МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"
Оценка 4.7

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
30.03.2018
МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"
Методическая разработка урока по дисциплине алгебра и начала анализа на тему "Применение производной" для учащихся 10-11 классов средней школы; урок соответствует всем требованиям ФГОС; урок направлен на формирование практических умений и навыков обучающихся; рассматриваются основные методы и способы решения задач на применение производнойМетодическая разработка урока по дисциплине алгебра и начала анализа на тему "Применение производной" для учащихся 10-11 классов средней школы; урок соответствует всем требованиям ФГОС; урок направлен на формирование практических умений и навыков обучающихся; рассматриваются основные методы и способы решения задач на применение производной
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ.docx
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ Цели занятия:   Обучающие: o Знание  –  студент знает определение критической (стационарной) точки,  признаки возрастания и убывания функции и признаки максимума и  минимума функции, алгоритмы нахождения промежутков монотонности и  точек экстремума функции. o Понимание  –  студент имеет представление о применение данной темы в  экономических процессах. o Применение   –  студент применяет изученный материал при  непосредственном нахождении промежутков монотонности и точек  экстремума функций.  Развивающие o Анализ  –  студент сравнивает ранее известную информацию с новой,  понимает необходимость изучения данной темы для дальнейшего роста как специалиста в области экономики и бизнеса. o Синтез  –  студент  умеет применять  знания в конкретной ситуации,  правильно формулировать задачи и излагать мысли.  Воспиттельные: o Оценка  –  студент выделяет ошибки в рассуждениях, научился отвергать  ненужную или неверную информацию, учится критически мыслить. Вид занятия: ознакомление с новым материалом. Метод: РКМЧП: лекция с остановками, прием «Корзина», прием «Кластер» Время: 80 мин. Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор). ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационная часть (1 мин)  Приветствие. Отметить отсутствующих. 1 II. Стадия вызова  (8 мин)  Прием «Корзина».  На доске в центре изображена корзина. Цель: Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. Преподаватель: О каких свойствах функции вам уже известно? В течение 1 мин  вспомните и запишите в тетради все, что помните и знаете.  Преподаватель: Теперь в течение 2 мин обменяйтесь информацией с товарищем. Преподаватель: Назовите  какое­то одно сведение от каждой пары,  не повторяясь.  Преподаватель записывает эти сведения в корзину. (Приложение 1) III. Стадия осмысления (63 мин)  –  прием лекция с остановками  Преподаватель: Какие из этих свойств вы не можете определять алгебраическим  способом?  Преподаватель: Правильно,  сегодня мы научимся находить возрастание и убывание,  максимум и минимум функции. Запишите тему нашего занятия. Сейчас вы прочитаете  первую часть лекции и запишите в тетради 1­я часть. Исследование  функции на возрастание и убывание (монотонность). Определение. Точка называется критической (стационарной), если она является  внутренней точкой области определения и производная в ней равна нулю или не  существует. Признаки возрастания и убывания функции: Если производная данной функции положительна для всех значений х в интервале (а;  в),   т.е.f'(x) > 0,  то функция в этом интервале возрастает.  Если производная данной функции отрицательна для всех значений х в интервале(а; в),  т.е.f'(x) < 0, то функция в этом интервале убывает. Алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания Образец решения 2 1. Найти Д(f). 2. Найти f'(x). 3. Найти стационарные  точки, т.е. точки,  где  f'(x) = 0 или f'(x) не существует. (Производная равна 0 в нулях числителя,  производная не существует в нулях  знаменателя) 4. Расположить Д(f) и эти точки на  координатной прямой. 5. Определить знаки производной на     каждом из интервалов 6. Применить признаки. 7. Записать ответ. –  А теперь ответьте на вопросы. Вопросы к первой части: 1. Как найти область определения следующих функций? (Приложение 2) 2. Что можно сказать о функции, если отсутствуют критические точки? 3. Как найти стационарные точки, в которых производная не существует? 4. Как определять знаки производной на интервалах? – Сейчас вы прочитаете вторую часть лекции и запишите в тетради. 2­я часть. Исследование  функции  на экстремум с помощью  производной Признаки  максимума и минимума функции: Если при переходе через стационарную точку х0  производная f'(x)  данной функции  меняет знак с « – » на « + »,  то функция в этой точке х0 имеет минимум. Если при  переходе через стационарную точку х0  производная f'(x) данной функции меняет знак с  « + » на « – »,  то функция в этой точке х0 имеет максимум.  Алгоритм нахождения максимума и минимума функции. Образец решения 3 1. Найти Д(f). 2. Найти f'(x). 3. Найти стационарные  точки, т.е. точки, где   f'(x) = 0 или  f'(x) не существует. 4. Расположить Д(f) и эти точки на  координатной прямой. 5. Определить знаки производной на каждом из интервалов. 6. Применить признаки. 7. Найти уmax , уmin 8. Записать ответ. Вопросы ко второй части:  1. Что вы можете сказать о точках экстремума, если отсутствуют критические  точки? 2. Что вы можете сказать о функции, если все знаки на промежутках одного вида? 3. Как находить вторую координату точки экстремума? IV. Практическая часть Задание 1. Исследовать на возрастание и убывание  следующие функции: 1)  Решение. D(f): х =/= 0. > 0  при х =/= 0. Ответ: функция возрастает на (–   ; 0) и (0;  +  ). 2) f(x)  =  x3 – 27x 4 Решение. D(f): R. критические точки Ответ: функция возрастает на (–   ;  – 3] и [3;  +  ), убывает [ – 3; 3].  Задание 2. Исследовать на максимум и минимум следующие функцию. Решение. D(f): х =/= ± 2. Ответ: экстремумов нет. Преподаватель: У вас, наверное, возникает вопрос, какое отношение имеет данная  тема для будущей нашей профессии? Сегодня у вас в гостях студенты старшего курса.  Они расскажут, где применяется данная тема в экономике.  Старшекурсник: Дифференциальное исчисление  –  широко применяемый для  экономического анализа математический аппарат. Важный раздел методов  дифференциального исчисления, используемых в экономике  –  методы предельного  анализа, т. е. совокупность приемов исследования изменяющихся величин затрат или  результатов при изменениях объемов производства, потребления и т. п. на основе  анализа их предельных значений. Предельный показатель (показатели) функции  –  это  ее производная (в случае функции одной переменной) или частные производные (в  случае функции нескольких переменных). В экономике часто используются средние  величины: средняя производительность труда, средние издержки, средний доход,  средняя прибыль и т. д. Но часто требуется узнать, на какую величину вырастет  результат, если будут увеличены затраты или наоборот, насколько уменьшится  результат, если затраты сократятся. С помощью средних величин ответ на этот вопрос  получить невозможно. В подобных задачах требуется определить предел отношения  приростов результата и затрат, т. е. найти предельный эффект.  5 Большое значение имеет такое понятие, как эластичность функции.  (Приложение 4) Эластичностью функции f(x) в точке x0 называют преде Спрос  –  это количество товара, востребованное покупателем. Ценовая эластичность  спроса ED  – это величина, характеризующая то, как спрос реагирует на изменение  цены. Если |ED| > 1, то спрос называется эластичным, если |ED| < 1, то неэластичным. В  случае ED = 0 спрос называется совершенно неэластичным, т. е. изменение цены не  приводит ни к какому изменению спроса. Напротив, если самое малое снижение цены  побуждает покупателя увеличить покупки от 0 до предела своих возможностей,  говорят, что спрос является совершенно эластичным. В зависимости от текущей  эластичности спроса, предприниматель принимает решения о снижении или повышении цен на продукцию. Пример 1. Пусть цена единицы товара равна С усл.ед., количество единиц  реализованного товара равно V. Доход от реализации товара L = CV. Предельный  доход равен L '(V).  Функция спроса С = 8 – V. Тогда L = (8 – V)V = 8V – V ‘. При этом С > 0,V > 0, 0 < V < 8. Решение.  Спрос  эластичен при | Еc(V) | >1, т.е. | 1 – 8/V | >1  Решение данного неравенства V Є (0; 4), т.е. спрос эластичен при V Є (0; 4). На этом интервале L'(V) = (8V – V 2) ‘ = 8 – 2V >0, т.е.  доход предприятия растет  при снижении цены и продаже дополнительного товара. Спрос неэластичен при | 1 – 8/V | <1 при V Є (4; 8). На этом интервале L'(V) = (8V – V 2) ‘ = 8 – 2V < 0. Следовательно, в случае, когда спрос неэластичен, увеличение объема продажи товара  за счет снижения цены приводит к уменьшению дохода. В экономике очень часто требуется найти наилучшее или оптимальное значение  показателя: наивысшую производительность труда, максимальную прибыль,  максимальный выпуск, минимальные издержки и т. д. Каждый показатель представляет собой функцию от одного или нескольких аргументов. Таким образом, нахождение  оптимального значения показателя сводится к нахождению экстремума функции. 6 2. Максимизация прибыли.  (Приложение 5) Пусть L = L(V)  – функция дохода,  получаемое от реализации V единиц товара; С =  С(V) – функция затрат на производство V единиц товара; П = П(V)  – функция прибыли. Тогда очевидно П(V) =  L(V) –  С(V). Для нахождения максимальной прибыли: П'(V) =  L'(V) –  С'(V). П'(V) = 0 при L'(V) =  С'(V), т.е. предельный доход равен предельным издержкам.  Именно это утверждается в микроэкономике: «Чтобы максимизировать прибыль,  нужно, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам». Пример 2.  Пусть L(V) = 594V – V2 С(V) =  2V3 – 7V2 Решение.  П(V) =  594V – V2 – (2V3 – 7V2) = – 2V3 + 6V2 + 594V П'(V) = – 6V2 + 12V + 594 = – 6(V2 – 2V – 99) = – 6(V – 11)(V + 9) П'(V) = 0.V =  – 9,  V =  11 –  критические точки. Ответ: Пmax(11) = 5929  Максимизация дохода при дополнительном налогообложении предприятия.  (Приложение 6) Пусть: V  – количество единиц выпускаемой продукции; L(V)  – доход предприятия; C(V)  –  затраты предприятия; П(V)  =  L(V) – C(V)  –  прибыль предприятия. Принято решение: ввести дополнительный налог r на каждую  единицу продукции. Каким должен быть налог, чтобы доход R  =  rV1, полученный от  дополнительного налога, был максимальным? Здесь V1 количество единиц продукции,  выпускаемой после введения налога. Затраты предприятия после введения налога  С1  =  C(V) + rV. Прибыль предприятия после введения налога П(V)  =  L(V) –  С1(V)  =  L(V) – C(V) –  rV. Необходимое условие для максимума прибыли П'(V)  =  0. Следовательно, L'(V) – C'(V) –  r  =  0. 7 Отсюда находится V1, –  объем выпуска продукции после введения налога и R max =  rV1 Пример 3. Пусть: L(V) =   – 2V2 + 6V, С(V) =  V2 + 3V + 2.  Найдите величину дополнительного налога r, при котором доход от его введения  максимален. Решение. С1  =  C(V) + rV  –  затраты после введения налога.  Тогда прибыль П(V)  =  L(V) –  С1(V) =   – 2V2 + 6V –  V2 – 3V – 2 –  rV  =   – 3V2 + 3V  + 2 –  rV. П'(V) =  – 6V + 3 – r. Необходимое условие максимума прибыли П'(V)  =  0.  – 6V + 3 –  r  =  0. Отсюда объем выпускаемой продукции после введения налога  . Доход от введения дополнительного налога R  =  rV1  .  R' = 0 при   .  V. Стадия рефлексии (6 мин.)  Составить кластер данной темы. (Приложение 3)  VI. Задание на дом (1 мин.)  1. Исследовать на монотонность  функцию  f(x) = 2x2 – x. 2. Исследовать на экстремум  функцию  f(x)  = – x3 + 3x + 2. 3. Издержки производства некоторой продукции определяется функцией 5х2 + 80х,  где х  – число единиц произведенной за месяц продукции. Эта продукция  продается по цене 280 руб. за изделие. Сколько изделий нужно произвести и  продать, чтобы прибыль была максимальной. VII. Итоги занятия (1 мин.) 8

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"

МЕтодическая разработка урока "Решение задач на применение производной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018