Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
14.01.2017
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Цель урока: знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке. Планируемые результаты Личностные результаты: - мотивация учебной деятельности учащихся; - активизация познавательного интереса к учебному предмету; - развитие у учащихся навыков самооценки; Метапредметные результаты: регулятивные универсальные учебные действия: - умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение оценивать свою работу и полученный результат. познавательные универсальные учебные действия: - умение работать с информацией; - поиск решения проблемной ситуации; - умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий). коммуникативные универсальные учебные действия: - умение слушать собеседника и вести диалог; - умение выражать свою точку зрения. предметные результаты: - знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке; - умение применять знания в новой ситуации.Методическая разработка урока с использованием ЭОР.
Источники фразеологизмов.doc
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов» (УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского) Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми Цель урока:  знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке. Планируемые результаты Личностные результаты: ­ мотивация учебной деятельности учащихся; ­ активизация познавательного интереса к учебному предмету; ­ развитие у учащихся навыков самооценки; Метапредметные результаты: регулятивные универсальные учебные действия: ­   умение   проектировать   и   моделировать   процессы   в   учебных   и практических ситуациях; ­   умение   планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной задачей и условиями её реализации; ­ умение оценивать свою работу и полученный результат.  познавательные универсальные учебные действия: ­ умение работать с информацией; ­ поиск решения проблемной ситуации; 1 ­ умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий). коммуникативные универсальные учебные действия: ­ умение слушать собеседника и вести диалог;     ­ умение выражать свою точку зрения.  предметные результаты: ­ знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке; ­ умение применять знания в новой ситуации. Оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран, электронный учебный модуль «Фразеология»: http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya­i1.html  Для   корректного   воспроизведения   модуля   необходимо   установить   на компьютере специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows. Ход урока: 1. Организационный этап. 2. Актуализация знаний. Игра «Подскажи словечко!»  Задание по группам. Учащиеся заканчивают выражения, объясняют их значение.  1) Кричать во всю  … 2) Авгиевы  … 3) Блудный  … 4) Млечный … 5) А … просто открывался  2 ­   Как   называются   эти   выражения?   (Фразеологические   обороты, фразеологизмы.) ­ Какая наука изучает фразеологизмы? (Фразеология.) Работа с модулем. Задание 1 «Фразеология и культура речи». Работа с модулем. Задание 2 «Фразеологизмы». ­   Внимательно   посмотрите   иллюстрации.   Объясните   значение фразеологизмов и сделайте вывод об их значении. 3 Учащиеся объясняют значение фразеологизмов: «сесть в лужу», водить за нос, «когда рак на горе свистнет», «золотые руки». Делают вывод о том, что 4 значение фразеологизма не связано со значением слов, которые в него входят. Значение имеет фразеологизм в целом. ­ Для чего нужны фразеологизмы в языке? (Фразеологизмы придают речи яркость, меткость и выразительность.)  ­   Где   можно   узнать   значение   фразеологизма?   (Во   фразеологическом словаре.) Работа с модулем. Задание 3 «Фразеологические словари». ­   Существуют   специальные   словари   фразеологизмов,   в   которых   можно узнать   их   значение.   Посмотреть   значение   заинтересовавшего   оборота   можно посмотреть   в   «Учебном   фразеологическом   словаре»   под   редакцией   Е.   А. Быстровой,   А.   П.   Окуневой,   Н.   М.   Шанского.   Толкование   более распространённых   фразеологизмов   можно   узнать     в   толковом   словаре   С.   И. Ожегова или Д. Н. Ушакова. Учащиеся   работают   с   модулем,   знакомятся   с   толкованием фразеологизмов «оставляет желать лучшего» и «взять себя в руки».  ­ Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца  XVIII  века   они   объяснялись   в   специальных   сборниках   и   толковых 5 словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы   и   поговорки).   Ещё   М.   В.   Ломоносов,   составляя   план   словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.  3. Целеполагание. ­   Ребята!   Сегодня   мы   с   вами   продолжим   изучение   фразеологии. Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте для себя цели урока: Хочу узнать … Хочу понять … Хочу научиться … 4. Открытие новых знаний. ­ Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения фразеологизмов в русском языке. Давайте вновь обратимся к фразеологизмам, которые  мы  с вами  называли  в начале урока. С  некоторыми  из них мы уже встречались на уроках литературы. Попробуйте назвать их источники. Учащиеся высказывают свои предположения. ­   В   русский   литературный   язык   фразеологические   обороты   пришли   из самых   разнообразных   источников.   Происхождение   фразеологизмов   также можно узнать, заглянув во фразеологический словарь. Работа учащихся с различными источниками информации: ­ Фразеологическим словарём А. И. Молоткова, ­ Интернет­сайтами:  Фразеологический словарь:  http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary  Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/  Кричать во всю  Ивановскую (исконно русский) Авгиевы     конюшни   («Авгиевы   конюшни»   (шестой   подвиг   Геракла), античный фразеологизм) Блудный  сын («Притча о блудном сыне», библейское происхождение) 6 Млечный путь  (via lactea – калька с латинского языка) А   ларчик   просто   открывался   (выражение   из   басни   И.   А.   Крылова «Ларчик») Учащиеся делают выводы о происхождении данных фразеологизмов и составляют кластер «Источники фразеологизмов»:   Работа с модулем. Задание 4 «Как появляются фразеологизмы?» ­ Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашего народа. Многие из фразеологических оборотов вошли в повседневную речь из устного народного   творчества   или   связаны   с   обычаями   древних   славян   и   их 7 верованиями: «у чёрта на куличках», «собаку съел», «бить баклуши». Многие из часто   употребляемых   фразеологизмов   вошли   в   обиход   из   профессиональной речи ремесленников: «топорная работа», «тянуть канитель», «тянуть лямку». Давайте   заглянем   словарь   и   познакомимся   с   историей   возникновения   этих фразеологизмов. Учащиеся   работают   с   фразеологическим   словарём,   читают   словарные статьи, объясняют значение и происхождение фразеологизмов. Работа с модулем. Задание «Это интересно!» ­   Фразеологизмы   существуют   во   всех   языках.   Интересно   сравнить фразеологизмы   в   иностранных   языках   с   теми,   которые   употребляем   мы.   О бедном человеке русский скажет: «Гол как сокол», «ни гроша за душой». А англичане говорят: «Беден как церковная мышь». О глупом человеке русские говорят: «Тупой как сибирский валенок». А англичане скажут: «Глупый как гусь». Про людей, которые очень похожи друг на друга, русские люди говорят: «Похожи как две капли воды». А англичане: «Похожи как две горошины».    8 5. Усвоение новых знаний.  Исследовательская работа учащихся. ­   Сейчас,   ребята,   вам   предстоит   очень   интересная   работа.   Выберите фразеологизм для своей исследовательской работы. Составление план исследования фразеологизма: 1. Назвать выбранный для исследования фразеологизм. 2. Определить его источник. 3. Объяснить значение фразеологизма.    4. Рассказать историю происхождения фразеологизма. 5. Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).   6. Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради. Индивидуальная исследовательская работа учащихся по плану (10 минут). Учитель на данном этапе выполняет роль консультанта. 6.   Первичная   проверка   понимания.   Выступления   2­3   учащихся   (по желанию). 7. Первичное закрепление.  ­  Назовите     фразеологизмы,   пришедшие   из   фольклора   (из   русских народных сказок, пословицы, поговорки).   ­  Откуда пришли такие выражения, как проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю? ­  Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали  крылатыми следующие фразы:  Да только воз и ныне там.  Как белка в колесе.  Пора, красавица, проснись! Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. На деревню дедушке. ­  Привести   примеры   фразеологизмов,   появившиеся   в   наши   дни. (Например, зелёная улица, люди доброй воли). 8. Рефлексия. 9 ­ Ребята! Какие задачи вы ставили в начале урока? Давайте сделаем  вывод: ­ Я понял… ­ Я узнал … ­ Я научился … ­ Ребята! Сегодня мы работали с фразеологическими словарями и другими источниками   информации.   Мы   узнали,   что   источники   фразеологизмов   очень разнообразны. Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями, третьи пришли из устного народного   творчества   и   литературных   произведений.   Много   фразеологизмов возникло в условиях работы людей различных профессий, большое количество фразеологических оборотов пришло из других языков. Рада, что урок был для вас   интересен,   и   вы   узнали   много   нового.   Надеюсь,   что   вы   будете внимательными по отношению к русскому языку и продолжите разгадывать его тайны.  9.   Домашнее   задание:  создать   рисунок,   иллюстрирующий   выбранный фразеологизм. Использованные источники: Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А. И.  Молоткова. М.:  Советская Энциклопедия, 1968. Фразеологический словарь:  http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary  Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/   10

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Источники фразеологизмов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017