Ознакомить студентов с местом и ролью экономики в жизни общества. Ознакомить с главными вопросами экономики. Определить, что в центре внимания экономической деятельности человека находятся потребности, а в условиях ограниченных ресурсов человек стоит перед проблемой выбора. Ознакомить с понятием «альтернативная стоимость». Рассмотреть значение производства в экономике и факторы производства.
Урок по обществознанию.docx
Разработка урока по обществознанию
Преподаватель – Хапугина Светлана Владимировна, Арзамасский филиал ННГУ,
отделение среднего профессионального образования (Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова)
Группа,
специальность
Дата
Предмет
Тема занятия
Тип занятия
Вид занятия
Цели занятия
Оборудование
Технологическая карта занятия
8716ОП4ПБ (14ПБ) Пожарная безопасность
25 октября 2016 г.
Обществознание
Экономика и экономическая наука
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов
деятельности
Лекция с элементами самостоятельной работы
Учебная: Ознакомить студентов с местом и ролью экономики в жизни общества. Ознакомить с
главными вопросами экономики. Определить, что в центре внимания экономической деятельности
человека находятся потребности, а в условиях ограниченных ресурсов человек стоит перед
проблемой выбора. Ознакомить с понятием «альтернативная стоимость». Рассмотреть значение
производства в экономике и факторы производства.
Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать
навыки анализа и систематизации полученных данных.
Воспитательная: Формировать экономическую культуру студентов.
1.
2.
научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
3.
научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО.М.,2017.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно
1 Ход занятия
1.Организационный
момент – 3 минуты
II.Мотивация – 2
минуты
Деятельность студентов
Традиционное приветствие студентов.
Доклад старосты
отсутствующих студентах.
Запись темы занятия в тетрадь
Запись плана занятия в тетрадь
группы об
Знакомство целями и задачами занятия
Знакомство с темой занятия: «Экономика и
Деятельность преподавателя
1. Приветствие студентов
2. Проверка посещаемости и внешнего вида
студентов.
3.
экономическая наука»
4.
I. Экономика и экономическая наука (ознакомимся с
ролью экономики в жизни общества)
II. Выбор. Альтернативная стоимость (В центре
внимания экономической деятельности человека
находятся потребности, а в условиях ограниченных
ресурсов человек стоит перед проблемой выбора. С
выбором связано понятие «альтернативная стоимость»)
III. Производство. (Рассмотрим значение производства
в экономике, факторы производства)
Проблемность изучения нового материала:
Слушают рассказ преподавателя
Каждый из вас рано или поздно начнет
самостоятельную жизнь. Независимо от того, чем вам
придется заниматься, всем вам предстоит жить в мире
экономики, и значит, ваше экономическое образование –
не дань моде, а насущная необходимость.
Знать, что определяет экономическое благосостояние
государства и отдельного гражданина, понимать, почему
растут цены и безработица, чем опасен дефицит
государственного бюджета, в чем трудности переходного
2 периода, должен каждый из вас.
Обладая такими знаниями, вы не проголосуете на
выборах за кандидата, который обещает одновременно
повысить всем зарплату и пенсии и снизить цены, не
отнесете деньги в фирму, которая «гарантирует» вам
золотые горы, не поинтересовавшись, за счет чего она
собирается выполнить свои обещания. В сложных
ситуациях экономические знания помогут вам принять
правильное решение, оптимальным путем достичь
поставленных целей.
I. Проверка домашнего задания.
Задание: подготовить короткие новости, связанные с
жизнью и деятельностью известных экономистов…
III.Актуализация
базовых данных –
25 минут
Разминка
II.
1.Выберите из текста слова, связанные с
экономикой
Получила Муха зарплату. Сняла в банке деньги с
электронной карточки. Пришла на базар и видит:
товара много. Подлетает к ней Комар и говорит: «Ну
что соседка, на базар пришла, наверное, денежки у тебя
завелись? Я тут каждый день летаю. Знаю, как
торговаться, и почему, когда больше покупаешь,
покупка дешевле обходится». Полетели Муха и Комар
по базару, прицениваются, сравнивают цены между
собой и примечают, кто как торговлю ведет. Мухе надо
выгодно товар купить.
Сообщения студентов
Работа с экономическими понятиями.
Во время чтения текста преподавателем
студенты выписывают в тетрадь
встречающиеся в тексте экономические
понятия.
3 Зарплата величина денежного вознаграждения,
которое выплачивает работодатель работнику за
выполнение определенного объема работ в течении
определенного времени
Товар 1. Продукт труда, изготовленный для обмена,
продажи. 2. Вообще то, что является предметом
продажи, торговли
Деньги. Металлические и бумажные знаки (в
докапиталистических формациях — особые товары),
являющиеся мерой стоимости при куплепродаже,
средством платежей и предметом накопления. 2.
Капитал, средства.
Банк. Финансовое предприятие,
производящее
операции со вкладами, кредитами и платежами.
Государственный б. Сберегательный б. Коммерческий б.
Базар. Место для торговли, обычно на площади, а
также розничная торговля на таком месте.
2. Придумайте свои слова на эти буквы ТОВАР
Примерные ответы:
торги, облигация, валюта,
аренда, рынок
3. Когда мы так говорим?
Товары народного потребления (все товары бытового
назначения).
Ходовой товар (товар, пользующийся спросом)
Товар лицом показать (перен.: показать что–н. с
лучшей стороны; разг.).
У вас товар, у нас купец (т. е. вы продаёте, мы
При проверке записей студенты
объясняют значение экономических
понятий: зарплата, товар, деньги, банк,
базар.
Работа в тетрадях с последующей
проверкой
Работа с крылатыми выражениями и
пословицами
4 покупаем; устар. разг.).
Товарный знак (знак предприятия, фирмы).
Товарный вид (хороший внешний вид продаваемого
товара).
Сумасшедшие деньги (очень большие; разг. неодобр.).
Бешеные деньги (легко доставшиеся большие деньги,
а также вообще чрезмерно большие деньги; разг.).
Не при деньгах кто–н. (не имеет средств, денег; разг.).
Полтинник — не деньги (небольшие деньги).
Время — деньги (посл.).
Делать деньги из воздуха (получать доходы, не
вкладывая деньги ни во что, не имея никакого
начального капитала)
Деньги счёт любят (посл.).
Плакали мои денежки (пропали, не вернёшь; разг.
шутл.)
III. Вопросы, направленные на актуализацию
личного опыта студентов:
Дайте определение понятия «экономика»?
Где и когда вы встречались с этим понятием?
Связаны ли потребности людей и развитие экономики?
Как? Приведите примеры из истории и реальной жизни.
Лекция преподавателя по вопросам плана
План
I. Экономика и экономическая наука
II. Выбор. Альтернативная стоимость
III. Производство
IV. Организация и
управление учебно
познавательной
деятельностью
студентов
–
45
Фронтальная беседа
Записывают основной материал в
тетрадь
5 минут
V.Контроль
усвоения знаний –
12 минут
VI.Подведение
итогов 2 минуты
Преподаватель задает вопросы:
Скажите,
какое значение имеет понятие
«экономика»?
Каковы задачи экономики?
Как, по вашему мнению, у человека формируются
новые потребности? Какую роль в этом процессе играют
средства массовой информации?
Какую роль в удовлетворении материальных
потребностей играет производство?
В чем состоит закон повышения потребностей?
Проиллюстрируйте на конкретных примерах.
В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и
типом покупаемых товаров?
Какие виды экономических ресурсов существуют?
Какую роль в экономике играет каждый из них?
Почему предпринимательские способности относят к
факторам производства?
1. Краткое резюме по теме
Итак, мы выяснили, что экономическая наука
изучает, каким образом общество и его члены
распоряжаются имеющимися у них ресурсами для
удовлетворения своих потребностей.
Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности
же людей безграничны. Поэтому большинство благ и
Отвечают на вопросы преподавателя
Слушают преподавателя
6 услуг являются редкими (экономическими).
В мире редких благ каждый выбор связан с отказом
от другой возможности и потому имеет для человека
альтернативную стоимость. Чтобы удовлетворять свои
потребности, общество и его члены должны заниматься
производством.
Изучение и развитие экономики играет огромную роль
для улучшения жизни человека и прогресса общества
2. Оценивание работы группы на занятии
1. Составить кроссворд, используя экономические
понятия.
2. Опираясь на лекционный материал, подготовить
устный ответ, используя примеры из жизни.
VII.Домашнее
задание – 1 минута
Записывают домашнее задание
7 Дисциплина: «Обществознание»
Занятие № 14
Тема: «Экономика и экономическая наука»
План лекции
I. Экономика и экономическая наука
II. Выбор. Альтернативная стоимость
III. Производство
I. Экономика и экономическая наука
Содержание занятия
Экономическая наука изучает экономику. Слово «экономика»
греческое по происхождению и состоит из двух частей: «ойкос» дом,
хозяйство и «номос» закон. Значит, экономика в буквальном смысле это
законы ведения домашнего хозяйства, то есть чтото вроде домоводства
(вспомним однокоренное слово «экономить»).
Уже давно понятие «экономика» приобрело иной, более широкий
смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и всего
общества в целом.
Необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято
характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о
закономерностях такой деятельности.
Экономика (1) это хозяйственная система, обеспечивающая
удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и
использования необходимых жизненных благ. (2) наука о хозяйстве,
способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в про
цессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания
хозяйственных процессов.
Можно сказать, что экономическая наука изучает, каким образом
общество и отдельные его члены «сводят концы с концами», распоряжаются
имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и
энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А
главная из этих целей выживание человека, семьи и всего общества.
Для того чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои
основные потребности.
8 Человек как биосоциальное существо находится в постоянном
развитии и в ходе общения с себе подобными у него формируются новые
желания. Эти желания экономисты называют потребностями.
Потребность – осознаваемая и переживаемая человеком
зависимость от условий существования.
Человеческие потребности всегда изменяются только в сторону
увеличения. Об этом говорит особый экономический закон закон
возвышения потребностей.
Например, в силу своих физиологических потребностей человек может
съесть за год около 140кг. картофеля. Можно, конечно, съесть и больше, но
врачи утверждают, что это будет вредно для здоровья. Сегодня из картофеля
можно приготовить более 600 блюд, и поэтому потребность в картофеле не
может быть удовлетворена, пока человек не испробует и не насытится всеми
блюдами из картофеля. Но мозг наш изобретателен: рецептов приготовления
блюд становится все больше. Так появляются новые потребности.
Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные
ресурсы ограничены.
Т.о все определения экономики можно свести к следующему.
Экономика это наука, изучающая, как при ограниченных ресурсах
максимально удовлетворить потребности человека и общества.
Потребности
Материальные
Одежда
Обувь
Квартира
Автомобиль
Физиологические
Воздух
Вода
Свет
Пища
Тепло
Физические движения
Духовные
Любовь
Дружба
Уважение
Общение
Самореализация
Признание других людей
9 Рис.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу
Согласно А. Маслоу потребности человека развиваются от низших к
высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего
порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
В круг материальных потребностей входят не только потребности ин
дивидуумов, но и потребности других субъектов общества: предприятий,
государства, различных организаций и учреждений.
Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг.
Услуги – экономические блага в форме действий участников
хозяйственной деятельности, приводящие к изменению свойств вещей
(например, в сфере бытового обслуживания, консультирования и т.д.)
Благо – средство удовлетворения определенной потребности
человека. Им может быть материальный предмет. Имеющий конкретные
физические очертания и свойства (продукты питания, одежда, мебель,
автомобили, книги и т.д.). В то же время благами являются не только вещи,
но и действия людей (например, учеба) это предметы, удовлетворяющие ту
или иную человеческую потребность.
На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих
потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень
трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах
люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить
быстро растущее население.
10 Но и в самых благополучных странах потребности людей никогда не
бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных
живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый
медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над
головой человек захочет, вопервых, удовлетворять свои основные
потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь
более удобное и просторное жилище. Вовторых, у него появляются новые
потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т. д.
Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом.
Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности,
поэтому большинство благ и услуг редкие, или ограниченные, мы не можем
свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Эти блага принято
называть экономическими.
Есть блага и другого типа: например воздух, которым мы дышим, вода
там, где ее много, скажем, на берегу большой реки или озера. Они называются
свободными, или неэкономическими благами.
В жизни отличить экономические блага или услуги от неэко
номических очень просто: первые — платные, а вторые — бесплатные.
Экономическая наука, как вы уже догадались, занимается только
экономическими благами и услугами. Если мы располагаем какимлибо
благом, например солнечным светом, в неограниченном количестве, то нас не
интересует вопрос, как лучше им распорядиться.
Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами
и услугами подвижна. Так, для людей, живущих в пустыне, питьевая вода
экономическое благо и, для тех же, кто живет рядом с химическим
комбинатом или на улице интенсивным автомобильным движением,
экономическим благом становится чистый воздух. (Чтобы приобрести его,
придется, например, снять дачу или поменять квартиру). Когда все удобные
для сельскохозяйственной обработки или постройки жилья участки уже
заняты, в экономическое благо превращается и земля.
С другой стороны, если общество достаточно богато, оно может
свободно и бесплатно предоставить каждому человеку благо или услугу,
которые раньше были платными, например среднее образование или скорую
медицинскую помощь. В этом случае можно подумать, что речь идет о
бесплатных, неэкономических услугах. Однако это не более чем иллюзия:
11 ведь общество (чаще всего этим занимается государство) должно платить
заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы. А деньги
государству дают его граждане, выплачивая налоги.
II. Выбор. Альтернативная стоимость
Итак, мы живем в мире ограниченных возможностей, редких и платных
благ. Из этого следует, что нам постоянно приходится выбирать из
имеющихся вариантов. Очень плохо, когда у человека нет выбора и он
должен делать то, к чему его принуждают (вспомните, например, рабский
труд). Но и свободный выбор труден: выбирающий человек всегда от чего
то отказывается.
В классической ситуации выбора находится ребенок, пришедший с
родителями в магазин игрушек: он хотел бы купить все или почти все, а
родители ограничили стоимость подарка определенной суммой.
Другой пример — то, как мы расходуем время. Пусть у нас есть три
взаимоисключающие возможности провести выходной: пойти на лыжную
прогулку, посетить музей или подготовиться к контрольной по алгебре. Если
наши предпочтения выглядят так: 1) лыжная прогулка, 2) посещение музея, 3)
пятерка за контрольную, то мы, очевидно, выберем лыжную прогулку, а
«заплатим» за наш выбор тем, что не сможем посетить музей.
Это и будет стоимость нашего выбора (лыжной прогулки), которую
экономисты называют альтернативной стоимостью, или альтернативными
издержками. Вы можете возразить, что в издержки входит и неполучение
пятерки по алгебре, но это не так: мы не смогли бы одновременно пойти в
музей и подготовиться к контрольной.
В условиях ограниченности ресурсов человек всегда стоит перед
выбором: куда направить ресурсы. Чтобы произвести или приобрести какой
то товар, всегда нужно забрать ресурсы из производства другого товара. В
этом проявляется альтернативная стоимость цена замены. Она не всегда
выражается в конкретных цифрах. Альтернативная стоимость это отказ от
наиболее выгодного варианта или более затратного.
Например, администрация города решает вопрос, что построить на
пустыре. Вариантов два: либо детскую площадку, либо автостоянку.
Городская Дума решила устроить детскую площадку. Следовательно,
альтернативной стоимостью является отказ от строительства автостоянки.
12 Альтернативная стоимость выгода или полезность, которую
можно было бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов
действия.
Предприниматель решил организовать свой бизнес. Зарегистрировал
фирму, занял определенную сумму (первоначальный капитал) и уже готов
запустить производство. Однако прежде он обязан решить непростую задачу:
как на весьма ограниченную сумму денег (первый дефицитный ресурс) ему
приобрести вещи, которые исключают друг друга, а именно заплатить за
аренду здания, купить технику и оборудование, нанять персонал. Все они
требуют денег: нанял больше работников, меньше останется денег на
оборудование, и наоборот. Закупил побольше сырья, значит придется
обойтись более дешевой, а значит, и менее качественной техникой. Потратил
большую часть денег на импортное оборудование, стало быть, придется
недоплатить персоналу, а тот может забастовать или уйти на другое
предприятие.
Так и с обществом. Если оно стремится быть на уровне передовой
военной науки, то значительную часть денег придется тратить на оборону.
Значит, придется недоплачивать учителям, врачам, научным работникам,
пенсионерам и т.д. Государственный бюджет, как и личный капитал, весьма
ограничен. Простейшая формула сохранения вещества: если в одном месте
прибавится, то в другом убудет, — действует и в экономике.
III. Производство
С течением времени блага, которые не могли быть дарованы природой
человеку, стали в массовом порядке создаваться на многочисленных фабри
ках и заводах, поэтому целесообразную деятельность человека по созданию
необходимых ему благ именуют производством, а хозяйство данного типа
называется производящей экономикой. Основной задачей деятельности че
ловека в сфере экономики является удовлетворение растущих материальных
потребностей общества.
Итак, в хозяйственной деятельности человека реализуется, на первый
взгляд, простая и логическая цепочка связей: потребность блага
производство.
Производство главный источник жизнеобеспечения.
13 Производство процесс создания различного рода экономических
продуктов.
Последнее в современных условиях часто называется
воспроизводством, поскольку осуществляется оно беспрерывно, изо дня в
день, из года в год, да еще и в растущих масштабах. Обеспечение
непрерывности и роста производства непростая задача, прежде всего
потому, что для этого требуются ресурсы (см. словарь основных терминов).
Ресурсы (в переводе с французского дополнительные средства) сово
купность природных и социальных сил, которые могут быть использованы
в процессе создания благ. Их принято делить на группы:
1. природные ресурсы потенциально пригодные для применения в про
изводстве естественные силы и вещества (сила ветра, движение водных масс,
полезные ископаемые, земля и т.д.);
2. материальные ресурсы созданные человеком средства производ
ства, включающие предметы труда (то, над чем человек трудится, работает:
сырье, полуфабрикаты) и средства труда (то, с помощью чего человек
трудится, работает: станки, оборудование и т.д.);
3. трудовые ресурсы население страны в трудоспособном возрасте.
4. финансовые ресурсы денежные средства, которые общество в со
стоянии выделить на организацию и осуществление производства;
5. информационные ресурсы различные виды научнотехнологической,
управленческой и иной информации, необходимой для организации
14 производства.
Рис.2 Классификация экономических ресурсов.
Не все из указанных видов ресурсов имеются в распоряжении человека
в достаточном объеме. Ресурсы редкие, ограниченные относительно потреб
ности в них производства, называются экономическими ресурсами. Одной из
основных проблем теории и практики хозяйственной жизни общества яв
ляется в связи с этим проблема рационального и эффективного использования
ограниченных ресурсов. Особую остроту она приобретает на предприятии,
там, где непосредственно осуществляется производственный процесс.
В рамках отдельного, обособленного предприятия очень часто исполь
зуется категория «факторы производства».
Факторы производства это экономические ресурсы, непосредствен
но задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют
три основных фактора производства:
1. Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещают
фабричные здания и другие постройки. Кроме того, экономисты относят к
этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы: воду,
15 воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его
называют также сырьем).
2. Труд включает всех работников, которые непосредственно заняты в
производственном процессе на том или ином предприятии.
3. Капитал. Под капиталом, или средствами производства, понимаются
такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины,
определенная сумма наличных денег на счетах и ценных бумаг и пр., словом,
все блага, которые созданы людьми для того, чтобы производить другие блага.
Литература
1.Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО.М.,2017.
2.Важенин А.
Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. —
М., 2015.
3. Важенин А.
Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум.
— М., 2014.
16
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Методическая разработка урока по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.