Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
14.01.2017
Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- активизация познавательного интереса к учебному предмету;
- развитие у учащихся навыков самооценки;
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение оценивать свою работу и полученный результат.
познавательные универсальные учебные действия:
- умение работать с информацией;
- поиск решения проблемной ситуации;
- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение выражать свою точку зрения.
предметные результаты:
- знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке;
- умение применять знания в новой ситуации.Методическая разработка урока с использованием ЭОР.
Источники фразеологизмов.doc
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме
«Источники фразеологизмов»
(УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского)
Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ
РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми
Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в
русском языке.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
мотивация учебной деятельности учащихся;
активизация познавательного интереса к учебному предмету;
развитие у учащихся навыков самооценки;
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение проектировать и моделировать процессы в учебных и
практических ситуациях;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
умение оценивать свою работу и полученный результат.
познавательные универсальные учебные действия:
умение работать с информацией;
поиск решения проблемной ситуации;
1 умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение,
классификация понятий).
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение выражать свою точку зрения.
предметные результаты:
знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке;
умение применять знания в новой ситуации.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран,
электронный учебный модуль «Фразеология»:
http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiyai1.html
Для корректного воспроизведения модуля необходимо установить на
компьютере специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов
версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний. Игра «Подскажи словечко!»
Задание по группам. Учащиеся заканчивают выражения, объясняют
их значение.
1) Кричать во всю …
2) Авгиевы …
3) Блудный …
4) Млечный …
5) А … просто открывался
2 Как называются эти выражения? (Фразеологические обороты,
фразеологизмы.)
Какая наука изучает фразеологизмы? (Фразеология.)
Работа с модулем. Задание 1 «Фразеология и культура речи».
Работа с модулем. Задание 2 «Фразеологизмы».
Внимательно посмотрите иллюстрации.
Объясните значение
фразеологизмов и сделайте вывод об их значении.
3 Учащиеся объясняют значение фразеологизмов: «сесть в лужу», водить за
нос, «когда рак на горе свистнет», «золотые руки». Делают вывод о том, что
4 значение фразеологизма не связано со значением слов, которые в него входят.
Значение имеет фразеологизм в целом.
Для чего нужны фразеологизмы в языке? (Фразеологизмы придают речи
яркость, меткость и выразительность.)
Где можно узнать значение фразеологизма? (Во фразеологическом
словаре.)
Работа с модулем. Задание 3 «Фразеологические словари».
Существуют специальные словари фразеологизмов, в которых можно
узнать их значение. Посмотреть значение заинтересовавшего оборота можно
посмотреть в «Учебном фразеологическом словаре» под редакцией Е. А.
Быстровой, А. П. Окуневой, Н. М. Шанского. Толкование более
распространённых фразеологизмов можно узнать в толковом словаре С. И.
Ожегова или Д. Н. Ушакова.
Учащиеся работают с модулем,
знакомятся с толкованием
фразеологизмов «оставляет желать лучшего» и «взять себя в руки».
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с
конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых
5 словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы,
пословицы и поговорки). Ещё М. В. Ломоносов, составляя план словаря
русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы»,
«идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.
3. Целеполагание.
Ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение фразеологии.
Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте для себя цели урока:
Хочу узнать …
Хочу понять …
Хочу научиться …
4. Открытие новых знаний.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения
фразеологизмов в русском языке. Давайте вновь обратимся к фразеологизмам,
которые мы с вами называли в начале урока. С некоторыми из них мы уже
встречались на уроках литературы. Попробуйте назвать их источники.
Учащиеся высказывают свои предположения.
В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из
самых разнообразных источников. Происхождение фразеологизмов также
можно узнать, заглянув во фразеологический словарь.
Работа учащихся с различными источниками информации:
Фразеологическим словарём А. И. Молоткова,
Интернетсайтами:
Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary
Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/
Кричать во всю Ивановскую (исконно русский)
Авгиевы
конюшни («Авгиевы конюшни» (шестой подвиг Геракла),
античный фразеологизм)
Блудный сын («Притча о блудном сыне», библейское происхождение)
6 Млечный путь (via lactea – калька с латинского языка)
А ларчик просто открывался (выражение из басни И. А. Крылова
«Ларчик»)
Учащиеся делают выводы о происхождении данных фразеологизмов
и составляют кластер «Источники фразеологизмов»:
Работа с модулем. Задание 4 «Как появляются фразеологизмы?»
Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашего народа.
Многие из фразеологических оборотов вошли в повседневную речь из устного
народного творчества или связаны с обычаями древних славян и их
7 верованиями: «у чёрта на куличках», «собаку съел», «бить баклуши». Многие из
часто употребляемых фразеологизмов вошли в обиход из профессиональной
речи ремесленников: «топорная работа», «тянуть канитель», «тянуть лямку».
Давайте заглянем словарь и познакомимся с историей возникновения этих
фразеологизмов.
Учащиеся работают с фразеологическим словарём, читают словарные
статьи, объясняют значение и происхождение фразеологизмов.
Работа с модулем. Задание «Это интересно!»
Фразеологизмы существуют во всех языках. Интересно сравнить
фразеологизмы в иностранных языках с теми, которые употребляем мы. О
бедном человеке русский скажет: «Гол как сокол», «ни гроша за душой». А
англичане говорят: «Беден как церковная мышь». О глупом человеке русские
говорят: «Тупой как сибирский валенок». А англичане скажут: «Глупый как
гусь». Про людей, которые очень похожи друг на друга, русские люди говорят:
«Похожи как две капли воды». А англичане: «Похожи как две горошины».
8 5. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа учащихся.
Сейчас, ребята, вам предстоит очень интересная работа. Выберите
фразеологизм для своей исследовательской работы.
Составление план исследования фразеологизма:
1. Назвать выбранный для исследования фразеологизм.
2. Определить его источник.
3. Объяснить значение фразеологизма.
4. Рассказать историю происхождения фразеологизма.
5. Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).
6. Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.
Индивидуальная исследовательская работа учащихся по плану (10 минут).
Учитель на данном этапе выполняет роль консультанта.
6. Первичная проверка понимания. Выступления 23 учащихся (по
желанию).
7. Первичное закрепление.
Назовите фразеологизмы, пришедшие из фольклора (из русских
народных сказок, пословицы, поговорки).
Откуда пришли такие выражения, как проглотить пилюлю, играть роль,
привести к одному знаменателю?
Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали
крылатыми следующие фразы:
Да только воз и ныне там.
Как белка в колесе.
Пора, красавица, проснись!
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
На деревню дедушке.
Привести примеры фразеологизмов, появившиеся в наши дни.
(Например, зелёная улица, люди доброй воли).
8. Рефлексия.
9 Ребята! Какие задачи вы ставили в начале урока? Давайте сделаем
вывод:
Я понял…
Я узнал …
Я научился …
Ребята! Сегодня мы работали с фразеологическими словарями и другими
источниками информации. Мы узнали, что источники фразеологизмов очень
разнообразны. Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека
за общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и
реальными историческими и бытовыми событиями, третьи пришли из устного
народного творчества и литературных произведений. Много фразеологизмов
возникло в условиях работы людей различных профессий, большое количество
фразеологических оборотов пришло из других языков. Рада, что урок был для
вас интересен, и вы узнали много нового. Надеюсь, что вы будете
внимательными по отношению к русскому языку и продолжите разгадывать его
тайны.
9. Домашнее задание: создать рисунок, иллюстрирующий выбранный
фразеологизм.
Использованные источники:
Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А. И.
Молоткова. М.: Советская Энциклопедия, 1968.
Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary
Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/
10
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.