
|
|
|
__________________________________________
2 группа
(-4) |
(-11) |
(-1) |
(+6) |
(-7) |
(+3) |
(+4) |
(+6) |
(-9) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
__________________________________________
3 группа
|
|
|
|
|
|
|
|
(-1) |
(+2) |
(+9) |
(-4) |
(-6) |
(+7) |
(-6) |
(+7) |
(+9) |
(-6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___________________________________________________________________________________________
1 группа
|
|
|
|
|
|
(+4) |
(-3) |
(-2) |
(+5) |
(-3) |
Ц |
Е |
Л |
Ы |
Е |
2 группа
|
|
|
|
|
|
|
(+2) |
(-2) |
(+4) |
(-3) |
(+5) |
|
|
|
|
|
1 группа
Ключевое слово « телефон»
1. Название ситуации:__________________________
2. Данные примеры:
а) 50 – 70 =
б) - 25 - 46 =
в) 13 + 55 =
На математическом языке |
На русском языке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 группа
Ключевое слово « кубики»
1. Название ситуации:__________________________
2. Данные примеры:
а) - 6 - 5 =
б) 4 - 5 =
в) 3 + 2 =
На математическом языке |
На русском языке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 группа
Ключевое слово «погода»
1. Название ситуации:__________________________
2. Данные примеры:
а) 15 + 13 =
б) - 25 + 17 =
в) 19 - 21 =
На математическом языке |
На русском языке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец заполнения таблиц:
3 группа
Ключевое слово «погода»
1. Название ситуации:______прогноз погоды__
2. Данные примеры:
а) 15 + 13 = 18
б) - 25 + 17 = - 8
в) 19 - 21 = - 2
На математическом языке |
На русском языке |
||
Температура воздуха утром
|
Изменение температуры в течение дня |
Температура воздуха вечером |
|
15+13 |
+15 |
Повысилась на 13 |
+18 |
-25+17 |
-25 |
Повысилась на 17 |
- 8 |
19 - 21 |
+19 |
Понизилась на 21 |
- 2 |
Дополнительная информация к уроку
В биологии.
Задача 1. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. На улице температуре воздуха – 35°С, а в гнезде температура на 49°С выше. Какова температура в гнезде ?
Решение.Чтобы определить температуру в гнезде , нужно
1) - 35+49= 14°С. – температура в гнезде.
Ответ: 14°С.
Задача 2. Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение.Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу – 7,8 прибавить число 1,4.
1) – 7,8 + 1,4 = - 6,4 °С выдерживают пчелы.
Ответ: - 6,4°С.
В географии. отрицательными числами обозначают глубину морей, а положительными –высоту гор.
Задача 3. Черное море имеет глубину -2500м, а Средиземное море на 3000м глубже. Какая глубина Средиземного моря?
Решение: 1) -2500+(-3000)= -5500м глубина Средиземного моря. Ответ:-5500м
Задача 4. Марианский желоб имеет глубину -11000м, который глубже Каспийского моря на 10000м. Какова глубина Каспийского моря?
Решение: 1)-11000+10000= -1000м глубина Каспийского моря. Ответ: -1000м.
В жизни.
Задача 5. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс? Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету?
Решение.1)48 +(-84) = -36(р) баланс после разговора
2) – 36+100 = 64 (р) на счету Ответ: 64 рубля
В истории.
Задача 6. Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384г. до н.э. и прожил 62 года.
В каком году умер Аристотель?
Решение: -384+62 = -322 Ответ:В 322г. до н. э. родился Аристотель
Задача 7. Пифагор умер в 500г. до н.э., а прожил 70 лет. В каком году родился Пифагор? Решение:-500+(-70)= -570 . Ответ: В570г до н. э. родился Пифагор.
В медицине
В медицине отрицательными числами выражают патологию глаза-близорукость(миопия). Это проявляется снижением остроты зрения. Для того, чтобы при близорукости глаз мог хорошо видеть отдаленные предметы применяют очки (линзы)
Задание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.
( +4 ) |
( -1 ) |
( +6 ) |
( -2 ) |
( +7 ) |
( -5 ) |
|
|
|
|
|
|
Слайд 5
( +4 ) |
( -1 ) |
( +6 ) |
( -2 ) |
( +7 ) |
( -5 ) |
Д |
Е |
К |
А |
Р |
Т |
Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.