Методическая разработка урока по теме "И это всё о нём"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
27.06.2017
Вашему вниманию предлагается методическая разработка сюжетно - ролевого урока литературы по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", задачами которого является обобщение знаний студентов о главном герое Евгении Васильевиче Базарове, совершенствование навыков анализа художественного произведения, воспитание таких нравственных качеств, как целеустремлённость, сила воли, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Тургенев Урок.docx
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ
«И ЭТО ВСЁ О НЁМ»
Разработчик: Грошева Т.М.,
преподаватель русского языка и литературы
Губаха 2017
Сюжетно – ролевой урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели: обобщить знания студентов о главном герое романа И.С. Тургенева «Отцы и
дети» Базарове;
показать многогранность характера главного героя;
совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
продолжить воспитание таких нравственных качеств, как целеустремлённость,
сила воли, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Оформление урока:
на столах – таблички с фамилиями героев романа, в центре – портрет
Базарова, цветы;
на экране по ходу выступлений – портреты героев романа;
портрет И.С. Тургенева, репродукция картины В. Перова «Старики –
родители на могиле сына».
Подготовка к уроку: заранее распределяются роли среди обучающихся,
исполнители собирают материал от имени своего героя.
Ход урока:
Деятельность преподавателя: (Вступительное слово): Мы прочитали роман
«Отцы и дети». Он заканчивается смертью главного героя, неожиданной и
мужественной. Базаров – человек незаурядный. Какие воспоминания оставил он о
себе? Попробуем пройти его дорогой. Вспомним его от имени тех людей, с
которыми он жил, встречался, спорил. Первое слово – приятелю Базарова Аркадию
Кирсанову.
Деятельность студентов:
План рассказа о Базарове от имени Аркадия Кирсанова
знакомство с Базаровым в университете;
его занятия, увлечения, авторитет среди молодёжи;
поведение Базарова в Марьине у стариков Кирсановых, отношение к ним;
разговор под стогом.
План рассказа о Базарове от имени Николая Петровича Кирсанова
первая встреча с Базаровым, впечатления от его внешности и манер; занятия Базарова в Марьине;
его отношение к искусству, природе.
План рассказа о Базарове от имени Павла Петровича Кирсанова
неприязнь к Базарову, возмущение его происхождением, манерами,
самоуверенностью;
споры с Базаровым (на основе 10 главы);
дуэль с Базаровым, обернувшаяся комедией.
План рассказа о Базарове от имени Фенечки
отношение к Базарову;
отношение к Базарову простых людей.
План рассказа о Базарове от имени Анны Сергеевны Одинцовой
первая встреча с Базаровым на балу;
беседа в гостиной;
Базаров в Покровском;
последний визит Базарова в Покровское;
монолог Базарова перед смертью.
План рассказа о Базарове от имени родителей Базарова
любовь к сыну, воспоминания о нём;
три дня его пребывания дома;
второй приезд Базарова, изменения в нём;
болезнь сына, его мужество перед лицом смерти.
Деятельность преподавателя: Споры вокруг романа. Буря читательских
откликов. Равнодушных не было.
Деятельность студентов: зачитывают отзывы о Базарове от лица критиков и
писателей того времени.
Деятельность преподавателя: Такая оценка главного героя озадачила и И.С.
Тургенева. Послушаем, как сам автор комментировал поступки и характер своего
незаурядного героя.
Деятельность студентов: План рассказа о Базарове от имени автора
заступничество за героя;
противоречивость, неясность характера героя для самого автора;
прототипы Базарова;
политические взгляды автора и его героя.
Деятельность преподавателя: Время Базаровых ещё не пришло. Герой стоит
в преддверии будущего. Он горько сожалеет перед смертью: «Я нужен России. Нет,
видно, не нужен…»
Устарела ли тематика романа в наши дни?
Деятельность студентов:
План рассказа о Базарове от имени наших современников
современное звучание романа (проблема нигилизма, отношения к природе,
искусству, любви, проблема взаимоотношения между отцами и детьми);
чему можно поучиться у главного героя? (Базаров – враг косного, отсталого.
Особенно полезны Базаровы в переломные моменты развития общества.).
Деятельность преподавателя: (Заключительное слово): Книга перешагнула
рубеж 21 столетия. Интерес к ней вспыхивает каждый раз, когда новое поколение
предъявляет счёт предыдущему, утверждает иное отношение к миру. Не случайно
увлечение книгой в среде молодёжи в наше сложное время. Люди, подобные
Базарову, первыми начинают осознавать рутинность общественных норм, но ещё не
видят действительных путей к изменению общества. Однако они остро чувствуют,
что жить по – старому нельзя, и отрицают косные начала. Они нигилисты, а, значит, в
тургеневском понимании, революционеры. За ними идут другие, готовые строить
новое. Дело первых не пропадёт даром. Поэтому противоречивый, но цельный
характер Базарова и по сей день волнует читателей. «Отцы и дети» остаются вечной
книгой».
Домашнее задание: сочинение на темы (по выбору обучающихся):
Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
Письмо Базарову; Диалог с Базаровым.
Методическая разработка урока по теме "И это всё о нём"
Методическая разработка урока по теме "И это всё о нём"
Методическая разработка урока по теме "И это всё о нём"
Методическая разработка урока по теме "И это всё о нём"
Методическая разработка урока по теме "И это всё о нём"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.