Методическая разработка урока с презентацией "Небесное и земное в звуках, красках"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока с презентацией "Небесное и земное в звуках, красках"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
10.01.2017
Методическая разработка урока с презентацией "Небесное и земное в звуках, красках"
Слайды к уроку "Небесное и земное в звуках и красках"
Конспект урока.docx

Предмет «Музыка».   МБОУ СШ № 9, г. Сургут, 2017 г.

Учитель музыки Барская Ника Львовна.

Тема: «Небесное и земное в звуках и красках», урок музыки в 5 классе.

Деятелъностная цель: учить детей словесно выражать свои чувства ,подбирать краски связанные с впечатлениями  о прослушанной музыки.
Содержательная цель: формировать  представление об особенности музыки  в её выразительных возможностях.

Задачи:

Образовательная: формировать навыки художественного анализа музыки, живописи, сопоставлять их.

Воспитательная:

Личностные - ориентация в нравственном содержании музыкального произведения; развитие чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведением С.В. Рахманинова «Концерт для фортепиано с оркестром №2»; понимание чувств других людей и сопереживание им.

Развивающая: 

Познавательные: развитие  представлений о роли музыки, живописи  в жизни человека,  умение оценивать произведения разных видов искусства, размышлять  о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

Коммуникативные: - допускать возможность существования различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию;  задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: планировать свое действие; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.

Оборудование: Музыкальная аппаратура, фортепиано, детские музыкальные инструменты, синтезатор, словарь эстетических терминов, ноутбук, интерактивная доска, записи музыкального произведения,  презентация, экспозиции картин

 

 

Ход урока:

1.      Орг. момент.

2.      Тема: »Небесное и земное в звуках и красках»

  У каждого искусства есть свои выразительные средства,  свои линии, звуки, тембры, краски. Представьте себе мир, потерявший  краски, и люди бы тоже стали серыми. Важные краски – тембры в музыке – музыкальные инструменты. Самый многочисленный  по составу инструментов - симфонический оркестр. Вспомним основные группы симфонического оркестра.

 

( Ответы детей: Струнная, духовая деревянная, духовая медная, ударная,  дополнительная ).

А сейчас мы послушаем произведение  С.В. Рахманинова и подумаем о чем рассказывает нам музыка, какие средства музыкальной выразительности использует для этого автор.

( Слушание музыки ). Подобрать свои эпитеты настроения, дополнить анализ

цветными стикерами там, где таких эпитетов нет, но они могли бы быть.

Музыка наполнена тоской, болью, одиночеством, любви к родному краю и в то же время слышится протест, возмущение. Все это Рахманинов воплотил в жанр концерта для фортепиано с оркестром.  Концерт - крупное музыкальное произведение, состоящее из трех частей для солирующего инструмента и симфонического оркестра. А солирующий инструмент – фортепиано.

Групповая игры с фрагментами текста

(Учащимся  по группам раздаются тексты с биографией  С.В. Рахманинова.)

Внимательно прочтите текст, и общаясь с другими группами, определите порядковое место текста в общей информации. Выразительно прочтите его всему классу, придумайте вопросы для другой команды

Группа 1.

Сергей Васильевич Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии в 1873 году. Его семья принадлежала к дворянскому роду и имела давние музыкальные традиции: дед будущего композитора был известным автором романсов. Мальчик начал играть на фортепиано уже в пятилетнем возрасте. В дальнейшем большое влияние на композитора оказал П. И. Чайковский, который высоко оценил ученические сочинения Рахманинова.

Группа: 2.

В 1891 году Сергей закончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году — как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала опера «Алеко», написанная на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». После окончания консерватории Рахманинов много выступал с концертами как пианист и как дирижер в России и за рубежом. На одном из концертов он познакомился с Шаляпиным, так началась дружба талантливого музыканта и великого певца.

Группа: 3.

Рахманинова называли величайшим пианистом всех времен. Высокий и стройный, с отрешенным лицом и сдержанными манерами, он потрясал слушателей вдохновенной игрой. За долгие годы концертной деятельности Рахманинов достиг самых больших высот исполнительского мастерства, однако никогда не был полностью доволен собой. «Чем больше играю, тем больше вижу свои недостатки. Вероятно, никогда не выучусь. А если и выучусь, то накануне смерти разве…», — писал композитор.

Группа: 4.

В декабре 1917 года Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию и не вернулся в Россию. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США. Все последующие годы Рахманинов выступал с концертами во многих странах мира. Его слава, в первую очередь как пианиста-виртуоза, была легендарной.

Группа:5.

Рахманинов прожил в Америке 25 лет и умер в 1943 году в Лос-Анджелесе, так и не увидев больше родины. Он не смог принять Октябрьской революции, но навсегда остался русским композитором и патриотом. Судьба России глубоко тревожила и волновала его. Во время Великой Отечественной войны Рахманинов выступал с концертами, сборы от которых передавал в помощь Красной армии.

Послушаем концерт ещё раз и подумаем над соответствием красок в музыке и на картинах, которые увидим.

 ( Повторное  слушание,  показ слайдов, анализ.  Концерт №2   для  фортепиано с оркестром.)

Оркестр и фортепиано придают музыкальной мысли своеобразный колорит, значение, жизнь и характер. Краски музыки вызывают восторг и восхищение у слушателя. Концерт – жанр музыки для симфонического оркестра и солирующего инструмента. В данном случае – фортепиано.

 Мелодии Рахманинова обладают удивительной широтой и напевностью, берущей начало от русской народной песни. Его музыка льется подобно полноводной реке, в ней чувствуется простор и свобода. Однажды Рахманинов нашел у поэта Гейне важную для себя мысль: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка». В музыке Россия возвращалась к композитору, а он — к России.

Мне, кажется, что и стихи созвучны настроению музыки.

«Звуки»

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей.

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить:

Душа безмолвная таится и желает

И петь, и плакать, и любить!

                                                  Василий  Красов

Сегодня мы попробуем найти нужные краски песни и услышим звучание других инструментов (исполнение под гитару).

( Исполнение  песни, анализ, выбор настроения – цвета )

           Ты, да я,  да мы с тобой,

Ты, да я, да  мы с тобой,

Здорово когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То давным-давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, земля.

 

 ( Разучивание  1 куплета  песни )

Вокально-хоровая работа:

а) чистота интонирования

б) дыхание;

в) посадка;

г) дикция, артикуляция;

д) музыкальный образ.

( Исполнение припева. )

            Анализ, оценка исполнения.

 

 

 

Вывод: Мир не существует без звука и красок, нужно уметь слышать, видеть и различать их и тогда жизнь будет красочной, разнообразной.

Анализ. Итог. Оценки.

Д,з: Вариант 1:Подобрать картины, краски ,цвета к музыке С.В. Рахманинова.

Вариант 2: Составить синквейн  к слову  «концерт»  .Учебник «Музыка»3   класс , с.94


 

Предмет «Музыка». МБОУ СШ № 9, г

Предмет «Музыка». МБОУ СШ № 9, г

А сейчас мы послушаем произведение

А сейчас мы послушаем произведение

Во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны

Вывод: Мир не существует без звука и красок, нужно уметь слышать, видеть и различать их и тогда жизнь будет красочной, разнообразной

Вывод: Мир не существует без звука и красок, нужно уметь слышать, видеть и различать их и тогда жизнь будет красочной, разнообразной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017