Методическая разработка урока по музыке "Балет "Петрушка" И. Стравинского" (4 класс, музыка)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок музыки в 4 классе запланирован в 3 четверти в разделе «Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!» (программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной). Методическая разработка раскрывает цели и задачи урока; знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока. Разработка знакомит с планируемыми результатами: предметными, личностными, метапредметными.Методическая разработка знакомит с ходом урока, с его этапами, с деятельностью учителя и ученика на данном этапе. Методическая разработка урока составлена с учетом ФГОС и содержит планируемые результаты на каждом этапе урока. Рефлексия деятельности на уроке дает возможность обучающимся осознать свою учебную деятельность и дать самооценку результатам своей деятельности и всего класса.
Иконка файла материала Открытый урок по музыке. Балет Петрушка.docx
Методическая разработка урока музыки в 4 классе Тема урока «Балет «Петрушка» И. Стравинского». Тип урока: Изучение нового материала. Место урока в теме: урок музыки №20 в 4 классе запланирован в 3 четверти в разделе «Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!».  Цели урока: создание условий для знакомства учащихся с музыкой в народном стиле на примере музыки И.Ф. Стравинского. Образовательные: ­ формирование знаний о о музыке в народном стиле; ­ формирование у обучающихся музыкального образа ярмарки; ­ укрепление понимания взаимосвязи музыки, изобразительного искусства. Развивающие: ­ развитие активного,  прочувственного восприятия у обучающихся к традициям родной страны; ­ развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека. Воспитательные: ­ воспитание любви к родной культуре. Задачи урока:  Образовательные: ­ познакомить с литературным и музыкальным содержанием балет «Петрушка»; ­ показать, что музыка И.Ф. Стравинского носит народных характер. Развивающие: ­ обеспечить условия для развития творческого нестандартного мышления и воображения учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, установления ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством; ­ учить находить интонации для характеристики  народной музыки. Воспитательные: ­ содействовать формированию мотивации к урокам музыки; ­ воспитывать культуру слушателя и исполнителя. Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока: Планируемые результаты: Предметные: ­ понимать термины: либретто, сюита, балет, народный стиль; ­ соединить слуховые представления со зрительными. Личностные: ­ участвовать в коллективно­творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении; 1­ эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; ­ воспринимать учебный материал со слов учителя. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: ­ владеть словарем эмоциональных терминов; Развивать умения постановки и формулирования проблемы; ­ делать выводы, строить суждения. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: ­ ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу; ­ формировать умения целеполагания, планировать собственную деятельность исполнения; ­ строить речевые высказывания о музыке в устной форме.   ­ стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач; ­ развивать навыки развернутого речевого высказывания в процессе групповой деятельности. Основная   педагогическая   технология  ­   технология   развивающего   обучения   с   направленностью   на   развитие   творческих   качеств личности. Методические   методы  и   приемы,   использованные   учителем   на   уроке:  метод   эмоциональной   драматургии,       метод   частично­ поисковый,   методы   сравнения,   анализа   и   обобщения,     методы   вокалотерапии,   приемы   ТРИЗ,     контраста,   «Лови   ошибку», «Восстановите текст», «Шапка с вопросами». Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство. Музыкальный репертуар: 1. 1­ая картина из балета «Петрушка», музыка И.Ф. Стравинского. 2. Русская народная песня «Вдоль по Питерской» в балете «Петрушка», музыка И. Ф. Стравинского. 3. «Камаринская» из «Детского альбома», музыка П.И. Чайковского. 4. Песня «Петрушки с погремушками». Оборудование:  проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, презентация к уроку, раздаточный материал, детские музыкальные инструменты. Краткое описание структуры урока: 1. Организационно­мотивационный момент урока. 2. Актуализация знаний. 3. Целеполагание. 4. Открытие новых знаний. 25. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой.  7. Вокально­хоровая работа. Исполнение песни. 8. Итог. 9. Домашнее задание. 10. Рефлексия деятельности на уроке. Этап 1.Организационно­ мотивационный Цель этапа: Включение учащихся в деятельность 2.Актуализация  знаний. Цель этапа:  подготовка  учащихся и  организация  осознания ими  внутренней  потребности  построению нового  способа действий. 3.Целепролагание. Цель этапа:  постановка целей и  задач учебной  деятельности. Деятельность учителя Приветствует: Добрый день, добрый день! Скажем дружно хором, Слушать музыку и петь Вы уже готовы? Давайте внимательно посмотрим на доску и ответим на вопросы (прием ТРИЗ с правом  выбора): ­ Это картина или афиша? ­ Есть знакомые персонажи или нет? ­ Кто может быть главным героем балета:  герой справа, слева или по середине? ­ Балет­ это музыкальный спектакль, где  поют или где танцуют? ­ Где можно посмотреть в театре или в  музее? В театре драматическом или музыкальном? Балет сопровождает певец или оркестр? Симфонический или народный? ­ Афиша может еще нам рассказать о чем­ то или нет? ­ Расскажите. Это и есть тема нашего урока. ­ Где можно встретить Петрушку?  Ход урока Деятельность ученика Подготовка класса к работе. Эмоциональный отклик на  приветствие. Ответы учащихся: Афиша. Есть. Петрушка. По середине. Где танцуют. В театре. Музыкальном. Оркестр. Симфонический. Может.  Балет «Петрушка» композитора  И.Ф. Стравинского. Слушают музыку. Планируемые результаты Метапредметные: планирование  учебного сотрудничества с  учителем и одноклассниками. Личностные: положительная  самоорганизация. Метапредметные: планирование, прогнозирование,  сотрудничество в поиске и  выборе информации. Личностные:  умение слушать друг друга. Метапредметные:  целеполагание, планирование и  определение учебных задач и  способов действий, постановка  вопросов. 3Предлагает послушать два музыкальных  фрагмента. ­ Какой из двух музыкальных фрагментов  изобразил Петрушку? ­ Кто считает, что это первый фрагмент? ­ Кто считает, что это второй фрагмент? ­ Кто считает, что ни тот, ни другой не  соответствует нашей теме урока? Итак, мнения разделились. Сформулируйте свою работу и поставьте  задачи с помощью слов­«помощников»:  хотим узнать…какой фрагмент,  будем уметь различать…стиль,  сможем поразмышлять…о музыке.  Приложение 1. ­ Если бы вы были композиторами, какая  музыка зазвучала бы у вас, рисуя народного любимца Петрушку на масленичном  гулянии?  Прием «Лови ошибку» (убрать из  предложенных средств музыкальной  выразительности не нужные). Прием «Восстановите текст».  Приложение 2. 4.Открытие новых  знаний. Цель этапа: организация  деятельности  учащихся по  исследованию  проблемной  ситуации. Дети поднимают руки. Столкновение мнений. Ставят цели, формулируют  задачи. Осуществляют  коммуникативную групповую  деятельность. Разделение на группы по разным фрагментам: 1.Работа со словарем  эмоциональных терминов,  определение средств  музыкальной выразительности  для 1 фрагмента. 2. Работа со словарем  эмоциональных терминов,  определение средств  музыкальной выразительности  для 2 фрагмента. 3.Творческий портрет  композитора И. Стравинского. Регулятивные: работая по  алгоритму, сверят свои  действия с целью и при  необходимости исправляют  ошибки с помощью учителя. Метапредметные: умение  планировать сотрудничество со  сверстниками, овладение  навыками интонационно­ образного анализа, умение  договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности. Предметные: самостоятельно  определять тембры  музыкальных инструментов  симфонического оркестра; знать 4Слушание обработки русской народной  песни «Вдоль по Питерской» в балете  «Петрушка». Использование народного  стиля в музыке. Узнавание песни. 5.Первичное  закрепление. Цель этапа: Усвоение учащимися знаний о  произведениях  искусства, в  которых раскрыт  образ народного  праздника. Пришло время проверить работы. Интересный факт из жизни композитора.  Игорь Федорович с книгой не расставался  никогда. В библиотеке композитора  находилось 10 тысяч томов книг.  ­ О чем говорит этот факт? Человек  образованный, начитанный. ­ И трудолюбивый, чтобы передать картину народного гуляния Масленицы, где  участвует Петрушка, Игорь Федорович  написал множество мелодий, которые  напоминают народные песни, танцы,  наигрыши. Так какой фрагмент первый или  второй звучит в балете? ­ Кто оказался прав?  Предлагает представить, что ребята  находятся на ярмарке. Звучит музыка И.  Стравинского. Почему композитор взял и соединил  несколько мелодий? Проверка заданий. Характер: раздольный, игривый,  радостный, праздничный,  бодрый, удалой. Мелодия: отрывистая,  танцевальная. Динамика: громкая. Темп: быстрый, скорый. Инструменты: бубен,  треугольник, медные духовые,  барабан. Инструменты: фортепиано. Второй фрагмент, потому что  инструменты симфонического  оркестра передают колорит  празднования Масленицы. Представление товара с  помощью зазывал.  Приложение 3. Изобразительность музыки: шум и говор толпы, смех, гам  праздника ­ ярмарочного  гуляния. и понимать народные  музыкальные традиции родного  края, смысл понятия: музыка в  народном стиле. Личностные: самовыражение в  музыкальном творчестве;  развитие музыкально­ эстетического вкуса. Метапредметные:  сотрудничество в поиске и  выборе информации. Предметные: использование  необходимых средств  музыкальной выразительности,  соответствие характера и образа музыки. Личностные: умение  воспринимать музыку и  выражать свое отношение к  музыкальному произведению,  осознание своей национальной  принадлежности. 56.Самостоятельная  работа с  самопроверкой. Цель этапа:  организовать  самостоятельное  выполнение  учащимися задания. Использование куклы­Петрушки:  «Я румяный балагур, персонаж русских  народных кукольных представлений,  участник ярмарочных сценок, особенно  масленичных гуляний. Русские традиции  волновали не только композиторов, но и  художников. На праздничном гулянии  принято устраивать соревнования. У вас на  столе лежат конверты: кто быстрее соберет и картину назовет. Приложение 4. Раскрывает смысл понятия «балаган». 7. Вокально­хоровая  работа. Исполнение  песни «Петрушки с  погремушками». Цель этапа:  исполнение  произведения в  народном образе. 8.Итог. Цель этапа:  самооценка  учащимися  результатов своей  деятельности. Давайте исполним песню «Петрушки с  погремушками», как на народном  празднике в характере и настроении с  игрой на музыкальных инструментах. Молодцы, поаплодируйте себе, вы –  настоящие артисты! Пришло время подводить итоги урока.  ­ Смотрите, Петрушка оставил «шапку с  вопросами». Берите и отвечайте. Вопросы: 1.О творчестве,  какого композитора  узнали на уроке? 2.С каким музыкальным произведением  познакомились? Собирают пазлы картины  художника Б. Кустодиева  «Балаганы». Приложение 5. Временная постройка для  театральных, цирковых и других представлений. Анализ характера исполнения  песни. Исполнение с игрой на  музыкальных инструментах. Ответы. Прием «Шапка с вопросами». Метапредметные: освоение  способов решения проблем  творческого и поискового  характера. Предметные: использование  опыта работы со средствами  ИЗО при выполнении задания. Личностные: формирование  целостного, социально  ориентированного взгляда на  культуру русского народа,  обрядов и традиций, связанных с масленицей. Предметные: осознание  правильной певческой позиции  при вокально­хоровой работе,  использование музыкальных  образов в исполнении музыки. Метапредметные: исполнение  произведения в соответствии со  своим мнением.  Личностные:  наличие  мотивации к творческому  исполнению песни. Личностные: формирование  установки на положительный  результат. Метапредметные: контроль,  осознание усвоенного. 69.Домашнее задание Цель этапа:  самостоятельное  закрепление темы  урока.  9.Рефлексия  деятельности на  уроке. Цель этапа:  осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности своей  и всего класса. 3.Кто из известных художников писал  картины народных гуляний? 4.В чем особенность музыки И.  Стравинского? 5.Что больше всего понравилось на уроке? Рабочая тетрадь, с.26­27. Музыка балет «Петрушка» ­ новое слово в  музыкальном искусстве 20 века. Музыка  нового поколения, новых звуков, новых  мыслей.   Спасибо за работу, сотрудничество и  творчество. При выходе из класса прошу оставить  веселого Петрушку  на  «Листе  самооценки»:  Получил удовольствие… Ничего не понял… Удивился… Узнал что­то новое… Научился… Расстроился… До новых встреч! Приложение 6. Список использованных источников Открывают тетрадь, отмечают  задания. Личностные: понимание связи между  результатом и его применением. Метапредметные: осуществлять  взаимный контроль в  совместной деятельности,  адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих. Личностные: самоопределение и самооценка, развитие  художественного вкуса и  интереса к музыкальному  искусству и музыкальной  деятельности. 71. Гаврилюк И.В. Открытый урок в 4 классе по теме  «Петрушка» ­ балет И. Стравинского». – Режим доступа:  http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/06/29/otkrytyy­urok­v­4­klasse­po­teme­petrushka­balet­igorya 2. Лобова А.А. Методическая разработка урока в 4 классе – Режим доступа: https://www.o­ detstve.ru/forteachers/primaryschool/izo_music/19524.html 3. Халаева О.А. Конспект урока музыки в 4 классе. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt­uroka­po­muzike­v­ klasse­balet­stravinskogopetrushka­1363642.html 8Слова ­ помощники Приложение 1. Хотим узнать… какой фрагмент Будем уметь… различать стиль Сможем поразмышлять… о музыке Хотим узнать… какой фрагмент Будем уметь… различать стиль Сможем поразмышлять… о музыке Хотим узнать… какой фрагмент Будем уметь… различать стиль Сможем поразмышлять… о музыке 9Игорь   Федорович   Стравинский   –   русский   композитор.   Он   родился   в Петербурге, в семье известного певца.  Приложение 2. Музыкальная   обстановка   в   семье,   встречи   с   выдающимися   музыкантами, посещение   оперного   тетра   –   все   это   способствовало   раннему   увлечению мальчика музыкой.  К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку.  Занятия   с   Николаем   Андреевичем   Римским­Корсаковым   завершили музыкальное образование Стравинского.  В начале 20 века Игорь Федорович Стравинский сочинил балет «Петрушка».  Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту. 10Приложение 3. Зазывалы 1. Люди! Подходите! На платки поглядите. Один красный, другой синий, а уж третий так хорош, покупай­ка на свой грош! И тот хорош и другой  хорош – выбирай, который хошь! 2. Тары­бары, растабары, есть хорошие товары! Бусы разноцветные ­  камешки заветные. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват! 3. Эй, народ, шевелись, на мой товар соберись! Продаю баранки­сушки!  Вот вам бублики – дешевле рублика! Открывайте кошельки, доставайте  денежки! Самые вкусные только у нас! 11Приложение 4. Я – румяный балагур, персонаж русских народных кукольных представлений, участник   ярмарочных   сценок,   особенно   масленичных   гуляний.   Русские традиции   волновали   не   только   композиторов,   но   и   художников.   На праздничном гулянии принято устраивать соревнования. У вас на столе лежат конверты: кто быстрее соберет и картину назовет. 12Приложение 5. Б. Кустодиев. Балаганы. 13Приложение 6. Лист самооценки Получил удовольствие Удивился 14Узнал что­то новое Ничего не понял Научился Расстроился Материал к видеофрагменту Балет «Петрушка»  (Потешные сцены в 4­х картинах)   1­ое действие   горничные,   мастеровые. Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники   кадетского   корпуса,   Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум   праздничной   толпы   прерывается   барабанным   боем.   Два   гренадера   эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется  Фокусник­чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы  и наигрывает на флейте. Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой. 15