Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Оценка 4.9

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
МХК +2
Все классы
23.04.2017
Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8-14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. В разработке рассматривается техника декоративно-прикладного творчества (работа с шерстяной пряжей, вязания крючком и спицами, изобразительная деятельность). Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе. Занятие по традиционной народной кукле развивает у учащихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический и художественный вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребёнка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание, память. Новизна занятий заключается в том, что включены разные темы по изготовлению народных кукол.Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8-14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. В разработке рассматривается техника декоративно-прикладного творчества (работа с шерстяной пряжей, вязания крючком и спицами, изобразительная деятельность). Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе. Цель занятий: - познакомить учащихся с историей русской народной куклы, её происхождением, технологией и способами изготовления обрядной, обереговой и игровой куклы при помощи пряжи, крючка и спиц; - показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами.
Народные куклы. Кубышка-Травница.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ НАРОДНЫЕ КУКЛЫ «Кубышка-Травница» Составитель: Гуржа Валентина Дмитриевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационная категория Краснотурьинск 2017 Аннотация Данная   разработка   посвящена   развитию   интереса   детей   8­14   лет   к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. В   разработке   рассматривается   техника   декоративно­прикладного творчества   (работа   с   шерстяной   пряжей,       вязания   крючком   и   спицами, изобразительная деятельность).  По   традиционным   технологиям   изготавливаются   народные   куклы­ сувениры,   берегини,   где   не   требуется   дорогостоящих   материалов   и оборудования,   вместе   с   тем,   она   интересна,   оригинальна,   оставляет исторический   просмотр   для   детей.   В   них   проведён   процесс   изготовления очень интересный, с точки зрения изготовления, и сточки зрения игры куклы. Возраст учащихся, которым по силам выполнять такую работу зависит от года обучения. Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе. Содержание 1. Введение……………………………………………………………....4­6 2. Основная часть……………………………………………………....7­19 ­ тема, цель, задачи…………………………………………………......7 ­ формы  организации, наглядные  пособия,  методы  обучения,  план работы………………………………………………………………...…8 ­ ход занятия……………………………………………………..….9­17 3. Заключение…………………………………………………………….18 4. Список используемых ресурсов……………………………………..19 5. Приложения…………………………………………………….…20­26 Введение «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклы  невозможно понять и человека».  М.Е. Салтыков — Щедрин. Декоративно­прикладное   искусство   –   удивительный   вид   творчества, дающий   возможность   раскрыть   свои   способности   любому   человеку.   В последние   годы   можно   наблюдать   следующую   особенность   –   чем   больше красивых   и   нужных   вещей,   тем   больше   количество   людей   берут   в   руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Произведения   декоративно­прикладного   искусства   отражают художественные   традиции,   миропонимание   и   художественный   опыт   разных народов,   сохраняет   историческую   память.   Сохранение   традиций,   обрядов необходимо для воспитания самосознания и социализации ребёнка в обществе. Традиции прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно   передавались   из   поколения   в   поколение.   У   каждого   нового поколения,   входящего   в   мир,   есть   нравственный   долг   –   беречь   красоту, созданную предыдущим поколениями.  Актуальность выбранной темы в том, что наши дети должны хорошо знать   не   только   историю   Российского   государства,   но   и   традиции национальной   культуры,   осознавать,   понимать   и   активно   участвовать   в   её возрождении; развиваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и всё,   что   связано   с   народной   культурой.   Игровая   культура   народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта.  Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Кукла   известна   с   глубокой   древности.   Всюду,   где   бы   ни   селился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка.  Традиционные   народные   куклы   служили   оберегами,   являлись непременными   атрибутами   праздничных   обрядов.   Некоторые   куклы изготавливались   для   совершения   обряда,   а   другие   бережно   хранились   в сундуках, и передавались из поколения в поколение. В стародавние времена кукла   сопровождала   человека   на   протяжении   всей   жизни:   встречала новорождённого в колыбели, помогала в тяжёлые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил.  Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на создание   нескольких   занятий,   посвящённого   кукле.   В   моей   программе «Волшебный сундучок» введён блок занятий, «Твори! Выдумывай! Пробуй!», где   обучающиеся   знакомятся   с   народной   культурой   России.      Ведь   кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь   и   сострадание,   учит   понимать   чувства   другого   человека,   его внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине. Цель занятий: ­   познакомить   учащихся   с   историей   русской   народной   куклы,   её происхождением,   обереговой и игровой куклы при помощи пряжи, крючка и спиц;   технологией   и   способами   изготовления   обрядной, ­ показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами.       Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что современный ребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому   учитывая   значимость   куклы,   как   игрушка   для   ребёнка, необходимо   познакомить   учащихся   с   народной   куклой,   что   поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.  Работа с детьми по данной программе ориентирована на приобретение определённых знаний и технических умений, для развития индивидуальности и художественного  творчества каждого ребёнка.    Учащимся предоставляется возможность проявить свои способности. В   процессе   обучения   учащиеся   научатся   самостоятельно   изготавливать различные народные сувениры  для себя, родных и близких. Радость, которую испытывает ребёнок, научившись создавать прекрасное, желание в свободную минуту сделать что­то своими руками способствует формированию духовного мира, трудолюбию, нравственности, художественного вкуса.  Что   может   быть   прекраснее,   чем   умение   создавать   своими   руками маленькое чудо! И это чудо – народная кукла! Поэтому занятия по этой теме не теряет свою актуальность в наше время. Занятие   по   традиционной   народной   кукле   развивает   у   учащихся мелкую   моторику   рук,   усидчивость,   внимательность,   трудолюбие, эстетический   и   художественный   вкус,   что   благотворно   влияет   на развитие   и   становление   личности   ребёнка.   Также   она   воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание, память. Новизна   занятий   заключается   в   том,   что   включены   разные   темы   по изготовлению народных кукол. Методическая разработка занятия. Тема:   Куклы   наших   бабушек.   Изготовление   народной   обрядной куклы «Кубышка ­ Травница». Данное занятие ориентировано для учащихся 3 и 4 года обучения от 10­ 14 лет, продолжительность ­ 2 занятия,  всего 4 часа. Цель:  формирование   у   учащихся   интереса   к   истории   и   культуре русского   народа   через   изготовление   народной   куклы   с   использованием традиционных технологий работы с шерстяной пряжей, инструментами. Задачи: Образовательные 1 Познакомить   с   историей   возникновения   народной   куклы, многообразием обрядных кукол и их ролью в жизни человека. 2 Обучить приёмам изготовления куклы из пряжи на основе традиционных приёмов вязание крючком. Развивающие 1 Развивать у учащихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание,   глазомер   и   умение   работать   с   шерстяной   пряжей, инструментами в процессе создания куклы «Кубышка ­ Травница». 2 Способствовать   развитию   творческого   воображения   на основе   решения   художественных   задач   разного   типа:   подбор   пряжи, инструмента,   палитра   цветов,   импровизация   в   создании   игрушки   по мотивам народной куклы. 3 Создать   условия   для   взаимного   сотрудничества   детей   на основе творческой деятельности. Воспитательные 1 Воспитывать интерес к культуре и чувства сопричастности к традициям своего народа. 2 Воспитывать   у   учащихся   эстетический   и   художественный вкус, трудолюбие, бережное отношение к готовому изделию.  3 Воспитывать   желание   закончить   начатое   дело   до   конца, гордость за произведение, созданное своими руками. Формы организации учащихся: групповая, индивидуальная. Наглядные пособия и дидактический материал: ­ Образцы обрядных кукол из ткани, пряжи. ­ Журналы, книги, фотографии по данной теме про народную куклу.  ­ Цветовая гамма шерстяной пряжи, ножницы, крючки, иглы. ­ Демонстрация, выставка готовых кукол нашего объединения. Методы обучения: 1 2 3 Объяснительно­иллюстративный. Частично­поисковый. Практический. План работы: Организационный момент. Вступительное слово педагога. Практическая работа. Подведение итогов. Рефлексия. Наведение порядка на рабочем месте. Практическое применение полученных результатов:  1 2 3 4 5 6 подарок  близким и родным, друзьям и знакомым. Ход занятия. 1 1 2 3 2 Вводная часть. Организационный момент. Подготовка к занятию. Инструктаж по технике безопасности. Вступительное слово педагога. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный   ритуал,   возьмёмся     все   за   руки   и   подарим   друг   другу   самую нежную и теплую улыбку! Мы   уже   знакомы   с   традициями   наших   предков   по   изготовлению народных   кукол     оберегов.   У   вас   есть   кукла   «Мартиничка»,   мы   сделали мальчика и девочку, это прощание зимы и наступление долгожданной весны. Сегодня на занятие мы продолжим эту тему. Что касается тряпичных кукол, то они наиболее были популярны в славянских народах, в частности в России. Давайте изначально вспомним про славянские обереги и куколки. Как их делали, из кого материала, для какой цели и кому? Назовите, какие вы знаете куклы и их назначение? (Тряпичная, народная, современная. Обереговые, обрядные, игровые). Дети дают правильные ответы. Тема нашего занятия: Изготовление  обрядной и обереговой,  народной куклы  «Кубышка­Травница» из пряжи и крючка. 3. Изучение нового материала. Ребята,   вы   живёте   в   такое   время,   когда   у   вас   много   разных   и интересных игрушек. Но я продолжу тему о народных обрядных и обереговых куклах.   Мы   свами   знаем,   что   такими   куклами   не   игрались.   Это   были тряпичные куклы­обереги. И только человек, хорошо прочувствовавший суть самой куколки или оберега,  может   сам  сотворить  оберег   для  себя   или  для  другого  человека. Именно благодаря нашим предкам и передаваемым сказаниям изготовление тряпичных кукол не ушло в небытие. Впервые, русская тряпичная кукла была найдена во 2 в. до н.э. Но это не   была   игрушка,   это   была   обрядовая   кукла.Со   временем   кукла   стала игрушкой крестьянских детей, поскольку денег на авторскую куклу у них, разумеется, не было. И некоторые куклы после обрядов отдавали детям для игры,   в   традиционной   игровой   кукле   сохранялась   основа   обрядных   и обереговых кукол. Дети рисовали лицо и одевали кукол. Делали кукол для игры сами и для младших детей.  Кукла   являлась   помощником   человека   в   обрядах,   направленных   на жизнь. До сих пор известно много аграрных обрядов с куклами. Это куклы – Русалка, Кукушка, Урожайная, куклы – природных сущностей. Есть  куклы,  изображающие   христианских   святых,  которым  и  прежде поклонялись в народе. Это Параскева Пятница, Симеон Столпник, Спиридон Солцеворот, Козьма и Демьян и другие. Известны куклы, которые изображают явление   мироздания   День   и   Ночь.   И   куклы,   с   помощью   которых   можно взаимодействовать с силами природы – Мокредина, Суховейка. Так понятно название, что нужен дождь, но не нужна засуха. Я познакомлю сейчас с некоторыми народными  обрядными куклами. Кукла­берестушка изготавливается или целиком из бересты или кусочек   изображающими   одежду бересты   украшается   лоскутками   ткани, куклы.Береста прекрасно склеивается, режется ножницами и специальными резцами, расписывается.Если береста высохла от долгого хранения и стала хрупкой, ее нужно распарить в горячей воде. (Приложение № 1. Рис. № 1). Кукла­скрутка, висящая в доме на стене, ­ самый лучший оберег от порчи и сглаза. Приступая к работе по её изготовлению, нужно думать только о хорошем.Рисовать глаза, нос и рот кукле не нужно. Для того, чтобы кукла стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но   такое,   которого   нет   ни   у   кого   из   ваших   подруг   или   родственников. (Приложение № 1. Рис. № 2). Кукла­Зернушка.  Эта   кукла   имеет   несколько   названий:   Зернушка, Зерновушка,   Крупеничка,   Горошинка.   И   может   выглядеть   немного   по­ разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у неё общая – внутри куклы зерно.Значения круп в Зерновушке: Гречиха – сытость и богатство. Рис – самое дорогое зерно, на праздник. Перловка – на сытость. Овёс – на силу. Можно   и   все   крупы   положить.   Иногда   на   дно   куклы   кладут   монетку. (Приложение № 1. Рис. № 3). Кукла   «Веничек   счастья».Эта   куколка   изготавливается   в Рождественский   Сочельник.   Для   её   изготовления   нужно   мочало   (лыко), кусочки   ткани,   нитки,   тесьма   и   разнообразная   крупа   (чем   больше   видов   тем   благополучнее   будет   грядущий   год).Хранят   Веничек крупы, благополучия вдали от глаз посторонних людей, только хозяйка должна знать, где он стоит. Крупу в узелках берегут на крайний случай, если кто­то из домашних серьёзно заболел. Тогда эти зёрна добавляют больному в еду. А поскольку это Веничек, то хозяйка может им скрытно от всех «выметать» из дома всё плохое.  (Приложение № 1. Рис. № 4). Кукла­шестиручка (филипповка).Многие девушки ­ рано или поздно – становились   бабами­молодицами,   у   них   появлялось   много   серьезных обязанностей жен и хозяек дома, справиться с которыми как раз и помогала кукла   филипповка.   Недаром   у   неё     шесть   рук   –   она   не   только   скорая хозяйка­управительница. помощница, Считалось,   что   она   оберегает   женские   руки   от   усталости,   травм,  а   также   но   и   мастерица­рукодельница, облегчает   и     скрашивает   женский   труд,   превращает   его   в   удовольствие. (Приложение № 1. Рис. № 5). Масленица – календарная кукла. Её делали в день, когда праздновали весеннее равноденствие, воздавая почести солнцу, дающему жизнь всему на земле.Этой куклой провожаютрусскую зиму и встречают весну. (Приложение № 1. Рис. №6). Но есть куклы целительские – это особые куклы­помощницы, задача которых оберегать мир и здоровье  людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. «Её   волосы   –   символ   неба,   её   сарафан   –   символ   земли,   её   правая   рука символизирует   воду,   а   левая   –   огонь….».   На   эти   куклы   переводили   дух болезни   с   больного   человека.   Затем   куклу   сжигали   или   выбрасывали   в определённых   местах,   отправляя   злой   дух   в   тот   мир,   откуда   он   пришел. Куклами лечили, как взрослых, так и детей. К этому виду кукол можно отнести такие русские народные куклы, как Кубышка­Травница, Костромушка, Куянчик. В русской деревне, в разных губерниях России считалось, что кукла, с которой совершают разные обряды, приносит здоровья, удачу и благополучие для человека. Тряпичные   обрядные   куклы   в   старину   изготовлялись   только женщинами. От качества самой куклы зависела судьба, как человека, так и всего рода. Но, а сейчас мы познакомимся с народной куклой Кубышка­Травница. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка или её ставили около кровати больного. Внутри куколки – душистая трава. Куколку мяли в руках – шевелили,   и   по   избе   разносился   травяной   дух,   который   отгонял   духов болезни. Эту куколку давали играть детям. Но через два года траву в куколке меняли и наполняли свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки. Кубышка – Травница следила за тем, чтобы болезнь не проходила в дом.   От   неё   исходит   теплота,   как   от   заботливой   хозяйки.   Кубышка   – Травница прекрасный подарок друзьям, родным и близким. 4 Динамическая пауза. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим­ И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо, влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки (дети повторяют движения за педагогом). 5 Демонстрация образца. Ребята,   вот   сейчас   мы   будем   изготавливать   одну   из   традиционных народных   кукол   –   куклу   «Кубышку   ­   Травницу»,   которая   считается,   как обрядная, так и обереговая. (Показывается образец куклы). 6 Практическая работа. Прежде чем, приступить к работе по выполнению и оформлению вашей куклы, не забывайте соблюдать правила по техники безопасности при работе с острыми предметами. 1.   Клади   ножницы   справа   от   себя,   с   сомкнутыми   лезвиями, направленными от себя; 2.   Передавай   ножницы   только   с   сомкнутыми   лезвиями,   кольцами вперед. У каждого обучающего на столе имеется всё необходимое. 1 2 3 4 5 Цветная шерстяная пряжа (Разной гаммы). Ножницы, крючки, игла с широким ушком. Английские булавки (портновские). Тесьма, бисер для украшения. Наполнитель или различные травы. Сейчас   будем вязать куклу, я предлагаю начинать с головы, поэтому берём белую пряжу. Я хочу всем напомнить, что эта куколка высотой должны быть от 7­11см., но самое главное при изготовление куколки – думать только о хорошем и добром, чтобы кукла «Кубышка ­ Травница» получилась доброй помощницей в вашей жизни.  Процесс изготовления куклыразделяем на несколько этапов: ­ вязание головы; ­ вязание рук куклы; ­ вязание туловища; ­ вязание передника, платка; ­ оформление куклы. И так, приступаем к работе и делаем поэтапно нашу куклу, все вместе. Белая пряжа, крючок 2мм. 1­й ряд: 6 СБН в кольцо амигуруми (6); 2­5­й  ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (18п.); 6­8­й ряд: 18 СБН по кругу; Набиваем деталь по ходу вязания. 9­10­й ряд: СБН, убавляем через 5 ВП, (15); 11­13­й ряд: СБН, убавляем через 2 ВП, (10); 14­й ряд: СБН, убавляем через 1 ВП, (5); 15­й   ряд:   СС,   нить   закрепите,   и   отрежьте,   оставив   кончик   для пришивания.Приложение №2. (рис. № 1). Вязание рук – 2 детали. Мела жированная пряжа, крючок 2мм. Наберите 2 ВП, во вторую от крючка петлю провяжите 4 СБН; 1­3­й ряд: 4 СБН по кругу (4); 4­5­й ряд: СБН, прибавляем через 1 петлю (10); 6­7­й ряд: СБН, прибавляем через 3 петли (16); 8­9­й ряд: 16 СБН по кругу; 10­ряд: СБН, убавляем через 3 петли (12); 11­ряд: 12 СБН по кругу. Набивать ручки не нужно. Завершите СС, нить закрепите, и отрежьте, оставив длинный кончик для пришивания.Приложение № 2 (рис № 2). 7 Динамическая пауза. Упражнения для глаз – быстро поморгай 30 секунд.  8 Практическая работа. Продолжаем свою работу по изготовлению куклы. Вязание туловища, пряжа……….., крючок 2мм. 1­й ряд: 6 СБН в кольцо амигуруми (6); 2­5­й  ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (18п.); 6­8­й ряд: СБН, прибавляем 6 петель (36); 9­14­й ряд: 36 СБН по кругу; Набиваем деталь по ходу вязания. 15­й ряд: СБН, убавляем 6 петель, (30); 16­18­й ряд: СБН, убавляем по 6 петель, (12); 19­й ряд: СБН, убавляем через 1 ВП, (6); 20­й   ряд:   СС,   нить   закрепите,   и   отрежьте,   оставив   маленький     кончик.   С помощью иглы спрячьте кончик нити внутрь детали. Приложение №2 . (рис. №3). Вязаниепередника, пряжа   ………, крючок 2мм. Наберите 13 ВП и ещё 3 ВП для подъёма. Начиная с 4­й от крючка петли провяжите 13 С…… Далее каждый ряд будет начинаться с 3 ВП подъёма, а затем – поворот и 13 С….. Количество рядов зависит от того, какой длины вы хотите сделать передник. У меня получилось…… рядов. Обвяжите неровные края передника. Приложение № 2. (рис. № 4). Вязание платочка, пряжа ….. , крючок 2мм. Сделаем скользящую петлю. 1­й ряд: В кольцо провяжите 7 ССН и затяните. 2­й ряд: 3 ВП, поворот, 3 ССН, 5 ССН в следующую петлю, далее по 1 ССН в оставшиеся 3 петли (11); 3­й ряд: 3 ВП, поворот, 5 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 5 ССН (15); 4­й ряд: 3 ВП, поворот, 7 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 7 ССН (19); 5­й ряд: 3 ВП, поворот, 9 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 9 ССН (23); 6­й ряд: 3 ВП, поворот, 11 ССН, 5 ССН в следующую петлю, 11 ССН (27); ……..завязки 30 ВП, затем 29 СБН по цепочке. 30 СС – крючок продевается в дырочки от воздушных петель платка. 30 ВП, затем 29 СБН по цепочки. Нить закрепите   и   отрежьте.   С   помощью   иглы   спрячьте   нити   внутрь   детали. Приложение № 2 .(рис. № 5 ). Вязание груди, 2 детали, пряжа ….., крючок 2мм. 1­й ряд: 4 СБН в кольцо амигуруми (4); 2­4­й  ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (10п.); 5­7­й ряд: 10 СБН по кругу; Отрежьте   рабочую   нить,   оставив   длинный   кончик   для   дальнейшей работы. Кончик нити вставите в иглу с широким ушком и аккуратно затяните, формируя мешочек и постепенно набивая его наполнителем. Когда отверстие закроется, оставьте длинный кончик нити для пришивания детали к туловищу. Сделайте таким же образом вторую деталь.Приложение № 2. (рис. №6). Вязание мешочков, 2детали, пряжа……., крючок 2мм. 1­й ряд: 4 СБН в кольцо амигуруми (4); 2­4­й  ряд: СБН, прибавляем через 2 петли (10п.); 5­6­й ряд: 10 СБН по кругу; Добавьте наполнитель или вставьте бусинку. 7­й ряд: СБН, убавляем через 1 петлю (5); 8­й ряд: в каждую петлю провязать по 3 СБН (15); 9­й ряд: СБН по кругу. Нить   закрепите   и   отрежьте,   оставив   длинный   кончик   для   пришивания. Приложение № . (рис. № ). Сборка деталей куколки. С помощью булавок, прикрепите туловище к голове   и   пришейте.   Закрепите   и   пришейте   ручки.  Прикрепите   передник   и пршейте его. Закрепите и пришейте грудь. Наденьте платочек и завяжите его сзади. Пришейте мешочки. Приложение № 3. (Рис. № 1).  КуколкаКубышка готова.Приложение № 3. (Рис. №2). Учащиеся самостоятельно выполняют работу по изготовлению куклы. Педагог контролирует всё работу, помогает тому, у кого возникнут вопросы и у кого не получается. Наблюдение педагога и коррекция деятельность детей: ­ определение правильного начало прибавления и убавления петель в работе; ­ определение правильного заполнения наполнителем или травами заготовки;   определение ­ изготовление,аккуратность выполнения работы; правильного     соблюдения   традицийпри ­ самоконтроль и взаимоконтроль. 1. Подведение итогов. Прекрасные   работы,   чудесная   выставка   кукол.   У   всех   получились замечательные   «Кубышки   ­   Травницы».   Ваша   кукла­обрядная,   которая поможет вам в трудную минуту, готова. Сегодня ваши куклы появились на свет. Вы – мастера, вы их изготовили, они у вас авторские.  2. Обобщение результатов. Рефлексия. Даётся   оценка   поведения   и   деятельности   учащихся   (трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, любознательность, мастерство и индивидуальность). Задаются вопросы: ­ Что нового узнали? ­ Что научились делать? ­ Как это делается? Достигли ли мы цели, которую поставили на занятие? 3. Организация домашнего задания. Прийти домой с хорошим настроением и в рабочую тетрадь найти и записать стихи про куклу. Сделать  любую зарисовку или эскиз под названием игровая кукла и  подготовить  краткий материал об игровых куклах. 4. Наведение порядка на рабочем месте. 5. Практическое применение полученных результатов:  ­ поздравление близких, знакомых, друзей. А сейчас я вам прочитаю стихпро куклу автор Лариса Рубальская. Фея знала своё дело, И, летая в небесах, Днём и ночью, то и дело Совершала чудеса. Фея кукол создавала, Мастерила, колдовала. Всё, чего она касалась, Оживало, просыпалось. И в её руках послушно Обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже, С человеческими схожи. И потом свои трофеи Раздавала людям фея, Потому что это средство, Чтобы вечно помнить детство. Заключение. Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об   окружающем   мире.   Возрождается   интерес   к   богатому   культурно­ историческому   наследию   нашей   Родины.   Народная   кукла   –   только   малая часть   этого   наследия,   в   ней   угадываются   древние   истоки   наших   далеких предков. Сегодня   интерес   к   декоративно­прикладному   творчеству   необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются старинные праздники и праздничные гуляния. Восстанавливая и развивая традиционные народные приёмы,   современные   мастера   привносят   долю   творческого   поиска     в изготовление народных кукол. Традиционные народные куклы наполняются новым   содержанием,   это   неизбежный   и   неразрывный   процесс   творчества, связывающий в неразрывную цепь уникальный исторический опыт. Человек, превращающий своё ремесло в творчество, знает, что любая вещь,   выполненная   своими   руками,   вбирает   в   себя   добрую   энергию   её   Таким   образом,   выполненные   народные   куклы   получились создателя.   авторскими,   так   как   изготовлены   они   в   единственном   экземпляре, придерживались народным традициям, представляют собой плод длительного и   кропотливого   труда.   Конечно,   они   отличаются   от   лоскутной   народной куклы особым рельефом поверхности, цветовой гаммой и формой выполнения деталей. Но эти особенности привлекают внешне к вязаной кукле. Одежда кукол   выполнена   по   мотивам   русских   народных   костюмов,   что   позволяет говорить     том,   что,   несмотря   на   внесение   обучающимися   декоративные элементы, в одежде все же сохранились народные традиции. Различные   исторические   этапы,   через   которые   проходила   Россия, оставили свой след в формирование её культурного наследия. Список литературы: 1 Дайн Г. Л., Дайн М. Б., Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.­М: Культура и традиции, 2007; 2 Зимина З. И. Текстильные обрядные куклы. Ладога­ 100, 2007.­64с., ил. 3 Котова  И.  Н. ,  Котова  А. С.  Русские  обряды  и  традиции. Народная кукла. ­ СПб: Паритет, 2006.­240с.  4 Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.­ ООО Белый город, 2010. 5 Степанов   П.   А.,   Григорьева.   Внеурочная   деятельность   школьников.­ Просвещение. 2011. 6 Федоров   Г.   Я.   Дари   людям   красоту:   Из   практики   народных художественных ремесел, ­ Просвещение. 2006. 7 Чарская   О.   В.   Приложение   к   журналу   «Девочки­Мальчики».   Школа ремесел, ­ Полистар. 2015. Приложение № 1 Рис № 1                                                                 Рис № 2 Рис № 3Рис № 4 Рис № 5                                                                       Рис № 6 Приложение № 2 Рис № 1 Рис № 2 Рис № 3 Приложение № 3 Рис № 4 Рис № 5 Рис № 6 Приложение № 4 Рис № 1 Рис № 2 Приложение № 5

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"

Методическая разработка занятия "Народные куклы. Кубышка - Травница"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017