Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
13.07.2018
Урок музыки в 4 классе запланирован в 3 четверти в разделе «Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!» (программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной). Методическая разработка раскрывает цели и задачи урока; знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока. Разработка знакомит с планируемыми результатами: предметными, личностными, метапредметными.Методическая разработка знакомит с ходом урока, с его этапами, с деятельностью учителя и ученика на данном этапе. Методическая разработка урока составлена с учетом ФГОС и содержит планируемые результаты на каждом этапе урока. Рефлексия деятельности на уроке дает возможность обучающимся осознать свою учебную деятельность и дать самооценку результатам своей деятельности и всего класса.
Открытый урок по музыке. Балет Петрушка.docx
Методическая разработка урока музыки в 4 классе
Тема урока «Балет «Петрушка» И. Стравинского».
Тип урока: Изучение нового материала.
Место урока в теме: урок музыки №20 в 4 классе запланирован в 3 четверти в разделе «Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!».
Цели урока: создание условий для знакомства учащихся с музыкой в народном стиле на примере музыки И.Ф. Стравинского.
Образовательные:
формирование знаний о о музыке в народном стиле;
формирование у обучающихся музыкального образа ярмарки;
укрепление понимания взаимосвязи музыки, изобразительного искусства.
Развивающие:
развитие активного, прочувственного восприятия у обучающихся к традициям родной страны;
развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека.
Воспитательные:
воспитание любви к родной культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с литературным и музыкальным содержанием балет «Петрушка»;
показать, что музыка И.Ф. Стравинского носит народных характер.
Развивающие:
обеспечить условия для развития творческого нестандартного мышления и воображения учащихся посредством слушания и анализа
музыкальных произведений, установления ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством;
учить находить интонации для характеристики народной музыки.
Воспитательные:
содействовать формированию мотивации к урокам музыки;
воспитывать культуру слушателя и исполнителя.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока:
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать термины: либретто, сюита, балет, народный стиль;
соединить слуховые представления со зрительными.
Личностные:
участвовать в коллективнотворческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении;
1 эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление;
воспринимать учебный материал со слов учителя.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
владеть словарем эмоциональных терминов;
Развивать умения постановки и формулирования проблемы;
делать выводы, строить суждения.
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу;
формировать умения целеполагания, планировать собственную деятельность исполнения;
строить речевые высказывания о музыке в устной форме.
стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;
развивать навыки развернутого речевого высказывания в процессе групповой деятельности.
Основная педагогическая технология технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств
личности.
Методические методы и приемы, использованные учителем на уроке: метод эмоциональной драматургии, метод частично
поисковый, методы сравнения, анализа и обобщения, методы вокалотерапии, приемы ТРИЗ, контраста, «Лови ошибку»,
«Восстановите текст», «Шапка с вопросами».
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Музыкальный репертуар:
1. 1ая картина из балета «Петрушка», музыка И.Ф. Стравинского.
2. Русская народная песня «Вдоль по Питерской» в балете «Петрушка», музыка И. Ф. Стравинского.
3. «Камаринская» из «Детского альбома», музыка П.И. Чайковского.
4. Песня «Петрушки с погремушками».
Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, презентация к уроку, раздаточный материал, детские музыкальные
инструменты.
Краткое описание структуры урока:
1. Организационномотивационный момент урока.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Открытие новых знаний.
2 5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
7. Вокальнохоровая работа. Исполнение песни.
8. Итог.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия деятельности на уроке.
Этап
1.Организационно
мотивационный
Цель этапа:
Включение учащихся
в деятельность
2.Актуализация
знаний.
Цель этапа:
подготовка
учащихся и
организация
осознания ими
внутренней
потребности
построению нового
способа действий.
3.Целепролагание.
Цель этапа:
постановка целей и
задач учебной
деятельности.
Деятельность учителя
Приветствует:
Добрый день, добрый день!
Скажем дружно хором,
Слушать музыку и петь
Вы уже готовы?
Давайте внимательно посмотрим на доску и
ответим на вопросы (прием ТРИЗ с правом
выбора):
Это картина или афиша?
Есть знакомые персонажи или нет?
Кто может быть главным героем балета:
герой справа, слева или по середине?
Балет это музыкальный спектакль, где
поют или где танцуют?
Где можно посмотреть в театре или в
музее?
В театре драматическом или музыкальном?
Балет сопровождает певец или оркестр?
Симфонический или народный?
Афиша может еще нам рассказать о чем
то или нет?
Расскажите.
Это и есть тема нашего урока.
Где можно встретить Петрушку?
Ход урока
Деятельность ученика
Подготовка класса к работе.
Эмоциональный отклик на
приветствие.
Ответы учащихся:
Афиша.
Есть. Петрушка.
По середине.
Где танцуют.
В театре.
Музыкальном.
Оркестр.
Симфонический.
Может.
Балет «Петрушка» композитора
И.Ф. Стравинского.
Слушают музыку.
Планируемые результаты
Метапредметные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и одноклассниками.
Личностные: положительная
самоорганизация.
Метапредметные: планирование,
прогнозирование,
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Личностные:
умение слушать друг друга.
Метапредметные:
целеполагание, планирование и
определение учебных задач и
способов действий, постановка
вопросов.
3 Предлагает послушать два музыкальных
фрагмента.
Какой из двух музыкальных фрагментов
изобразил Петрушку?
Кто считает, что это первый фрагмент?
Кто считает, что это второй фрагмент?
Кто считает, что ни тот, ни другой не
соответствует нашей теме урока?
Итак, мнения разделились.
Сформулируйте свою работу и поставьте
задачи с помощью слов«помощников»:
хотим узнать…какой фрагмент,
будем уметь различать…стиль,
сможем поразмышлять…о музыке.
Приложение 1.
Если бы вы были композиторами, какая
музыка зазвучала бы у вас, рисуя народного
любимца Петрушку на масленичном
гулянии?
Прием «Лови ошибку» (убрать из
предложенных средств музыкальной
выразительности не нужные).
Прием «Восстановите текст».
Приложение 2.
4.Открытие новых
знаний.
Цель этапа:
организация
деятельности
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации.
Дети поднимают руки.
Столкновение мнений.
Ставят цели, формулируют
задачи.
Осуществляют
коммуникативную групповую
деятельность.
Разделение на группы по разным
фрагментам:
1.Работа со словарем
эмоциональных терминов,
определение средств
музыкальной выразительности
для 1 фрагмента.
2. Работа со словарем
эмоциональных терминов,
определение средств
музыкальной выразительности
для 2 фрагмента.
3.Творческий портрет
композитора И. Стравинского.
Регулятивные: работая по
алгоритму, сверят свои
действия с целью и при
необходимости исправляют
ошибки с помощью учителя.
Метапредметные: умение
планировать сотрудничество со
сверстниками, овладение
навыками интонационно
образного анализа, умение
договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности.
Предметные: самостоятельно
определять тембры
музыкальных инструментов
симфонического оркестра; знать
4 Слушание обработки русской народной
песни «Вдоль по Питерской» в балете
«Петрушка». Использование народного
стиля в музыке.
Узнавание песни.
5.Первичное
закрепление.
Цель этапа:
Усвоение учащимися
знаний о
произведениях
искусства, в
которых раскрыт
образ народного
праздника.
Пришло время проверить работы.
Интересный факт из жизни композитора.
Игорь Федорович с книгой не расставался
никогда. В библиотеке композитора
находилось 10 тысяч томов книг.
О чем говорит этот факт? Человек
образованный, начитанный.
И трудолюбивый, чтобы передать картину
народного гуляния Масленицы, где
участвует Петрушка, Игорь Федорович
написал множество мелодий, которые
напоминают народные песни, танцы,
наигрыши. Так какой фрагмент первый или
второй звучит в балете?
Кто оказался прав?
Предлагает представить, что ребята
находятся на ярмарке. Звучит музыка И.
Стравинского.
Почему композитор взял и соединил
несколько мелодий?
Проверка заданий.
Характер: раздольный, игривый,
радостный, праздничный,
бодрый, удалой.
Мелодия: отрывистая,
танцевальная.
Динамика: громкая.
Темп: быстрый, скорый.
Инструменты: бубен,
треугольник, медные духовые,
барабан.
Инструменты: фортепиано.
Второй фрагмент, потому что
инструменты симфонического
оркестра передают колорит
празднования Масленицы.
Представление товара с
помощью зазывал.
Приложение 3.
Изобразительность музыки: шум
и говор толпы, смех, гам
праздника ярмарочного
гуляния.
и понимать народные
музыкальные традиции родного
края, смысл понятия: музыка в
народном стиле.
Личностные: самовыражение в
музыкальном творчестве;
развитие музыкально
эстетического вкуса.
Метапредметные:
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Предметные: использование
необходимых средств
музыкальной выразительности,
соответствие характера и образа
музыки.
Личностные: умение
воспринимать музыку и
выражать свое отношение к
музыкальному произведению,
осознание своей национальной
принадлежности.
5 6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой.
Цель этапа:
организовать
самостоятельное
выполнение
учащимися задания.
Использование куклыПетрушки:
«Я румяный балагур, персонаж русских
народных кукольных представлений,
участник ярмарочных сценок, особенно
масленичных гуляний. Русские традиции
волновали не только композиторов, но и
художников. На праздничном гулянии
принято устраивать соревнования. У вас на
столе лежат конверты: кто быстрее соберет
и картину назовет. Приложение 4.
Раскрывает смысл понятия «балаган».
7. Вокальнохоровая
работа. Исполнение
песни «Петрушки с
погремушками».
Цель этапа:
исполнение
произведения в
народном образе.
8.Итог.
Цель этапа:
самооценка
учащимися
результатов своей
деятельности.
Давайте исполним песню «Петрушки с
погремушками», как на народном
празднике в характере и настроении с
игрой на музыкальных инструментах.
Молодцы, поаплодируйте себе, вы –
настоящие артисты!
Пришло время подводить итоги урока.
Смотрите, Петрушка оставил «шапку с
вопросами». Берите и отвечайте.
Вопросы:
1.О творчестве, какого композитора
узнали на уроке?
2.С каким музыкальным произведением
познакомились?
Собирают пазлы картины
художника Б. Кустодиева
«Балаганы». Приложение 5.
Временная постройка для
театральных, цирковых и других
представлений.
Анализ характера исполнения
песни.
Исполнение с игрой на
музыкальных инструментах.
Ответы.
Прием «Шапка с вопросами».
Метапредметные: освоение
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Предметные: использование
опыта работы со средствами
ИЗО при выполнении задания.
Личностные: формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда на
культуру русского народа,
обрядов и традиций, связанных с
масленицей.
Предметные: осознание
правильной певческой позиции
при вокальнохоровой работе,
использование музыкальных
образов в исполнении музыки.
Метапредметные: исполнение
произведения в соответствии со
своим мнением.
Личностные: наличие
мотивации к творческому
исполнению песни.
Личностные: формирование
установки на положительный
результат.
Метапредметные: контроль,
осознание усвоенного.
6 9.Домашнее задание
Цель этапа:
самостоятельное
закрепление темы
урока.
9.Рефлексия
деятельности на
уроке.
Цель этапа:
осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса.
3.Кто из известных художников писал
картины народных гуляний?
4.В чем особенность музыки И.
Стравинского?
5.Что больше всего понравилось на уроке?
Рабочая тетрадь, с.2627.
Музыка балет «Петрушка» новое слово в
музыкальном искусстве 20 века. Музыка
нового поколения, новых звуков, новых
мыслей.
Спасибо за работу, сотрудничество и
творчество.
При выходе из класса прошу оставить
веселого Петрушку на «Листе
самооценки»:
Получил удовольствие…
Ничего не понял…
Удивился…
Узнал чтото новое…
Научился…
Расстроился…
До новых встреч! Приложение 6.
Список использованных источников
Открывают тетрадь, отмечают
задания.
Личностные:
понимание связи между
результатом и его применением.
Метапредметные: осуществлять
взаимный контроль в
совместной деятельности,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Личностные: самоопределение и
самооценка, развитие
художественного вкуса и
интереса к музыкальному
искусству и музыкальной
деятельности.
7 1. Гаврилюк И.В. Открытый урок в 4 классе по теме «Петрушка» балет И. Стравинского». – Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/06/29/otkrytyyurokv4klassepotemepetrushkabaletigorya
2. Лобова А.А. Методическая разработка урока в 4 классе – Режим доступа: https://www.o
detstve.ru/forteachers/primaryschool/izo_music/19524.html
3. Халаева О.А. Конспект урока музыки в 4 классе. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekturokapomuzikev
klassebaletstravinskogopetrushka1363642.html
8 Слова помощники
Приложение 1.
Хотим узнать… какой фрагмент
Будем уметь… различать стиль
Сможем поразмышлять… о музыке
Хотим узнать… какой фрагмент
Будем уметь… различать стиль
Сможем поразмышлять… о музыке
Хотим узнать… какой фрагмент
Будем уметь… различать стиль
Сможем поразмышлять… о музыке
9 Игорь Федорович Стравинский – русский композитор. Он родился в
Петербурге, в семье известного певца.
Приложение 2.
Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами,
посещение оперного тетра – все это способствовало раннему увлечению
мальчика музыкой.
К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку.
Занятия с Николаем Андреевичем РимскимКорсаковым завершили
музыкальное образование Стравинского.
В начале 20 века Игорь Федорович Стравинский сочинил балет «Петрушка».
Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах
как симфоническую сюиту.
10 Приложение 3.
Зазывалы
1. Люди! Подходите! На платки поглядите. Один красный, другой синий, а
уж третий так хорош, покупайка на свой грош! И тот хорош и другой
хорош – выбирай, который хошь!
2. Тарыбары, растабары, есть хорошие товары! Бусы разноцветные
камешки заветные. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
3. Эй, народ, шевелись, на мой товар соберись! Продаю баранкисушки!
Вот вам бублики – дешевле рублика! Открывайте кошельки, доставайте
денежки! Самые вкусные только у нас!
11 Приложение 4.
Я – румяный балагур, персонаж русских народных кукольных представлений,
участник ярмарочных сценок, особенно масленичных гуляний. Русские
традиции волновали не только композиторов, но и художников. На
праздничном гулянии принято устраивать соревнования. У вас на столе лежат
конверты: кто быстрее соберет и картину назовет.
12 Приложение 5.
Б. Кустодиев. Балаганы.
13 Приложение 6.
Лист самооценки
Получил удовольствие
Удивился
14 Узнал чтото новое Ничего не понял
Научился
Расстроился
Материал к видеофрагменту
Балет «Петрушка»
(Потешные сцены в 4х картинах)
1ое действие
горничные,
мастеровые.
Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется
пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем,
воспитанники кадетского корпуса,
Появляются
шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление.
Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи
Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган.
Появляется Фокусникчародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и
наигрывает на флейте. Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап,
посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте,
а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с
другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.
15
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.