Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.12.2017
Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Методическая разработка: технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" в рамках ФГОС. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: Обучить учащихся правильно писать НЕ с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" в рамках ФГОС.
МБОУ Павловская основная общеобразовательная школа.docx
МБОУ Павловская основная общеобразовательная школа Методическая разработка урока русского языка в  6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"                                                           Разработала: учитель русского                                                                            языка и литературы                                                                             Божко Наталья Викторовна Цели и задачи урока для учителя: Цели урока:            ­ Обучающая: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями 2015г. ­ Развивающая: развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; учить  сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; ­ Воспитательная: создать атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при  выполнении все более и более сложных заданий. Задачи урока: ­ Формировать умение правильно писать НЕ с причастиями; ­ Научить разграничивать приставку НЕ­ и частицу НЕ; ­ Научить определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием НЕ со словами других частей речи.           ­ формировать орфографическую  зоркость. Цели и задачи урока для ученика: Цель урока:           ­ Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Задачи урока: ­Уметь правильно писать НЕ с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний;  разграничивать приставку НЕ­ и частицу НЕ с причастиями; ­ Уметь определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием НЕ со словами других частей  речи. Тип урока: урок изучения нового материала                          Планируемые результаты: Личностные   УУД:     развивать   стремление   к   речевому   самосовершенствованию,   расширять   объём   усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные:  развитие навыков слитного ­ раздельного написания НЕ с причастиями и словами других частей речи. Метапредметные:         ­ познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач,  структурирование знаний;         ­ регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;          ­ коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил  речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка. Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, частично­ поисковый. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД № п/п Ход урока. 1 Организационный. ­ Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу,  подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка  располагает к приятному общению. Сегодня на  уроке мы вновь встретимся с причастиями,  прикоснёмся к их таинственному миру. Подготовка места.   рабочего Эмоциональный и  интеллектуальный настрой на предстоящую работу. личностные:  мобилизация внимания,  уважение к  окружающим; коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с  учителем,  сверстниками; регулятивные:  саморегуляция. 2 Систематизация  известной  информации о  причастии. ­ Предлагаю размяться и настроиться на работу.  1 задание «Игра на внимание» (3 м) ­ Я читаю утверждения, если вы согласны, то  хлопаете в ладоши, если не согласны, то не  хлопаете, а поднимаете руку, чтобы назвать  правильный ответ. 1. Причастие ­ особая форма глагола, которая  обозначает признак предмета по действию; 2. Причастие имеет признаки наречия и  существительного; А признаки, каких частей  речи? 3. Причастия бывают полными и краткими; 4. Краткие причастия в предложении являются  сказуемым; 5. Полные причастия в предложении являются  обстоятельством; А чем? 6. Причастия бывают действительными и  страдательными? 7. Страдательные причастия прошедшего  времени образуются от глаголов при помощи  суффиксов вш и ш; А каких? 8. Действительные причастия прошедшего времени  образуются при помощи суффиксов –вш­ и –ш­. 9. Причастие с зависимыми словами называется  причастным оборотом; 10. Причастный оборот обособляется, если он  стоит перед определяемым словом.  А когда обособляется причастный оборот? Обдумывают ответ и  выполняют требуемые  действия. ­ Причастие имеет  признаки прилагательного  и существительного. ­ Полные причастия в  предложении являются  определениями. ­ Страдательные  причастия прошедшего  времени образуются при  помощи суффиксов –енн­,  ­нн­, ­т­. ­ Причастный оборот  обособляется, если стоит  после определяемого  слова.   Коммуникативные: планирование   учебного сотрудничества с учителем   и   сверстни­ ками;  выражение своих мыслей   с   достаточной полнотой и точностью   Познавательные: осознание   и   про­ извольное   построение речевого высказывания; Регулятивные:  Составлять   план   и последовательность своих действий; учебной Личностные: мотивация   деятельности; уважительное отношение   к   иному мнению:   уважительное отношение   к   иному мнению. 3 Мобилизующий  этап. На доске записаны словосочетания: Явная (не)лепость, (не)брежный вид,  (не)навидеть ложь, (не)могу найти,  (не)решаемая задача , сказать (не)правду,  (не)громкое чтение, (не)годующий взгляд. Задание:  ­ запишите словосочетания в четыре столбика,  раскрывая скобки. ­ Объясните написание словосочетаний первой  колонки.  Дети записывают: 1 столбик: явная  нелепость, сказать  неправду; 2 столбик: небрежный  вид, негромкое чтение; 3 столбик: не могу найти, ненавидеть ложь; 4 столбик: (не)решаемая  задача, (не)годующий  взгляд. ­ В этой колонке слова с  НЕ являются  существительными. Слово  нелепость без НЕ не  употребляется, поэтому  Коммуникативные: проявлять активность  во взаимодействии для  решения  коммуникативных и  познавательных задач;  формулировать  собственное мнение и  позицию; осуществлять  взаимный контроль. Познавательные: и осознанно произвольно   строить сообщения   в   устной   и письменной   форме,   в том   числе   творческого и   исследовательского характера. ­ Объясните написание словосочетаний второй  колонки. ­ Объясните написание слов третьей колонки.  пишется слитно.  ­ Слово неправда имеет  синоним ложь, поэтому  тоже пишется слитно. ­ В этой колонке слова с  НЕ являются именами  прилагательными. Слово  небрежный без НЕ не  употребляется, поэтому  пишется слитно. Слово  негромкий имеет синоним  тихий, поэтому тоже  пишется слитно.  ­ В этой колонке слова с  НЕ являются глаголами, а  НЕ с глаголами пишется  раздельно, за исключением тех слов, которые без НЕ  не употребляются:  ненавидеть. Регулятивные: выполнять учебные  действия в  материализованной,  гипермедийной,  громкоречевой и  умственной формах;  предвосхищать  результат. Личностные: готовность и  способность  обучающихся к  саморазвитию; навыки  сотрудничества в  разных ситуациях,  умение не создавать  конфликты и находить  выходы из спорных  ситуаций. 4 Формулирование  темы и целей  урока. ­ Какие словосочетания оказались в четвёртой  колонке?  ­ К какой части речи мы можем отнести слова  нерешаемая, негодующий?  ­ словосочетания  (не)решаемая задача,  (не)годующий взгляд. ­ Это слова особой формы  глагола — причастия. Коммуникативные: проявлять активность  во взаимодействии для  решения  коммуникативных и ­ Какие трудности возникают в написании этих  слов? ­ Слитное и раздельное  написание НЕ. ­ Изучали ли орфограмму « Слитное и раздельное  написание НЕ с причастиями» раньше? ­ Итак, чему мы должны научиться сегодня на  уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока.  ­ Тема урока:  «Правописание НЕ с  причастиями». 2.Узнать условия выбора  слитного и раздельного  написания НЕ с  причастиями. 3.Научиться правильно  писать НЕ с причастиями; 4.Графически обозначать  условия выбора  орфограммы; 5.Разграничивать  приставку НЕ и  частицу НЕ с  причастиями; познавательных задач;  определять цели,  функции участников,  способы  взаимодействия. Познавательные: самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательную цель;  моделировать, т.е.  выделять и обобщенно  фиксировать  существенные признаки  объектов с целью  решения конкретных  задач. Регулятивные: формулировать и  удерживать учебную  задачу; ставить новые  учебные задачи в  сотрудничестве с  учителем;  Личностные: готовность и  способность  обучающихся к  саморазвитию. 5 Объяснение нового  материала. а) На экране появляются пять слов. Нелепый, невежда, недоумевать, негодующий,  неправда. ­ Запишите слова. ­ Найдите лишнее слово. Почему?   ­ Определите, какими частями речи являются  остальные слова?   ­ Чем они объединены?   ­ Значит, какое можно сформулировать правило,  когда не причастиям пишется слитно?   б) ­  Прочитайте предложения, записанные на  экране: Шёл не мелкий, а крупный дождь. Он мне не друг, а враг. Не прекращающийся, а набирающий силу ливень. ­ С какими частями речи НЕ пишется раздельно?  Почему? ­ Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?   в) ­ Запишите примеры в тетрадь: Непрекращающийся шум ливня. – Не  прекращающийся весь день шум ливня. Непросохшая земля. – Не просохшая после  Записывают, отвечают на  вопросы, делают вывод о  том, как пишется НЕ с  причастиями в том или  ином случае. ­ Неправда. Единственное  из слов, которое без НЕ  употребляется ­ прил.,сущ., гл., прич. ­ Пишем слитно, потому  что без НЕ не  употребляются.     ­ С прил., сущ. ­ Есть противопоставление с союзом а. Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и  позицию; строить  понятные для  партнёра  высказывания;  вести   устный и письменный  диалог в соответствии с грамматическими и  синтаксическими  нормами родного  языка; слушать  собеседника. Познавательные: использовать    общие приёмы  решения  задач; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных   источников; таблиц дополнение новыми   данными;   информации; анализ подведение под понятие   на   основе распознавания объектов, существенных   выделения дождя земля. ­ Сравните записанные примеры. Сделайте вывод, в каком случае НЕ с причастиями пишется  раздельно.   ­ Пишем слитно, потому  что нет зависимого слова. ­ Пишем раздельно,  потому что есть  зависимые слова. признаков. Регулятивные: преобразовывать практическую   задачу   в познавательную;  Личностные: готовность и  способность  обучающихся к  саморазвитию. Ученики с учителем со­ ставляют опорный кон­ спект и записывают в  справочник. ­ Правописание не с су­ ществительными. ­ Две: слитно – раздельно. 6 Составление опор­ ного конспекта. ­ А теперь, ребята, давайте с вами составим  опорный конспект. ­ Как вы назовёте таблицу?   ­ Сколько колонок будет в нашей схеме (таблице)? Правописание не с причастиями. Слитно: 1.Не употребляется без НЕ Пример: Ненавидящий взгляд. 2. Одиночное причастие Пример: Непросохшая земля. Раздельно: 1.Наличие зависимых слов Пример: Не просохшая после дождя земля. 2.Противопоставление с союзом а Пример: Не раскатывающийся, глухо рокочущий.       Коммуникативные: аргументировать   свою позицию и координировать   её   с позициями партнёров в   при сотрудничестве выработке общего решения   в   совместной деятельность. Познавательные:  самостоятельно  создавать алгоритмы  деятельности при  решении проблем  различного характера;  интерпретация  информации  (структурировать; ­ Все ли пункты слитного и раздельного написания  не с причастиями мы отразили в конспекте?  Давайте прочитаем правило в параграфе. ­ Каковы ваши наблюдения? 3. Краткая форма. Пример: Собрание не закончено (дописывают туда, где раздельно) ­ Итак, назовите условия слитного написания НЕ с  причастиями. ­ Назовите условия раздельного написания НЕ с  причастиями. Ученики добавляют  дополнительную  информацию в опорный  конспект. Раздельно – в краткой  форме. Пример: Собрание не  закончено. переводить сплошной  текст в таблицу,  презентовать  полученную  информацию). Регулятивные: составлять план и  последовательность  действий; вносить  необходимые  дополнения и  изменения в план и  способ действия в  случае расхождения  эталона, реального  действия и его  результата. Личностные: осознание  ответственности  человека за общее  благополучие. 7 Физкультминутка. Организует физпаузу; показывает движения. Выполняют движения под  музыку. Личностные: установка на здоровый  образ жизни. 8 Закрепление  материала,  ­ Ребята, а сейчас мы с вами напишем  буквен­ ный диктант. Ответ вы будете записывать только  Два ученика выполняют  работу на доске за  Коммуникативные: ставить вопросы; изученного на  уроке.. первой буквой: слитно – С; раздельно – Р. 1. Буквенный диктант.   а) (Не)годующий старик. б) (Не)скошенная на лугу трава. в) (Не)обдуманное решение. г) План (не)продуман. д) (Не)скошенный луг. е) (Не)знающий меры человек. ж) (Не)доумевающий взгляд. з) Цветок, (не)сгибаемый ветром. ­ А теперь проверьте правильность написанного по  ключу. Ответы: С, Р,С,Р,С,Р,С,Р. ширмой. С­слитно. Р­ раздельно. Остальные – в тетрадях. Самостоятельно сверяют  работы с правильными  ответами. 2.Творческая работа.   ­   Распространите   данные   причастия   зависимыми словами, от данных причастий образуйте краткую форму,   напишите   орфографически   правильно полученный вариант. Составьте три предложения, используя в них словосочетания из любой группы. Образец:  нерасколотый   орех   –   не   расколотый ещё орех – орех не расколот. (Не)прочитанная книга – …, (не)украшенная елка – …, (не)выполненное задание – …, (не)замеченная ошибка – …, Работа в парах.  Выполняют   творческое задание – распространяют данные причастия, образуют краткую форму, составляют предложения.    Объясняют орфографию. обращаться за  помощью;  формулировать свои  затруднения; вести   устный и письменный  диалог в соответствии с грамматическими и  синтаксическими  нормами родного  языка; слушать  собеседника;  осуществлять взаимный контроль. Познавательные: применять правила и  пользоваться  инструкциями и  освоенным  закономерностями;  выбирать наиболее  эффективные способы  решения задач;  построение  рассуждения;  обобщение. Регулятивные: применять  установленные правила  в планировании способа (не)сожжённое письмо – …, (не)полученная посылка – …, (не)законченная работа – …, (не)завершённая стройка – … . 3. Выборочное письмо. ­ Раскройте скобки, графически обозначьте  слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. I вариант выписывает словосочетания, где НЕ с  причастиями пишется слитно, II вариант  выписывает словосочетания, где НЕ с причастиями пишется раздельно:  (Не)сорванный колос; (не)разбирающийся в  цветах; (не)поливший дерево;(не)ухаживающий  за кустами роз; (не)распустившийся бутон;  (не)купленные, а выращенные овощи;  (не)скошенное поле; (не)увядающая красота  земли; хризантемы (не)сорваны; (не)умеющий  беречь природу; (не)восхищающийся красотой;  (не)имеющая равных по аромату; букет  (не)составлен.                                                               Выбирают  словосочетания,  записывают в тетрадь. Проводят  взаимопроверку.  решения; выбирать  действия в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями её  реализации; выполнять  учебные действия в  материализованной,  гипермедийной,  громкоречевой и  умственной формах;  вносить необходимые  коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и  учёта сделанных  ошибок; осуществлять  констатирующий и  прогнозирующий   контроль по результату  и по способу действия. Личностные: экологическая  культура: ценностное  отношение к  природному миру,  готовность следовать  нормам  природоохранного,  нерасточительного, 9 Подведение итогов  урока, выставление оценок. Проводит беседу: ­С каким правилом мы познакомились на уроке? ­С какими частями речи сходно причастие по  правописанию частицы НЕ? ­Каковы пути разграничения слитного и  раздельного написания НЕ с причастиями? ­ Какие умения и навыки мы освоили на уроке? ­ Проведите анализ своей работы на занятии.  ­ Какие задания вызвали наибольшие затруднения?  ­ В каких заданиях вы проявили самостоятельность и творческие способности?  Выставление оценок. Отвечают на вопросы,  анализируют свою работу  на уроке. Ставят себе оценку за  работу в классе. здоровьесберегающего  поведения; навыки  сотрудничества в  разных ситуациях,  умение не создавать  конфликты и находить  выходы из спорных  ситуаций. Коммуникативные: адекватно оценивать  собственные знания;  аргументировать свою  позицию; разрешать  конфликты на основе  учёта интересов и  позиций всех  участников. Познавательные: анализ; синтез;   сравнение; Регулятивные: способность  осуществлять  самоконтроль;  способность к  самооценке. Личностные: внутренняя позиция  школьника на основе 10 Домашнее задание. Объясняет технологию выполнения домашнего  задания. Задание: выучите правило по опорному конспекту.  Напишите небольшой текст­инструкцию (5­6  предложений) «Как ухаживать за растениями»,  используя словосочетания из третьего задания  урока. Технология выполнения домашнего задания:  1 Работа над правилом: ­прочитайте правило несколько раз; ­перескажите его; ­подберите соответствующие примеры. 2 Написание  сочинения: ­продумайте содержание и главную мысль своей  статьи; ­составьте план; ­выполните сочинение на черновике; ­проверьте статью на наличие орфографических,  пунктуационных, речевых ошибок; ­аккуратно перепишите сочинение в тетрадь. ­ Ребята, выразите ваши впечатления от урока.  Можете использовать такое начало предложений:  Я узнал…                             Мне понравилось…                            Я открыл для себя…                           Было интересно… 11 Рефлексия. Записывают домашнее  задание в дневник.  Прослушивают  рекомендации  преподавателя по  выполнению домашнего  задания. положительного  отношения к школе. Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; Личностные­  желание приобретать  новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся. Обучающиеся  высказывают свое мнение. Личностные:  готовность  обучающихся к  саморазвитию;  самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности; Регулятивные: выделять и  формулировать то, что  усвоено и что нужно  усвоить, определять  качество и уровень  усвоения;

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Методическая разработка урока русского языка в  6 классе  Тема: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2017