Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
МХК +2
Все классы
23.04.2017
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8-14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.
В разработке рассматривается техника декоративно-прикладного творчества (работа с шерстяной пряжей, вязания крючком и спицами, изобразительная деятельность).
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Занятие по традиционной народной кукле развивает у учащихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический и художественный вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребёнка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание, память.
Новизна занятий заключается в том, что включены разные темы по изготовлению народных кукол.Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8-14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.
В разработке рассматривается техника декоративно-прикладного творчества (работа с шерстяной пряжей, вязания крючком и спицами, изобразительная деятельность).
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Цель занятий:
- познакомить учащихся с историей русской народной куклы, её происхождением, технологией и способами изготовления обрядной, обереговой и игровой куклы при помощи пряжи, крючка и спиц;
- показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами.
Народные куклы. Кубышка-Травница.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
НАРОДНЫЕ КУКЛЫ
«Кубышка-Травница»
Составитель: Гуржа Валентина Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория
Краснотурьинск 2017
Аннотация
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 814 лет к
русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.
В разработке рассматривается техника декоративноприкладного
творчества (работа с шерстяной пряжей, вязания крючком и спицами,
изобразительная деятельность).
По традиционным технологиям изготавливаются народные куклы
сувениры, берегини, где не требуется дорогостоящих материалов и
оборудования, вместе с тем, она интересна, оригинальна, оставляет
исторический просмотр для детей. В них проведён процесс изготовления
очень интересный, с точки зрения изготовления, и сточки зрения игры куклы.
Возраст учащихся, которым по силам выполнять такую работу зависит от года
обучения.
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к
народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей
и на уроках технологии в общеобразовательной школе. Содержание
1. Введение……………………………………………………………....46
2. Основная часть……………………………………………………....719
тема, цель, задачи…………………………………………………......7
формы организации, наглядные пособия, методы обучения, план
работы………………………………………………………………...…8
ход занятия……………………………………………………..….917
3. Заключение…………………………………………………………….18
4. Список используемых ресурсов……………………………………..19
5. Приложения…………………………………………………….…2026
Введение
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М.Е. Салтыков — Щедрин.
Декоративноприкладное искусство – удивительный вид творчества,
дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В
последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше
красивых и нужных вещей, тем больше количество людей берут в руки
различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Произведения декоративноприкладного искусства отражают
художественные традиции, миропонимание и художественный опыт разных
народов, сохраняет историческую память. Сохранение традиций, обрядов
необходимо для воспитания самосознания и социализации ребёнка в обществе.
Традиции прикладного искусства складывались веками, развивались и
бережно передавались из поколения в поколение. У каждого нового
поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь красоту,
созданную предыдущим поколениями.
Актуальность выбранной темы в том, что наши дети должны хорошо
знать не только историю Российского государства, но и традиции
национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её
возрождении; развиваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и
всё, что связано с народной культурой. Игровая культура народа
формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в
поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и
общественного быта.
Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую
и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла
почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился
человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте
таится загадка.
Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись
непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы
изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в
сундуках, и передавались из поколения в поколение. В стародавние времена
кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала
новорождённого в колыбели, помогала в тяжёлые времена, принимала на себя
болезни, оберегала от злых сил.
Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на
создание нескольких занятий, посвящённого кукле. В моей программе
«Волшебный сундучок» введён блок занятий, «Твори! Выдумывай! Пробуй!»,
где обучающиеся знакомятся с народной культурой России. Ведь кукла
рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту,
любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его
внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине.
Цель занятий:
познакомить учащихся с историей русской народной куклы, её
происхождением,
обереговой и игровой куклы при помощи пряжи, крючка и спиц;
технологией и способами изготовления обрядной,
показать связь между всеми видами народного творчества, народными
промыслами.
Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что
современный ребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет
достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому учитывая значимость куклы, как игрушка для ребёнка,
необходимо познакомить учащихся с народной куклой, что поможет
приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.
Работа с детьми по данной программе ориентирована на приобретение
определённых знаний и технических умений, для развития индивидуальности и
художественного творчества каждого ребёнка.
Учащимся предоставляется возможность проявить свои способности.
В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать
различные народные сувениры для себя, родных и близких. Радость, которую
испытывает ребёнок, научившись создавать прекрасное, желание в свободную
минуту сделать чтото своими руками способствует формированию духовного
мира, трудолюбию, нравственности, художественного вкуса.
Что может быть прекраснее, чем умение создавать своими руками
маленькое чудо! И это чудо – народная кукла! Поэтому занятия по этой теме
не теряет свою актуальность в наше время.
Занятие по традиционной народной кукле развивает у учащихся
мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие,
эстетический и художественный вкус, что благотворно влияет на
развитие и становление личности ребёнка. Также она воспитывает
упорство, наблюдательность, воображение, внимание, память.
Новизна занятий заключается в том, что включены разные темы по
изготовлению народных кукол. Методическая разработка занятия.
Тема: Куклы наших бабушек. Изготовление народной обрядной
куклы «Кубышка Травница».
Данное занятие ориентировано для учащихся 3 и 4 года обучения от 10
14 лет, продолжительность 2 занятия, всего 4 часа.
Цель: формирование у учащихся интереса к истории и культуре
русского народа через изготовление народной куклы с использованием
традиционных технологий работы с шерстяной пряжей, инструментами.
Задачи:
Образовательные
1
Познакомить с историей возникновения народной куклы,
многообразием обрядных кукол и их ролью в жизни человека.
2
Обучить приёмам изготовления куклы из пряжи на основе
традиционных приёмов вязание крючком.
Развивающие
1
Развивать у учащихся мелкую моторику рук, усидчивость,
внимание, глазомер и умение работать с шерстяной пряжей,
инструментами в процессе создания куклы «Кубышка Травница».
2
Способствовать развитию творческого воображения на
основе решения художественных задач разного типа: подбор пряжи,
инструмента, палитра цветов, импровизация в создании игрушки по
мотивам народной куклы. 3
Создать условия для взаимного сотрудничества детей на
основе творческой деятельности.
Воспитательные
1
Воспитывать интерес к культуре и чувства сопричастности к
традициям своего народа.
2
Воспитывать у учащихся эстетический и художественный
вкус, трудолюбие, бережное отношение к готовому изделию.
3
Воспитывать желание закончить начатое дело до конца,
гордость за произведение, созданное своими руками.
Формы организации учащихся: групповая, индивидуальная.
Наглядные пособия и дидактический материал:
Образцы обрядных кукол из ткани, пряжи.
Журналы, книги, фотографии по данной теме про народную куклу.
Цветовая гамма шерстяной пряжи, ножницы, крючки, иглы.
Демонстрация, выставка готовых кукол нашего объединения.
Методы обучения:
1
2
3
Объяснительноиллюстративный.
Частичнопоисковый.
Практический.
План работы:
Организационный момент.
Вступительное слово педагога.
Практическая работа.
Подведение итогов. Рефлексия.
Наведение порядка на рабочем месте.
Практическое применение полученных результатов:
1
2
3
4
5
6
подарок близким и родным, друзьям и знакомым. Ход занятия.
1
1
2
3
2
Вводная часть.
Организационный момент.
Подготовка к занятию.
Инструктаж по технике безопасности.
Вступительное слово педагога.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш
волшебный ритуал, возьмёмся все за руки и подарим друг другу самую
нежную и теплую улыбку!
Мы уже знакомы с традициями наших предков по изготовлению
народных кукол оберегов. У вас есть кукла «Мартиничка», мы сделали
мальчика и девочку, это прощание зимы и наступление долгожданной весны.
Сегодня на занятие мы продолжим эту тему. Что касается тряпичных кукол,
то они наиболее были популярны в славянских народах, в частности в России.
Давайте изначально вспомним про славянские обереги и куколки.
Как их делали, из кого материала, для какой цели и кому?
Назовите, какие вы знаете куклы и их назначение?
(Тряпичная, народная, современная. Обереговые, обрядные, игровые).
Дети дают правильные ответы.
Тема нашего занятия: Изготовление обрядной и обереговой, народной
куклы
«КубышкаТравница» из пряжи и крючка.
3. Изучение нового материала.
Ребята, вы живёте в такое время, когда у вас много разных и
интересных игрушек. Но я продолжу тему о народных обрядных и обереговых
куклах. Мы свами знаем, что такими куклами не игрались. Это были
тряпичные куклыобереги. И только человек, хорошо прочувствовавший суть самой куколки или
оберега, может сам сотворить оберег для себя или для другого человека.
Именно благодаря нашим предкам и передаваемым сказаниям изготовление
тряпичных кукол не ушло в небытие.
Впервые, русская тряпичная кукла была найдена во 2 в. до н.э. Но это
не была игрушка, это была обрядовая кукла.Со временем кукла стала
игрушкой крестьянских детей, поскольку денег на авторскую куклу у них,
разумеется, не было. И некоторые куклы после обрядов отдавали детям для
игры, в традиционной игровой кукле сохранялась основа обрядных и
обереговых кукол. Дети рисовали лицо и одевали кукол. Делали кукол для
игры сами и для младших детей.
Кукла являлась помощником человека в обрядах, направленных на
жизнь. До сих пор известно много аграрных обрядов с куклами. Это куклы –
Русалка, Кукушка, Урожайная, куклы – природных сущностей.
Есть куклы, изображающие христианских святых, которым и прежде
поклонялись в народе. Это Параскева Пятница, Симеон Столпник, Спиридон
Солцеворот, Козьма и Демьян и другие. Известны куклы, которые изображают
явление мироздания День и Ночь. И куклы, с помощью которых можно
взаимодействовать с силами природы – Мокредина, Суховейка. Так понятно
название, что нужен дождь, но не нужна засуха.
Я познакомлю сейчас с некоторыми народными обрядными куклами.
Куклаберестушка изготавливается или целиком из бересты или кусочек
изображающими одежду
бересты украшается лоскутками ткани,
куклы.Береста прекрасно склеивается, режется ножницами и специальными
резцами, расписывается.Если береста высохла от долгого хранения и стала
хрупкой, ее нужно распарить в горячей воде. (Приложение № 1. Рис. № 1). Кукласкрутка, висящая в доме на стене, самый лучший оберег от
порчи и сглаза. Приступая к работе по её изготовлению, нужно думать только
о хорошем.Рисовать глаза, нос и рот кукле не нужно.
Для того, чтобы кукла стала настоящей защитницей, придумайте ей имя,
но такое, которого нет ни у кого из ваших подруг или родственников.
(Приложение № 1. Рис. № 2).
КуклаЗернушка. Эта кукла имеет несколько названий: Зернушка,
Зерновушка, Крупеничка, Горошинка. И может выглядеть немного по
разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у неё общая –
внутри куклы зерно.Значения круп в Зерновушке:
Гречиха – сытость и богатство.
Рис – самое дорогое зерно, на праздник.
Перловка – на сытость. Овёс – на силу.
Можно и все крупы положить. Иногда на дно куклы кладут монетку.
(Приложение № 1. Рис. № 3).
Кукла «Веничек счастья».Эта куколка изготавливается в
Рождественский Сочельник. Для её изготовления нужно мочало (лыко),
кусочки ткани, нитки, тесьма и разнообразная крупа (чем больше видов
тем благополучнее будет грядущий год).Хранят Веничек
крупы,
благополучия вдали от глаз посторонних людей, только хозяйка должна знать,
где он стоит. Крупу в узелках берегут на крайний случай, если ктото из
домашних серьёзно заболел. Тогда эти зёрна добавляют больному в еду. А
поскольку это Веничек, то хозяйка может им скрытно от всех «выметать» из
дома всё плохое. (Приложение № 1. Рис. № 4).
Куклашестиручка (филипповка).Многие девушки рано или поздно –
становились бабамимолодицами, у них появлялось много серьезных
обязанностей жен и хозяек дома, справиться с которыми как раз и помогала
кукла филипповка. Недаром у неё шесть рук – она не только скорая хозяйкауправительница.
помощница,
Считалось, что она оберегает женские руки от усталости, травм, а также
но и мастерицарукодельница,
облегчает и скрашивает женский труд, превращает его в удовольствие.
(Приложение № 1. Рис. № 5).
Масленица – календарная кукла. Её делали в день, когда праздновали
весеннее равноденствие, воздавая почести солнцу, дающему жизнь всему на
земле.Этой куклой провожаютрусскую зиму и встречают весну. (Приложение
№ 1. Рис. №6).
Но есть куклы целительские – это особые куклыпомощницы, задача
которых оберегать мир и здоровье людей от тех злых духов, что могут в него
проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний.
«Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука
символизирует воду, а левая – огонь….». На эти куклы переводили дух
болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в
определённых местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел.
Куклами лечили, как взрослых, так и детей.
К этому виду кукол можно отнести такие русские народные куклы, как
КубышкаТравница, Костромушка, Куянчик.
В русской деревне, в разных губерниях России считалось, что кукла, с
которой совершают разные обряды, приносит здоровья, удачу и благополучие
для человека.
Тряпичные обрядные куклы в старину изготовлялись только
женщинами. От качества самой куклы зависела судьба, как человека, так и
всего рода.
Но, а сейчас мы познакомимся с народной куклой КубышкаТравница.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там,
где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка или её ставили около
кровати больного. Внутри куколки – душистая трава. Куколку мяли в руках – шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов
болезни. Эту куколку давали играть детям. Но через два года траву в куколке
меняли и наполняли свежей душистой травой. Именно так поступали наши
предки. Кубышка – Травница следила за тем, чтобы болезнь не проходила в
дом. От неё исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Кубышка –
Травница прекрасный подарок друзьям, родным и близким.
4
Динамическая пауза.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо, влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки (дети повторяют движения за педагогом).
5 Демонстрация образца.
Ребята, вот сейчас мы будем изготавливать одну из традиционных
народных кукол – куклу «Кубышку Травницу», которая считается, как
обрядная, так и обереговая. (Показывается образец куклы).
6 Практическая работа.
Прежде чем, приступить к работе по выполнению и оформлению вашей
куклы, не забывайте соблюдать правила по техники безопасности при работе с
острыми предметами. 1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями,
направленными от себя;
2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами
вперед.
У каждого обучающего на столе имеется всё необходимое.
1
2
3
4
5
Цветная шерстяная пряжа (Разной гаммы).
Ножницы, крючки, игла с широким ушком.
Английские булавки (портновские).
Тесьма, бисер для украшения.
Наполнитель или различные травы.
Сейчас будем вязать куклу, я предлагаю начинать с головы, поэтому
берём белую пряжу. Я хочу всем напомнить, что эта куколка высотой должны
быть от 711см., но самое главное при изготовление куколки – думать только
о хорошем и добром, чтобы кукла «Кубышка Травница» получилась доброй
помощницей в вашей жизни.
Процесс изготовления куклыразделяем на несколько этапов:
вязание головы;
вязание рук куклы;
вязание туловища;
вязание передника, платка;
оформление куклы.
И так, приступаем к работе и делаем поэтапно нашу куклу, все вместе.
Белая пряжа, крючок 2мм.
1й ряд: 6 СБН в кольцо амигуруми (6);
25й ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (18п.);
68й ряд: 18 СБН по кругу;
Набиваем деталь по ходу вязания.
910й ряд: СБН, убавляем через 5 ВП, (15);
1113й ряд: СБН, убавляем через 2 ВП, (10); 14й ряд: СБН, убавляем через 1 ВП, (5);
15й ряд: СС, нить закрепите, и отрежьте, оставив кончик для
пришивания.Приложение №2. (рис. № 1).
Вязание рук – 2 детали.
Мела жированная пряжа, крючок 2мм.
Наберите 2 ВП, во вторую от крючка петлю провяжите 4 СБН;
13й ряд: 4 СБН по кругу (4);
45й ряд: СБН, прибавляем через 1 петлю (10);
67й ряд: СБН, прибавляем через 3 петли (16);
89й ряд: 16 СБН по кругу;
10ряд: СБН, убавляем через 3 петли (12);
11ряд: 12 СБН по кругу.
Набивать ручки не нужно. Завершите СС, нить закрепите, и отрежьте,
оставив длинный кончик для пришивания.Приложение № 2 (рис № 2).
7 Динамическая пауза.
Упражнения для глаз – быстро поморгай 30 секунд.
8 Практическая работа.
Продолжаем свою работу по изготовлению куклы.
Вязание туловища, пряжа……….., крючок 2мм.
1й ряд: 6 СБН в кольцо амигуруми (6);
25й ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (18п.);
68й ряд: СБН, прибавляем 6 петель (36);
914й ряд: 36 СБН по кругу;
Набиваем деталь по ходу вязания.
15й ряд: СБН, убавляем 6 петель, (30);
1618й ряд: СБН, убавляем по 6 петель, (12);
19й ряд: СБН, убавляем через 1 ВП, (6); 20й ряд: СС, нить закрепите, и отрежьте, оставив маленький кончик. С
помощью иглы спрячьте кончик нити внутрь детали. Приложение №2 . (рис.
№3).
Вязаниепередника, пряжа ………, крючок 2мм.
Наберите 13 ВП и ещё 3 ВП для подъёма. Начиная с 4й от крючка петли
провяжите 13 С…… Далее каждый ряд будет начинаться с 3 ВП подъёма, а
затем – поворот и 13 С….. Количество рядов зависит от того, какой длины вы
хотите сделать передник. У меня получилось…… рядов. Обвяжите неровные
края передника. Приложение № 2. (рис. № 4).
Вязание платочка, пряжа ….. , крючок 2мм.
Сделаем скользящую петлю.
1й ряд: В кольцо провяжите 7 ССН и затяните.
2й ряд: 3 ВП, поворот, 3 ССН, 5 ССН в следующую петлю, далее по 1 ССН в
оставшиеся 3 петли (11);
3й ряд: 3 ВП, поворот, 5 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 5 ССН (15);
4й ряд: 3 ВП, поворот, 7 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 7 ССН (19);
5й ряд: 3 ВП, поворот, 9 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 9 ССН (23);
6й ряд: 3 ВП, поворот, 11 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 11 ССН (27);
……..завязки 30 ВП, затем 29 СБН по цепочке. 30 СС – крючок продевается в
дырочки от воздушных петель платка. 30 ВП, затем 29 СБН по цепочки. Нить
закрепите и отрежьте. С помощью иглы спрячьте нити внутрь детали.
Приложение № 2 .(рис. № 5 ).
Вязание груди, 2 детали, пряжа ….., крючок 2мм.
1й ряд: 4 СБН в кольцо амигуруми (4);
24й ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (10п.);
57й ряд: 10 СБН по кругу; Отрежьте рабочую нить, оставив длинный кончик для дальнейшей
работы. Кончик нити вставите в иглу с широким ушком и аккуратно затяните,
формируя мешочек и постепенно набивая его наполнителем. Когда отверстие
закроется, оставьте длинный кончик нити для пришивания детали к туловищу.
Сделайте таким же образом вторую деталь.Приложение № 2. (рис. №6).
Вязание мешочков, 2детали, пряжа……., крючок 2мм.
1й ряд: 4 СБН в кольцо амигуруми (4);
24й ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (10п.);
56й ряд: 10 СБН по кругу;
Добавьте наполнитель или вставьте бусинку.
7й ряд: СБН, убавляем через 1 петлю (5);
8й ряд: в каждую петлю провязать по 3 СБН (15);
9й ряд: СБН по кругу.
Нить закрепите и отрежьте, оставив длинный кончик для пришивания.
Приложение № . (рис. № ).
Сборка деталей куколки. С помощью булавок, прикрепите туловище к
голове и пришейте. Закрепите и пришейте ручки. Прикрепите передник и
пршейте его. Закрепите и пришейте грудь. Наденьте платочек и завяжите его
сзади. Пришейте мешочки. Приложение № 3. (Рис. № 1).
КуколкаКубышка готова.Приложение № 3. (Рис. №2).
Учащиеся самостоятельно выполняют работу по изготовлению куклы.
Педагог контролирует всё работу, помогает тому, у кого возникнут вопросы и
у кого не получается.
Наблюдение педагога и коррекция деятельность детей:
определение правильного начало прибавления и убавления петель в работе;
определение правильного заполнения наполнителем или травами заготовки;
определение
изготовление,аккуратность выполнения работы;
правильного
соблюдения
традицийпри самоконтроль и взаимоконтроль.
1. Подведение итогов.
Прекрасные работы, чудесная выставка кукол. У всех получились
замечательные «Кубышки Травницы». Ваша куклаобрядная, которая
поможет вам в трудную минуту, готова. Сегодня ваши куклы появились на
свет. Вы – мастера, вы их изготовили, они у вас авторские.
2. Обобщение результатов. Рефлексия.
Даётся оценка поведения и деятельности учащихся (трудолюбие,
самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, любознательность,
мастерство и индивидуальность).
Задаются вопросы:
Что нового узнали?
Что научились делать?
Как это делается?
Достигли ли мы цели, которую поставили на занятие?
3. Организация домашнего задания.
Прийти домой с хорошим настроением и в рабочую тетрадь найти и
записать стихи про куклу. Сделать любую зарисовку или эскиз под названием
игровая кукла и подготовить краткий материал об игровых куклах.
4. Наведение порядка на рабочем месте.
5. Практическое применение полученных результатов:
поздравление близких, знакомых, друзей.
А сейчас я вам прочитаю стихпро куклу автор Лариса Рубальская.
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
И потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Заключение.
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления
об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно
историческому наследию нашей Родины. Народная кукла – только малая
часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки наших далеких
предков.
Сегодня интерес к декоративноприкладному творчеству необычайно
велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются старинные праздники
и праздничные гуляния. Восстанавливая и развивая традиционные народные
приёмы, современные мастера привносят долю творческого поиска в
изготовление народных кукол. Традиционные народные куклы наполняются новым содержанием, это неизбежный и неразрывный процесс творчества,
связывающий в неразрывную цепь уникальный исторический опыт.
Человек, превращающий своё ремесло в творчество, знает, что любая
вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию её
Таким образом, выполненные народные куклы получились
создателя.
авторскими, так как изготовлены они в единственном экземпляре,
придерживались народным традициям, представляют собой плод длительного
и кропотливого труда. Конечно, они отличаются от лоскутной народной
куклы особым рельефом поверхности, цветовой гаммой и формой выполнения
деталей. Но эти особенности привлекают внешне к вязаной кукле. Одежда
кукол выполнена по мотивам русских народных костюмов, что позволяет
говорить том, что, несмотря на внесение обучающимися декоративные
элементы, в одежде все же сохранились народные традиции.
Различные исторические этапы, через которые проходила Россия,
оставили свой след в формирование её культурного наследия.
Список литературы:
1 Дайн Г. Л., Дайн М. Б., Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология.М: Культура и традиции, 2007;
2 Зимина З. И. Текстильные обрядные куклы. Ладога 100, 2007.64с., ил.
3 Котова И. Н. , Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная
кукла. СПб: Паритет, 2006.240с.
4 Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.
ООО Белый город, 2010.
5 Степанов П. А., Григорьева. Внеурочная деятельность школьников.
Просвещение. 2011. 6 Федоров Г. Я. Дари людям красоту: Из практики народных
художественных ремесел, Просвещение. 2006.
7 Чарская О. В. Приложение к журналу «ДевочкиМальчики». Школа
ремесел, Полистар. 2015.
Приложение № 1 Рис № 1 Рис № 2
Рис № 3Рис № 4
Рис № 5 Рис № 6 Приложение № 2
Рис № 1
Рис № 2
Рис № 3 Приложение № 3
Рис № 4
Рис № 5
Рис № 6 Приложение № 4
Рис № 1
Рис № 2 Приложение № 5
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.