Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
10 кл—11 кл
21.03.2019
Конспект урока по теме "Решение тригонометрических уравнений" предназначен для обобщения и систематизации знаний у учащихся 10-11 классов с целью выработки умений и навыков определения типа и выбора алгоритма решения тригонометрических уравнений, а также понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Урок лекция тригон урравнения.doc
Алгебра и начала
математического
10
112
Урок №______ ___________________________ _________класс 2019г.
Тема: Решение тригонометрических уравнений
(Урок обобщения и систематизации знаний)
Планируемые результаты:
Предметные. Выработать у учащихся умения и навыки определения типа и выбора
алгоритма решения тригонометрических уравнений.
Личностные: Воспитывать у учащихся целеустремлённость и наблюдательность.
Метапредметные: понимание сущности алгоритмических предписаний и умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Оборудование: Учебник Алгебра и начала математического анализа, геометрия.
Алгебра и начала математического анализа 11 класс: учебник для общеобразовательных
организаций. Базовый и углублённый уровни / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.
Решетников, А.В. Шевкин], Москва «Просвещение», 2014. – 464с.: ил. (МГУ – школе).
Программа соответствует учебному плану МБОУ
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
Ход урока.
школьников.
Тема: Решение тригонометрических уравнений
2.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Повторить формулы :
Синус , косинус суммы и разности двух аргументов
Сумма и разность косинусов и синусов разных аргументов
Синус и косинус двойного угла .
Повторить условия равенства произведения нулю и условие равенства дроби нулю .
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
На прошедших уроках мы рассмотрели два типа тригонометрических примеров. Назовите
их. Мы также подчеркнули , что специального алгоритма решения тригонометрических
уравнений нет. Но общий принцип решения этих уравнений прост – свести к решению
простейших тригонометрических уравнений.
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей
системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Типы уравнений:
1. Уравнения, решаемые приведением к одной тригонометрической функции
одинакового аргумента
Уравнения, решаемые разложением на множители.
Дробно – рациональные уравнения.
2.
3.
4. Уравнения, содержащие произведение тригонометрических функций.
5. Уравнения, содержащие сумму тригонометрических функций.
6. Уравнения , решаемые понижением степени .
Теоретический материал по каждому типу уравнений.
1 Уравнения, решаемые приведением к одной тригонометрической функции
одинакового аргумента.
Например: Решите уравнение tg x + 3 ctg x = 4 tg x + 3 ctg x = 4 , учитывая , что ctg x =
и сделав соответствующую замену,
Решение.
1
xtg
= 4 ( получили уравнение, приведённое к одной
1
xtg
получим tg x + 3
тригонометрической функции )
Пусть tg x = t , тогда t2 +
Имеем: 1) tg x = 3 , x = arctg 3 + nπ , n Z
+ kπ , k Z
2) tg x = 1, x =
3
t
4
4 = 0, t2 – 4t + 3 = 0, t = 3 и t = 1.
4
+ kπ , k Z
Ответ: x = arctg 3 + nπ , n Z ; x =
Таким образом, для приведения уравнения к одной тригонометрической функции
необходимо найти соответствующую тригонометрическую формулу .
На прошлом уроке мы решали уравнение cos 2x + sin x = 0, приведением её к
квадратному 2sin2x – sin x – 1 = 0 и получили с одной тригонометрической функцией.
А однородные уравнения через какую функцию мы решаем ?
– Приведением к тангенсу того же аргумента.
2) Рассмотрим наиболее часто встречающиеся тип уравнений – уравнения, решаемые
разложением на множители. Причём при этом способе обязательно используется условие
равенства произведения нулю .
Пример 1 : Решить уравнение 1 + cos 2x = 2 cos x
Решение.
1 + cos 2x = 2 cos x , используя формулу тригонометрической единицы и косинуса
двойного угла получим :
cos2 x + sin2 x + cos2 x – sin2 x – 2 cos x = 0 ,
можно было использовать формулу 2 cos2 x = 1 + cos 2x
2 cos2 x – 2 cos x = 0 Вынесем общий множитель .
2 cos x ( cos x – 1 ) = 0 Из условия равенства произведения нулю следует :
cos x = 0 и cos x = 1
2
Z ;
Z ; x =
Ответ: 2 n , n
x = 2 n , n
+ k , k
π
Z ;
π
π
Z ;
+ k , k
π
2
Пример 2 : Решить уравнение sin 2x – sin x = 0
Решение.
sin 2x – sin x = 0 , 2 sin x ∙ cos x – sin x = 0 , (Вынесем общий множитель .)
sin x ( 2 cos x – 1 ) = 0 (Из условия равенства произведения нулю следует :)
sin x = 0 2 cos x – 1 = 0
x = n , n
π
Z cos x =
х =
.
3
+ k , k Z
1
2
3
+ k , k Z .
Ответ : nπ , n Z ;
Таким образом , при решении уравнения методом разложения на множители
необходимо все компоненты перенести в левую часть и найти такие тождественные
тригонометрические преобразования , которые позволили бы найти общие
множители .
3)Дробно – рациональные уравнения.
При решении уравнений данного типа используется условие равенства дроби нулю.
Дробь равна нулю , когда числитель равен нулю , а знаменатель отличен от нуля.
0
из условия равенства дроби нулю данное неравенство
1
1
cos
сos
2
х
x
Например :
равносильно системе
1
1
x
0
0
cos
cos
2
x
;
cos
cos
2
x
x
1
1
;
x
x
;
Znn
;
2
Zkk
;
.
Отметим на единичной окружности точки числителя , исключим точки знаменателя и
получим :
x = + 2n , n Z .
Ответ: + 2n , n Z .
Обращаю ваше внимание , что мы рассматривали уравнение, в котором левая часть
дробь , а правая часть нуль. Если уравнение дробно – рациональное , но в правой части
Уравнения, содержащие произведение тригонометрических функций.
Рассмотрим решение уравнения sin 5x ∙ sin 3x + sin 10x ∙ sin 2x = 0
Применяя формулу преобразования произведения синусов в сумму получим :
1
2
1
2
( cos ( 10x – 2x ) – cos ( 10x + 2x )) =
( cos ( 5x – 3x ) – cos ( 5x + 3x ) ) +
( cos 8x – cos 12x ) = 0 | ∙ 2
( cos 2x – cos 8x ) +
1
2
1
2
cos 2x – cos 8x + cos 8x – cos 12x = 0,
cos 2x – cos 12x = 0,
2
2sin
x
2
12
x
∙ sin
2
x
12
2
x
= 0,
2 sin 7x ∙ sin (5x) = 0,
2 sin 7x ∙ sin 5x = 0,
Итак получили уже знакомое вам произведение равное нулю.
Отсюда имеем два уравнения:
π
sin 5x = 0 , 5x = n , x =
Z ;
π
n , n
1
5
1 k, k Z.
7
sin 7x = 0 , 7x = k , x =
Ответ :
π
n , n
Z ;
1
5
1 k, k Z.
7
Ребята , для чего мы производили преобразование произведений в сумму?
– для того , чтобы проверить не упростится ли левая часть . Упростилась .
Но затем упрощённую сумму преобразовываем в произведение . Зачем?
– чтобы получить произведение равное нулю.
Уравнения, содержащие сумму
тригонометрических функций.
Рассмотрим решение уравнения sin x – sin 2x + sin 5x + sin 8x = 0
Имеем сумму тригонометрических функций разных аргументов . Задача –
преобразовать левую часть уравнения так, чтобы можно было разложить на множители
и использовать условие равенства произведения нулю.
Произведём перестановку и группировку одночленов, используя формулы
преобразования суммы и разности синусов в произведение получим:
(sin x + sin 5x ) + ( sin 8x – sin 2x ) = 0,
2
sin
5
x
∙
cos
x
2
x
2
2 sin 3x∙cos ( 2x) + 2 sin 3x ∙ cos 5x = 0,
2 sin 3x∙ (cos 2x + cos 5x) = 0,
5
x
+ 2
sin
8
x
2
x
8
x
cos
2
x
= 0,
2
2
2
x
cos
5
x
= 0,
2
4 sin 3x∙
cos
4 sin 3x ∙ cos
получим:
2
x
7x
2
x
5
2
∙ cos
3x
2
sin 3x = 0 , cos
7x
2
= 0 cos
3x
2
= 0
= 0, используя условие равенства произведения нулю n
3
, x2 =
x1 =
Z
первый и третий ответы объединяются в один ответ , но об этом подробнее в другой раз
.
, x3 =
n , k , l
7
2
k
7
3
2
l
3
Ответ :
n
3
,
2
k
7
7
n , k Z
Уравнения , решаемые понижением степени .
Рассмотрим решение уравнения cos2 x + cos2 2x – cos2 3x – cos2 4x = 0
Имеем сумму квадратов тригонометрических функций разных аргументов .
Задача – преобразовать левую часть уравнения так, чтобы можно было разложить на
множители и использовать условие равенства произведения нулю. Для решения таких
примеров используются формулы понижения степени .
cos2 x =
1
cos
2
x
, sin2 x =
1
Решение .
cos2 x + cos2 2x – cos2 3x – cos2 4x = 0,
1
cos
cos
4
1
2
1
x
x
2
+
2
2
2
x
cos
2
1 + cos 2x + 1 + cos 4x – 1 – cos 6x – 1 – cos 8x = 0,
cos
6
x
2
1
8cos
x
2
= 0 | ∙ 2
cos 2x + cos 4x – cos 6x – cos 8x = 0, Какое уравнение получили ?
– получили уравнение , содержащее сумму тригонометрических функций .
(cos 2x + cos 4x ) – ( cos 6x + cos 8x ) = 0, после применения формулы
преобразования суммы косинусов в произведение получим:
2 cos x ( cos 3x – cos 7x ) = 0,
4 cos x ∙ sin 5x ∙ sin 2x = 0 , какое правило применяем ?
cos x = 0, sin 5x = 0, sin 2x = 0
π n , x2 =
2
x1 =
Третий ответ «поглощает» точки первого ответа.
l
5
, x3 =
Ответ :
, k , l Z
5. Подведение итогов урока :
,
k
2
l
5
k
2
n , k , l Z
Какой общий принцип решения тригонометрических уравнений?
– приведение к простейшим .
Какой наиболее часто применяемое свойство при решения тригонометрических
уравнений?
– свойство произведения равного нулю.
6. Сообщение домашнего задания:
Повторить. Теоретический материал.
Решить. Вашему вниманию предлагается шесть примеров . По одному по
каждому из типов, в той же очерёдности как и на лекции. Попробуйте решить
половину из них , продумайте этапы решения остальных .
Cформулируйте наиболее сложные, непонятные моменты. I.
sin2 x = 3 cos2 x
II. 3 cos x = 2 sin x ∙ cos x
III.
sin
x
cos
3sin
x
x
= 0
IV. cos x ∙ cos 4x – cos 5x = 0
V. cos 7x + sin 8x – cos 3x + sin 2x = 0
VI. sin2 x – sin2 3x = 0
Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Методическая разработка урока по теме " Решение тригонометрических уравнений " ( Тригонометрия 10, 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.